Конец «американского мира» открывает дорогу России, Турции и Израилю
Госсекретарь Хиллари Клинтон готовится к поездке в западные Балканы. Влияние
Соединенных Штатов и Европейского Союза в регионе уменьшилось, и такие
заинтересованные страны, как Турция, Россия и Израиль, проявляют все большую
активность на Балканах. Проблемы и неопределенность в регионе обострились с
кризисом евро.
Период от момента подписания Дейтонских соглашений в 1995 году до объявления независимости Косово в феврале 2008 года называется «Американским миром» на Балканах. Тогда все основные игроки европейской политики согласились с мерами безопасности на Балканах, определенными Вашингтоном. Важно подчеркнуть, что Москва тоже одобрила существенные элементы плана Соединенных Штатов, разработанного для обеспечения стабильности на западных Балканах, а также Дейтонские соглашения, Резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН, чтобы положить конец конфликту в Косово, и Охридское соглашение 2001 года в Македонии. Это международное согласие о политике на Балканах и структуре безопасности нарушилось, когда Косово объявило о своей независимости. Москва не раз заявляла, что не признает независимость Косово. В Европейском Союзе также нет единодушия по этому вопросу, пять членов ЕС отказались признать независимость Косово.
Из-за отсутствия международного согласия в вопросе о том, какова должна быть структура безопасности в западных Балканах, у Соединенных Штатов нет дипломатических, экономических и военных средств для продвижения позитивных изменений в регионе. Потеря Америкой лидерства на Балканах совпала с кризисом зоны евро, вследствие чего Брюссель не представил ясного плана интеграции региона. Нет и стимулов для структурной политики. Македония тщетно ждала с 2005 года начала переговоров о присоединении. Во всем регионе царит страх, что после того как Хорватия войдет в ЕС в середине 2013 года, дальнейшее расширение ЕС будет заморожено, по крайней мере, на ближайшее десятилетие. Ясным примером потери влияния ЕС в регионе служит недавнее решение Болгарии не входить в зону евро.
Конец «Американского мира» на Балканах и поглощенность Европейского Союза своими проблемами создали вакуум в юго-восточной Европе. Как всегда политика отвергает вакуум, и некоторые новые державы торопятся его заполнить. В последние годы в этом регионе выросло влияние России, Турции и Израиля. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган решил занять агрессивную исламистскую/неооттоманскую позицию в ущерб амбициям Турции, стремящейся к присоединению к ЕС. В это время Россия приняла некоторые меры по спасению Кипра, пытается использовать Грецию, чтобы найти выход для российского флота. Россия — основной источник инвестиций в Боснии и Герцеговине, ее главная цель — строительство южного газопровода. Но самое интересное развитие получила растущая роль Израиля в регионе.
Чтобы компенсировать растущее охлаждение в отношениях с Турцией, Израиль активно ищет новых балканских союзников. Частью этого плана стало военное сотрудничество с Грецией, развитие более тесных отношений с сербско-боснийским сообществом, с Республикой Сербской. В ближайшем будущем предполагается укрепление связей Израиля с Болгарией, Румынией и Сербией. Из-за отсутствия международного согласия по новой структуре безопасности на Балканах, из-за того, что политика Вашингтона сконцентрирована на Ближнем Востоке и в Азии, а Европейский Союз борется с экономическим кризисом, проблемы на Балканах будут продолжаться, им не будет уделяться достаточное внимание как в 1995-2008 годах. Босния, как и 20 лет назад, не может решить свои политические и институциональные проблемы. Косово разделено изнутри и не признано большей частью международного сообщества (среди них два члена Совета Безопасности ООН и стран БРИК).
Межэтнические отношения в Македонии ухудшаются. Диспут с Грецией по поводу названия препятствует интеграции Скопье. Новое сербское правительство должно больше делать для удовлетворения требований Вашингтона и Брюсселя. В то время как Госсекретарь Клинтон отправляется с визитом на Балканы, политический вызов Соединенным Штатам заключается в понимании происходящих перемен в Восточной Европе и выработке соответствующей политики. Стратегической целью Соединенных Штатов в прошлое десятилетие было присоединение стран юго-восточной Европы к ЕС и НАТО. Эта цель все еще достижима, но нужно делать гораздо больше, а не ограничиваться лекциями американских дипломатов местным функционерам и случайными визитами государственных деятелей США, приезжающих с пустыми карманами. Нужен чуткий и умный американский политик, понимающий, что стабильность на Балканах зависит от регионального согласия.
На Балканах идет нестабильный переход от сравнительно хорошо определенной
системы безопасности к неопределенному положению, сопровождающийся выходом на
арену новых сил и игроков, которые становятся все более важными, потому что
старые игроки в лице США и ЕС теряют интерес и влияние.
Период от момента подписания Дейтонских соглашений в 1995 году до объявления независимости Косово в феврале 2008 года называется «Американским миром» на Балканах. Тогда все основные игроки европейской политики согласились с мерами безопасности на Балканах, определенными Вашингтоном. Важно подчеркнуть, что Москва тоже одобрила существенные элементы плана Соединенных Штатов, разработанного для обеспечения стабильности на западных Балканах, а также Дейтонские соглашения, Резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН, чтобы положить конец конфликту в Косово, и Охридское соглашение 2001 года в Македонии. Это международное согласие о политике на Балканах и структуре безопасности нарушилось, когда Косово объявило о своей независимости. Москва не раз заявляла, что не признает независимость Косово. В Европейском Союзе также нет единодушия по этому вопросу, пять членов ЕС отказались признать независимость Косово.
Из-за отсутствия международного согласия в вопросе о том, какова должна быть структура безопасности в западных Балканах, у Соединенных Штатов нет дипломатических, экономических и военных средств для продвижения позитивных изменений в регионе. Потеря Америкой лидерства на Балканах совпала с кризисом зоны евро, вследствие чего Брюссель не представил ясного плана интеграции региона. Нет и стимулов для структурной политики. Македония тщетно ждала с 2005 года начала переговоров о присоединении. Во всем регионе царит страх, что после того как Хорватия войдет в ЕС в середине 2013 года, дальнейшее расширение ЕС будет заморожено, по крайней мере, на ближайшее десятилетие. Ясным примером потери влияния ЕС в регионе служит недавнее решение Болгарии не входить в зону евро.
Конец «Американского мира» на Балканах и поглощенность Европейского Союза своими проблемами создали вакуум в юго-восточной Европе. Как всегда политика отвергает вакуум, и некоторые новые державы торопятся его заполнить. В последние годы в этом регионе выросло влияние России, Турции и Израиля. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган решил занять агрессивную исламистскую/неооттоманскую позицию в ущерб амбициям Турции, стремящейся к присоединению к ЕС. В это время Россия приняла некоторые меры по спасению Кипра, пытается использовать Грецию, чтобы найти выход для российского флота. Россия — основной источник инвестиций в Боснии и Герцеговине, ее главная цель — строительство южного газопровода. Но самое интересное развитие получила растущая роль Израиля в регионе.
Чтобы компенсировать растущее охлаждение в отношениях с Турцией, Израиль активно ищет новых балканских союзников. Частью этого плана стало военное сотрудничество с Грецией, развитие более тесных отношений с сербско-боснийским сообществом, с Республикой Сербской. В ближайшем будущем предполагается укрепление связей Израиля с Болгарией, Румынией и Сербией. Из-за отсутствия международного согласия по новой структуре безопасности на Балканах, из-за того, что политика Вашингтона сконцентрирована на Ближнем Востоке и в Азии, а Европейский Союз борется с экономическим кризисом, проблемы на Балканах будут продолжаться, им не будет уделяться достаточное внимание как в 1995-2008 годах. Босния, как и 20 лет назад, не может решить свои политические и институциональные проблемы. Косово разделено изнутри и не признано большей частью международного сообщества (среди них два члена Совета Безопасности ООН и стран БРИК).
Межэтнические отношения в Македонии ухудшаются. Диспут с Грецией по поводу названия препятствует интеграции Скопье. Новое сербское правительство должно больше делать для удовлетворения требований Вашингтона и Брюсселя. В то время как Госсекретарь Клинтон отправляется с визитом на Балканы, политический вызов Соединенным Штатам заключается в понимании происходящих перемен в Восточной Европе и выработке соответствующей политики. Стратегической целью Соединенных Штатов в прошлое десятилетие было присоединение стран юго-восточной Европы к ЕС и НАТО. Эта цель все еще достижима, но нужно делать гораздо больше, а не ограничиваться лекциями американских дипломатов местным функционерам и случайными визитами государственных деятелей США, приезжающих с пустыми карманами. Нужен чуткий и умный американский политик, понимающий, что стабильность на Балканах зависит от регионального согласия.
Читайте также:
Русские пилоты будут биться с американцами в небе Украины? За F-16 хотят посадить наемников
Пилотов из западных частных военных компаний (ЧВК) могут привлечь к эксплуатации истребителей F-16 в случае их передачи Украине, заявил французский авиаэксперт Сириль де Латтр. Российские эксперты допускают, что Киев согласится на такое сотрудничество. Почему Запад не доверяет F-16 украинцам, какие ЧВК готовы отправить пилотов в зону специальной военной операции и поможет ли это ВСУ
Киев пересёк последнюю черту: Россия может нанести ядерный удар по Украине
Россия может ответить Украине ядерным ударом. Последняя атака ВСУ на русскую территорию может спровоцировать ядерный удар.
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
По мнению многих специалистов, над формированием территории Украины образца 1991 года в большей степени потрудилась Советская власть, щедро наделившая её разнородными этно-историческими регионами. В качестве примера можно взять Закарпатскую область. На протяжении нескольких столетий Закарпатье являлось одним из наиболее динамично меняющих свою государственную принадлежность регионов, отличаясь
"Опыта у нас достаточно": эксперт рассказал, почему для наступления армии РФ не нужна новая мобилизация
18.04.2024 10:52
Преимущество наступающей стороны состоит в том, что она выбирает время и место главного удара. Для нового наступления у российской армии достаточно опыта и в военно-техническом аспекте, и в плане работы в тылу.
Особенная подготовка в зоне СВО. Сладков намекнул: Готовятся "тихие штурмы"
Военкор Александр Сладков рассказал об особенной подготовке на позициях СВО: с нашими бойцами ведётся не только обучение на полигонах, но также проводятся и дополнительные занятия. В перспективе, намекнул военкор, наши ребята смогут проводить "тихие штурмы" на лошадях.