Регистрация

«Гетман Сагайдачный» уплыл в карман Порошенко

16.03.2017  23:13
1 793
1
Для тех, кто переживает за судьбу Военно-Морских сил Украины две новости. Как водится — одна хорошая, а другая плохая. Первая: до предела изношенный флагман флота соседней страны фрегат «Гетман Сагайдачный», спущенный на воду 27 лет назад еще в Советском Союзе, наконец, дождался докового ремонта и начала модернизации. На это дело Киев выделил 14,5 миллиона гривен (около 550 тысяч долларов). Мало того — на днях подписан соответствующий контракт с заводом на осуществление необходимых работ.

Новость вторая: ремонтировать «Гетмана Сагайдачного», который давно дышит на ладан и несколько лет вообще не выполнял ракетных и артиллерийских стрельб, про который советник украинского президента Юрий Бирюков не так давно написал в соцсети: «Адский ад, ничего не работает», по сути, негде и некому. Модернизировать — тем более.

Однако обо всем по порядку. Перед нами уникальная ситуация. Страна, которая получила в наследство крупнейшие в мире верфи и судоремонтные предприятия в Николаеве, Киеве, Херсоне, Измаиле, Ильичевске даже при наличии финансов не в силах привести хотя бы в какой-то технический порядок свой единственный крупный боевой корабль. История с подготовкой «Гетмана Сагайдачного» к долгожданному докованию убедительно это подтверждает.

С конца минувшего года, когда стало известно, что гроши для фрегата все же Киев нашел и включил предстоящий ремонт в гособоронзаказ-2017, Минобороны Украины мучительно искало, куда бы пристроить корабль. Казалось бы, вариантов — пруд пруди. Только в Николаеве — ставший знаменитым в советские годы Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ), некогда спускавший на воду тяжелые авианесущие крейсеры. Или «Судостроительный завод имени 61-го коммунара», еще не забывший, как из него выходили новенькие большие противолодочные корабли, уникальный океанский корабль комплексного снабжения «Березина», спасательное судно первого ранга «Эльбрус» и другие. Или не менее могучий николаевский судостроительный завод «Океан». Что для них, казалось бы, доковый ремонт какого-то фрегата? Семечки…

Сейчас все иначе. Некогда тесные от множества флотских заказов причалы поросли травой. Верфи разграблены. Персонал уволен. В цехах порой работников прокуратуры больше, чем рабочих — расследуют тучи уголовных дел о практически тотальном воровстве на верфях. Скажем, три месяца назад военная прокуратура Украины занялась масштабным хищением государственных средств, выделенных на ремонт на «Судостроительном заводе имени 61 коммунара» ракетного катера «Прилуки» и десантного катера «Сватово». Имущество завода «Океан» вообще давно арестовано за долги и он не вправе вести никакой хозяйственной деятельности.

Что остается? Тоже едва живой Черноморский судостроительный завод. Он и подал заявку на участие в конкурсе на доковый ремонт «Гетмана Сагайдачного». Это начинание, без сомнения, было обречено с самого начала. В частности, потому, что ЧСЗ входит в группу «Смарт-Холдинг», которую контролирует один из богатейших людей Украины Вадим Новинский, депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока». Тот самый, которого в феврале 2014 года сам Петр Порошенко прилюдно обозвал «с*кой православной». В декабре 2016 года Новинский и вовсе попал в президентскую опалу и был лишен депутатской неприкосновенности. Ну и как такому человеку давать заработать на гособоронзаказе?

Впрочем, возможно и перечисленные «грехи» нардепа Новинского перед нынешним киевским режимом в деле распределения денег на ремонт фрегата не были главным фактором. Скорее всего, главным стало то, что вторым претендентом на полмиллиона долларов от военных стало киевское ПАО «Завод «Ленинская кузня». Просто потому, что ни для кого на Украине не секрет, для кого оно зарабатывает деньги. Все просто: наблюдательный совет «Ленинской кузни» возглавляет Алексей Иванович Порошенко. Отец нынешнего президента страны. Против такого административного лома защиты в тех краях пока не придумали.

Так все и случилось. Заказ «по справедливости» уплыл в Киев. Но вот проблема: завод «Ленинская кузня» стоит высоко на Днепре, способен спускать на воду лишь корабли и суда с малой осадкой, а фрегат-то базируется в Одессе! И по мелководью дотащить его к порошенковской «Ленинской кузне» никак невозможно. Однако кого в этой удивительной стране волнуют такие мелочи, когда на кону хрустящие доллары?

В украинских СМИ появились сообщения, что на самом деле «Гетману Сагайдачному» выпадет дорога очень недальняя — из Одессы в Ильичевск, до которого всего-то два десятка километров. Там расположено ОАО «Ильичевский судоремонтный завод», располагающее самыми крупными в стране доками. В один из них и решено, вроде бы, по субподряду за малую толику в десять процентов от общей суммы затолкать многострадальный фрегат. Таким образом, ремонтом займутся ильичевцы, а основная масса денег от военных пойдет в бездонные карманы семейства главы государства. Изящно, не правда ли?

Только даже не мелководный Днепр — главное препятствие на пути восстановления технической готовности фрегата. Главное — в Ильичевске отродясь не занимались ремонтом боевых кораблей. Например, там вряд ли найдутся спецы по замене 100-мм артиллерийской установки АК-100 на совершенно другое орудие, радиолокационных станций и т. д. Но именно этим, очевидно, придется заниматься одновременно с четырехмесячным докованием. Или хотя бы подготовкой к таким работам. Потому что для «Гетмана Сагайдачного» в бюджете страны по программе 2101150 «Развитие вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины» на нынешний год выделено 91 миллион гривен (3,37 миллиона долларов). По словам командующего ВМСУ вице-адмирала Воронченко, в ходе модернизации на «Гетмане Сайгайдачном» «планируется заменить радиолокационные системы и артиллерию. Новое оборудование, которое будет установлено, изготовлено в Украине и в странах-партнерах».

Тут, вообще-то еще одна загадка. Корабельные артустановки на Украине делать пока не научились. Тогда надежда Киева на «страны-партнеры»? Но такое решение означало бы, что Украина осуществила бы свою голубую мечту — начала получать из-за рубежа так называемое летальное оружие. До сих пор, несмотря на все политические усилия, этого не удавалось.

Только вряд ли договорились и теперь. Об этом всего два месяца назад, в январе 2017 года, свидетельствовал начальник Генерального штаба ВСУ генерал армии Виктор Муженко. Отвечая в Брюсселе на вопрос журналистов о том, что мешает Киеву достроить первый корвет собственной конструкции «Владимир Великий», который в полуфабрикатном состоянии с 2011 года мается в одном из цехов Черноморского судостроительного завода, Муженко прямо признал: «Возникает вопрос способности нашей промышленности достроить этот корвет… Недопустимым является получение комплектующих для корабля из России, производство необходимо наладить в Украине… Особенно проблемная ситуация в отношении комплекса вооружения корабля такого класса. У нас пока нет таких систем, их нужно закупать. Пока нет политических решений других стран на передачу или продажу нам летального вооружения».

Что это означает? Что для украинского корвета пушек нет, а для фрегата отыщутся? В январе сложные системы корабельного вооружения никто на Западе не собирался поставлять Украине, а в марте, наконец, вопрос решился? Ну, не бывает таких чудес. А сами автоматические корабельные артустановки АК-100, напомню, производит только петербургское КБ «Арсенал». Систему управления огнем для нее — московское ФГУП «КБ «Аметист». Туда путь украинским военным надолго закрыт.

Так что, вероятнее всего, с артиллерией на «Гетмане Сайгайдачном» и после ремонта с модернизацией все останется по-прежнему. Как именно — это можно узнать из дефектной ведомости, которая на днях в Сети опубликовала известный военный эксперт Диана Михайлова. В частности, в казенной бумаге записано: «100-мм артиллерийская установка АК-100. Не работает противооткатное устройство. Не работает приемник автомата. Не работает механизм предупреждения стрельбы в небезопасных зонах. Необходим ремонт поворотной платформы. Не работают приводы наведения артустановки. Не работает затвор. Подтекает гидросистема. Неисправен механизм подачи боеприпасов из подбашенного отделения в камору ствола. Неисправна система охлаждения и продувания ствола. Амбразурный щит не держит воду. Нестабильна работа электрооборудования. Нестабильна работа электрических следящих приводов. Требуется ремонт прицельного устройства».

Вообще эта ведомость читается как детектив. Допустим, про зенитно-ракетный комплекс флагмана ВМСУ так значится: «ЗРК „Оса-МА2“. Горит индикация неисправности большей части блоков. Неисправен привод наведения антенной колонки. Неисправны станции определения и сопровождения целей. Не работает схема автозахвата целей. Не работают индикаторы определения дальности. Не работает стабилизация антенного поста по бортовой и килевой качке. Гидросистемы не герметичны. Нестабильна работа стартовой автоматики (еще бы, после всего-то перечисленного!). Не работают стопоры антенн».

Так ведь и «Осу-МА» в обозримой перспективе тоже неизвестно, кому и как чинить. Потому что изготовлена она тоже в злокозненной России. Разве что капризный белорусский Батька предложит помощь Киеву. Ведь Минск давно и прочно сотрудничает с Украиной в области создания средств ПВО. В частности, напомню, в 2011 году впервые состоялись испытательные стрельбы белорусско-украинского зенитно-ракетного комплекса Т3 «Стилет».

Так вот, модернизацией бывшего советского комплекса «Оса» белорусы тоже давно занимаются. И даже на новой элементной базе создали свой собственный. Назвали его «Оса-1Т». Но это все же сугубо сухопутная боевая машина, для воздушного прикрытия войск и важных объектов. Применение же подобных ракет с корабля имеет множество особенностей, которых у «Осы-1Т» точно быть не может.

Но продолжим про «Гетман Сагайдачный». Еще из упомянутой дефектной ведомости можно узнать, что настоящая беда у него с рулевой машиной РЭГ8−3. Хронически течет масло из насосов, трубопроводов гидравлики. Внезапно исчезает дистанционное управление из ходовой рубки.

На стальной вертолетной палубе — «сквозное растрескивание сварных швов».

На мачте флагмана, как становится понятным, неизвестно зачем иногда вращаются две параболических антенны основных «глаз» корабля — станции обнаружения надводных и воздушных целей «Ангара-А». Неизвестно зачем, потому что станции этой на «Гетмане» доверять, как и оказалось, совершенно нельзя. При ее работе «возникают ложные аварии, не работает автоматическая синхронизация». Дает «ложные показания».

Вот что такое «адский ад» в переводе с украинско-бирюковского языка советника президента Порошенко. Уверен, не одному мне кажется: всерьез рассчитывать, что флагмана ВМСУ каким-то чудом в ближайшие годы удастся оживить, просто невозможно. А вот прикарманить хорошие по киевским масштабам деньги на якобы ремонте и будто бы модернизации — милое дело. Особенно, когда вожделенные миллионы долларов — это будут кого надо миллионы.

Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.

2 0
Рейтинг: 2
Комментарии (1)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти с помощью:
  1. 17.03.2017
    11:25
    0
    Судя даже по отрывкам из ведомости дефектов, 91 млн грн не хватит. Сильно не хватит. Плюс надо еще найти специалистов. Ну и учесть традиционный распил. Похоже, кораблик стает надолго, если не навсегда.
Читайте также:
Порошенко пытается убедить ООН, что миротворцы должны подчиняться Киеву
Важно
22.09.2017 11:36
0
С темы невмешательства во внутренние дела суверенных государств начал свое выступление на трибуне ООН Сергей Лавров. Говоря о Донбассе, министр иностранных дел отметил: власти Украины продолжают идти на уловки, чтобы не соблюдать Минские договоренности. В это же время Петр Порошенко пытался убедить ООН в том, что силы Всемирной организации должны поддерживать только Киев.
Крис Роман: Западные СМИ нагло врут о ситуации в Крыму
22.09.2017 13:02
whoswhos.org
0
Политолога возмущает, что про Крым пишут журналисты из ЕС, которые там никогда не были. Они либо выдумывают разные байки, либо намеренно берут интервью у меджлисовцев, которые тоже давно не живут в Крыму и не в курсе происходящего.
Максим Равреба: В США выяснилось, что Порошенко неизлечимо болен
22.09.2017 15:02
whoswhos.org
0
Внимательный журналист обратил внимание на распухшие ноги Порошенко, которые едва помещаются в туфли. Очевидно, что у него лимфостаз. При этом заболевании жидкость накапливается в тканях. Как правило, лимфостаз является следствием сердечной недостаточности и патологии почек. Кроме того, лимфостаз зачастую появляется из-за травмирования лимфоузлов в процессе лечения рака.
Провокации и инсценировки "оппозиции": дело Ляскина может побить все рекорды
22.09.2017 14:00
rueconomics.ru
0
После того, как правоохранительные органы отпустили под подписку о невыезде подозреваемого в нападении на главу московского штаба Навального Николая Ляскина, сам потерпевший заявил, что это «скотство» и говорит о спайке «силовиков», «администрации президента» и «мразей».
Скандальное расследование MH17 в тупике: Запад выгораживает Украину
22.09.2017 15:38
inforeactor.ru
0
Прокуратура Нидерландов продолжает закрывать глаза на важные обстоятельства в скандальном расследовании крушения Boeing 777 над Донбассом, тем самым выгораживая украинскую сторону.
Последние комментарии
Хех. Одно могу сказать, наш главный и гос. оператор страны (LMT - Latvijas mobilas telefons) пожаловался на плохую мобильную связь и связал это с помехами изза учений :) Даже указали откуда шли помехи :) Аж с самого Балтийского моря. У других проблем не наблюдалось )
Капитан
Если взялась Россия за Сирию , нужно идти до победы . И перестать смотреть на США , что бы их не задеть . Да все все знают что писать .
Рядовой
Россия создала все условия для финансирования армии США. "... Ох когда же солнце встанет над кладбищем моей Родины..."
Капитан