Американская космонавтика избавляется от российской зависимости
08.03.2017 20:14
2 377
0
США смогут отказаться от российских ракетных двигателей РД-180. Это следует из сообщения в Twitter основателя американской компании Blue Origin Джеффа Безоса. Бизнесмен — один из «отцов» системы интернет-торговли Amazon и владелец газеты «Вашингтон пост» — оповестил мир, что его компания завершила сборку первого образца двигателя BE-4, и на подходе еще два агрегата.
Поясним: BE-4 планируется устанавливать на ракету «Вулкан» — замену носителя «Атлас-5», куда устанавливаются российские РД-180. Именно Blue Origin компания ULA (United Launch Alliance) — совместное предприятие ведущих американских аэрокосмических корпораций Lockheed Martin и Boeing — доверила производство новых агрегатов. По планам, первый «Вулкан» должен отправиться в космос в 2019 году. Для этого ВЕ-4 должен совершить как минимум один испытательный полет уже в 2017-м.
Одной из изюминок ВЕ-4 является топливо, которое он использует. В отличие от традиционного «коктейля» из кислорода-водорода, или кислорода-керосина, ВЕ-4 работает на кислороде-метане. Это дает не просто некоторое увеличение мощности двигателя. Температура кипения сжиженного метана выше, чем водорода, что позволяет сохранять метан в жидком состоянии с помощью пассивной теплоизоляции, без использования активных холодильных установок. Кроме того, метан более плотный, чем водород, и для него годятся топливные баки меньшего размера.
А главный «плюс» ВЕ-4 по сравнению с кислородно-керосиновым РД-180 — многоразовость использования. Когда одним из компонентов топлива является керосин, на стенках камер сгорания образуется нагар, разрушающий металл. Метан же оставляет стенки чистыми и, как следствие, «долгоживущими».
Наконец, кислородно-метановые двигатели являются наиболее подходящими для полета к Марсу. В том числе потому, что их можно заправить топливом, изготовленном на Красной планете. Углекислый газ, которым изобилует марсианская атмосфера, можно, с использованием марсианского льда или воды, относительно легко превратить в метан. Именно поэтому американская SpaceX, возглавляемая Илоном Маском, работает над созданием мощного кислородно-метанового двигателя «Раптор» для нижних и верхних ступеней своего перспективного сверхтяжелого носителя, предназначенного для марсианских экспедиций.
Но вернемся к ВЕ-4. Его тяга достигает 2 400 кН, что вполне позволяет использовать агрегат на современных носителях среднего и даже тяжелого класса. Правда, для этого потребуется установить 2−3 двигателя ВЕ-4 на первую ступень.
Blue Origin планирует использовать ВЕ-4 для полетов туристов, а также устанавливать на собственные тяжелые ракеты New Glenn.
Сможет ли американская аэрокосмическая индустрия покончить с зависимостью от России в космосе, чем ответит РФ на разработки американцев?
— Успехи Blue Origin не следует преувеличивать: компания продемонстрировала опытный образец двигателя, испытания которого не проводились, — отмечает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Но топливные компоненты ВЕ-4 действительно являются перспективными — с точки зрения многоразового использования, снижения стоимости, возможности полетов к другим планетам, поскольку на других планетах может быть метан. Да, межпланетные полеты — это отдаленная перспектива, но и в России кислород-метановые двигатели считаются перспективными.
Так, РФ прорабатывает вопрос создания кислород-метанового двигателя. На сегодня проведено несколько испытаний моделей такого двигателя, а в текущем году был оформлен госзаказ на создание двигателя тягой 85 тонн, в котором метан рассматривается как компонент топлива.
Кроме того, «под метан» разрабатываются ракеты легкого и среднего классов — например, «Союз-5» и многоразовая ракета МРКС-1. Правда, до воплощения этих проектов в металл дело не дошло, поскольку метан еще не очень освоен, и потому что нет успешных испытаний метановых двигателей.
Если американцы проведут успешные испытания, и докажут, что метановая ракета имеет право на жизнь, российские разработчики более активно будут действовать в этом направлении.
«СП»: — Заменят ли ВЕ-4 российские РД-180?
— Здесь ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если бы американцы сделали кислород-керосиновый двигатель, который по тяге соответствовал РД-180, они могли бы просто заменить российский агрегат на «Атласе-5» на собственный — и дело с концом. Но американцы сделали двигатель, работающий на кислороде и метане, а это означает полную переделку ракеты.
В перспективе, если на базе ВЕ-4 сделать ракету того же класса, что и «Атлас-5», от «Атласа» и российских РД-180 действительно можно отказаться. Но на это США потребуется, как минимум, пять лет.
«СП»: — Насколько Штатам важно отказаться от российского двигателя?
— Американцев, на деле, ситуация с РД-180 вполне устраивает. Их устраивает, прежде всего, что наш двигатель относительно дешев, по сравнению с двигателями американского производства. Поясню: мало кто знает, но двигатель РД-180 разработан на американские деньги, и документация на него принадлежит США. По сути, РФ производит этот двигатель как бы по лицензии.
Американцы намерены отказаться от РД-180 по единственной причине: они хотят сконцентрировать производство у себя в стране. Эту политику проводит новый президент США Дональд Трамп, и с точки зрения защиты интересов страны, эта политика — правильная.
ВЕ-4 может получиться не дороже РД-180, и тогда американцы смогут производить его сами без потери в деньгах.
«СП»: — Говоря о новой ракете под ВЕ-4, вы имеете в виду «Вулкан»?
— Помимо «Вулкана», ракеты под ВЕ-4 разрабатывает сама компания Blue Origin. Но далеко не факт, что на «Вулкан» пойдет именно этот двигатель. Имеется еще, как минимум одна американская компания, которая желает предложить замену для РД-180 — это Alliant Techsystems Inc., которая в 2015 году слилась с компанией Оrbital. По этому случаю компания заявила «Вашингтон пост», что в течение трех лет создаст альтернативу РД-180 и по цене меньшей, чем российский двигатель.
«СП»: — Можно ли сказать, что США обгоняют Россию в космической отрасли?
— Американцы сегодня возвращают ракетное двигателестроение на территорию США, и делают это с помощью частных компаний SpaceX и Blue Origin. По сути, американские «частники» восстановили технологии, которые в США были давным-давно утерянными.
Обошли ли американцы Россию? По линии создания частных космических компаний — да, обошли. Но в создании космической техники — я бы не сказал. Американцы в перспективе могут нас перегнать, однако произойдет это или нет — вопрос все еще открытый.
Свободная Пресса
Поясним: BE-4 планируется устанавливать на ракету «Вулкан» — замену носителя «Атлас-5», куда устанавливаются российские РД-180. Именно Blue Origin компания ULA (United Launch Alliance) — совместное предприятие ведущих американских аэрокосмических корпораций Lockheed Martin и Boeing — доверила производство новых агрегатов. По планам, первый «Вулкан» должен отправиться в космос в 2019 году. Для этого ВЕ-4 должен совершить как минимум один испытательный полет уже в 2017-м.
Одной из изюминок ВЕ-4 является топливо, которое он использует. В отличие от традиционного «коктейля» из кислорода-водорода, или кислорода-керосина, ВЕ-4 работает на кислороде-метане. Это дает не просто некоторое увеличение мощности двигателя. Температура кипения сжиженного метана выше, чем водорода, что позволяет сохранять метан в жидком состоянии с помощью пассивной теплоизоляции, без использования активных холодильных установок. Кроме того, метан более плотный, чем водород, и для него годятся топливные баки меньшего размера.
А главный «плюс» ВЕ-4 по сравнению с кислородно-керосиновым РД-180 — многоразовость использования. Когда одним из компонентов топлива является керосин, на стенках камер сгорания образуется нагар, разрушающий металл. Метан же оставляет стенки чистыми и, как следствие, «долгоживущими».
Наконец, кислородно-метановые двигатели являются наиболее подходящими для полета к Марсу. В том числе потому, что их можно заправить топливом, изготовленном на Красной планете. Углекислый газ, которым изобилует марсианская атмосфера, можно, с использованием марсианского льда или воды, относительно легко превратить в метан. Именно поэтому американская SpaceX, возглавляемая Илоном Маском, работает над созданием мощного кислородно-метанового двигателя «Раптор» для нижних и верхних ступеней своего перспективного сверхтяжелого носителя, предназначенного для марсианских экспедиций.
Но вернемся к ВЕ-4. Его тяга достигает 2 400 кН, что вполне позволяет использовать агрегат на современных носителях среднего и даже тяжелого класса. Правда, для этого потребуется установить 2−3 двигателя ВЕ-4 на первую ступень.
Blue Origin планирует использовать ВЕ-4 для полетов туристов, а также устанавливать на собственные тяжелые ракеты New Glenn.
Сможет ли американская аэрокосмическая индустрия покончить с зависимостью от России в космосе, чем ответит РФ на разработки американцев?
— Успехи Blue Origin не следует преувеличивать: компания продемонстрировала опытный образец двигателя, испытания которого не проводились, — отмечает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Но топливные компоненты ВЕ-4 действительно являются перспективными — с точки зрения многоразового использования, снижения стоимости, возможности полетов к другим планетам, поскольку на других планетах может быть метан. Да, межпланетные полеты — это отдаленная перспектива, но и в России кислород-метановые двигатели считаются перспективными.
Так, РФ прорабатывает вопрос создания кислород-метанового двигателя. На сегодня проведено несколько испытаний моделей такого двигателя, а в текущем году был оформлен госзаказ на создание двигателя тягой 85 тонн, в котором метан рассматривается как компонент топлива.
Кроме того, «под метан» разрабатываются ракеты легкого и среднего классов — например, «Союз-5» и многоразовая ракета МРКС-1. Правда, до воплощения этих проектов в металл дело не дошло, поскольку метан еще не очень освоен, и потому что нет успешных испытаний метановых двигателей.
Если американцы проведут успешные испытания, и докажут, что метановая ракета имеет право на жизнь, российские разработчики более активно будут действовать в этом направлении.
«СП»: — Заменят ли ВЕ-4 российские РД-180?
— Здесь ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если бы американцы сделали кислород-керосиновый двигатель, который по тяге соответствовал РД-180, они могли бы просто заменить российский агрегат на «Атласе-5» на собственный — и дело с концом. Но американцы сделали двигатель, работающий на кислороде и метане, а это означает полную переделку ракеты.
В перспективе, если на базе ВЕ-4 сделать ракету того же класса, что и «Атлас-5», от «Атласа» и российских РД-180 действительно можно отказаться. Но на это США потребуется, как минимум, пять лет.
«СП»: — Насколько Штатам важно отказаться от российского двигателя?
— Американцев, на деле, ситуация с РД-180 вполне устраивает. Их устраивает, прежде всего, что наш двигатель относительно дешев, по сравнению с двигателями американского производства. Поясню: мало кто знает, но двигатель РД-180 разработан на американские деньги, и документация на него принадлежит США. По сути, РФ производит этот двигатель как бы по лицензии.
Американцы намерены отказаться от РД-180 по единственной причине: они хотят сконцентрировать производство у себя в стране. Эту политику проводит новый президент США Дональд Трамп, и с точки зрения защиты интересов страны, эта политика — правильная.
ВЕ-4 может получиться не дороже РД-180, и тогда американцы смогут производить его сами без потери в деньгах.
«СП»: — Говоря о новой ракете под ВЕ-4, вы имеете в виду «Вулкан»?
— Помимо «Вулкана», ракеты под ВЕ-4 разрабатывает сама компания Blue Origin. Но далеко не факт, что на «Вулкан» пойдет именно этот двигатель. Имеется еще, как минимум одна американская компания, которая желает предложить замену для РД-180 — это Alliant Techsystems Inc., которая в 2015 году слилась с компанией Оrbital. По этому случаю компания заявила «Вашингтон пост», что в течение трех лет создаст альтернативу РД-180 и по цене меньшей, чем российский двигатель.
«СП»: — Можно ли сказать, что США обгоняют Россию в космической отрасли?
— Американцы сегодня возвращают ракетное двигателестроение на территорию США, и делают это с помощью частных компаний SpaceX и Blue Origin. По сути, американские «частники» восстановили технологии, которые в США были давным-давно утерянными.
Обошли ли американцы Россию? По линии создания частных космических компаний — да, обошли. Но в создании космической техники — я бы не сказал. Американцы в перспективе могут нас перегнать, однако произойдет это или нет — вопрос все еще открытый.
Свободная Пресса
Читайте также:
Продвижение к Харькову провоцирует панику в Киеве: Буданов* и Залужный соперничают за роль главного переговорщика
26.04.2024 12:42
Накануне появилась новость о формировании новой группировки ВС России "N", которая продвигается всё ближе к Харькову, что очень нервирует киевский режим.
Началось освобождение Харькова: армия России прорвала оборону ВСУ и ворвалась в Кисловку
Армия России прорвала оборону врага в Харьковской области, заняв почти половину Кисловки. Об этом сообщают «Военкоры русской весны».
Россия приближается к Харькову. Начался торг за территории?
26.04.2024 12:56
Русская армия приближается к Харькову со всех сторон - со стороны Белгородской области врага выдавливает новая группировка войск "Север".
Путин начал зачистку элиты, не дожидаясь инагуарации
Новость об аресте за получение взятки заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова является не просто информационным событием. Этот эпизод гораздо шире для понимания процессов, происходящих в нашей элите. Ведь речь идет про заместителя министра, что уже само по себе очень высокий уровень. Но плюс к этому этот заместитель курировал вопросы, связанные с управлением имуществом, расквартированием
СВО продолжается: зачем Россия наносит удары по украинской железной дороге
Российская армия в рамках СВО наносит прицельные удары по инфраструктуре Украины, которая задействована в доставке военных грузов. Дело дошло до железной дороги — нанесены сразу три мощных удара по железнодорожным путям Незалежной.