Регистрация

Поезд живых

27.01.2013  10:39
3 336
1


Двадцать лет назад было спасено более 500 человеческих жизней.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Гражданская война в Таджикистане осенью 1992 года вступила в самую кровавую фазу. Десятки тысяч убитых и раненых, сотни тысяч беженцев, в основном русских. О драматических событиях того времени и по сей день у нас мало что известно.
Таджикистан оказался первой еще в составе СССР республикой, где к власти совершенно легально пришли партии, лидеры которых были откровенными ваххабитами. Исламский экстремизм получил важнейший для своего дальнейшего распространения плацдарм в Центральной Азии. Последствия не заставили себя ждать. Кровь полилась рекой. Самым жестоким образом убивали тех, кто придерживался учений традиционного ислама, кто вообще был атеистом, особенно доставалось инородцам: армянам, грекам, немцам, евреям, но в первую очередь – славянам.


Непредсказуемость развития ситуации не на шутку встревожила так называемые западные демократии. Но рычагов влияния на Таджикистан у них не было. Помочь могла только Москва. Но 1992-й – год полного развала Союза, период становления на его территории суверенных государств. Да и кому в тогдашней власти РФ было дело до далеких таджиков и даже «дорогих россиян», волею судеб оказавшихся на краю еще вчера великой империи?

Гражданскую войну в Таджикистане и повальный геноцид всех, кто не нравился исламистам-экстремистам, удалось прекратить только благодаря усилиям ГРУ и позиции президента Узбекистана Ислама Каримова, который видел в ваххабизме почти личную угрозу. Стоит напомнить, что одними из главных участников вооруженного отпора исламистам тогда стали офицеры 15-й бригады спецназа ГРУ во главе с полковником Владимиром Квачковым.
Воевали друг с другом все: армейские и милицейские подразделения, вооруженные бандиты и ополченцы. Спастись от вала взаимного истребления было очень трудно, и все, кто имел хоть малейшую возможность, пытались бежать из объятой гражданской войной республики.

Заложники на станции Душанбе-2

В конце ноября в Душанбе был сформирован железнодорожный эшелон из 11 пассажирских вагонов, в котором разместились более 500 русских беженцев. Проехать он смог лишь пару километров. Поезд остановили недалеко от станции Душанбе-2, тепловоз отсоединили и стали использовать цепь из пассажирских вагонов со всеми находившимися в них людьми как щит. Дело в том, что эшелон находился между шоссе, идущим в город, и массивом частных домов, в которых засели ваххабиты. Любая попытка прорваться по шоссе в столицу силам, сражающимся с исламистами, блокировалась угрозой расстрелять эшелон с беженцами. Полтысячи человек, из которых большая часть были женщины, дети и старики, оказались в безвыходном положении. Покинуть вагоны им не давали боевики, державшие эшелон под прицелом.

Между тем бои на окраинах Душанбе становились все более интенсивными. В какой-то момент в тяжелое положение попал отряд ополченцев Народного фронта – тех таджиков, которые воевали против ваххабитов.
На выручку отправился сводный отряд таких же ополченцев из 41 человека, в котором находились лишь два кадровых офицера. Одним из них был майор Александр Матросов, офицер-советник, а другой – офицер спецназа ГРУ из той самой 15-й бригады. Сам же отряд состоял в основном из гражданских – бывших воинов-афганцев, живших в Таджикистане. На его вооружении имелись танк Т-62, БМП-2 и БТР-80. Техника была старой и разбитой. Командовал отрядом тоже гражданский афганец Александр Летиков.

Попавшим в окружение помогли. Бой шел всю ночь, и лишь утром отряд стал возвращаться к месту дислокации. В ходе выдвижения отряд Летикова оказался недалеко от блокированного ваххабитами эшелона. Навстречу колонне выскочил мужчина и буквально лег под гусеницы. Он-то со слезами и рассказал, что под прицелом бандитов уже 10 суток стоит эшелон, в котором около сотни русских семей. Покинуть вагоны нельзя, но и оставаться в них дальше физически невозможно.

Александр Матросов связался с руководством Народного фронта, доложил обстановку и попросил разрешения помочь беженцам хотя бы безопасно покинуть вагоны, ставшие смертельными ловушками. А по возможности – подогнать тепловоз и оттащить эшелон с линии огня. Разрешение дали.

Бой с ваххабитами 

Бойцы сводного отряда цепочкой прошли вдоль вагонов и заняли позиции между эшелоном и сортировочной станцией Душанбе-2. И тут начался настоящий ад. Ваххабиты с хорошо защищенных позиций открыли шквальный огонь из стрелкового оружия и гранатометов при поддержке двух БМП-2 и одного БТР-70.

Огнем попавших в ловушку бойцов смог поддержать только танк, да и то лишь старым пулеметом ДШК, так как пушку заклинило, и БМП-2 с ограниченным количеством боезапаса. БТР-80 перевернулся, пытаясь заехать на железнодорожную насыпь. В критический момент на помощь пришла резервная группа отряда на одном БТР, которая ударом с фланга смогла подавить часть огневых точек противника и не дать ваххабитам окружить отряд.

Бой, начавшийся в 10 утра, не прекращался ни на минуту до полуночи. То есть воины Летикова не спали две ночи подряд, но продолжали сражаться. Боевики-ваххабиты настолько увлеклись войной, что забыли про эшелон. Можно утверждать, что ополченцы Народного фронта не только проявили личное мужество, но и показали настоящее воинское мастерство, хотя большей частью были они людьми гражданскими. У них получилось отвлечь на себя практически все огневые силы и все внимание боевиков.

Между тем руководству Народного фронта удалось связаться с узбекскими железнодорожниками и убедить их прислать тепловоз для того, чтобы вытащить обреченный эшелон из-под огня. Когда окончательно стемнело, с территории соседней республики подошел тепловоз с группой путевых рабочих. И пока ваххабиты всеми силами пытались уничтожить отряд ополченцев, железнодорожники из Узбекистана проверили пути, тихо подогнали тепловоз, подцепили к нему эшелон и глубокой ночью буквально угнали вагоны с заложниками из-под носа у ваххабитов. Воспользовавшись темнотой, отошли в безопасное место и ополченцы сводного отряда.

Наградой будет память

В истории ХХ века не было случаев, когда удалось бы без потерь спасти целый эшелон заложников – более 500 человек, проведя спонтанную, но как оказалось, очень эффективную спецоперацию. Причем развивалась она очень динамично и была многоуровневой. Пока таджикские ополченцы, ввязавшись в бой, отвлекали силы ваххабитов, другие люди, используя свои афганские связи и упирая на еще сохранившиеся чувства интернационализма, смогли мобилизовать узбекских железнодорожников, которые и обеспечили окончательный успех спасательной операции. Участвовали в ней люди разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, узбеки, таджики.

По логике, руководство новой России должно было наградить высшими государственными наградами тех, кто спас от неминуемой гибели сотни соотечественников. Но какая государственная логика была в 1992 году?

Интересно, как сложилась судьба беженцев, находившихся в том эшелоне, и знают ли они все обстоятельства своего спасения? Увы, мы не можем поименно назвать тех, кто отводил русский эшелон от станции Душанбе-2 сначала в Узбекистан, а потом отправлял в Россию. Двадцать лет назад в воюющем Таджикистане ситуация развивалась так быстро, что, бывало, боевые отряды Народного фронта полностью меняли личный состав в течение нескольких дней, штабными документами никто не занимался.

Известно лишь то, что командир отряда Александр Летиков после окончания войны в Таджикистане некоторое время служил в Вооруженных силах Узбекистана, потом уволился, сейчас живет в России, в Старом Осколе. Александр Матросов тоже уволился из Вооруженных сил Узбекистана, но остался жить там же. В 2005 году отставной офицер-герой пропал без вести. Никто, из знавших его, не сомневается – Матросова убили. Офицер-спецназовец, имени которого по понятной причине не называю, после гражданской войны в Таджикистане участвовал в первой чеченской кампании, в настоящее время служит в рядах Вооруженных сил РФ.

Часть русских ополченцев из отряда Летикова продолжили службу в российских силовых структурах – МВД, МЧС, ФСБ. Кто-то остался в Таджикистане и Узбекистане. Собрать их вместе вряд ли сейчас возможно. Но то, что 20 лет назад они совершили подвиг, это вне всяких сомнений. Об этом будут помнить спасенные ими люди и рассказывать о подвиге своим детям и внукам.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Коренной перелом в войне наступил: ВСУ отступают, не успевая разрушать города
26.12.2024 08:46
x-true.info
ВСУ больше не в состоянии долго сопротивляться русскому натиску. Наша армия движется лавой, с флангов обтекая города и сёла, забирая их один за другим. Раньше любое возвращение русского города, села и посёлка было не только радостью, но и болью, потому что вместо живых поселений нам доставались мёртвые руины. Но теперь появилась надежда на то, что всё будет иначе.
«Почему не бьём?»: ВСУ получают самую массовую поставку с начала СВО
26.12.2024 16:52
freedom-news.ru
Одесса, судя по всему, получает самую массовую поставку военной техники с начала СВО.
"Калибры" задели верхушку войск НАТО: В Германию спецрейсами везут "особых пациентов" с Украины
26.12.2024 13:15
Русские удары возмездия накрывают не только инфраструктурные и военные объекты киевского режима, но и тех, кто за ним стоит. На Украине стараются не упоминать о потерях среди натовских спецов.
Русские ликвидировали чешских инструкторов. Это возмездие за Белгород
25.12.2024 23:06
В Кривом Роге после вчерашнего удара баллистикой идут разборы завалов общежития-отеля. Русские в нём ликвидировали чешских инструкторов. Это возмездие за Белгород.
"Огромный провал наших спецслужб": флагман Минобороны с ценным грузом шёл без охраны. Когда мы начнём отвечать террористам?
26.12.2024 04:52
x-true.info
Русский сухогруз Ursa Major ("Большая Медведица") затонул 24 декабря из-за взрыва в машинном отделении. Хорошо спланированная атака привела к гибели двух членов экипажа и утрате оборудования для нового атомохода.
  1. 28.01.2013
    02:55
    0
    Слава героям, честь и хвала!!!