Российские корабли получили антенну-робота
Подводный буксировщик упростит применение высокочувствительных гидроакустических комплексов
ВМФ РФ приступил к испытаниям подводных робототехнических комплексов, которые сделают более простым и эффективным применение буксируемых гидроакустических антенн. Эти антенны имеют длину свыше километра и значительно повышают вероятность обнаружения субмарин и торпед противника, но они серьезно ограничивают скорость и маневренность кораблей-носителей.
По мнению экспертов, роботы-буксировщики будут востребованы, поскольку с ними корабли противолодочной обороны будут менее ограничены в подвижности.
Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, в настоящее время в Балтийске идут испытания новейших подводных роботов-буксировщиков. Они предназначены для управления гибкими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА), которые применяются надводными кораблями для поиска субмарин. Применение дрона-помощника снимает многие ограничения по маневрированию корабля, а также позволяет разместить антенну так, чтобы лучше «видеть» цель.
Внешне робот-буксировщик напоминает небольшую подводную лодку с килем и несколькими рулями глубины. Он находится на конце антенны и регулирует глубину ее погружения, а также при необходимости подруливает во время маневров корабля.
ГПБА представляют собой двухкилометровые тросы с закрепленными на них гидрофонами. Антенны буксируют за кораблями. Это одно из самых эффективных средств обнаружения подводных лодок. Но при маневрах антенна изгибается, а значит, теряется или искажается сигнал. Также длинные «хвосты» антенн серьезно ограничивают маневры и скорость кораблей, мешая им атаковать.
Военно-морской эксперт Александр Мозговой пояснил, что конструкторы давно работают над тем, чтобы сделать буксируемые ГАС более удобными.
— Достоинством буксируемой антенны является высокая чувствительность, особенно в пассивном режиме, ведь благодаря значительной длине на нее меньше влияют шумы и вибрация от энергетической установки самого корабля-носителя, — отметил эксперт. — Раньше даже строили специальные корабли, своего рода гидроакустические «Аваксы», с огромными буксируемыми антеннами. Они предназначались для поиска атомных субмарин и наведения на них авиации и противолодочных сил. Но из-за больших размеров применять буксируемые антенны можно только в открытом море, а лучше — в океане, где достаточные глубины и есть пространство для маневра. Поэтому противолодочные корабли часто работают парами или группами: один отслеживает подводную обстановку, а другие атакуют обнаруженные цели.
По словам Александра Мозгового, если удастся сделать роботов, которые помогут управляться с антенным «хвостом», то противолодочные корабли будут маневрировать свободнее, а эффективность их применения возрастет.
Современные российские надводные корабли оснащаются буксируемыми гидроакустическими станциями (ГАС) «Виньетка-М» и «Минотавр-М». В частности, они устанавливаются на новейшие фрегаты проекта 20350 и корветы проекта 20380.
ГАС «Виньетка-М» использует буксируемые за кормой корабля гибкую протяженную антенну и низкочастотный излучатель, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных субмарин. Одновременно с гидролокацией осуществляется работа ГАС в режиме шумопеленгования, который позволяет обнаруживать торпедную угрозу и надводные корабли на больших расстояниях.
В режиме шумопеленгования эта ГАС «видит» маневрирующую подводную лодку на дистанции 15–20 км, надводный корабль — на дистанции 30–100 км, а торпеду — на дистанции 15–30 км.
ВМФ РФ приступил к испытаниям подводных робототехнических комплексов, которые сделают более простым и эффективным применение буксируемых гидроакустических антенн. Эти антенны имеют длину свыше километра и значительно повышают вероятность обнаружения субмарин и торпед противника, но они серьезно ограничивают скорость и маневренность кораблей-носителей.
По мнению экспертов, роботы-буксировщики будут востребованы, поскольку с ними корабли противолодочной обороны будут менее ограничены в подвижности.
Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, в настоящее время в Балтийске идут испытания новейших подводных роботов-буксировщиков. Они предназначены для управления гибкими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА), которые применяются надводными кораблями для поиска субмарин. Применение дрона-помощника снимает многие ограничения по маневрированию корабля, а также позволяет разместить антенну так, чтобы лучше «видеть» цель.
Внешне робот-буксировщик напоминает небольшую подводную лодку с килем и несколькими рулями глубины. Он находится на конце антенны и регулирует глубину ее погружения, а также при необходимости подруливает во время маневров корабля.
ГПБА представляют собой двухкилометровые тросы с закрепленными на них гидрофонами. Антенны буксируют за кораблями. Это одно из самых эффективных средств обнаружения подводных лодок. Но при маневрах антенна изгибается, а значит, теряется или искажается сигнал. Также длинные «хвосты» антенн серьезно ограничивают маневры и скорость кораблей, мешая им атаковать.
Военно-морской эксперт Александр Мозговой пояснил, что конструкторы давно работают над тем, чтобы сделать буксируемые ГАС более удобными.
— Достоинством буксируемой антенны является высокая чувствительность, особенно в пассивном режиме, ведь благодаря значительной длине на нее меньше влияют шумы и вибрация от энергетической установки самого корабля-носителя, — отметил эксперт. — Раньше даже строили специальные корабли, своего рода гидроакустические «Аваксы», с огромными буксируемыми антеннами. Они предназначались для поиска атомных субмарин и наведения на них авиации и противолодочных сил. Но из-за больших размеров применять буксируемые антенны можно только в открытом море, а лучше — в океане, где достаточные глубины и есть пространство для маневра. Поэтому противолодочные корабли часто работают парами или группами: один отслеживает подводную обстановку, а другие атакуют обнаруженные цели.
По словам Александра Мозгового, если удастся сделать роботов, которые помогут управляться с антенным «хвостом», то противолодочные корабли будут маневрировать свободнее, а эффективность их применения возрастет.
Современные российские надводные корабли оснащаются буксируемыми гидроакустическими станциями (ГАС) «Виньетка-М» и «Минотавр-М». В частности, они устанавливаются на новейшие фрегаты проекта 20350 и корветы проекта 20380.
ГАС «Виньетка-М» использует буксируемые за кормой корабля гибкую протяженную антенну и низкочастотный излучатель, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных субмарин. Одновременно с гидролокацией осуществляется работа ГАС в режиме шумопеленгования, который позволяет обнаруживать торпедную угрозу и надводные корабли на больших расстояниях.
В режиме шумопеленгования эта ГАС «видит» маневрирующую подводную лодку на дистанции 15–20 км, надводный корабль — на дистанции 30–100 км, а торпеду — на дистанции 15–30 км.
Читайте также:
Шатнуло целый город: «Искандеры» уничтожили главные узлы поставок техники НАТО во время разгрузки и ключевые заводы
Около суток русская армия наносила мощнейшие удары по приморским областям Украины. Как сообщило подполье, удары были "шикарными" и "очень удачными".
Блеф века: обмануть Россию во второй раз не удалось
17.11.2024 12:09
В минувший четверг министр обороны США Ллойд Остин представил в конгрессе доклад об обновленной стратегии использования Соединенными Штатами ядерного оружия, который должен был стать финальным звеном хитрой многоходовки, направленной на лишение России своего самого мощного аргумента.
Мощные взрывы на 10 км. Шатнуло целый город: "Искандеры" уничтожили главные узлы поставок техники НАТО во время разгрузки
17.11.2024 12:12
Около суток русская армия наносила мощнейшие удары по приморским областям Украины. Как сообщило подполье, удары были "шикарными" и "очень удачными". Взрывы были слышны на 10 км, гигантские столбы наблюдали в соседних населённых пунктах.
Они могут форсировать Днепр и брать Херсон: В США официально заявили о воинах КНДР под Курском
17.11.2024 11:25
На днях был ратифицирован Договор о всеобъемлющем сотрудничестве России и Северной Кореи. Больше нет никаких юридических препон, чтобы железные соколы Ким Чен Ына присоединились к боевым действиям на нашей стороне.
"Одна из крупнейших цепочек": российская армия добилась впечатляющего успеха в Одесской области
16.11.2024 22:14
Удар нанесен по железнодорожному узлу в городе Раздельная в Одесской области, уничтожен военный груз и нарушена цепь их поставок из Румынии.