Нашей обороне сегодня далеко до советских стандартов
О соперничестве с США не может идти и речи – угнаться бы за Китаем, говорит эксперт
Когда-то наша армия была объектом гордости, теперь – удобный повод «отвести душу». В том числе и для Верховного главнокомандующего. Очередное рабочее совещание по вопросу модернизации ВМФ ожидаемо стало разбором полетов. Вряд ли кто-то из присутствующих ожидал чего-либо иного. Так ведь всегда бывает, когда реальность не удается притянуть к мечтам.
А мечты были, и какие! Казалось, что отставка «мебельщика» с поста министра обороны автоматически если не решит затянувшийся конфликт между госзаказчиком и военно-промышленным комплексом, то как минимум позволит организационно подкрутить гайки в расшатавшейся системе. Реальность оказалась немилосердной – как будто и не уходил Сердюков, как будто и не заточалась в 13-комнатный монастырь Васильева.
Несогласованность действий сторон приводит в итоге к рецидиву прежних грехов: заводы задерживают поставки комплектующих, а те, что доходят до верфей, нередко оказываются бракованными. «За период строительства серийного корабля одного из проектов было 132 случая отказа техники. Вообще никуда не годится!» – отчитал Путин серьезных чинов, как школьный завуч нашкодивших проказников. И добавил, что вся эта цепочка раздрая и халтуры влечет, в свою очередь, отставание в графике модернизации флота.
Отдельная тема – завышенное ценообразование. Она, пожалуй, ярче всего продемонстрировала всю тщетность оптимистичных ожиданий военных после увольнения Сердюкова. Всесильный, практически уже мифологизированный Сергей Кужугетович Шойгу пока что не в силах управиться с этой гидрой. Да и что тут может предпринять отдельно взятый министр обороны, пусть он будет хоть сотню раз толковый, если у сотрудников оборонных предприятий есть свой резон вкладывать в стоимость каждой детали в том числе и «социальную» составляющую, особенно на тех предприятиях, что кормят целые города? На фоне отсутствия альтернативы упрекать их становится как-то некрасиво, но для порядка вроде как надо – воодушевления военных чинов ради. Куда ни кинь, всюду клин. Как же тяжело быть президентом России...
А ведь известное изречение императора Александра III о том, что единственные союзники России – это армия и флот, идейно устарело еще в СССР, когда к данному перечню прибавились стратегические ракеты. В современных же условиях военно-космическая оборона логично претендует на приоритетную роль в защите наших рубежей. С кораблей уже, случись чего, не отстреляешься. А ведь и здесь своих проблем хватает. Бракованную деталь на корабле можно обнаружить в ходе эксплуатации и заменить, а когда бракованная деталь или сборка обнаруживает себя в ракетоносителе... В начале июля страна увидела, как такое может быть, на примере запуска «Протона-М» с ГЛОНАССом.
Неудивительно, что армия скептиков, утверждающих, что Россия в нынешнем положении явно садится с модернизацией не в свои сани, ширится. Хорошо читать победные реляции о наращении мощи и о том, что мы, если что, «покажем им кузькину мать», хорошо слушать о планах модернизации из уст Дмитрия Рогозина, вот только направлены все эти речи даже не на внешнего читателя, а на внутреннего. Вера в вооруженные силы – прекрасное чувство, объединяющее народ вокруг лидера. Но в реальной боевой ситуации тем сокрушительнее оказывается разница между пропагандой и отказавшей навигацией.
В беседе с обозревателем KM.RU профессор Академии военных наук, кандидат политических наук Вадим Козюлин высказался о перспективах модернизации ВМФ России со сдержанным оптимизмом:
– Обе системы – и военно-промышленный комплекс, и министерство обороны, – по определению очень консервативны. Люди там сегодня остались в большинстве своем те же самые, что были и при Сердюкове, да и до него. Так что обозначенную президентом проблему, естественно, быстро не изжить, но изжить все же можно. Но думаю, что после того, как он акцентировал на ней особое внимание, дело все же пойдет быстрее. Так вот у нас сложилось, что без вмешательства президента у нас в решении таких вопросов никак не обойтись.
Если говорить об уровне советских вооруженных сил, то сегодня нам об этой планке и мечтать не приходится. На советские вооруженные силы работала вся страна, на их создание, укрепление и расширение направлялись лучшие ресурсы. В оборонку шли лучшие умы вузов, туда лавиной шли деньги, направлялись стратегические металлы. Повторить это в современных условиях невозможно, да и, учитывая нынешний бюджет, вряд ли нужно: это стало бы просто непомерным бременем. Военный бюджет России сегодня на порядок уступает тому, что был в СССР, хотя все равно остается на приличном уровне – порядка 3,5% ВВП. Далеко не каждая страна может себе такое позволить.
Так что на перспективы модернизации ВМФ России можно смотреть с определенной долей оптимизма. Есть достаточно средств, чтобы, пусть и не так резво, как в советские годы, но все же выполнить ее. Конечно, за постсоветские годы значительно постарели и поредели кадры, устарела в большинстве случаев и материальная база. Но есть достойные бюджетные вливания, есть мощности. Экономическая ситуация также представляется вполне стабильной. Так что модернизация осуществима.
Единственное, что те, кто надеется на возрождение советского флота, конечно, будут в печали. Возродить его до былых вершин фактически невозможно. Сегодня Россия может, скорее, равняться на флоты европейских держав; ну, быть может, попытаться тянуться за китайцами, чей военный бюджет, однако, куда больше нашего. Но никак нам не соперничать с Соединенными Штатами, чем мы занимались в советское время.
Когда-то наша армия была объектом гордости, теперь – удобный повод «отвести душу». В том числе и для Верховного главнокомандующего. Очередное рабочее совещание по вопросу модернизации ВМФ ожидаемо стало разбором полетов. Вряд ли кто-то из присутствующих ожидал чего-либо иного. Так ведь всегда бывает, когда реальность не удается притянуть к мечтам.
А мечты были, и какие! Казалось, что отставка «мебельщика» с поста министра обороны автоматически если не решит затянувшийся конфликт между госзаказчиком и военно-промышленным комплексом, то как минимум позволит организационно подкрутить гайки в расшатавшейся системе. Реальность оказалась немилосердной – как будто и не уходил Сердюков, как будто и не заточалась в 13-комнатный монастырь Васильева.
Несогласованность действий сторон приводит в итоге к рецидиву прежних грехов: заводы задерживают поставки комплектующих, а те, что доходят до верфей, нередко оказываются бракованными. «За период строительства серийного корабля одного из проектов было 132 случая отказа техники. Вообще никуда не годится!» – отчитал Путин серьезных чинов, как школьный завуч нашкодивших проказников. И добавил, что вся эта цепочка раздрая и халтуры влечет, в свою очередь, отставание в графике модернизации флота.
Отдельная тема – завышенное ценообразование. Она, пожалуй, ярче всего продемонстрировала всю тщетность оптимистичных ожиданий военных после увольнения Сердюкова. Всесильный, практически уже мифологизированный Сергей Кужугетович Шойгу пока что не в силах управиться с этой гидрой. Да и что тут может предпринять отдельно взятый министр обороны, пусть он будет хоть сотню раз толковый, если у сотрудников оборонных предприятий есть свой резон вкладывать в стоимость каждой детали в том числе и «социальную» составляющую, особенно на тех предприятиях, что кормят целые города? На фоне отсутствия альтернативы упрекать их становится как-то некрасиво, но для порядка вроде как надо – воодушевления военных чинов ради. Куда ни кинь, всюду клин. Как же тяжело быть президентом России...
А ведь известное изречение императора Александра III о том, что единственные союзники России – это армия и флот, идейно устарело еще в СССР, когда к данному перечню прибавились стратегические ракеты. В современных же условиях военно-космическая оборона логично претендует на приоритетную роль в защите наших рубежей. С кораблей уже, случись чего, не отстреляешься. А ведь и здесь своих проблем хватает. Бракованную деталь на корабле можно обнаружить в ходе эксплуатации и заменить, а когда бракованная деталь или сборка обнаруживает себя в ракетоносителе... В начале июля страна увидела, как такое может быть, на примере запуска «Протона-М» с ГЛОНАССом.
Неудивительно, что армия скептиков, утверждающих, что Россия в нынешнем положении явно садится с модернизацией не в свои сани, ширится. Хорошо читать победные реляции о наращении мощи и о том, что мы, если что, «покажем им кузькину мать», хорошо слушать о планах модернизации из уст Дмитрия Рогозина, вот только направлены все эти речи даже не на внешнего читателя, а на внутреннего. Вера в вооруженные силы – прекрасное чувство, объединяющее народ вокруг лидера. Но в реальной боевой ситуации тем сокрушительнее оказывается разница между пропагандой и отказавшей навигацией.
В беседе с обозревателем KM.RU профессор Академии военных наук, кандидат политических наук Вадим Козюлин высказался о перспективах модернизации ВМФ России со сдержанным оптимизмом:
– Обе системы – и военно-промышленный комплекс, и министерство обороны, – по определению очень консервативны. Люди там сегодня остались в большинстве своем те же самые, что были и при Сердюкове, да и до него. Так что обозначенную президентом проблему, естественно, быстро не изжить, но изжить все же можно. Но думаю, что после того, как он акцентировал на ней особое внимание, дело все же пойдет быстрее. Так вот у нас сложилось, что без вмешательства президента у нас в решении таких вопросов никак не обойтись.
Если говорить об уровне советских вооруженных сил, то сегодня нам об этой планке и мечтать не приходится. На советские вооруженные силы работала вся страна, на их создание, укрепление и расширение направлялись лучшие ресурсы. В оборонку шли лучшие умы вузов, туда лавиной шли деньги, направлялись стратегические металлы. Повторить это в современных условиях невозможно, да и, учитывая нынешний бюджет, вряд ли нужно: это стало бы просто непомерным бременем. Военный бюджет России сегодня на порядок уступает тому, что был в СССР, хотя все равно остается на приличном уровне – порядка 3,5% ВВП. Далеко не каждая страна может себе такое позволить.
Так что на перспективы модернизации ВМФ России можно смотреть с определенной долей оптимизма. Есть достаточно средств, чтобы, пусть и не так резво, как в советские годы, но все же выполнить ее. Конечно, за постсоветские годы значительно постарели и поредели кадры, устарела в большинстве случаев и материальная база. Но есть достойные бюджетные вливания, есть мощности. Экономическая ситуация также представляется вполне стабильной. Так что модернизация осуществима.
Единственное, что те, кто надеется на возрождение советского флота, конечно, будут в печали. Возродить его до былых вершин фактически невозможно. Сегодня Россия может, скорее, равняться на флоты европейских держав; ну, быть может, попытаться тянуться за китайцами, чей военный бюджет, однако, куда больше нашего. Но никак нам не соперничать с Соединенными Штатами, чем мы занимались в советское время.
Читайте также:
Бригады бегут с позиций, бунт внутри ВСУ и желание идти на Киев. Новые ракеты по спецам НАТО
25.04.2024 23:44
На фронте отмечается массовое бегство солдат армии Украины со своих позиций, причём невзирая на то, остались ли там раненые, техника или нет. Отчасти это связывают с бунтом двух "элитных" бригад ВСУ против командования.
С Эрдоганом пора заканчивать. Турция готовится 9 мая в США нанести России предательский удар в спину
Старая добрая истина о том, что у России во все времена было всего лишь два союзника, это армия и флот, с момента начала CBO, постоянно находит свое подтверждение. Достаточно взглянуть на бывшие советские республики, что бы понять, что никакой дружбы, даже между некогда близкими странами, особенно сегодня, быть не может. Все прежние обещания и договоренности, легко разрываются нынешними
"Россия уводит противника в минус": Как долго продержится Украина
26.04.2024 22:05
Переговоров на условиях Запада не будет, и Москва это ясно дала понять. Российские военные уничтожают один за другим объекты украинской энергетики, обездвиживая противника, не давая возможности перебрасывать войска и обеспечивать украинских боевиков.
Сразу поймем, кто там "за рулем": Будут ли натовские летчики управлять F-16
26.04.2024 21:10
НАТО может посадить в самолеты F-16 своих летчиков. Учитывая, что натовские инструкторы уже поднимаются в воздух вместе с украинскими пилотами.
В два раза мощнее обычного "Хаймарса" и несет 2 ракеты ATACMS. Одна из лучших в мире РСЗО, наконец, близко познакомилась с дроном"Ланцет"
Надо сказать, что даже в годы "Холодной войны" в США никогда особо не заморачивались проектированием и производством реактивных залповых систем, полагаясь в поддержке сухопутных операций, в основном, на авиацию. И нынешний большой коммерческий успех "Хаймарса" это скорее неожиданность, чем закономерность, основанная на долгой и кропотливой работе. Много обстоятельств сложилось