Регистрация

Российско-турецкие отношения и проблема безопасности Черноморского региона

25.02.2013  18:31
2 321
0


Российско-турецкие отношения и проблема безопасности Черноморского регионаВ последние десятилетия Черноморский регион (ЧР) приобретает все большее значение. Причиной этого является т.н. транзитный характер Черного моря в плане поставок энергоносителей в страны Европы из района Каспия, а также из Ирана и Ирака. В то же время энергетическая значимость ЧР и внимание к нему со стороны крупных мировых игроков означает повышение ее военного значения, а равно опасность возникновения конфликтов в акватории Черного моря. Это заставляет говорить о важности построения в Черноморском регионе прочной системы безопасности. При этом большое значение приобретают отношения двух крупнейших черноморских стран - России и Турции.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

В связи с этим, однако, необходимо учитывать скрытую борьбу России и Турции за лидерство в регионе, наращивание ими своих военно-морских сил (особенно со стороны Турции), а также взаимную заинтересованность двух стран как в экономическом, так и в более широком контексте.


В 2000-е гг. (в отличие от 1990-х гг.) в турецких политических кругах произошла общая переоценка роли и перспектив России на Черном море. Именно Россию турецкая сторона считает наиболее сильной сопредельной державой, с которой необходимо считаться. Оценки Турции в данном случае надо рассматривать не с точки зрения преобладания России в регионе Черного моря. Турецкий флот является крупнейшим военно-морским соединением, и хотя по количеству кораблей-ракетоносцев Россия имеет неоспоримое превосходство, суммарная огневая мощь ВМС Турции и РФ соотносится специалистами как 1:1,5 и эта разница не в пользу России. Думается, что в своих оценках военных перспектив России командование турецких ВМС исходит, прежде всего, из того потенциала, которым располагает Россия, и который в случае его реализации позволит России вернуть себе преобладание в акватории Черного моря.

Это может объяснить решение, принятое Советом национальной безопасности Турции в октябре 2010 г. в связи с изменениями, внесёнными в Стратегию национальной безопасности, рассчитанную на пять лет (сама концепция национальной безопасности, напомним, была принята СНБ 24.10.2005 г.). Согласно новой редакции документа, впервыепосле распада СССР Россия стала рассматриваться Турцией как потенциальный противник. Такое решение турецкой стороны, несмотря на достаточно тесные отношения между двумя странами в последний период, может объясняться тем, что турецкое руководство не исключает возможности усиления российско-турецкого соперничества за влияние в балкано-черноморском регионе.

Впрочем, на сегодняшний день потенциал российско-турецкого сотрудничества достаточно велик. Турция стремится обеспечить участие российского ВМФ в совместном противодействии террористическим угрозам на Черном море, что связано, прежде всего, с постоянным давлением на Анкару со стороны США и НАТО, считающих необходимым включить Черноморский бассейн в зону проведения операции "Активные усилия". США активизируются на Черном море при взаимодействии с Румынией и Болгарией. С этими странами в 2005 г. подписаны соглашения о создании на их территории американских военно-морских баз.

По мнению турецкой стороны, истинными причинами активизации объединённых военно-морских сил блока НАТО в Черном море являются желание руководства Альянса установить контроль за маршрутами транспортировки энергоносителей в данном регионе, а также стремление снизить значимость развивающегося диалога между турецким и российским флотами. Против такого подхода и выступает Турция, которая опасается снижения своего влияния в случае постоянного присутствия в Черноморском бассейне военно-морской группировки НАТО (турецкая сторона опасается ревизии конвенции о проливах 1936 г. и уменьшения своего веса как ведущего регионального военного игрока).

В Анкаре считают, что в акватории Черного моря действует достаточное количество структур и механизмов, которые в состоянии эффективно противодействовать возможным вызовам и угрозам. Не следует, впрочем, считать, что Турция намерена полностью изолировать НАТО от участия в регулировании безопасности Черноморского региона. Инициирование Турцией «Черноморской гармонии» в 2004 г. в определённой степени была частью расширения НАТО в черноморском направлении. При этом Турция выступает за приоритет национальных ВМС черноморских государств в обеспечении безопасности Черноморского побережья.

Данную позицию Анкары полностью разделяют в Москве, считая, что появление на Черном море новых игроков, имеющих долгосрочные интересы, зачастую не совпадающие с позициями отдельных причерноморских стран, способно лишь разрушить и без того хрупкий баланс сил и интересов и дестабилизировать ситуацию в регионе.

Таким образом, Россия и Турция позиционируют себя на Черном море в качестве самостоятельных игроков, пытаясь таким образом выжать максимум возможного из системы формальных и неформальных союзов. Многообразие существующих интеграционных структур и объединений (СНГ, ОДКБ, ОЧЭС и пр.) пока не привело к выработке новой системы безопасности на Черном море. Совместная деятельность России и Турции в деле урегулирования региональных конфликтов могла бы принести пользу. Однако это предполагает принципиально новый уровень взаимного доверия. В какой степени Россия и Турция смогут подчинить свои планы идее создания новой системы безопасности - вопрос будущего.

На сегодняшний же день, говоря о военных аспектах черноморской политики России и Турции, следует отметить следующее:

1) В настоящее время для России и Турции есть шанс совместно сформировать стабильную систему безопасности Чёрного моря, основываясь на взаимных интересах и учёте обоюдного влияния в Черноморском регионе.

2) Для сохранения существующего баланса сил желательно усиление Россией своего военного присутствия на Черном море. В противном случае возрастание военного потенциала Турции неизбежно приведёт к ее абсолютному доминированию. Это может угрожать самой безопасности Черноморского региона (опасность военного преобладания одной державы). Также не исключено, что в этом случае влияние НАТО (прежде всего, США) на Чёрном море резко возрастет, поскольку ослабление России снизит её ценность как военного партнера Турции и заставит последнюю в целях обеспечения стабильности в ЧР переориентироваться на более сильных союзников.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Второй этап Курского вторжения: Авантюра Зеленского поставила Украину на грань катастрофы
07.09.2024 09:56
Курская авантюра поставила Украину на грань катастрофы, и об этом говорят не русские аналитики, а депутат Рады и отставной полковник СБУ. Украинцы смиренно признают, что главком Сырский пиарится, пока ВСУ готовятся к капитуляции по всей линии фронта СВО.
"Трёхсотые" быстро становятся "двухсотыми": ВСУ не могут выйти из Курской области. Зеленский обратился к НАТО
07.09.2024 11:51
В Курской области продолжается атака ВСУ. При этом у противника сложилась непростая ситуация: выйти из приграничья они не могут. "Трёхсотые" быстро становятся "двухсотыми" из-за плохой системы эвакуации. Зеленский снова обращается к НАТО.
Схвачены предатели, помогавшие врагу атаковать наших военных (Видео)
07.09.2024 22:10
freedom-news.ru
Три предателя, оказывавших содействие врагу в нападении на наших военнослужащих, были пойманы.
Военные сдали Полтавское собрание за 500 тысяч долларов – Что происходит на фронте
07.09.2024 17:15
x-true.info
Мото-воин подавил вражеский дрон и сбил его из ружья. Русский командир рассказал о пленении солдат противника: "они даже не поняли, что произошло". С такими друзьями и враги не нужны: волонтеры и медики в Полтаве убили больше раненных, чем прилетевшая ракета.
О возможных ракетных ударах НАТО в глубину России. Что делать?
07.09.2024 21:32
Может, с другой стороны, мы только и ждём удобного повода, чтобы обрушить всю мощь нашего ядерного кулака на голову супостата.