Регистрация

«Это просто корыто»: почему Киев не может продать недостроенный советский ракетный крейсер «Украина»

08.01.2018  19:52
3 237
0


Нежелание Киева продавать ракетный крейсер «Украина» грозит невыплатой многомиллионных задолженностей работникам Николаевского судостроительного завода (НСЗ). Об этом заявил глава профсоюзного комитета предприятия Николай Головченко. Власти страны неоднократно пытались сбыть недостроенный с советских времён корабль Китаю, России, Индии, однако попытки не увенчались успехом. В декабре 2017 года Киев заявил, что не нуждается в крейсере. Почему судьба «Украины» по-прежнему не решена, выяснял RT.

Глава профсоюзного комитета Николаевского судостроительного завода Николай Головченко обвинил власти страны в нежелании прилагать усилия к продаже ракетного крейсера «Украина». Он убеждён, что передача недостроенного корабля могла бы закрыть вопрос с выплатой задолженностей по зарплатам сотрудников.

«В новый год мы, к сожалению, вошли с ещё большими долгами. Задолженность перед уволенными работниками составляет 65 млн грн. (более 131 млн руб. — RT). С ноября 2014 года долги перед теми работниками, кто остался, составляют более 50 млн грн. Некоторым людям должны по 200 тыс. грн. (порядка 400 тыс. руб. — RT)», — сказал Головченко в интервью телеканалу «Николаев».


Председатель профкома сообщил, что кабинет министров и руководство холдинга «Укроборонпром» обещали погасить долги до 25 декабря.

«В итоге полная тишина… С 2015 года по сегодняшний час мы не получили ни копейки», — заявил Головченко.

По его словам, сейчас Николаевский завод работает два дня в неделю и держится на плаву только благодаря «патриотам». При этом на предприятии планируется «оптимизация» численности персонала. В связи с этим Головченко опасается, что власти не выплатят долги уволенным сотрудникам.

Советское наследие


«Украина» — это единственный ракетный крейсер (советский проект 1164 «Атлант»), который достался украинской стороне после раздела Черноморского флота в 1997 году. Корабль был спущен на воду в 1990 году, но уже почти 30 лет остаётся в недостроенном состоянии. В местных СМИ его называют призраком.

В 1993 году крейсер был готов на 75%, в 1998-м — на 95%. Однако Минобороны Украины отказалось от покупки у России противокорабельного комплекса П-500 «Базальт», установка которого позволила бы ввести корабль в строй.

С конца 1990-х представители руководства Украины неоднократно говорили, что флот страны не нуждается в советском крейсере (в 1993 году «Украина» была выведена из состава ВМС). В связи с этим встал вопрос о дальнейшей судьбе корабля.

В 2002 году Киев вёл переговоры с Пекином, предлагая Китаю «Украину» вместе с комплектом вооружения, в том числе с современной системой радиолокационной разведки и зенитным ракетным комплексом «Форт» (ЗРК С-300 морского базирования).

Однако условия контракта так и не были согласованы. В украинских СМИ господствует точка зрения, что сделке помешала Москва. Согласно двусторонним обязательствам, Россия и Украина должны совместно решать вопросы передачи вооружения бывшего Черноморского флота СССР третьим странам.

Российские массмедиа утверждали, что Киев отказался закупить в России комплекс «Базальт» и не смог продать корабль китайцам по причине давления со стороны США. Сообщалось, что Вашингтон не был заинтересован ни в достройке, ни в продаже столь мощного корабля, который мог представлять серьёзную военную силу.

Демилитаризация «Украины»


Во второй половине 2000-х годов Минобороны Украины под руководством Юрия Еханурова пыталось уговорить на покупку крейсера российское военное ведомство. В 2010 году Москва и Киев договорились о достройке «Украины». Однако из-за разногласий по финансовым вопросам до осени 2013 года никаких действий предпринято не было.

В сентябре 2013 года Россия выразила готовность купить крейсер за 1 млрд руб. Однако в 2014 году после госпереворота украинские власти отказались от передачи корабля российской стороне.

Глава Николаевской области Николай Романчук в марте 2014 года заявил о необходимости скорейшей продажи «Украины» без учёта мнения Москвы. Но усилия по поиску покупателей вновь не увенчались успехом.

В марте 2017 года президент Украины Пётр Порошенко подписал указ о демилитаризации ракетного крейсера (демонтаже установленного вооружения). Предполагалось, что корабль в скором времени продадут третьей стороне, а вырученные средства будут пущены на выплату долгов работникам НСЗ и на строительство двух катеров.

В декабре 2017 года Минобороны Украины заявило, что ВМС страны не нуждаются в корабле. Как уточнили в «Укроборонпроме», «этим решением министерство фактически сняло вопрос о необходимости содержания крейсера».

Окончательное решение о судьбе «Украины» должен принять кабинет министров. При этом в концерне отметили, что если правительство найдёт средства на достройку корабля, то его боеспособность будет восстановлена.

«Попросту нет хозяина»


В августе 2017 года Николай Головченко в интервью РИА Новости Украина сообщил, что Минобороны страны «открестилось» от крейсера ещё в 2015 году. По его словам, военное ведомство перестало финансировать команду механиков, которая поддерживала «Украину» в нормальном техническом состоянии.

«В Минобороны заявили, что это не их объект… Не нужен крейсер и «Укроборонпрому», бросившему дорогостоящий, миллиардный объект на произвол судьбы. Между тем цена только двух его турбин тянет на $2 млн за каждую. Это нонсенс, что у корабля такого уровня сегодня попросту нет хозяина», — констатировал Головченко.

Председатель профкома НСЗ утверждал, что кораблём интересовались покупатели из Китая и Индии, но украинские власти не разрешили заключать сделку. Головченко полагает, что продаже «Украины» мешают «западные друзья», которые манипулируют руководством страны.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что «Украина» в нынешнем виде не представляет собой серьёзной силы. Киев не может продать крейсер из-за отсутствия реального интереса к нему со стороны зарубежных государств.

«Без вооружения «Украина» с ржавеющим корпусом — это просто корыто, которое никому не нужно. Даже до демилитаризации корабля шансы на сделку были невелики, а сейчас они, наверное, равны нулю. Единственная страна, которая могла бы купить крейсер, — это Россия, хотя эта сделка больше напоминала бы подачку Украине», — отметил в беседе с RT Ищенко.



Читайте также:
Шок для Пентагона: Российская хакерская группировка KillNet добыла военные тайны НАТО — карта «Matrix» меняет динамику конфликта
23.12.2025 08:09
x-true.info
Русские хакеры из KillNet взломали военные системы Украины, НАТО и Пентагона. Получена интерактивная карта «Matrix» с координатами более 2000 объектов ВСУ: склады, штабы, заводы дронов. Эксперт Артамонов: «Опровержений нет — это прорыв в американские секреты». Как данные меняют ход спецоперации и обнажают слабости Запада — в новой статье.
Профессия будущего сегодня: инженерная эстетика сборки БПЛА
23.12.2025 18:33
Мир стремительно меняется, и если еще десять лет назад беспилотные летательные аппараты казались чем-то из области научной фантастики, то сегодня они стали неотъемлемой частью нашей реальности.
Порты Украине "больше не нужны": Белоусов взялся за Одессу. Мостов нет, магазины пусты, на АЗС давка
23.12.2025 11:49
Больше недели русская авиация и ракетчики наносят сокрушительные удары по инфраструктуре Одесской области. Плотность прилётов удивляет даже бывалых военкоров.
Россия всё-таки сделала это с Одессой. Путин предупреждал
23.12.2025 10:53
Отключения света на Украине теперь длятся по несколько суток. Наиболее сложная ситуация возникла в Одесской области. Мы начинаем отрезать противника от моря?
Экономика России растёт, экономика ЕС падает: кто кого на самом деле наказал санкциями
23.12.2025 14:59
В 2025 году уже никто не пытается делать вид, что санкции — это «боль для России». Даже самые упрямые западные аналитические центры вынуждены публиковать графики, на которых кривая российского ВВП уверенно идёт вверх, а европейская — ползёт по дну.