Регистрация

Десантные корабли проекта 12322 «Зубр»

31.05.2013 15:03
14 959
3
Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП), военное судно на воздушной подушке. Самый большой корабль на воздушной подушке в мире.

МДКВП, самый крупный в мире десантный корабль на воздушной подушке, предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск.

Кроме того, он может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.


История проекта

«Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире. Этот корабль способен на скорости легкового автомобиля пройти 300 миль. Этого достаточно чтобы пересечь, например Черное море, накрыть залпом огня береговые укрепления противника и высадить морскую пехоту с бронетехникой. Мало кто знает, что «Зубр» создавался как ударный катер с мощными крылатыми ракетами, а был и другой фантастический проект - мобильная стратегическая установка с ядерным оружием на борту. Но удивительная способность корабля на воздушной подушке «Зубр» передвигаться одинаково по земле и воде заставила военных пересмотреть свои планы. История рождения этих уникальных судов полна тайн и неожиданных конструкторских находок.

К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию были запущены и давно эксплуатировались такие корабли как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».

Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. КБ приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.


Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.


Конструкция

Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря" — „Машпроект"». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.




Десантная вместимость

Корабль способен перевозить:

  • 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн
  • или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
  • или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
  • или 8 плавающих танков.
Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).

Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.


Строительство кораблей

Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Cудостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в том числе в состав радиоэлектронного вооружения.



К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 МДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине были переданы 3 строевых корабля «Краматорск», «Горловка», «Артемовск» и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них («Донецк») в июне 1993 г. был достроен и введён в состав ВМС Украины. Впоследствии 3 из них были списаны. ru.wikipedia.org

Основные характеристики
Водоизмещение555 тонн
Длина57,3 м
Ширина25,6 м
Высота21,9 м (наибольшая по ВП)
Двигатели5 ГГТА
Мощность5 × 10 000 л. с.
Скорость хода60 узлов (111,12 км/ч)
Дальность плавания300 морских миль
Автономность плавания5 суток
Экипаж27 человек
Вооружение
Артиллериядве пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой
Зенитная артиллериядве 30 мм автоматические установки типа АК-630(боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02
Ракетное вооружение8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла»


Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.

0 0
Рейтинг: 0
Комментарии (3)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти с помощью:
  1. 23.08.2014
    15:48
    0
    Шаврин не пидр, он предатель. Корабль уникален. Здорово повышает мощь морского десанта. Они это знают.
  2. 18.10.2015
    13:26
    0
    Один раз видел...Содом иГамора водном лице! devil Я-бы fear
  3. 18.12.2015
    22:26
    0
    Жаль что двигун укровский.
Читайте также:
Цена нефти: сланцевики США теряют влияние
22.05.2017 13:44
rueconomics.ru
0
Резкий рост цены нефти Brent впервые с 18 апреля выше отметки в $54 за баррель на Лондонской бирже ICE напрямую связан с уверенностью, что предстоящие переговоры России и ОПЕК по поводу продления сокращения нефтедобычи будут успешными. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Необычный советский автомобиль: плавающий джип ВАЗ-2Э2122
21.05.2017 21:01
politros.com
0
Второй вариант плавающего внедорожника созданный на базе прототипа «ВАЗ-Э2122».
Порошенко с позором бежал от украинцев
22.05.2017 17:09
narod-novosti.com
0
Порошенко в привычной манере попытался увильнуть от ответа. Он запустил заезженную пластинку про «российскую агрессию». Но - не пошло. Разгневанные украинцы слушать отговорки не хотели
СМИ: В Сирии погибли двое российских военнослужащих
22.05.2017 14:10
info-leaks.ru
0
Из Сирии пришло сообщение о гибели двух российских военнослужащих в этой стране. РИА Новости со ссылкой на совет регионального отделения ВОО ветеранов "Боевое братство" в Еврейской автономной области сообщает, что речь идёт о капитане ВС РФ Евгении Константинове. Российский офицер погиб 3 мая текущего года.
Танк на все времена: Перу хочет улучшить свои Т-55
21.05.2017 21:16
politexpert.net
0
Военная техника советских инженеров до сих пор котируется на оружейном рынке, что подтверждается особым интересом перуанских властей к танкам СССР.
Последние комментарии
Мы очень долго пятились назад, а дальше не куда. Нам продолжали ездить по ушам что это не против нас, а против каких то террористов, занавески сброшены, это против нашей страны, жаль что потерянно время и мы сдали свои позиции благодаря нашим...
Капитан
мощным сдерживающим фактором для тех, кто рассматривает возможность высадки натовского десанта в Калининградской области : - но ведь этот натовский десант будет высаживаться в Калининградской области, а не в Берлине.
Младший лейтенант