Европа и Россия вместе могли бы стать сверхдержавой
Европа и Россия вместе могли бы стать сверхдержавой, такой же сильной, как США и Китай. Мешают этому предрассудки.
В Германии разгорелись жаркие дебаты по поводу немецко-российских отношений. Россия с интересом наблюдает за этой дискуссией. Страна стремится к тесному сотрудничеству с Германией и Европой и верит в то, что Евросоюз не сможет преодолеть нынешний кризис без партнерства с Россией.
Россия часто рассматривается как отсталая страна, которая не является конкурентоспособной в глобальной экономике. Однако не измеряется ли конкурентоспособность страны еще и ее способностью успешно, долгосрочно и гармонично развиваться в условиях внешних вызовов? Не измеряется ли она ее величиной, самостоятельной внешней политикой и доступом к ресурсам? Независимый характер государства является приоритетом при таком взгляде – в противовес стремлениям в эпоху глобализации в ускоренном темпе убрать национальные государства, складывавшиеся в процессе истории.
Наш мир стремительно меняется. Геоэкономический мировой центр неудержимо смещается с Запада в Восточную и Южную Азию. Европа в военном и политическом плане не является больше независимой и выступает в качестве младшего партнера США. Если ЕС и Россия разойдутся в разные стороны, вернется биполярная конфронтация. Если этот сценарий станет реальностью, Россия и Европа могут оказаться на разных геополитических полюсах, что повлечет за собой тяжелые социальные и экономические последствия для обеих сторон.
Предотвратить такое развитие событий и объединить потенциалы обоих регионов способно новое измерение экономического и политического сотрудничества между ЕС и Россией. У нас имеется общий исторический опыт пережитых войн и схожие религиозно-культурные ценности. Уже сейчас нас связывают тесные экономические связи. Это очень ценно. Более тесный союз мог бы стабилизировать мировую систему и разрядить региональные конфликты.
Дважды у России и Европы был шанс установить такое стратегическое партнерство. В 90-е годы, в начале первого президентского срока Бориса Ельцина, Россия была абсолютно открыта для либерально-экономических перемен и готова полностью интегрироваться в западный мир. Но Запад оставил без внимания жизненно важные российские интересы. Вторая возможность появилась при президенте Владимире Путине. И она была упущена.
Отношения между Россией и ЕС в ходе первых двух президентских сроков Владимира Путина выстраивались в прагматическом ключе. Торговые и экономические контакты стали интенсивнее, однако в политике наблюдалось затишье. Как это уже было в 1999 году, когда во время войны в Югославии США своими попытками предотвратить реализацию всех проектов российско-европейского партнерства способствовали дестабилизации отношений. Контрпродуктивными оказались также американская инициатива создания европейской системы ПРО, поддержка агрессии Грузии в Южной Осетии, а также препятствие созданию по немецкой инициативе Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Если Россия и Европа хотят сейчас сблизиться, им необходимо проявить силу воли при принятии политических решений, осознавая, что стратегическое партнерство пойдет на пользу обеих сторон. Если рассматривать этот вопрос рационально, наибольшее преимущество состоит в соединении ресурсов России и Европы. Эта возможность сегодня не используется. Учитывая свое географическое положение, Россия также готова способствовать развитию глобальной инфраструктуры и экономической интеграции между ЕС, Китаем и США.
При объединении экономических ресурсов России и Европы возникло бы огромное образование, простирающееся от Лиссабона до Владивостока, богатое сырьевыми ресурсами и передовой промышленностью. Россия могла бы поставлять в Европу энергоносители и приобретать готовую продукцию. Второй этап партнерства предполагал бы сотрудничество в авиакосмической и военной сферах. Страны ЕС демонстрируют все больший интерес к российской военной продукции. С 2005 года Европейское космическое агентство ESA и его российский партнер «Роскосмос» вместе осваивают космос. Большой потенциал наблюдается и в области культуры. Культурные и цивилизационные ценности России и Европы имеют общие христианские корни. Обе стороны могут помочь друг другу сохранить свои ценности и идентичность.
Подобный евразийский проект способствовал бы созданию «двойного континента». Россия уже в скором времени может столкнуться с вызовом легитимизации владения такой обширной и не всегда эффективно используемой территории. При таянии полярных льдов по всему миру сокращаются запасы пресной воды и сельскохозяйственные площади. За ресурсы земли будет вестись все большая борьба. Так, внешнее давление на Россию будет возрастать, а мир – попадать под угрозу.
К сожалению, продолжительная холодная война и две неудавшиеся попытки сближения породили недоверие в отношениях между Россией и Европой. Европа ждет от России эффективности в государственном управлении и системе юстиции. При этом забывается о том, сколько времени и сил потребовалось европейским странам для развития демократии. С присоединением к ЕС бывших стран-участниц Варшавского договора, возникло еще одно препятствие. Народы Российской Федерации без конца призываются к раскаянию за ошибки советского прошлого. Но для них 20 век был временем трагических событий, в котором страны потеряли лучшую часть своего населения. Европейцы сами участвовали в попытках разрушить страну, которую сейчас они с рвением наставника стараются поучать. У россиян это вызывает, мягко говоря, непонимание.
Европейская внешняя политика по отношению к России слишком сильно руководствуется идеологическими установками. Это, прежде всего, связано с влиянием американской политики. Европейцы в своей внешней политике традиционно были скорее прагматичны. Поэтому Европе нужно стать более независимой от США. ЕС должен действовать увереннее и не ограничиваться союзом с США. Особенно на Среднем и Ближнем Востоке для ЕС и США сотрудничество с Россией было бы благоприятным.
Пока что российско-европейское сближение – это только видение. Но руководства России и Европы не должны отказываться от этого пути. Потому что существует противоположный сценарий. Россия может еще сильнее повернуться к Востоку. Это может отрицательно сказаться на значении Европы. Внешняя политика Запада слишком сильно зависит от либеральных основ.
В Германии разгорелись жаркие дебаты по поводу немецко-российских отношений. Россия с интересом наблюдает за этой дискуссией. Страна стремится к тесному сотрудничеству с Германией и Европой и верит в то, что Евросоюз не сможет преодолеть нынешний кризис без партнерства с Россией.
Россия часто рассматривается как отсталая страна, которая не является конкурентоспособной в глобальной экономике. Однако не измеряется ли конкурентоспособность страны еще и ее способностью успешно, долгосрочно и гармонично развиваться в условиях внешних вызовов? Не измеряется ли она ее величиной, самостоятельной внешней политикой и доступом к ресурсам? Независимый характер государства является приоритетом при таком взгляде – в противовес стремлениям в эпоху глобализации в ускоренном темпе убрать национальные государства, складывавшиеся в процессе истории.
Наш мир стремительно меняется. Геоэкономический мировой центр неудержимо смещается с Запада в Восточную и Южную Азию. Европа в военном и политическом плане не является больше независимой и выступает в качестве младшего партнера США. Если ЕС и Россия разойдутся в разные стороны, вернется биполярная конфронтация. Если этот сценарий станет реальностью, Россия и Европа могут оказаться на разных геополитических полюсах, что повлечет за собой тяжелые социальные и экономические последствия для обеих сторон.
Предотвратить такое развитие событий и объединить потенциалы обоих регионов способно новое измерение экономического и политического сотрудничества между ЕС и Россией. У нас имеется общий исторический опыт пережитых войн и схожие религиозно-культурные ценности. Уже сейчас нас связывают тесные экономические связи. Это очень ценно. Более тесный союз мог бы стабилизировать мировую систему и разрядить региональные конфликты.
Дважды у России и Европы был шанс установить такое стратегическое партнерство. В 90-е годы, в начале первого президентского срока Бориса Ельцина, Россия была абсолютно открыта для либерально-экономических перемен и готова полностью интегрироваться в западный мир. Но Запад оставил без внимания жизненно важные российские интересы. Вторая возможность появилась при президенте Владимире Путине. И она была упущена.
Отношения между Россией и ЕС в ходе первых двух президентских сроков Владимира Путина выстраивались в прагматическом ключе. Торговые и экономические контакты стали интенсивнее, однако в политике наблюдалось затишье. Как это уже было в 1999 году, когда во время войны в Югославии США своими попытками предотвратить реализацию всех проектов российско-европейского партнерства способствовали дестабилизации отношений. Контрпродуктивными оказались также американская инициатива создания европейской системы ПРО, поддержка агрессии Грузии в Южной Осетии, а также препятствие созданию по немецкой инициативе Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Если Россия и Европа хотят сейчас сблизиться, им необходимо проявить силу воли при принятии политических решений, осознавая, что стратегическое партнерство пойдет на пользу обеих сторон. Если рассматривать этот вопрос рационально, наибольшее преимущество состоит в соединении ресурсов России и Европы. Эта возможность сегодня не используется. Учитывая свое географическое положение, Россия также готова способствовать развитию глобальной инфраструктуры и экономической интеграции между ЕС, Китаем и США.
При объединении экономических ресурсов России и Европы возникло бы огромное образование, простирающееся от Лиссабона до Владивостока, богатое сырьевыми ресурсами и передовой промышленностью. Россия могла бы поставлять в Европу энергоносители и приобретать готовую продукцию. Второй этап партнерства предполагал бы сотрудничество в авиакосмической и военной сферах. Страны ЕС демонстрируют все больший интерес к российской военной продукции. С 2005 года Европейское космическое агентство ESA и его российский партнер «Роскосмос» вместе осваивают космос. Большой потенциал наблюдается и в области культуры. Культурные и цивилизационные ценности России и Европы имеют общие христианские корни. Обе стороны могут помочь друг другу сохранить свои ценности и идентичность.
Подобный евразийский проект способствовал бы созданию «двойного континента». Россия уже в скором времени может столкнуться с вызовом легитимизации владения такой обширной и не всегда эффективно используемой территории. При таянии полярных льдов по всему миру сокращаются запасы пресной воды и сельскохозяйственные площади. За ресурсы земли будет вестись все большая борьба. Так, внешнее давление на Россию будет возрастать, а мир – попадать под угрозу.
К сожалению, продолжительная холодная война и две неудавшиеся попытки сближения породили недоверие в отношениях между Россией и Европой. Европа ждет от России эффективности в государственном управлении и системе юстиции. При этом забывается о том, сколько времени и сил потребовалось европейским странам для развития демократии. С присоединением к ЕС бывших стран-участниц Варшавского договора, возникло еще одно препятствие. Народы Российской Федерации без конца призываются к раскаянию за ошибки советского прошлого. Но для них 20 век был временем трагических событий, в котором страны потеряли лучшую часть своего населения. Европейцы сами участвовали в попытках разрушить страну, которую сейчас они с рвением наставника стараются поучать. У россиян это вызывает, мягко говоря, непонимание.
Европейская внешняя политика по отношению к России слишком сильно руководствуется идеологическими установками. Это, прежде всего, связано с влиянием американской политики. Европейцы в своей внешней политике традиционно были скорее прагматичны. Поэтому Европе нужно стать более независимой от США. ЕС должен действовать увереннее и не ограничиваться союзом с США. Особенно на Среднем и Ближнем Востоке для ЕС и США сотрудничество с Россией было бы благоприятным.
Пока что российско-европейское сближение – это только видение. Но руководства России и Европы не должны отказываться от этого пути. Потому что существует противоположный сценарий. Россия может еще сильнее повернуться к Востоку. Это может отрицательно сказаться на значении Европы. Внешняя политика Запада слишком сильно зависит от либеральных основ.
Читайте также:
Лукашенко: К Апокалипсису все готово
25.04.2024 16:39
Любое неосторожное слово-движение – может начаться открытое вооруженное противостояние вплоть до применения ядерного оружия.
"Замаскированные под советников": вместе с ракетами на Украину прибыли инструкторы Пентагона
25.04.2024 17:17
На Украину прибыли военные инструкторы американского министерства обороны. Об этом агентству РИА Новости сообщил депутат Госдумы от крымского региона, генерал-майор запаса Леонид Ивлев.
"Не визит, а ультиматум". Требования Блинкена в Китае
Визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай — очередная демонстрация запредельной наглости и властолюбия американской элиты. Это плохо закончится.
С Эрдоганом пора заканчивать. Турция готовится 9 мая в США нанести России предательский удар в спину
Старая добрая истина о том, что у России во все времена было всего лишь два союзника, это армия и флот, с момента начала CBO, постоянно находит свое подтверждение. Достаточно взглянуть на бывшие советские республики, что бы понять, что никакой дружбы, даже между некогда близкими странами, особенно сегодня, быть не может. Все прежние обещания и договоренности, легко разрываются нынешними
Придется отступить: ВСУ ничего не поможет. А как же пакет помощи от США?
25.04.2024 12:37
Несмотря на одобрение США дополнительной военной помощи Украине, ВСУ придется отступить под натиском российской армии, пишет Newsweek.