Почему "Узбекистан после Каримова" неминуемо взорвётся
Из Узбекистана доносятся новости, что президент Ислам Каримов слёг с инфарктом. Правда это или нет — неясно, ибо понять, что в действительности происходит в Ташкенте и подмандатной территории, невозможно.
Узбекистан в информационном смысле давно превратился в черную дыру Средней Азии, лучшими новостями из которой являются лишь объемы валютных переводов от мигрантов из России и Казахстана. (При этом Узбекистан – крупнейшее по населению среднеазиатское государство, почти украинской весовой категории).
Мы не можем знать, что на самом деле происходит с Исламом Каримовым. Но при любом раскладе ему уже 75 лет и, несмотря на любые чудеса медицины XXI века, в самое ближайшее время нам предстоит увидеть политический кризис в Ташкенте. Потому что смена власти -- это всегда кризис. Достаточно вспомнить Москву-1993, Тбилиси-2003, Киев-2004, Бишкек-2005.
Поэтому Узбекистан неизбежно ожидает жесточайший слом. Причем основные риски содержатся не в том, как именно будет проведена либо провалена спецоперация «преемник», а в том, что общество, которое построил за 22 года в Узбекистане Ислам Каримов, не может не взорваться.
Неадекватная картина мира
«Социология, конечно же, лженаука, но ничего лучше у меня для вас нет» — это распространенная шутка постсоветского политтехнолога, столкнувшегося с типичной реакцией типичного элитария на объективную политическую реальность.
Мы не знаем общества, в котором живем. И если в России еще сохранились социологи, которые действительно следят за ситуацией в обществе системно и десятилетиями, то в других национальных осколках империи социология давно превратилась в отрасль предвыборных манипуляций и дезинформации.
«Граждане Узбекистана с большим оптимизмом смотрят в будущее, позитивно оценивая намеченное углубление преобразований во всех сферах в 2013 году...»,
«90 процентов опрошенных считают, что в наступившем году социально-экономическое положение в стране станет ещё лучше...», «80 процентов участников опроса оценили социально-экономическое положение в их районе и городе как хорошее и стабильное...» -- это выдержки из последнего социологического опроса, проведенного по заказу официального Ташкента в начале 2013 года.
Сомневаюсь, что в Евразии есть государство, где 90% жителей считают, что жизнь прекрасна. Не уверен, что есть такое государство в Европе или Северной Америке. Может быть, такая картина наблюдалась в каком-нибудь маленьком островном оффшоре на пике финансовых спекуляций в 2007-2008 годах. Причем мои сомнения имеют под собой сугубо профессиональную основу — мне довелось проводить и заказывать сотни социологических опросов разной глубины выборки, построенных на разных методиках и проводившихся в разных уголках Евразии от Львова до Иркутска. В Узбекистане проводить не приходилось, но поверьте на слово — 90% поддержки партии и правительства не бывает.
Понятно, что картина, которую рисуют ташкентские социологи ташкентскому начальству, не имеет никакого отношения к реальности. Ибо никаких других целей, кроме как ублажить Ислама Каримова, для узбекских социологов, похоже, не существует.
Интересно сравнить данные официального ташкентского соцопроса с исследованием среди трудовых мигрантов из Средней Азии в Москве.
Итак, семьи опрошенных мигрантов в 75% случаях остались на родине, 73% приезжих отправляют деньги домой.
15% опрошенных получают за свою работу менее 15 тысяч рублей. Более 30 тысяч рублей получают только 7 % опрошенных, что, как вы понимаете, для Москвы более чем скромно, особенно учитывая, что тратят в основном не на себя. Интересно, что 88% респондентов считают себя счастливыми.
Возникает вопрос: если 90% граждан, живущих в Узбекистане, довольны ситуацией, то почему тогда люди уезжают оттуда? И почему подавляющее большинство уехавших, вынужденных жить в не самых лучших условиях, трудиться на тяжелой работе и при этом кормить семьи, чувствуют себя счастливыми в чужой и холодной Москве? Нескладушка.
Ответ лежит на поверхности: общество, построенное в Узбекистане — не предполагает правдивости на уровне концепции. Уродливость неофеодальной модели, о риске в скатывание в которую Казахстана рассказал наш евразийский товарищ из Астаны, сформирована в Узбекистане очень давно. Но самое страшное в том, что никто достоверно не знает, что именно за общество построено и какие риски оно в себе содержит.
Зона рисков Узбекистана
Согласно официальной доктрине незалежного Узбекистана, которая до боли напоминает остальные версии постсоветского национализма, — в 1991 году государство вырвалось из тоталитарного нечеловеческого гнёта. Пересказывать подробности национальной узбекской концепции не имеет особого смысла, потому что она ничем не отличается от молдавской, грузинской, украинской и даже российской национальной версии, кроме имён и фамилий национальных героев.
Просто в узбекской версии тезис о гнете звучит особо забавно, учитывая, что среди узбеков в 1897 году уровень грамотности составлял 4% населения, а к 1989 году 99%. Также как забавно читать новости из Ташкента о запрете Деда Мороза и Снегурочки на детских утренниках и главы из школьного учебника, где художник Верещагин лично расстреливает пленных узбеков и сбрасывает с минарета муллу.
На самом деле всё с национальной концепцией имени Ислама Каримова предельно ясно. Так же, как ясно, зачем она ему была нужна — для построения неофеодализма необходимо максимально закрыть общество от внешних влияний. Ну и конечно — никакой интеграции.
Национализм -- это лучший рецепт для идеологического обоснования неофеодализма. Наверху — Ислам Каримов, который не покладая рук борется с наследием оккупации. Вокруг него — верные вассалы, которые получили свою долю власти в обмен на лояльность. А на местах — население, которое на 90% довольно происходящим и всячески поддерживает политику партии. Вот такая или очень похожая картина мира сформирована у первого лица не залежного Узбекистана.
Но сам Ислам Каримов прекрасно понимает риски, заложенные в построенном им обществе. Так, выступая на праздничном заседании по поводу девятнадцатой годовщины принятия Конституции, он призвал граждан не ностальгировать по СССР, а молодежь не поддаваться на пропаганду Союза. «В ближайшее время на постсоветском пространстве активизируются силы, которые, пользуясь тем, что молодое поколение не имеет достаточного понятия о недавней истории, стремятся путем вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому. При всём этом, забывая о тоталитарной сути советской империи, распад которой был обоснован, в первую очередь, политической, экономической и идеологической несостоятельностью», -- заявил Каримов. Возникает вопрос — почему Каримов так боится союзной ностальгии, если 90% поддерживают его и верят в его мудрые решения? Ответ очевиден.
Итак, что мы имеем на выходе. Самая густонаселённая республика Средней Азии за 20 лет безраздельной власти Ислама Каримова превратилась в абсолютно закрытое общество неофеодального типа, где самая активная часть населения вытеснена в трудовую эмиграцию. Построено государство, где сохранились худшие советские образцы, вроде выездных виз или невозможности обменять валюту, кроме как на виртуальную. К худшим советским образцам добавились и постсоветские прелести, вроде принудительных работ на хлопковых полях за 20 долларов в месяц и неденоминированная национальная валюта, когда граждане ходят за покупками с сумкой, полной денег.
Но это нюансы. Главные выводы заключаются в том, что общество, о котором мы мало что знаем, по косвенным данным представляет из себя такую взрывоопасную смесь, что его неминуемо разорвёт после смерти либо отставки самого Каримова. Неофеодализм невозможно сохранить в 30-миллионном государстве, которое граничит с Афганистаном, имеет территориальные и ресурсные претензии к Киргизии и Таджикистану, активно вооружается США. Скудная социология Узбекистана говорит нам о том, что клубок противоречий, сплетенных Исламом Каримовым в ходе построения диктатуры семейного типа (вдобавок – строго светской: с собственными исламистами Каримов крут), начнёт распутываться в самое ближайшее время.
И сценарии, которые мы увидим в ближайшие 3-5 лет, станут настоящим испытанием для ОДКБ и будущего Евразийского союза. Но о предпосылках этих сценариев будет следующий текст.
Узбекистан в информационном смысле давно превратился в черную дыру Средней Азии, лучшими новостями из которой являются лишь объемы валютных переводов от мигрантов из России и Казахстана. (При этом Узбекистан – крупнейшее по населению среднеазиатское государство, почти украинской весовой категории).
Мы не можем знать, что на самом деле происходит с Исламом Каримовым. Но при любом раскладе ему уже 75 лет и, несмотря на любые чудеса медицины XXI века, в самое ближайшее время нам предстоит увидеть политический кризис в Ташкенте. Потому что смена власти -- это всегда кризис. Достаточно вспомнить Москву-1993, Тбилиси-2003, Киев-2004, Бишкек-2005.
Поэтому Узбекистан неизбежно ожидает жесточайший слом. Причем основные риски содержатся не в том, как именно будет проведена либо провалена спецоперация «преемник», а в том, что общество, которое построил за 22 года в Узбекистане Ислам Каримов, не может не взорваться.
Неадекватная картина мира
«Социология, конечно же, лженаука, но ничего лучше у меня для вас нет» — это распространенная шутка постсоветского политтехнолога, столкнувшегося с типичной реакцией типичного элитария на объективную политическую реальность.
Мы не знаем общества, в котором живем. И если в России еще сохранились социологи, которые действительно следят за ситуацией в обществе системно и десятилетиями, то в других национальных осколках империи социология давно превратилась в отрасль предвыборных манипуляций и дезинформации.
«Граждане Узбекистана с большим оптимизмом смотрят в будущее, позитивно оценивая намеченное углубление преобразований во всех сферах в 2013 году...»,
«90 процентов опрошенных считают, что в наступившем году социально-экономическое положение в стране станет ещё лучше...», «80 процентов участников опроса оценили социально-экономическое положение в их районе и городе как хорошее и стабильное...» -- это выдержки из последнего социологического опроса, проведенного по заказу официального Ташкента в начале 2013 года.
Сомневаюсь, что в Евразии есть государство, где 90% жителей считают, что жизнь прекрасна. Не уверен, что есть такое государство в Европе или Северной Америке. Может быть, такая картина наблюдалась в каком-нибудь маленьком островном оффшоре на пике финансовых спекуляций в 2007-2008 годах. Причем мои сомнения имеют под собой сугубо профессиональную основу — мне довелось проводить и заказывать сотни социологических опросов разной глубины выборки, построенных на разных методиках и проводившихся в разных уголках Евразии от Львова до Иркутска. В Узбекистане проводить не приходилось, но поверьте на слово — 90% поддержки партии и правительства не бывает.
Понятно, что картина, которую рисуют ташкентские социологи ташкентскому начальству, не имеет никакого отношения к реальности. Ибо никаких других целей, кроме как ублажить Ислама Каримова, для узбекских социологов, похоже, не существует.
Интересно сравнить данные официального ташкентского соцопроса с исследованием среди трудовых мигрантов из Средней Азии в Москве.
Итак, семьи опрошенных мигрантов в 75% случаях остались на родине, 73% приезжих отправляют деньги домой.
15% опрошенных получают за свою работу менее 15 тысяч рублей. Более 30 тысяч рублей получают только 7 % опрошенных, что, как вы понимаете, для Москвы более чем скромно, особенно учитывая, что тратят в основном не на себя. Интересно, что 88% респондентов считают себя счастливыми.
Возникает вопрос: если 90% граждан, живущих в Узбекистане, довольны ситуацией, то почему тогда люди уезжают оттуда? И почему подавляющее большинство уехавших, вынужденных жить в не самых лучших условиях, трудиться на тяжелой работе и при этом кормить семьи, чувствуют себя счастливыми в чужой и холодной Москве? Нескладушка.
Ответ лежит на поверхности: общество, построенное в Узбекистане — не предполагает правдивости на уровне концепции. Уродливость неофеодальной модели, о риске в скатывание в которую Казахстана рассказал наш евразийский товарищ из Астаны, сформирована в Узбекистане очень давно. Но самое страшное в том, что никто достоверно не знает, что именно за общество построено и какие риски оно в себе содержит.
Зона рисков Узбекистана
Согласно официальной доктрине незалежного Узбекистана, которая до боли напоминает остальные версии постсоветского национализма, — в 1991 году государство вырвалось из тоталитарного нечеловеческого гнёта. Пересказывать подробности национальной узбекской концепции не имеет особого смысла, потому что она ничем не отличается от молдавской, грузинской, украинской и даже российской национальной версии, кроме имён и фамилий национальных героев.
Просто в узбекской версии тезис о гнете звучит особо забавно, учитывая, что среди узбеков в 1897 году уровень грамотности составлял 4% населения, а к 1989 году 99%. Также как забавно читать новости из Ташкента о запрете Деда Мороза и Снегурочки на детских утренниках и главы из школьного учебника, где художник Верещагин лично расстреливает пленных узбеков и сбрасывает с минарета муллу.
На самом деле всё с национальной концепцией имени Ислама Каримова предельно ясно. Так же, как ясно, зачем она ему была нужна — для построения неофеодализма необходимо максимально закрыть общество от внешних влияний. Ну и конечно — никакой интеграции.
Национализм -- это лучший рецепт для идеологического обоснования неофеодализма. Наверху — Ислам Каримов, который не покладая рук борется с наследием оккупации. Вокруг него — верные вассалы, которые получили свою долю власти в обмен на лояльность. А на местах — население, которое на 90% довольно происходящим и всячески поддерживает политику партии. Вот такая или очень похожая картина мира сформирована у первого лица не залежного Узбекистана.
Но сам Ислам Каримов прекрасно понимает риски, заложенные в построенном им обществе. Так, выступая на праздничном заседании по поводу девятнадцатой годовщины принятия Конституции, он призвал граждан не ностальгировать по СССР, а молодежь не поддаваться на пропаганду Союза. «В ближайшее время на постсоветском пространстве активизируются силы, которые, пользуясь тем, что молодое поколение не имеет достаточного понятия о недавней истории, стремятся путем вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому. При всём этом, забывая о тоталитарной сути советской империи, распад которой был обоснован, в первую очередь, политической, экономической и идеологической несостоятельностью», -- заявил Каримов. Возникает вопрос — почему Каримов так боится союзной ностальгии, если 90% поддерживают его и верят в его мудрые решения? Ответ очевиден.
Итак, что мы имеем на выходе. Самая густонаселённая республика Средней Азии за 20 лет безраздельной власти Ислама Каримова превратилась в абсолютно закрытое общество неофеодального типа, где самая активная часть населения вытеснена в трудовую эмиграцию. Построено государство, где сохранились худшие советские образцы, вроде выездных виз или невозможности обменять валюту, кроме как на виртуальную. К худшим советским образцам добавились и постсоветские прелести, вроде принудительных работ на хлопковых полях за 20 долларов в месяц и неденоминированная национальная валюта, когда граждане ходят за покупками с сумкой, полной денег.
Но это нюансы. Главные выводы заключаются в том, что общество, о котором мы мало что знаем, по косвенным данным представляет из себя такую взрывоопасную смесь, что его неминуемо разорвёт после смерти либо отставки самого Каримова. Неофеодализм невозможно сохранить в 30-миллионном государстве, которое граничит с Афганистаном, имеет территориальные и ресурсные претензии к Киргизии и Таджикистану, активно вооружается США. Скудная социология Узбекистана говорит нам о том, что клубок противоречий, сплетенных Исламом Каримовым в ходе построения диктатуры семейного типа (вдобавок – строго светской: с собственными исламистами Каримов крут), начнёт распутываться в самое ближайшее время.
И сценарии, которые мы увидим в ближайшие 3-5 лет, станут настоящим испытанием для ОДКБ и будущего Евразийского союза. Но о предпосылках этих сценариев будет следующий текст.
Читайте также:
Следующий удар станет последним: Полковник рассказал о тенденции на фронте
Полковник СБУ в отставке Олег Стариков рассказал о тенденции на фронте.
Русская ракета прервала совещание офицеров НАТО в Харькове: Чехия потеряла своих генералов после удара наших ВКС
27.04.2024 12:30
Русская армия нанесла удар по зданию в Харькове, где проходило совещание высокопоставленных офицеров. По сообщению бывшего бойца ЧВК "Вагнер", удар "вынес семерых офицеров ВС Чехии".
Хазин уверен: Путин разорвал негласный договор с могущественной элитной группировкой
Последние события позволяют сказать, что президент РФ Владимир Путин разорвал негласный договор с могущественной элитной группировкой
Генсек НАТО: Путин пригнал наши «Леопарды» на Поклонную гору. Это не по правилам, пусть отменит свой приказ
27.04.2024 21:43
В Москву продолжают доставлять из зоны СВО трофейную бронетехнику для выставки, которая откроется в мае на Поклонной горе. Делается это по ночам, чтобы тягачи, везущие подбитые танки НАТО в Парк Победы, не мешали дорожному движению.
Запад: ВСУ уже на пределе своих возможностей. Россия начала операцию по срыву поставок американской помощи
Западные должностные лица опасаются, что украинская армия уже на пределе своих возможностей, сообщает Bloomberg. Наибольшую опасность представляет выход российских войск к Часову Яру. Москва может занять эту территорию до прибытия американской помощи.