Регистрация

ОДКБ перенацеливают на внутренние конфликты

07.09.2010  13:23
2 068
0


одкб, угрозы, помощь / По данным Минобороны, на 102-й российской военной базе в Гюмри находятся более 3,5 тысяч военнослужащих, до 100 танков, около 300 бронемашин, артсистемы и ЗРК различных типов. Фото PhotoXPress.ru
По данным Минобороны, на 102-й российской военной базе в Гюмри находятся более 3,5 тысяч военнослужащих, до 100 танков, около 300 бронемашин, артсистемы и ЗРК различных типов.
Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Состоявшийся в конце прошлой недели официальный визит президента РФ Дмитрия Медведева в Армению и прошедший там же неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стали поворотным моментом в деятельности этого, по сути, военно-политического блока. До 20–21 августа 2010 года ОДКБ был нацелен прежде всего на отражение внешних угроз государствам – участникам Договора, на их совместную военную помощь стране, подвергшейся агрессии из-за пределов постсоветского пространства. Теперь на первый план выведены угрозы, которые уже проявились или могут возникнуть внутри границ бывшего СССР.

Практически все ожидают, что противодействие таким угрозам будет достигаться максимально возможным привлечением Вооруженных сил РФ. Вопрос лишь в том, всех ли в СНГ устраивает военное доминирование России на постсоветском пространстве? Готова ли к этому непосредственно ОДКБ? На самом ли деле желает этого сама Россия, да и способна ли она в конфликтных ситуациях справиться с ролью беспристрастного «третейского судьи» и одновременно главного «судебного исполнителя»?


ГОРЯЧИЙ РЕГИОН

Закономерно, что именно Ереван выбрали местом, где решено было объявить о переориентации ОДКБ. Армения – единственная из стран Закавказья, которая состоит членом этой Организации и последовательно позиционирует себя как стратегический партнер России. А Южный Кавказ – тот регион, где до нынешнего времени сохраняется острота межгосударственных проблем, возникших при распаде, как некогда казалось, нерушимого СССР и его трансформации в аморфное СНГ. В отличие от других проблемных мест на территории Содружества здесь конфликты между бывшими советскими республиками имеют гораздо больше вероятности перейти из относительно спокойного, замороженного состояния в горячую фазу. Да, собственно, и переходят периодически.

И в Нагорном Карабахе, где на линии соприкосновения азербайджанских войск и армянских сил обороны НКР регулярно случаются перестрелки, любая из которых может внезапно перерасти в крупное боестолкновение. И в Грузии, вообще решившейся на прямое вооруженное вторжение в пределы Южной Осетии и приготовившейся проделать то же самое в Абхазии. Причем хроническая антироссийская паранойя тбилисского режима еще до этой агрессии привела Грузию к фактическому выходу из СНГ, интенсивной милитаризации государства и к созданию из него очень опасной для всех окружающих зоны. Тбилиси превратился в источник самой серьезной внутренней угрозы на постсоветском пространстве.

Длящиеся годами переговорные процессы вокруг этих конфликтов не дали, как мы знаем, сколько-нибудь значимых результатов. Поиск нового, более эффективного механизма для разрешения проблем, существующих в регионе, и подтолкнул, очевидно, к идее акцентировать военно-политическое воздействие на всех участников процесса на Южном Кавказе. Но прежде всего на тех, кто демонстрирует определенную индифферентность или явную враждебность по отношению к СНГ. И не столь важно, в чем именно это выражается – в стремлении оживить почти уже мертвый ГУАМ, претендовавший некогда на роль организации, альтернативной Содружеству, или в тяготении к США и НАТО, пытавшихся насаждать свой контроль и влияние в Закавказье. Главное, что подобные тенденции объективно ослабляют и так не слишком-то прочный СНГ, угрожают самому его существованию и ничуть не способствуют окончательному разрешению межгосударственных конфликтов на его территории. О желании пресечь, наконец, эти нежелательные поползновения и заявил совсем недвусмысленно президент РФ Дмитрий Медведев после официальной встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном.

Мы – активные участники Договора о коллективной безопасности. Сейчас будет неформальная встреча глав государств ОДКБ. В этом контексте, конечно, очень важное значение имеет протокол № 5 о продлении сроков действия межгосударственного Договора о российской военной базе, который направлен на поддержание мира и безопасности на Южном Кавказе и Закавказье в целом», – заявил Дмитрий Медведев.

Итак, четко указан инструмент, с помощью которого предполагается решать региональные проблемы, – это 102-я российская военная база в Гюмри, упрочившая свое положение с продлением срока пребывания до 2044 года на севере Армении, а значит – в самом центре Южного Кавказа. Указан и механизм пользования этим инструментом в регионе – под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности. Ну и еще подан сигнал всем закавказским странам: если вы не являетесь участником ОДКБ, то, разумеется, не будете иметь никакого отношения к решению о применении сил и средств, сосредоточенных на 102-й базе. Сигнал был услышан, хотя и понят в разных местах неодинаково. Но в основном – везде верно.

ПРОТИВОВОЗДУШНЫЕ КОЗЫРИ И ДЖОКЕРЫ

Довольно жесткую и, прямо сказать, честную оценку ереванским решениям дал хорошо известный и весьма активный на Кавказе эксперт по России и Евразии фонда Heritage Foundation Ариэль Коэн. В своей статье, опубликованной в Washington Times, он констатирует, что Россия использует весь свой геополитический потенциал, чтобы изменить в свою пользу баланс сил в регионе. По мнению эксперта, конечной целью Москвы является «единоличная гегемония» на Южном Кавказе, а «нынешняя политика США неизбежно приведет к гибели американского влияния в Евразии, и потребуются годы, если не десятилетия, чтобы восстановить его».


Российские зенитно-ракетные комплексы С-300В, размещенные в Армении, обладают высокой мобильностью и могут быть быстро переброшены в любой район страны.
Фото ИТАР-ТАСС

«Развертывание военно-воздушных сил и баз С-300 в Армении приведет к тому, что воздушное пространство на Южном Кавказе и в части Черного моря перейдет под контроль России. Ответ администрации Обамы на это выглядит очень вяло. В то время как госсекретарь США Хиллари Клинтон приветствует политику «мягкой силы» на Кавказе, Москва в этом стратегически важном регионе проводит классическую политику, опирающуюся на военно-политическую силу», – полагает американский эксперт.

Коэн, кстати, считает единым взаимоувязанным замыслом продление срока пребывания российской военной базы в Гюмри и размещение зенитно-ракетных систем С-300 в Абхазии.

Вообще этот комплекс ПВО в последнее время разыгрывается на картах закавказских государств то как главный козырь, то эдаким джокером – в ключевые моменты геополитической игры. И дело тут не только в отличных боевых свойствах ракетной системы, которая имеет сугубо оборонительное предназначение, а следовательно, представляет собой реальную, очень эффективную преграду для стороны, которая намеревается совершить нападение с воздуха. Секрет – в другом. Абсолютно все С-300 (независимо от их модификаций) включены в Объединенную систему ПВО стран – участниц СНГ. И формально, скажем, ЗРК С-300В, размещенные на базе в Гюмри, должны также обеспечивать охрану неба над ближайшими районам Азербайджана и расположенной совсем уж рядом Грузии (пока она входила в состав СНГ). Но в сложившейся на сегодня обстановке в Закавказье с его многолетними неугасающими противоречиями решающее значение приобретает то, где именно дислоцируется зенитно-ракетная система, на чьей стороне. И кто конкретно будет с помощью локаторов ЗРК просматривать воздушное пространство на глубину в 400 километров, в какую сторону? Намеченное приобщение ОДКБ к управлению 102-й базой лишь усилило тревожные предчувствия по этому поводу у одних и породило неоправданные ожидания у других. Не случайно в преддверии и во время ереванских встреч все участники южнокавказского процесса так энергично пускали в ход свои козыри и джокеры.

НО ПРАВИЛА ПОКА НЕ ПРИДУМАЛИ

«Этим протоколом (№ 5. – О.В.) не только продлен срок пребывания российской базы в Армении, но и расширена сфера ее географической и стратегической ответственности, – с некоторым пафосом заявил Серж Саргсян на совместной пресс-конференции с российским коллегой. – Раньше функционирование базы ограничивалось внешними границами бывшего СССР, а теперь это ограничение извлечено из текста соглашения. Российская сторона взяла на себя обязательства по защите Армении и обеспечению ее современными видами вооружений».

Подтекст этого заявления читается очень легко. Достаточно вспомнить прозвучавшие накануне встречи президентов предположения в армянских СМИ. О том, что в случае прямого военного столкновения с Азербайджаном вооружения 102-й базы, и прежде всего С-300, будут передаваться в распоряжение Еревана. На необходимости такой передачи (хотя бы в лизинг) настаивали многие эксперты и аналитики. Об этом же спрашивали журналисты на пресс-конференции и приехавших российских руководителей. Мол, как же может быть иначе, если мы стратегические партнеры и Армения – полноправный член ОДКБ?

Но все точки над «i» расставил министр обороны РФ Анатолий Сердюков: не собирается Россия предоставлять Армении комплексы С-300 ни в лизинг, ни на какой другой основе. Министр пояснил, что пока не было даже предложений такого рода от армянской стороны. О возможной перспективе он не распространялся.

И все же крайне нежелательный для Азербайджана ход событий, «пока» опровергнутый Сердюковым, давно вызывал опасения Баку. Чтобы противопоставить средствам ПВО, размещенным, как ни крути, на территории Армении, решили выбросить собственный козырь (или джокер). Месяц назад в российских, азербайджанских да и армянских СМИ во всю пошла гулять информация о якобы имеющейся договоренности между Москвой и Баку о продаже ему двух дивизионов зенитно-ракетной системы С-300ПМУ-2 «Фаворит». Однако наличие такого договора официально опроверг «Рособоронэкспорт», который уполномочен проводить подобные сделки. С соответствующими отрицаниями пришлось выступить даже министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову. Но как бы то ни было, эксперты «НВО» считают, что, запустив через СМИ классическую утку, Баку достиг своих целей. Продемонстрировал желание обзавестись собственной С-300 и оповестил всех о наличии у него необходимых для этой закупки 300 млн. долл. А еще, быть может, упредил все же намерение Еревана обратиться к Москве с предложением о передаче российских комплексов в распоряжение Армении.

Ведь всем без исключения ясно, что тот, кто контролирует воздушное пространство над какой-то территорией, в военном смысле держит под контролем и саму эту территорию. Сегодня по отношению к Южному Кавказу это только Россия. Но в центре ее пристального внимания находится не Армения, не Азербайджан, а, конечно же, Грузия. В ней видится главная региональная угроза. Это подтверждает хотя бы тот факт, что незадолго до визита президента РФ в Ереван главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин вдруг официально объявил о размещении ЗРК С-300 в Абхазии. Несмотря на то что присутствие там данной системы ПВО не было секретом уже почти два года. Просто настала пора предупредить тбилисский режим о бесплодности его реваншистских планов. Грузия сегодня зажата с двух сторон локаторами зенитно-ракетных систем, установленными в Армении и Абхазии. Просматривается насквозь.

Ну а смогут ли к этому контролю подключаться остальные государства, входящие в ОДКБ, и каким все-таки может быть их участие в урегулировании кризисных ситуаций, межгосударственных конфликтов на территориях проблемных регионов в СНГ? Наверное, смогут контролировать и будут участвовать, если удастся решить одну серьезную правовую проблему.

Президент РФ Дмитрий Медведев признал на саммите, что принцип консенсусных решений, действующий в ОДКБ, не вполне себя оправдывает, и, видимо, будут вырабатываться какие-то новые механизмы принятия решений в кризисных ситуациях.

Так, недавние межэтнические столкновения в Киргизии чуть не спровоцировали обострение отношений с соседним Узбекистаном. А ведь обе страны являются членами ОДКБ. И было совершенно непонятно, как они должны действовать в ситуации, когда разгоревшийся конфликт является сугубо внутренним для одной Киргизии. И какую военную помощь должны в этом случае оказывать ей другие участники Договора? Между тем новый руководитель Киргизии Роза Отунбаева буквально умоляла коллег по Организации как-либо помочь правоохранительным органам, армии в борьбе с разбушевавшимися бандитами. Но… не все главы государств – членов ОДКБ были согласны на это. И устав организации не предусматривал такого варианта – оказание помощи стране, раздираемой внутренними противоречиями. По существующим положениям, ОДКБ все еще нацелена на защиту союзников от внешней агрессии. Так что уставные документы Организации Договора о коллективной безопасности нуждаются в изменениях и серьезной доработке. Иначе ступор союзников, произошедший во время киргизских событий, может повториться и на том же Южном Кавказе, если там случится очередное обострение обстановки.

В Ереване Дмитрий Медведев пообещал, что предложения по изменению уставных документов ОДКБ будут вскоре подготовлены и представлены на очередной саммит Организации, который пройдет в Москве в декабре 2010 года.


Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Новый участник в битве за Арктику
19.04.2024 10:43
www.belvpo.com
В разворачивающейся битве за Север «Темной лошадкой» в регионе оставалась лишь Канада. Напомним, что с 2022 года Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция объявили о приостановке участия во всех мероприятиях Арктического совета (межправительственный форум государств по сотрудничеству в Арктике). Кроме того, они также отказались направлять своих представителей на заседания Совета,
СВО на паузу не поставим. Лавров озвучил ультиматум на случай новых переговоров с Киевом
19.04.2024 16:16
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заранее озвучил ультиматум на случай новых мирных переговоров с Киевом. Он подчеркнул, что СВО на паузу мы не поставим: "Мы не будем на период переговоров каких-либо делать пауз в боевых действиях".
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
19.04.2024 16:30
www.belvpo.com
В настоящее время Rheinmetall, якобы в интересах Украины, активно расширяет производство боеприпасов по всей Европе. С 2025 года компания планирует производить 700 тыс., а к 2027 – 1,1 млн снарядов в год на производственных линиях в Унтерлюс (Германия), Бургос (Испания), Варпалота (Венгрия). Для сравнения: до начала СВО компания продавала 70 тыс. снарядов в год. Кроме того, западные корпорации
Ядерный щит России атакован: Доктрина предполагает ответный удар
19.04.2024 16:47
Американский Newsweek сообщил о том, что украинские беспилотники нанесли удары по отдельному радиотехническому центру воинской части в городе Ковилкино в Мордовии.
Душевая кабина — оптимальное решение для ограниченного пространства
20.04.2024 00:32
Душевая кабина размером 90х90 представляет собой идеальное решение для владельцев ванных комнат с ограниченным пространством. Этот компактный вариант позволяет максимально эффективно использовать доступное место, не жертвуя при этом комфортом во время принятия душа.