Регистрация

Тяжёлый бронеавтомобиль В1 «Кентавр» (Италия)

30.06.2013 19:43
7 128
2
B1 «Кентавр» (итал. Centauro) — итальянский тяжёлый бронеавтомобиль, часто классифицируемый также как истребитель танков. Создан концерном Iveco FIAT Oto Melara по заказу Армии Италии на роль разведывательной машины, способной также к борьбе с вражеской бронетехникой. Серийное производство «Кентавра» осуществлялось с 1991 по 2006 год, всего было выпущено 484 машины этого типа, часть из которых, помимо Италии, была экспортирована Испании.

/_pu/172/42002117.jpg

Помимо бронеавтомобиля, на общей с ним базе была создана боевая машина пехоты «Фреччиа», состоящая на вооружении Армии Италии, а также бронетранспортёр, не вышедший за стадию прототипа.


История создания

В 1984 году командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике аналогичной пушкам танков "Леопард"-1 и М60А1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка "Ариете" и гусеничной БМП VCC-80. Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. Тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.

Работы по "колесному танку" начались фирмами ОТО Мелара и Фиат в конце 1984 года и опирались на опыт создания в 1982-1983 гг. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105 -мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось к трем осям добавить четвертую, чтобы не ухудшилась проходимость машины. Выбор габаритных размеров машины обуславливался трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объёма корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес.

В апреле 1985 г. начались испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний была отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания 105-мм пушки.

Первая машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 году вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 "Кентавр", а в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц.

Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Кентавр" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Кентавры" и пришли на смену танкам - американским М47. 


Конструкция

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Кроме бронеавтомобилей "Кентавр" различные варианты дизеля V-6 устанавливаются на гусеничные БМП VCC-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк "Ариете". На машине использована западногерманская автоматическая шестискоростная (пять - вперед, одна - назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.

/_pu/172/82851438.jpg

Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов.

Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.

Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°.

На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Кентавр" не может. 

Но результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в "чреве" С-130), днищу придана небольшая V-образность для лучшей противоминной защиты, размеры люка в кормовом броне-листе уменьшены.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Кентавр" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков. 


Модификации

  • B1 «Кентавр» — базовая серийная модификация
  • B1 «Кентавр» 120-мм — модернизированная модификация с 120-мм гладкоствольной пушкой и улучшенным шасси
  • Draco — модификация, оснащенная 76-мм автоматической пушкой и РЛС. В 2010 году была проведена демонстрация Centauro с новой башней Draco и системой активной защиты Scudo. Опытно-конструкторские работы планировалось завершить в 2012 году. Первый серийный образец может быть поставлен в 2014 году.


Боевое применение

Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Кентавр" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Кентавров" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Кентавры" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Кентавр ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.

/_pu/172/45938819.jpg

За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Кентавры" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.

Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Кентавров" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Кентавры".

Летом 1997 г. "Кентавры" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали учатие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.


Техническая характеристика

Колесная формула ..................................................8х8
Боевая масса, кг ...............................................24.800
Длина корпуса, м ................................................ 7,40
Длина с пушкой вперед, м ........................................ 8,56
Ширина, м ....................................................... 2,94
Высота корпуса, м ............................................... 1,75
Высота по крыше башни, м ........................................ 2,44
Колесная база, м ...................................... 1,60/1,45/1,45
Ширина колеи, м ................................................. 2,51
Дорожный просвет, м ............................................. 0,42
Максимальная скорость по шоссе, км/ч.............................. 108
Запас хода по шоссе, км .......................................... 800
Емкость топливных баков, л ....................................... 540
Преодолеваемые препятствия:
подъем............................................................ 60%
высота стенки, м ................................................ 0,55
ширина траншеи, м................................................ 1,55
глубина брода, м.................................................. 1,2
Экипаж, чел. ....................................................... 4
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.

0 0
Рейтинг: 0
Комментарии (2)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти с помощью:
  1. 01.07.2013
    06:20
    0
    Эдно слово IVECO и все понтяно )))
  2. 26.10.2014
    14:34
    0
    Интересно, а как они будут себя везти на морозе за 30
Читайте также:
Армия выходного дня. Польша изобрела новый род войск
Важно
23.05.2017 19:09
0
Министр обороны Польши Антоний Мачеревич раньше считал, что с русскими вполне справится и один батальон НАТО. Потом пересчитал. Но теперь ему уже нужен батальон НАТО и 17 бригад территориальной обороны. Но только чур в рабочее время не воевать.
«Аннексия Крыма» закончится дестабилизацией Европы
24.05.2017 00:53
info-leaks.ru
0
В майские дни мы вспоминаем победу в Великой Отечественной войне, однако последняя победа России (крымская) и война на Донбассе вряд ли имеют меньшее значение. Мы свидетели этих событий и не отдаём себе до конца отчёт в больших последствиях «аннексии Крыма»…
Навальный снова опозорился: его публично назвали продолжателем Шарикова
24.05.2017 12:32
whoswhos.org
0
Алишер Усманов записал второе видеообращение к Навальному, где посетовал на то, что горе-оппозиционер до сих пор не образумился. После первого видеообращения Навальный не стал извиняться за клевету, а разразился потоком очередных оскорблений и вранья.
Скандал в Бундесвере: кадровый офицер армии ФРГ призывал устроить путч
23.05.2017 17:43
the-blogger.ru
0
Скандал в Германии, разгоревшийся вокруг фигуры министра обороны Урсулы фон дер Ляйен и армии, продолжает набирать обороты. Не так давно чиновница написала письмо, адресованное правительству, в котором обвинила военное руководство Бундесвера в «разрушении» армии.
Истребительная авиация получит уникальную РЛС «Каста-2»
24.05.2017 14:35
politpuzzle.ru
0
Новейшая радиолокационная станция «Каста-2»: именно ей в ближайшем будущем повезет поступить на вооружение Восточного военного округа.
Последние комментарии
Круто, прохвост-маразматик в открытую призывает ЕС к войне с Россией, конечно Америка и СОРОС будут стоять в сторонке, а в конце сражения предстанут главными доильщиками того что само потечет в руки, как и посте второй мировой.
Капитан
...Макаревич ...... : «Мы эту войну уже проиграли»..... Вероятно Россия проигрывает информационную войну. А был ли вообще взрыв в Манчестере о котором клакеры пытаются донести до всего мирового сообщества!? Можно ли верить англосаксам, которые в совершенстве владеет приемами...
Капитан
В НАТО то же хватает "кастрюлеголовых", но там "с пинка' признают Крым Российским ... или им будет мучительно больно ...;))
Майор