Регистрация

Самолет дальнего радиолокационного позора Украины

11.05.2017 23:26
1 075
0
В ближайшей перспективе боевая авиация Вооруженных сил Украины намерена обзавестись собственным самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ). Об этом объявило ГП «Антонов».

Концепция будущей машины на базе ближнемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета Ан-148, находящегося в эксплуатации с 2009 года, уже представлена в Киеве министром обороны страны генералом армии Степаном Полтораком и секретарем Совета национальной безопасности и обороны Александром Турчиновым. По их замыслу, замысленный Ан-148ДРЛВ будет иметь инструментальную дальность загоризонтного обнаружения свыше 400 километров, воздушные цели малого размера типа «истребитель» даже в условиях плотных помех от него не скроются уже на дистанции в 350 километров и на высотах до 25 километров. РЛС кругового обзора будет иметь классификацию «свой-чужой». Продолжительность непрерывного патрулирования без дозаправки в воздухе на скорости 450 км/ч — до 8−10 часов.

Словом, на выходе по киевским планам обещан этакий украинский AWACS (Airborne Warning and Control System), без которого совершенно невозможно вести современную войну. По основным тактико-техническим характеристикам уступающий, правда, не только американскому аналогу, но и российскому А-50У (скажем — в полтора раза по дальности обнаружения целей). А уж тем более — перспективному российскому самолету ДРЛОУ А-100 «Премьер», который уже испытывается в Таганроге.

Ни одного самолета такого класса в украинской армии пока нет. Функции воздушной разведки там пока возложены исключительно на Ан-30 (по состоянию на 2016 год в строю Воздушных сил Украины их оставалось три единицы) и Су-24МР (семь единиц). Но Ан-30 не просто стар, он суперстар. Создавался в середине 60-х годов прошлого века. Причем — для аэрофотосъемочных и геодезических работ. И в разведчики украинскими военными определен, главным образом, от безысходности. А более новый всепогодный тактический самолет комплексной разведки Су-24МР, который родился из фронтового бомбардировщика, в силу даже одного этого обстоятельства предназначен в основном для обнаружения наземных целей. Для такой ограниченной войны, как в Донбассе, он вполне годится. Но полет крылатых ракет или истребителей противника точно не увидит, и наведение на них своих сил выполнить не в состоянии. В современном бою поэтому способен играть весьма ограниченную роль.

Поэтому мечты украинских военных о собственных AWACS вполне логичны. Вот только осуществимы ли они?

Да, у фирмы «Антонов» со времен СССР есть определенные заделы по самолетам ДРЛОУ. История этих разработок такова. К концу 70-х годов прошлого века в Советском Союзе пришли к выводу, что успехам Израиля в боевых действиях с арабами очень помогли современные по тем временам тактические американские самолеты ДРЛО Е-ЗА, поставленные Тель-Авиву. У нас к тому времени аналогичные функции были возложены на устаревший стратегический Ту-126. Ему срочно требовалась замена. Новая разработка была поручена «антоновцам». Так к началу 80-х годов появился Ан-71, по кодификации НАТО Madcap («Сумасброд»). Впоследствии в Киеве на его основе была предпринята неудачная попытка создания еще и советского палубного самолета-разведчика (наш ответ американским Е-2С «Хокай») для тяжелых авианесущих крейсеров.

Первый полет Ан-71 совершил в июле 1985 года. Всего на базе пассажирского Ан-72 было построено три экземпляра самолета-разведчика. Но дальше дело не пошло и вскоре многообещающий проект испустил дух вместе с СССР. В серию он не пошел. Тем не менее, один Ан-71 доселе стоит где-то на территории ГП «Антонов», а другой отправлен в киевский музей авиации возле аэропорта Жуляны. Вся конструкторская документация у «Антонова» наверняка сохранилась. И с этой точки зрения клонирование самолета тридцатилетней давности, полагаю, затруднений у украинских инженеров не вызовет. Но основная их беда в другом.

Говоря коротко — Украина, похоже, давно и прочно разучилась строить военные самолеты. Боевые никогда и не умела, получала их исключительно из других республик бывшего СССР. Но военно-транспортные и пассажирские когда-то там делали отлично. Теперь о том славном прошлом впору печально петь седовласым гуслярам, если их продолжатели еще остались в этой несчастной стране.

Нынешняя суровая реальность такова: последний на сегодня самолет «антоновцы» выпустили больше двух лет назад, в апреле 2015 года. Был это пассажирский Ан-148, и отправился он в Северную Корею. С той поры как отрезало. В сборочных цехах стоят десять недостроенных Ан-148 и Ан-158. Но с них, кажется, некому даже пыль смахивать. На нынешний год намечено начало серийного производства пассажирских Ан-178 для зарубежных партнеров. Только, думаю, те партнеры уже сильно искусали свои локти, поскольку даже подготовкой к серийному выпуску этих самолетов никто в Киеве еще и не занимался. Остановлены даже летные и сертификационные испытания Ан-178.

С большой помпой Киев анонсировал соглашение с Саудовской Аравией по разработке на деньги шейхов нового самолета Ан-132. Общая стоимость опытно-конструкторской работы по контракту должна была составить 116 миллионов долларов, из которых 40 миллионов вложила саудовская сторона. В конце 2016 года с участием президента Петра Порошенко выкатили якобы первую машину для испытаний. Но, во-первых, скоро выяснилось, что к цифровому обозначению марки самолета почему-то прилипла скромная буковка Д. Получилось — Ан-132Д. То есть — рожденный ползать самолет-демонстратор.

А потом к огорчению саудовцев выяснилось, что оставшиеся на «Антонове» умельцы слепили новое чудо мирового самолетостроения из того, что осталось под рукой в цехах и удалось по дешевке привезти из-за границы. Поэтому, по свидетельству украинской газеты «Зеркало недели», планер самолета-демонстратора это «на 90% планер Ан-24, который совершил первый полет еще в 1959 году». А канадские турбовинтовые двигатели PWC-150, что прицепили к Ан-132, в гражданской авиации страны-импортера (в частности, на пассажирских самолетах Dash-8Q-400) используются уже более двадцати лет. Американское, французское и британское бортовое оборудование тоже за рубежом эксплуатируется уже много лет и на Ан-132Д установлено без существенных изменений. Но чего не сделаешь, чтобы прикарманить 40 миллионов долларов, отстегнутых щедрыми арабами!

Причем, обратите внимание — речь пока идет исключительно о пассажирских и транспортных самолетах, которые раньше в Киеве пекли как пирожки. С военной продукцией все наверняка окажется намного сложней, поскольку ею украинские авиастроители практически не занимались со времен СССР. Но не будем пугать, послушаем лучше знающих людей с самой Украины. К таковым, безусловно, следует отнести председателя Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского. То есть, человека, без подписи которого на осуществление проекта с Ан-148ДРЛВ из бюджета не будет выделено ни гривны.

Так вот, в октябре 2016 года на «круглом столе» в Киеве Пашинский заявил: «О каких военных самолетах в Украине мы можем говорить? Ну, зачем даже фантазировать на эту тему? Украина ни технологично, ни финансово не в состоянии создать свой военный самолет даже самого легкого плана… Наш потенциал — это броневик „Дозор“ и миномет „Молот“. Это два вида вооружения, которое мы создали. А когда мы говорим — самолеты, авианосцы… Отрасли все уничтожены, потенциал нулевой, денег нет».

Чтобы развеять последние сомнения соотечественников, депутат Пашинский привел пример с чехословацким учебно-боевым самолетом Л-39, на основе которого наиболее дерзкие умы в Киеве давно предлагают начать конструировать исконно украинский легкий и сравнительно дешевый истребитель или даже штурмовик. «Создание военного самолета типа Л-ки — это 3−4 млрд долларов. У нас ГОЗ на этот год — чуть больше 100 млн долларов… У нас нет никакого потенциала. Весь наш потенциал заключался в следующем: берешь у Минобороны танк Т-72 или Т-64 по цене металлолома, заводишь его на бронетанковом заводе, ремонтируешь и продаешь за 400 тысяч долларов.

Да, мы за счет тотальной распродажи имущества, которое получили в наследство от Советского Союза, были в десятке экспортеров мира. Но давайте называть вещи своими именами: это не потенциал ВПК, это потенциал Советской армии, который нам достался. У нас одно-два изделия, которые могут хоть как-то конкурировать и иметь маленькую нишку на внешних рынках. Все остальное — не работает".

И эта речь депутата Верховной рады Пашинского — единственная, кажется, которая не вызывает лично у меня никаких возражений. Так что пусть в Киеве тешатся будущим собственным самолетом ДРЛОУ. Лишь бы не плакали.

А в это время

Перед самым Первомаем стало известно о судьбе одного из контрактов времен «незалежности» фирмы «Антонов». В 2013 году кубинцы имели несчастье подписать с Киевом соглашение о поставке на остров Свободы всех шести построенных Украиной региональных пассажирских самолетов Ан-158. Удивительно, но сделка украинцами была завершена в срок. «Крайний» борт передан авиакомпании Cubana de Aviacion в июне 2015 года.

Поначалу Ан-158 выполняли рейсы в Мексику, Доминиканскую республику, Коста-Рику, Венесуэлу, Колумбию, Гаити. Но недолго. Начались массовые отмены и задержки рейсов из-за технического состояния самолетов и несвоевременных поставок комплектующих. В итоге из запланированных в расписании на первые месяцы 2017 года 116 регулярных рейсов Ан-158 отменены 38 (33%). А из выполненных 78 рейсов — 36 (46%) выполнены с задержками.

В итоге, по состоянию на 30 апреля, пять из шести украинских Ан-158 кубинцы были вынуждены поставить на прикол. Авиакомпании Cubana de Aviacion считает убытки. А фирма «Антонов», стало быть, продолжает мечтать о новых трудовых подвигах.

Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.

0 0
Рейтинг: 0
Комментарии (0)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти с помощью:
Читайте также:
Прорыв Дальнего Востока: новый способ повысить урожайность овощей
29.05.2017 11:34
politpuzzle.ru
0
Сезон огородников в разгаре. Именно поэтому ученые и их подмастерья активно разрабатывают новые способы, как можно увеличить урожайность. Это получилось у студентов с Дальнего Востока!
Встреча в Версале: о чём будут говорить президенты России и Франции
29.05.2017 09:57
narod-novosti.com
0
В понедельник, 29 мая, в Париже пройдут переговоры Владимира Путина и новоизбранного лидера Франции Эммануэля Макрона, который пригласил президента России в ходе телефонных переговоров 18 мая.
Создатель «Карточного домика»: наш сериал – документальный фильм для Кремля
28.05.2017 21:07
politros.com
0
Майкл Доббс в интервью британскому таблоиду Daily Mail выразил уверенность в том, что президент России Владимир Путин, а также его окружение смотрят его сериал.
СБУ ударила по школьникам Закарпатья: «патриоты» не должны ездить на москальских машинах
29.05.2017 15:02
the-blogger.ru
0
СБУ горделиво рапортует о блокировании закупки российских автомобилей. Власти Закарпатья хотели сработать в обход «санкций»
Альянс превыше всего: как Эстония ущемляет права своих граждан ради НАТО
28.05.2017 19:36
www.imperiyanews.ru
0
Случившийся накануне в Эстонии скандальный инцидент с увольнением одного из министров за антинатовские настроения совпал по времени с ещё одним трагическим курьезом. Об этом рассказал в интервью радио «Спутник» колумнист Владимир Барсегян, который сравнил Эстонию с «храмом НАТО», в котором все должны целовать «золотой» солдатский ботинок.
Последние комментарии
Погонная, значит руководить будут в погонах, что и есть на самом деле, во всех ветвях власти погонные
Рядовой
Роберт Фарли либо идиот, либо написал заказную статью, направленную на "обывателя". Даже самые воинственные американские генералы понимают, что не потянут войну. Даже обычную, без ЯО, и только против России, не говоря за два фронта. Мощь авианосцев нивелируется...
Старший лейтенант
Европейско - мигрантский геморрой только ещё созревает. Когда Европа совсем потеряет разум от нашествия чернобровокожих и начнёт их повсеместно вытеснять из европространства, что скорее всего, - то их заселение, как и исход,- является "хитрым" планом руководящей...
Капитан