Регистрация

Русский гамбит

27.02.2013  11:44
2 959
0


Русский гамбитЖестокая междоусобная война продолжается, и решительно настроенный диктатор противостоит в этой войне оппозиции, имея над ней мощное военное превосходство. Сотни тысяч людей покинули свои родные места, бежав в соседние государства. Посреднические усилия ООН не дают результата, а союзники разделились между собой и Россией. Американская администрация, не желая глубоко втягиваться в этот конфликт, пытается выработать свою политику. И посреди всей этой неразберихи новый госсекретарь отправляется в зарубежное турне, чтобы посоветоваться с союзниками о том, как поступать в такой ситуации, и что вообще можно сделать.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Кто это – Джон Керри, находящийся с визитом в Европе и вскоре отправляющийся на Ближний Восток для проведения консультаций по Сирии? Или это Уоррен Кристофер, который 20 лет тому назад взялся за аналогичную миссию, чтобы положить конец кровопролитию в Боснии-Герцеговине? Соответствия между двумя этими миссиями - поразительные, и нам остается надеяться, что Керри извлек уроки из провальных попыток Кристофера, закончившихся трагедией.


В мае 1993 года Кристофер попытался всучить европейским союзникам Америки план «отмены и удара». Это был план по прекращению кризиса в Боснии, предусматривавший отмену эмбарго на поставки оружия боснийским мусульманам, которым явно не хватало огневой мощи, и нанесение авиаударов по артиллерийским позициям боснийских сербов. Этот план представлял собой взвешенный ответ, однако союзники усомнились в решимости администрации осуществлять его и в поддержке США отказали. В итоге европейцы оказались правы: Вашингтон очень не хотел проводить рискованную интервенцию в Боснии, и миссия Кристофера была обречена, еще не начавшись. Когда он вернулся в Вашингтон, от плана «отмены и удара» отказались, отдав предпочтение стратегии сдерживания боснийского конфликта. Понадобятся еще два года и десятки тысяч новых жертв, прежде чем Соединенные Штаты наконец вмешаются. В итоге они все-таки вмешались.

Керри сталкивается с аналогичной дилеммой во время своей первой зарубежной поездки в качестве госсекретаря. Если ему не удастся убедить таких союзников, как Турция, и таких скептиков, как Россия, в серьезности американских намерений изменить траекторию сирийского конфликта, он может забыть про пункты сирийской повестки и вместо этого сосредоточиться на других вопросах. А пока Керри пытается собрать ключевых членов оппозиции на встречу в Риме, которая состоится в четверг. После двух лет войны (такой же довод, как у Кристофера, но тот потерпел с ним неудачу) союзники США должны знать, что реально готова сделать в отношении Сирии администрация Обамы, пришедшая на свой второй срок. В противном случае конфликт будет длиться неопределенно долго. Как будто прислушавшись к эху боснийской войны, европейские министры иностранных дел отказались на прошлой неделе отменять эмбарго на поставки оружия, что могло бы оказать существенную помощь мятежной Свободной сирийской армии. Своим отказом они лишь закрепили значительные военные преимущества режима Асада.

Текущие события и тенденции в Сирии говорят о том, что со временем Вашингтон все же будет вынужден предпринять какие-то действия. Режиму Асада удается держаться за власть, пусть он и слабеет от наносимых по нему ударов. В связи с этим возрастает риск применения им от отчаяния химического оружия. Соответственно, если режим падет, а власть возьмут в свои руки радикальные суннитские исламисты, сирийский химический арсенал вполне может оказаться у них. В любом случае ущерб американской безопасности и влиянию в регионе будет значительным.

Оптимальный выход из этой затруднительной ситуации состоит в обучении и оснащении бойцов оппозиции. Такой подход, согласно поступающим сообщениям, поддержали покинувшие свои посты госсекретарь и министр обороны, а также бывший директор ЦРУ. Можно поставлять группам повстанцев на избирательной основе (но не всем группировкам без разбора) оружие, и прежде всего, переносные зенитно-ракетные комплексы, способные нейтрализовать подавляющее господство режима в воздухе. В таком случае отпадает необходимость во введении запрета на полеты.

Очевидно, что риски в этом есть. Как и в Ливии, такие переносные комплексы могут оказаться не в тех руках. Однако этот риск необходимо сопоставлять с альтернативами. Вполне может случиться так, что Сирия распадется на несколько территорий, где будут господствовать радикальные исламисты-сунниты, которым будут противостоять остатки бастиона алавитов под руководством Асада или кого-то из его ближайшего окружения. Такая перспектива уже вызывает беспокойство и заставляет менять прогнозы и выкладки во всем регионе. Конфликт также перетекает в Ливан – сирийские повстанцы утверждают, что на них нападает «Хезболла», и грозят нанести удар возмездия по позициям этой военизированной шиитской организации в Ливане. Если к власти в Дамаске придет радикальный суннитский режим, который будет инспирировать возобновление гражданской войны в Ираке между суннитами и шиитами, то Иран вполне может увеличить свой вес в вопросе определения иракского будущего. От этого пострадают межконфессиональные отношения во всем регионе – в Бахрейне, Саудовской Аравии и Ливане. Это добавит в региональное уравнение рост напряженности и дополнительную нестабильность.

С другой стороны, приход на смену режиму Асада умеренных сил станет ударом для Ирана и подарком для США, их региональных партнеров и союзников. Прежде всего от этого выиграет Израиль, а его врагу «Хезболле» будет нанесен серьезный удар. Это, в свою очередь, усилит шансы на достижение мира с Палестинской автономией.

Чтобы защитить американские интересы, администрации Обамы не нужно втягиваться в тяжелые боевые действия в Сирии с привлечением своих войск. Но Белому дому пришло время подать четкий сигнал о том, что он готов пересмотреть свою позицию в отношении продолжающегося кризиса.

На переговорах с союзниками Керри должен добиться от них принятия обязательств по изменению динамики событий на местах в пользу объединенной и не радикальной оппозиции. Достижению этой цели послужат поставки избранным боевикам оппозиции зенитного оружия, обучение и предоставление им разведывательной информации. Это также даст в руки США столь необходимые рычаги влияния на часто капризное и раздражительное руководство оппозиции. Такое влияние важно сейчас, и оно будет не менее важно, когда боевые действия закончатся, и Сирия начнет процесс восстановления и перестройки.

Керри должен также четко указать на то, что, хотя Вашингтон поддерживает мирный план спецпредставителя ООН Лахдара Брахими (Lakhdar Brahimi), Соединенные Штаты твердо намерены добиваться прекращения боевых действий в ближайшее время, а не просто способствовать проведению длительных переговоров, которые лишь дадут режиму Асада дополнительный запас времени.

Россия вполне способна помочь в достижении этих целей. Москва не может просто приказать Асаду сесть в ожидающий его российский самолет. Но Асад, и что более важно, его окружение немедленно заметят отказ России от рефлекторной защиты Сирии в Совете Безопасности ООН. Это усилит давление на асадовскую клику, и ее представители начнут дезертировать. Дальнейшая изоляция Асада, которую обеспечат его главные сторонники и спонсоры, поднимет моральный дух оппозиции, и она ощутит, что наступает переломный момент.

В данный момент Москва и Вашингтон двигаются в направлении общей цели, заключающейся в проведении переговоров, на которых определенное место будет отведено представителям Асада. В рядах оппозиции на сей счет - глубокие разногласия, и она с огромным недовольством согласилась на проведение переговоров до ухода Асада. Чтобы переговоры оказались успешными, Асад должен поверить в то, что его российские спонсоры намерены положить конец боевым действиям и могут оставить его в одиночестве. В противном случае, Асад либо откажется от участия в переговорах, либо, подобно другим диктаторам, знающим о наличии у них военных преимуществ, будет затягивать эти фиктивные переговоры, а массовые убийства людей тем временем продолжатся.

К сожалению, статус-кво Москву устраивает больше, чем Вашингтон. Пока Соединенные Штаты действуют не очень активно, ограничиваясь предоставлением оппозиции гуманитарной помощи и политической поддержки. Между тем, Иран на месте прилагает огромные усилия для поддержания режима Асада. Российский обструкционизм в Совете Безопасности в сочетании с поставками оружия Дамаску и эвакуацией российских граждан из Сирии помогает Асаду удерживаться у власти. При этом Москва не несет особых издержек и не рискует утратой престижа в случае падения режима.

Изменение российской позиции означает изменение расчетов Москвы в отношении Сирии. А это ставит Кремль перед альтернативой, которая нравится ему гораздо меньше, чем сохранение статус-кво. Речь идет о поддерживаемой НАТО военной коалиции во главе с Турцией, которую Лига арабских государств попросит вмешаться в сирийский конфликт. Если турецкие руководители серьезно настроены на практические действия, о чем свидетельствуют их последние заявления, то они с готовностью поддержат такую стратегию. Кроме Турции в состав этих коалиционных сил могут войти ключевые региональные актеры, такие как Саудовская Аравия, другие государства Персидского залива, Иордания и Египет. Эта коалиция будет обучать и оснащать избранные отряды оппозиционного ополчения, создавая условия для прямой военной интервенции, например, для авиационных ударов по ВВС Асада. Соединенные Штаты, Франция и Британия будут находиться на важных второстепенных ролях, оказывая поддержку через каналы НАТО, как это делали США при оказании поддержки Франции и Британии на натовском этапе интервенции в Ливии.

Москве после успешной интервенции НАТО в Ливии будет трудно согласиться даже на начало переговоров о создании такой коалиции. России в таком случае придется наблюдать за тем, как изгоняют ее прежнего союзника при поддержке НАТО и без официальной санкции Совета Безопасности.

Конечно, все это будет не нужно, если Россия усилит давление и изолирует Асада. Мощная региональная коалиция во главе с Турцией позднее сможет стать основой для миротворческой миссии ООН, в состав которой можно будет включить даже Россию (как в Боснии и Косове). Такая миссия предотвратит послевоенные репрессии и поможет удержать Сирию от дальнейшей дезинтеграции.

Короче говоря, послание Керри русским и союзникам должно оставаться без изменений: Вашингтон решительно настроен на разрешение кризиса и готов с вами работать; но он не допустит, чтобы конфликт продолжался бесконечно долго. Как и всегда, нет никаких гарантий, что такой подход даст результат. Но другой госсекретарь двадцать лет тому назад попробовал альтернативный подход и убедился, что в условиях трудноразрешимого кризиса консультации без приверженности четким и ясным целям это готовый рецепт провала. Джону Керри понадобится нечто большее, чем просто выслушивать партнеров, если он не желает, чтобы его первый и очень важный зарубежный визит ждала такая же роковая судьба.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
По польской базе ПРО ударит "Орешник"? Сумы атакуют ракеты, прорыв к Великой Новоселке: СВОдка с фронта
22.11.2024 11:31
Весь вчерашний день паблики и военные эксперты обсуждали, что же прилетело по Днепропетровску, но истинный ответ назвал президент в ходе своего вечернего обращения. Наши РВСН опробовали в бою "Орешник", который может дотянуться до всех стран Западной Европы.
Россия задействовала самое страшное оружие, и это не «Орешник»
22.11.2024 17:21
x-true.info
Разрешив Киеву удары западными ракетами вглубь России, союзники Зеленского вложили в руки Путина самое страшное оружие, о котором сами не подумали. И это не «Орешник» или какая-то другая «растительность».
Разработка "Орешника" стала возможной благодаря США
23.11.2024 00:44
t.me
"Не Россия, а именно США разрушили систему международной безопасности", - резюмировал Путин. Ранее разработка ракеты с такими характеристиками, как у "Орешника", была невозможна.
Сильный ход Белоусова переоценить невозможно: Зачем он прибыл на пункт управления "Севера" после удара SS?
22.11.2024 17:27
x-true.info
ВСУ поразили военный объект русской армии в Курской области, и даже несмотря на возможные угрозы, Андрей Белоусов решился на сильный ход, который переоценить невозможно. Зачем он прибыл на пункт управления "Севера" после удара SS? Ответ на вопрос дал офицер ДНР в запасе Александр Матюшин.
Из ответа Запада на «Орешник» поймём, будет завтра Третья мировая или нет
23.11.2024 00:49
t.me
С точки зрения удара по Южмашу, можно было говорить, что преследуется некая стратегическая цель, потому что все понимают, что такое Южмаш, что там действует какое-то производство. Но в данной ситуации Путин посылал сигнал не Украине, а Западу.