Высотный истребитель-перехватчик МиГ-31
04.04.2012 13:25
21 641
0

МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1979 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.
МиГ-31 из состава 790 истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка, авиабаза Хотилово.
Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.
Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.
На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.
Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушных целей до 200 км (для цели с ЭПР 19м²) (дальность автоматического сопровождения — 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 30 целей и одновременно может атаковать до 12 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность от 0 км до бесконечности). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.
Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).
Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).
Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса
Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.
Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.
На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.
Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч. 38 мин.
Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:
без ракет
дальность 2480 км,
продолжительность 2 ч. 44 мин;
с 4 ракетами и пуском их на середине пути
дальность 2400 км,
продолжительность 2ч.35 мин;
с 4 ракетами
дальность 2240 км,
продолжительность 2ч. 26 мин
ВВС России насчитывает около 168 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-3. В настоящее время МиГ-31 состоят на вооружении 7 авиаполков:
458-й ИАП — аэродром Савватия (ориентировочно 25 бортов)
530-й ИАП — аэродром Чугуевка (расформирован 1.12.2009). ВС переданы в Канск, Пермь, Хотилово, Угловка.
712-й ИАП — аэродром Канск
764-й ИАП — Большое Савино, Пермь
790-й ИАП — аэродром Хотилово
865-й ИАП — аэродром Елизово (ВМФ России)
98-й ОГРАП — аэродром Мончегорск
А также в 148-м ЦБП ПЛС на авиабазе Саваслейка. Всего в строевых частях ВВС на 2006 год имелось чуть более 100 МиГ-31, плюс полк в ВМФ.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 21,62 м
Размах крыла: 13,45 м
Высота: 6,50 м
Площадь крыла: 61,60 м²
Масса:
- пустого: 21820 кг
- с полной заправкой: 39150 кг
- максимальная взлетная масса: 46750 кг
- масса топлива: 17330 кг
Тип двигателя: ТРДДФ Д-30Ф6
Масса двигателя: 2416 кг
Лётные характеристики
Максимальная допустимая скорость на высоте: 3000 км/ч (2,82 М)
На малой высоте 1500 км/ч
Крейсерская скорость:
- сверхзвуковая: 2500 км/ч (2,35 М)
- дозвуковая: 950 км/ч (0,9 М)
Практическая дальность:
- на 2,35 М, высота 18000 м: 720 км
- на 0.8 М, высота 10000 м: 1450 км
- без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км
- с одной дозаправкой: до 5400 км
Боевой радиус: 720 км
Продолжительность полёта: до 3,3 ч
Практический потолок: 20600 м
Вооружение
Пушечное:
- пушка: шестиствольная ГШ-6-23
- боекомплект: 260 патронов
- скорострельность:
при НУ: не менее 8000 выстр/мин
при t = −60 °C: не менее 6400 выстр/мин
Точки подвески: 6 точек подвески для ракет + 2 для ПТБ
Ракеты «воздух-воздух»:
- Р-33
- Р-37
- Р-40Т(ТД)
- Р-60(М)
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.
История создания
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1979 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.
МиГ-31 из состава 790 истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка, авиабаза Хотилово.
Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.
Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.
На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.
Оборудование
Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушных целей до 200 км (для цели с ЭПР 19м²) (дальность автоматического сопровождения — 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 30 целей и одновременно может атаковать до 12 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность от 0 км до бесконечности). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.
Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).
Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).
Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса
Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.
Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.
На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.
Дальность полёта
Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч. 38 мин.
Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:
без ракет
дальность 2480 км,
продолжительность 2 ч. 44 мин;
с 4 ракетами и пуском их на середине пути
дальность 2400 км,
продолжительность 2ч.35 мин;
с 4 ракетами
дальность 2240 км,
продолжительность 2ч. 26 мин
Эксплуатация
ВВС России насчитывает около 168 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-3. В настоящее время МиГ-31 состоят на вооружении 7 авиаполков:
458-й ИАП — аэродром Савватия (ориентировочно 25 бортов)
530-й ИАП — аэродром Чугуевка (расформирован 1.12.2009). ВС переданы в Канск, Пермь, Хотилово, Угловка.
712-й ИАП — аэродром Канск
764-й ИАП — Большое Савино, Пермь
790-й ИАП — аэродром Хотилово
865-й ИАП — аэродром Елизово (ВМФ России)
98-й ОГРАП — аэродром Мончегорск
А также в 148-м ЦБП ПЛС на авиабазе Саваслейка. Всего в строевых частях ВВС на 2006 год имелось чуть более 100 МиГ-31, плюс полк в ВМФ.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 21,62 м
Размах крыла: 13,45 м
Высота: 6,50 м
Площадь крыла: 61,60 м²
Масса:
- пустого: 21820 кг
- с полной заправкой: 39150 кг
- максимальная взлетная масса: 46750 кг
- масса топлива: 17330 кг
Тип двигателя: ТРДДФ Д-30Ф6
Масса двигателя: 2416 кг
Лётные характеристики
Максимальная допустимая скорость на высоте: 3000 км/ч (2,82 М)
На малой высоте 1500 км/ч
Крейсерская скорость:
- сверхзвуковая: 2500 км/ч (2,35 М)
- дозвуковая: 950 км/ч (0,9 М)
Практическая дальность:
- на 2,35 М, высота 18000 м: 720 км
- на 0.8 М, высота 10000 м: 1450 км
- без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км
- с одной дозаправкой: до 5400 км
Боевой радиус: 720 км
Продолжительность полёта: до 3,3 ч
Практический потолок: 20600 м
Вооружение
Пушечное:
- пушка: шестиствольная ГШ-6-23
- боекомплект: 260 патронов
- скорострельность:
при НУ: не менее 8000 выстр/мин
при t = −60 °C: не менее 6400 выстр/мин
Точки подвески: 6 точек подвески для ракет + 2 для ПТБ
Ракеты «воздух-воздух»:
- Р-33
- Р-37
- Р-40Т(ТД)
- Р-60(М)
Читайте также:
НАТО готовится к войне с Россией: Белоусов озвучил точную дату
Белоусов назвал дату: НАТО форсирует подготовку к войне с Россией к 2030-м. На коллегии Минобороны министр прямо заявил — альянс ускоренно готовится к противостоянию с РФ. Путин: за западной истерией реальные планы милитаризации. Россия отвечает новыми ракетами («Орешник», «Буревестник»), рекордным набором контрактников (410 тыс. в 2025-м) и успехами в СВО. Москва открыта к диалогу, но любой
Слова Путина об «Орешнике» шокировали Запад: союзники Украины уже под прицелом
18.12.2025 11:37
Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны сделал предупреждение союзникам Украины, сделав заявления об "Орешнике", пишет Newsweek.
Не ждали? Россия ответила "Ярсами". Нанесён удар по "запретному". Фронт дрогнул, теперь полетит "всё, что нельзя"
18.12.2025 10:12
Вслед за громкими угрозами Британии в адрес России последовало неожиданное для Лондона продолжение – ответили "Ярсами". Тем временем в Киеве нанесён удар по "запретному", а фронт дрогнул – теперь полетит "всё, что нельзя".
Бойцы ВСУ захотели отведать бургундского в Купянске, но что-то пошло не так (Видно 18+)
Отряд военнослужащих ВСУ, поверив заявлениям Зеленского о том, что Купянск остается под контролем Киева, под покровом ночи отправился на поиски магазина «Винлаб», чтобы приобрести свое любимое французское вино.
«Война окончена, Россия победила»: в США призвали признать очевидное. Озвучить должен Трамп
17.12.2025 18:39
Президент США Дональд Трамп пока не признал очевидное: по мнению некоторых экспертов, Россия уже фактически победила в конфликте на Украине. И это пора признать на самом высшем уровне.