Регистрация

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

03.04.2012  10:37
24 059
1


«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе ВМФ России в своём классе (по состоянию на 2011 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника.
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.
Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет




На авианесущем крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).
5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.

История создания

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Служба

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т. О. Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.



25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 1-20 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск. В 1992—1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33. Зимой 1994—1995 произведен ремонт главных котлов.

В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погибла подводная лодка К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.
С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого в проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 года в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.
8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях ОАО "Центр судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.
По неподтвержденным данным с 2012 по 2017 год пройдёт полномасштабную модернизацию на судостроительном предприятии «Севмаш».

Перспективы

В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся. Тем не менее, планируется постройка атомных авианосцев, по планам, строительство должно начаться в период с 2015 по 2020 год. По неподтвержденным данным эскизные наработки и планирования компоновки будущего корабля уже начаты. По планам модернизации флота, должно находится по одной единице, на каждом из флотов, и один в запасе, на случай ремонта другого авианосца.
На данный момент корабль практически полностью боеготов. Головной ракетный комплекс «Гранит» в строю после ремонта, больше двух третей зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения функциональны более чем на 60 %. Укомплектованность авиацией составляет 80 % от плановой, что позволяет в полной мере заниматься боевой подготовкой.

Технические характеристики


Происшествия 

 18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам. 

6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами команды авианосца. В результате отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов авианосец не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.



Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
"Это положит конец способности Харькова сопротивляться". Экс-разведчик назвал сроки сдачи города
28.03.2024 22:47
Судя по прогнозам американского специалиста, русские войска вскоре освободят Харьков.
Предел терпения: Путин четко дал понять Западу последствия передачи Киеву F-16
28.03.2024 13:55
Большинство аэродромов Украины находятся под огневым контролем российских военных. Поэтому противник может выбрать в качестве места базирования F-16 Румынию или Польшу. И Владимир Путин четко дал понять предел терпения России.
"Враг понимает, что рано или поздно..." Чего ожидают ВСУ в Харьковской области
28.03.2024 14:15
Украинские войска скопили большое количество западной техники под Харьковом, на территории региона возводятся фортификационные сооружения, сообщил глава Харьковской области Виталий Ганчев в эфире Первого канала.
Готовится ликвидация Украины: О чём проговорился Лавров
28.03.2024 23:55
Лавров допустил, что признавать легитимность Зеленского 21 мая уже не придётся. "Давайте доживём до этого", - отметил глава МИД России.
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
28.03.2024 16:08
dzen.ru
Французская программа Force de Frappe, что в переводе означает «ударная сила», включает в себя авиационный компонент, в основе которого стоят истребители Rafale в версиях F3-R и F4 (30-FU), способные нести ракетное вооружение с ядерными боеголовками. Примечательно, что все 12 самых современных Rafale F4 базируются на 118-й авиабазе Мон-де-Марсан.
  1. 25.11.2015
    08:23
    0
    Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» т имеет массу дефектов, особенно в котловой части.
    И как французский "Де Голь" большую часть времени проводит в ремонте.