Порошенко научит Европу, как надо торговать русским газом
13.07.2018 21:35
1 927
0
Разгуливая под руку с участниками саммита НАТО в Брюсселе, Петр Порошенко так и не смог сравниться с ними по степени реального влияния на дела Европы. Его идеи о новой газовой логистике на континенте выглядели, скорее, беспомощными и плохо реализуемыми на практике.
По словам Порошенко, «наиболее эффективным было бы, если бы Украина, как часть Европы, покупала российский газ на российско-украинской границе», что обеспечило бы энергетическую безопасность и прекратило любые инсинуации. Он также сообщил, что в ходе саммита была выработана общая позиция по следующему этапу интеграции Украины в Европейский энергетический союз.
Разумеется, Порошенко в очередной раз подверг критике российский газопровод «Северный поток-2». «Это никакой не экономический проект, проект абсолютно политический. Цель проекта — нанести удар по Украине и по многим другим членам Европейского союза и членам НАТО», — уверен киевский гость.
Разумная диверсификация газовых поставок, которую запланировала и методично реализует Москва, нервирует Порошенко. «Зачем тратить десятки миллиардов долларов, чтобы сделать европейскую экономику менее эффективной, менее конкурентоспособной, а энергетическую политику Европейского союза более зависимой от России?» — вопрошал украинский президент.
Возбуждение Порошенко легко понять. Противником «Северного потока-2» является также Дональд Трамп, который присутствовал на саммите. Президент США даже назвал Германию «заложницей России» из-за упорного стремления Берлина самостоятельно заботиться о своей энергетической безопасности.
Отметим, что идею о смене точки закупки Киев высказывает не в первый раз. По словам директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, европейские покупатели всегда были против этого. При нынешней системе, ответственность за транзит по территории Украины несет «Газпром», а при переносе точки учета на восток ответственность ляжет на западные страны. Зачем им это надо?
— У Киева нет контрактов на поставку газа в Европу. Они есть у «Газпрома». Соответственно, «Газпром» и поставляет газ в Европу. Украина этого делать не может, — продолжает тему директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин.
Ну да, идея о переносе точки закупки газа на восточную границу Украины озвучивалась, и пускай он там весь продается, но понятно, что практического смысла она не имеет.
«СП»: — Почему?
— Дело даже не в том, входит Украина в ЕС или нет, а в том, что у России нет точек закупки газа, например, и на границе Белоруссии и Польши, которая входит в ЕС. Покупатели в Европе заключают контракты на поставку. Соответственно, туда газ и поставляется. Это нормальная практика. И Россия, и Норвегия, и Алжир, и другие поставщики заключают контракты с конкретными покупателями, после чего идут поставки. Есть те, кто предлагает товар, есть те, кто покупает. Эта схема касается не только газа, а любого товара. Предложение Порошенко малопонятно.
«СП»: — Видимо, Порошенко выступал не как представитель страны-транзитера, зажатой между Европой и Россией, а как представитель самой Европы, ее части…
— В последнее время много странных высказываний, не имеющих экономического смысла, а имеющих какие-то политические цели. Пусть тогда Европа покупает катарский газ где-нибудь в Латинской Америке…
«СП»: — А разве «Газпрому» не было бы выгодно продавать газ на российской западной границе? И спихнуть таким образом с себя ответственность за нестабильный транзит по Украине?
— Возникает вопрос: кому продавать? Например, концерн BMW хочет для своего производства закупить газ. Этот газ концерну нужен на входе в завод. И он заключает с поставщиком контракт именно об этом. Ему неинтересно закупать газ на западной границе России, а потом гнать его неизвестно как до своего завода через украинскую территорию, столкнуться с тем, что там есть проблема неравномерности потребления, загрузки труб. Понимать, что на самом деле газ надо было отбирать в ПХГ (подземное хранилище газа) и т. д. Концерн BMW с ума сойдет.
Еще пример… Представьте, что вы хотите купить клубнику. Приходите на рынок, выбираете и покупаете клубнику. А представьте, что вы там заплатите деньги, а вам скажут, что ваша клубника находится где-то в Краснодарском крае? Забирайте, как хотите. Это разве нормально? Каждый должен заниматься своим бизнесом. Покупатель хочет получить нужный ему товар у себя, а не где-то далеко и не разбираться с проблемами по доставке.
К тому же все мы прекрасно знаем, в каком состоянии находится украинская газотранспортная система (ГТС). И европейцы, и сами украинцы говорят, что в нее надо вложить много миллиардов долларов, чтобы она продолжала функционировать.
«СП»: — Когда-то это была часть большого советского газового хозяйства…
— Надо понимать, что «Газпром» не просто поставляет газ в Европу. Он имеет несколько маршрутов поставки. В случае ремонта одного маршрута, он перераспределяет потоки в пользу других. «Газпром» имеет целую сеть ПХГ в Европе. В зависимости от холодной или теплой погоды в эти ПХГ газ то закачивается, то откачивается. То есть, это мощная система, которая в совокупности позволяет не зависеть от технологических, погодных и прочих рисков и обеспечить нормальные поставки. Но это только в совокупности! Поставки по одной трубе нивелируют надежность.
«СП»: — Поэтому и пришлось взяться за «Северные потоки», за «Турецкий поток»?
— Скорее, это имеет отношение к обеспечению лучших экономических условий поставок. Это выгоднее, чем транзит через Украину. Так, первая ветка «Турецкого потока» направлена на турецкое потребление. Газ напрямую идет из России в Турцию, что проще, чем гнать его через Украину, а потом через Балканы. Ну, а «Северный поток» связан со смещением ресурсной базы на север. То есть, тут, прежде всего, экономика. А под эту экономику уже развивается инфраструктура. Кстати, в момент распада СССР самая мощная сеть ПХГ была как раз на Украине. Но с того времени она не только не увеличилась, но и уменьшилась, а в России напротив выросла в несколько раз.
«СП»: — То есть предложение Порошенко — это попытка подменить экономику политикой?
— Это попытка через подобные информационные вбросы привлечь внимание к украинской ГТС. Сейчас уже и европейцы, и американцы, и россияне потеряли к ней интерес. Можно сказать, ее списали. Лет пятнадцать назад была попытка создать консорциум с участием американцев, европейцев и России и таким образом снять риски. Но Киев тогда заблокировал участие российской стороны. После этого западники отказались, так как понимают, что любая ГТС не может работать, если гарантии сбыта есть, а гарантий поставок нет. Без России это никому не интересно.
«СП»: — Кажется совсем «убивать» украинскую ГТС Москва не собирается. Путин обещал сохранить хоть какой-то транзит…
— Это были переговоры с Европой. Шла речь о том, что 10−15 млрд. кубометров транзита через Украину (общий объем украинского транзита около 100 млрд. кубометров — авт.) целесообразно сохранить, поскольку ряд стран, подключенных со стороны Украины нуждаются в поставках. Та же Молдавия. Они на данный момент не имеют альтернативного маршрута. Естественно, Россия заявляла, что готова продолжать поставки туда, но на приемлемых условиях. Если Украина в двадцать раз поднимет тариф, поставок не будет — проще зайти со стороны Европы.
Напомню, договор с Украиной заканчивается в 2019 году. Тогда же будет введена ветка «Северного потока-2» и закончена первая часть «Турецкого потока».
Свободная Пресса
По словам Порошенко, «наиболее эффективным было бы, если бы Украина, как часть Европы, покупала российский газ на российско-украинской границе», что обеспечило бы энергетическую безопасность и прекратило любые инсинуации. Он также сообщил, что в ходе саммита была выработана общая позиция по следующему этапу интеграции Украины в Европейский энергетический союз.
Разумеется, Порошенко в очередной раз подверг критике российский газопровод «Северный поток-2». «Это никакой не экономический проект, проект абсолютно политический. Цель проекта — нанести удар по Украине и по многим другим членам Европейского союза и членам НАТО», — уверен киевский гость.
Разумная диверсификация газовых поставок, которую запланировала и методично реализует Москва, нервирует Порошенко. «Зачем тратить десятки миллиардов долларов, чтобы сделать европейскую экономику менее эффективной, менее конкурентоспособной, а энергетическую политику Европейского союза более зависимой от России?» — вопрошал украинский президент.
Возбуждение Порошенко легко понять. Противником «Северного потока-2» является также Дональд Трамп, который присутствовал на саммите. Президент США даже назвал Германию «заложницей России» из-за упорного стремления Берлина самостоятельно заботиться о своей энергетической безопасности.
Отметим, что идею о смене точки закупки Киев высказывает не в первый раз. По словам директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, европейские покупатели всегда были против этого. При нынешней системе, ответственность за транзит по территории Украины несет «Газпром», а при переносе точки учета на восток ответственность ляжет на западные страны. Зачем им это надо?
— У Киева нет контрактов на поставку газа в Европу. Они есть у «Газпрома». Соответственно, «Газпром» и поставляет газ в Европу. Украина этого делать не может, — продолжает тему директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин.
Ну да, идея о переносе точки закупки газа на восточную границу Украины озвучивалась, и пускай он там весь продается, но понятно, что практического смысла она не имеет.
«СП»: — Почему?
— Дело даже не в том, входит Украина в ЕС или нет, а в том, что у России нет точек закупки газа, например, и на границе Белоруссии и Польши, которая входит в ЕС. Покупатели в Европе заключают контракты на поставку. Соответственно, туда газ и поставляется. Это нормальная практика. И Россия, и Норвегия, и Алжир, и другие поставщики заключают контракты с конкретными покупателями, после чего идут поставки. Есть те, кто предлагает товар, есть те, кто покупает. Эта схема касается не только газа, а любого товара. Предложение Порошенко малопонятно.
«СП»: — Видимо, Порошенко выступал не как представитель страны-транзитера, зажатой между Европой и Россией, а как представитель самой Европы, ее части…
— В последнее время много странных высказываний, не имеющих экономического смысла, а имеющих какие-то политические цели. Пусть тогда Европа покупает катарский газ где-нибудь в Латинской Америке…
«СП»: — А разве «Газпрому» не было бы выгодно продавать газ на российской западной границе? И спихнуть таким образом с себя ответственность за нестабильный транзит по Украине?
— Возникает вопрос: кому продавать? Например, концерн BMW хочет для своего производства закупить газ. Этот газ концерну нужен на входе в завод. И он заключает с поставщиком контракт именно об этом. Ему неинтересно закупать газ на западной границе России, а потом гнать его неизвестно как до своего завода через украинскую территорию, столкнуться с тем, что там есть проблема неравномерности потребления, загрузки труб. Понимать, что на самом деле газ надо было отбирать в ПХГ (подземное хранилище газа) и т. д. Концерн BMW с ума сойдет.
Еще пример… Представьте, что вы хотите купить клубнику. Приходите на рынок, выбираете и покупаете клубнику. А представьте, что вы там заплатите деньги, а вам скажут, что ваша клубника находится где-то в Краснодарском крае? Забирайте, как хотите. Это разве нормально? Каждый должен заниматься своим бизнесом. Покупатель хочет получить нужный ему товар у себя, а не где-то далеко и не разбираться с проблемами по доставке.
К тому же все мы прекрасно знаем, в каком состоянии находится украинская газотранспортная система (ГТС). И европейцы, и сами украинцы говорят, что в нее надо вложить много миллиардов долларов, чтобы она продолжала функционировать.
«СП»: — Когда-то это была часть большого советского газового хозяйства…
— Надо понимать, что «Газпром» не просто поставляет газ в Европу. Он имеет несколько маршрутов поставки. В случае ремонта одного маршрута, он перераспределяет потоки в пользу других. «Газпром» имеет целую сеть ПХГ в Европе. В зависимости от холодной или теплой погоды в эти ПХГ газ то закачивается, то откачивается. То есть, это мощная система, которая в совокупности позволяет не зависеть от технологических, погодных и прочих рисков и обеспечить нормальные поставки. Но это только в совокупности! Поставки по одной трубе нивелируют надежность.
«СП»: — Поэтому и пришлось взяться за «Северные потоки», за «Турецкий поток»?
— Скорее, это имеет отношение к обеспечению лучших экономических условий поставок. Это выгоднее, чем транзит через Украину. Так, первая ветка «Турецкого потока» направлена на турецкое потребление. Газ напрямую идет из России в Турцию, что проще, чем гнать его через Украину, а потом через Балканы. Ну, а «Северный поток» связан со смещением ресурсной базы на север. То есть, тут, прежде всего, экономика. А под эту экономику уже развивается инфраструктура. Кстати, в момент распада СССР самая мощная сеть ПХГ была как раз на Украине. Но с того времени она не только не увеличилась, но и уменьшилась, а в России напротив выросла в несколько раз.
«СП»: — То есть предложение Порошенко — это попытка подменить экономику политикой?
— Это попытка через подобные информационные вбросы привлечь внимание к украинской ГТС. Сейчас уже и европейцы, и американцы, и россияне потеряли к ней интерес. Можно сказать, ее списали. Лет пятнадцать назад была попытка создать консорциум с участием американцев, европейцев и России и таким образом снять риски. Но Киев тогда заблокировал участие российской стороны. После этого западники отказались, так как понимают, что любая ГТС не может работать, если гарантии сбыта есть, а гарантий поставок нет. Без России это никому не интересно.
«СП»: — Кажется совсем «убивать» украинскую ГТС Москва не собирается. Путин обещал сохранить хоть какой-то транзит…
— Это были переговоры с Европой. Шла речь о том, что 10−15 млрд. кубометров транзита через Украину (общий объем украинского транзита около 100 млрд. кубометров — авт.) целесообразно сохранить, поскольку ряд стран, подключенных со стороны Украины нуждаются в поставках. Та же Молдавия. Они на данный момент не имеют альтернативного маршрута. Естественно, Россия заявляла, что готова продолжать поставки туда, но на приемлемых условиях. Если Украина в двадцать раз поднимет тариф, поставок не будет — проще зайти со стороны Европы.
Напомню, договор с Украиной заканчивается в 2019 году. Тогда же будет введена ветка «Северного потока-2» и закончена первая часть «Турецкого потока».
Свободная Пресса
Читайте также:
Они могут форсировать Днепр и брать Херсон: В США официально заявили о воинах КНДР под Курском
17.11.2024 11:25
На днях был ратифицирован Договор о всеобъемлющем сотрудничестве России и Северной Кореи. Больше нет никаких юридических препон, чтобы железные соколы Ким Чен Ына присоединились к боевым действиям на нашей стороне.
Шатнуло целый город: «Искандеры» уничтожили главные узлы поставок техники НАТО во время разгрузки и ключевые заводы
Около суток русская армия наносила мощнейшие удары по приморским областям Украины. Как сообщило подполье, удары были "шикарными" и "очень удачными".
Самый жёсткий удар по всей Украине в истории СВО: "Калибры", "Цирконы", "Кинжалы"
17.11.2024 12:21
Первые сообщения о запуске наших "стратегов" появились после 5 утра, однако многие военэксперты подумали, что это очередная попытка "закошмарить врага" - имитация пусков нашей авиации случалась уже несколько раз за последние две недели. Но всё оказалась совсем иначе.
«Сами позвонят и сами предложат»: как понимать звонок Шольца Путину
То, о чем долго ванговали в европейской прессе, свершилось. Немецкий канцлер Шольц наконец-то позвонил Путину. Как говорится, если гора не идет к Магомету, то Магомет неизбежно пойдет на поклон к горе. По данным Der Spiegel ведомство бундесканцлера «неделями занималось подготовкой телефонного разговора». И вот, как говорится, пацаны пришли к успеху. Как пишет газета Sueddeutsche Zeitung со
Блеф века: обмануть Россию во второй раз не удалось
17.11.2024 12:09
В минувший четверг министр обороны США Ллойд Остин представил в конгрессе доклад об обновленной стратегии использования Соединенными Штатами ядерного оружия, который должен был стать финальным звеном хитрой многоходовки, направленной на лишение России своего самого мощного аргумента.