Регистрация

Лукашенко обошел Россию

03.02.2016  15:27
3 488
4


К Транскаспийскому маршруту, идущему в обход России, присоединились Литва и Белоруссия. Им предлагается доставлять грузы в Азию через украинский порт в Одессе. Вильнюс и Минск хотят обезопасить себя от непредсказуемой внешней политики Москвы, считают политологи.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Кабинет министров Украины подписал с Литвой меморандум об объединении проекта «Шелковый путь» с проектом «Викинг». Об этом сообщил премьер-министр Арсений Яценюк в ходе совещания в украинской железнодорожной компании «Укрзализныця». Таким образом, Литва станет первой страной — членом Евросоюза, которая присоединится к железнодорожному маршруту, идущему в обход России. Белоруссия, хоть и не участвовала в подписании меморандума, также к ним присоединится, поскольку уже участвует в проекте «Викинг».


Речь идет о поезде комбинированного транспорта «Викинг», который проходит по территории Литвы, Украины и Белоруссии.

Поезд начал курсировать на регулярной основе в 2003 году. Он является совместным проектом железных дорог Литвы, Украины и Белоруссии, стивидорных компаний (компании, связанные с погрузочно-разгрузочными работами) и портов Клайпеда, Ильичевск и Одесса. Общая протяженность маршрута Драугисте (Литва) — Минск (Белоруссия) — Ильичевск (Украина) составляет 1,766 тыс. км. Объем грузоперевозок «Викинга» колеблется от 2 тыс. до 5 тыс. контейнеров в год. За восемь месяцев 2015 года объем перевозок составил 3,92 тыс. контейнеров.

Обсуждение возможных путей грузоперевозок из Азии в Центральную Азию и Европу «в обход России» активизировалось в прошлом году, хотя сам транскаспийский маршрут, носящий название «Шелковый ветер», был разработан еще в конце 2012 года.

Работа над «Шелковым ветром» велась в рамках другого транспортно-логистического проекта — TRACECA (транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия), целью которого являлось укрепление международного экономического сотрудничества между Евросоюзом и странами Черноморского региона, Южного Кавказа и Центральной Азии.

Пока о полномасштабной работе Транскаспийского маршрута говорить преждевременно. В прошлом году по нему было пущено только три демонстрационных контейнерных поезда из Китая. Первый, из китайского Шихэцзы в азербайджанский порт Алят, состоял из 82 контейнеров с каустической содой и был запущен в августе. Второй, прибывший из китайского Алашанькоу в Тбилиси в начале октября, состоял уже из 44 контейнеров, почти в два раза меньше, чем в первом поезде. Третий поезд, проследовавший до Стамбула в декабре 2015 года, насчитывал всего 21 контейнер.

В январе 2016 года Транскаспийский маршрут сделал новый поворот — на Украину.

Из-за вступления в силу новых правил транзит грузов из Украины через территорию России практически прекратился. Согласно указу президента России, все авто- и железнодорожные перевозки с Украины в Казахстан должны осуществляться только через пункты на российско-белорусской границе и только в опломбированных емкостях, оборудованных средствами идентификации на базе ГЛОНАСС.

Как следствие, Украина, для которой Казахстан является важным торговым партнером, попыталась найти возможность доставки грузов в обход России и 15 января запустила первый демонстрационный контейнерный поезд из Ильичевска в Казахстан (конечная станция — Достык, на границе с Китаем) через территорию Грузии и Азербайджана. Поезд был гружен товарами для экспорта в Казахстан, в основном это были продукты питания и напитки — одна из главных статей экспорта с Украины в Казахстан.

Несмотря на то что расчетное время прохождения, как заявлялось украинской стороной, должно было составить сначала девять суток, а потом уже не более двух недель, поезд добрался до станции Достык только спустя 16 суток: два дня поезд потерял из-за простоя, связанного с задержкой в оплате со стороны заказчика.

Украинская сторона настаивает на том, что использование Транскаспийского маршрута может сократить время в пути в несколько раз по сравнению с морскими перевозками, которые являются пока лидерами в способах доставки грузов из Китая в Европу. Если по морю груз идет в Европу 40–45 дней, то по маршруту «Шелкового ветра» время сократится в три-четыре раза. Конкурентоспособной будет и стоимость грузоперевозок: по словам украинского министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, доставка по маршруту будет сравнима с российским транзитом.

Во вторник, 2 февраля, Арсений Яценюк заявил о необходимости сокращения движения нового контейнерного поезда по «Шелковому пути» до 10 суток. «Это позволит нам сократить затраты на транзит и ускорить его. Сейчас стоимость перевозки одного контейнера около $5,5 тыс., это, признаться, несколько дороже, чем традиционный путь через Россию», — сказал Яценюк в ходе совещания в «Укрзализныце».

Впрочем, по мнению экспертов, Транскаспийский маршрут пока все равно не готов к существенному увеличению грузоперевозки.

Главными недостатками этого пути является частая смена модальности. Поезд преодолевает две паромные переправы — через Черное море (Ильичевск — Батуми) и через Каспийское море (Алят — Актау). Усложняет процесс доставки грузов и необходимость прохождения нескольких таможенных режимов на пути следования.

Сдерживающим фактором является и его серьезная инфраструктурная неготовность. Так, между Ильичевском и Батуми курсируют лишь два парома, а в порту Актау только два причала могут осуществлять прием контейнерных грузов.

«Поезд «Викинг» коммерческий, достаточно успешный проект, но он занимается тем, что перекидывает некоторые излишки грузов между портами Клайпеды и Ильичевска, которые являются не самыми крупными контейнерными портами», — отметил руководитель проекта Ifranews Алексей Безбородов. По его словам, ожидать массового оттока грузов с российского транзита не приходится.

После присоединения Литвы и Белоруссии к проекту они также смогут отправлять грузы, минуя российскую территорию. «Викинг» из Клайпеды также получит возможность поставлять свои товары непосредственно в Китай в обход России», — заявил Яценюк.

Но остается открытым вопрос, что Литва в рамках «Викинга» может экспортировать в Китай.

В настоящее время контейнерный поезд везет в направлении Украины электроприборы, машинное оборудование, тракторы, полиэтилен, изделия из черных металлов. Нужны ли эти товары Китаю и, если нет, зачем Литве и Белоруссии присоединятся к Транскаспийскому маршруту?

«Литва — это член НАТО и Евросоюза, страна, очень критично относящаяся к России. Белоруссия — это член ОДКБ и Евразийского союза, то есть по идее ближайший союзник к России. Но Белоруссия занимает максимально осторожную позицию в отношении России и демонстрирует, что у нее есть партнеры помимо Москвы», — говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Одна из главных проблем, которая произошла с Россией в последние годы, — это то, что она стала труднопредсказуемой страной. «Сейчас многие игроки стремятся на всякий случай присмотреть альтернативные варианты. И Вильнюс, и Минск стремятся застраховаться от возможных рисков, связанных с непредсказуемостью внешней политики России», — резюмирует политолог.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
"Дивногорье" и "Тобол" прикрыли Калининград. Досталось и Европе
09.05.2024 22:54
x-true.info
Русские войска РЭБ стали настоящей головной болью для стран НАТО. Ряд западных деятелей предложили "отрезать" Калининград от России, но быстро осеклись.
Операция НАТО против Крыма пошла не по плану. Признание офицера США
09.05.2024 22:14
x-true.info
Операция НАТО против Крыма пошла не по плану, признал офицер США. Он отметил, что всё шло хорошо до 2023 года. А потом Россия смешала натовцам все карты.
И наблюдатели, и инженеры НАТО уже на Украине: Премьер Польши публично подтвердил правоту России
09.05.2024 20:05
Премьер Польши Туск публично признал, что на Украине уже присутствуют и наблюдатели, и инженеры НАТО. Это то, о чём и наши дипломаты, и наши военные говорят уже не первый год. Но в НАТО это усиленно скрывали.
Взамен на русский ЗРК С-400 Байден готов сделать Эрдогана любимой "женой"
09.05.2024 23:19
x-true.info
Аналитик Энгин Озер из Турции поделился с российскими СМИ печальной вестью – Вашингтон возобновил давление лично на президента Эрдогана. Цель этого маневра во внесении смуты между отношениями Анкары и Москвы, а также нанесение общего вреда туркам. Ибо непослушные они, по мнению американцев, чем сами турки, кстати, очень гордятся. Напрямую покарать второго по военной мощи члена НАТО
Стратегия НАТО на Украине устарела. Макрон и Кэмерон предлагают перейти все красные линии. Это опасно прямым столкновением ядерных держав
10.05.2024 03:42
x-true.info
Стратегическая концепция НАТО не предполагала появления соперничающей державы, пишет IL Fatto Quotidiano. Теперь она требует пересмотра. Нынешних возможностей альянса недостаточно для "управления кризисами". Ему приходится считаться с мнением России.
  1. 04.02.2016
    07:38
    0
    как это часто бывает- заголовок не имеет отношения к статье. заголовок- мечта укропа...
  2. 04.02.2016
    08:32
    0
    Шедеврально: 
    Цитата
    ...Арсений Яценюк заявил о необходимости сокращения движения нового контейнерного поезда по «Шелковому пути» до 10 суток.
    , забыв о том, что порожняк полз 16 суток. respect
  3. 04.02.2016
    13:56
    0
    Весь этот шелковый путь - лишь торг кнр в Россией за условия транзита.
    Столько шатких элементов, что этот путь никогда не будет стабильным.
  4. 04.02.2016
    14:06
    0
    дык он и не дополз в итоге. денюжкоф не хватило...