Падение линкоров. Почему отказались от самых мощных кораблей в мире
20.10.2018 10:31
2 687
1
strong>— РИА Новости, Николай Протопопов. Закат эпохи тяжелых линейных кораблей пришелся на конец Второй мировой войны. От этих исполинов по разным причинам отказались одновременно практически все морские державы. В середине XX века наблюдался постепенный переход на компактные и маневренные эсминцы и крейсеры, а с появлением ракетного вооружения надводные артиллерийские корабли полностью утратили свою актуальность.
Морские ископаемые
Родоначальником линкоров считается Великобритания — в 1906-м в состав Королевского флота был принят HMS Dreadnought. С него началась новая эпоха военного кораблестроения. К Первой мировой войне в ВМФ США и Великобритании насчитывалось по нескольку десятков линкоров. Они стояли на вооружении Германии, Японии, СССР, Франции и Италии и представляли собой скоростные корабли с мощной бронезащитой, дальнобойным и относительно точным артиллерийским вооружением.
Большинство первых линкоров получили в качестве главного калибра 305-миллиметровые пушки с дальностью стрельбы до двух десятков километров, артиллерийские орудия меньшего калибра и пулеметы.
Но, несмотря на мощное вооружение, адмиралы берегли такие корабли и не спешили бросать их в бой. В первую очередь из-за дороговизны — каждый линкор стоил как десяток эсминцев. Крупнейшее морское сражение с участием линейных кораблей произошло в 1916 году между Германией и Англией в районе полуострова Ютландия в Северном море. В сражении тогда приняли участие почти сорок линкоров с обеих сторон.
Слабое звено
Пик популярности линейных кораблей пришелся на 1930-1940-е. Линкоры тех лет считаются самыми мощными кораблями прошлого столетия. Среди них выделяется японский "Ямато" водоизмещением 70 тысяч тонн с двумястами орудий, включая гигантские 460-миллиметровые главного калибра. Но обилие стволов не спасло корабль от американских самолетов, потопивших его в Восточно-Китайском море в 1945-м.
Размеры стали своего рода ахиллесовой пятой линкоров — по таким целям летчикам было сложно промахнуться. Несмотря на колоссальную живучесть и вооруженность, огромные корабли оказались бессильны против стремительно развивающейся авиации, даже при наличии у каждого десятков зенитных орудий. Линкоры были беззащитны и перед стаями подводных лодок, эсминцев и крейсеров. Яркий пример — гибель немецкого "Бисмарка". Сначала его "загнала", а потом потопила группа английских крейсеров.
"Уже в годы Второй мировой войны эффективность линкоров вызывала вопросы — особенно это было очевидно на примерах столкновений американского и японского флотов, — пояснил РИА Новости военный эксперт, историк Сергей Шелопухо. — Артиллерия уже сказала свое слово — она стала вспомогательным, а не основным вооружением. С появлением авианосцев линкоры фактически превратились в мишень для самолетов".
Теперь первую скрипку в морских баталиях играли авианосцы. Изменились тактика и концепция морского боя, отныне все строилось на применении палубной авиации — уже не было классических артиллерийских дуэлей между кораблями, акцент сместился на воздушные атаки. Линкоры при этом в большей степени использовались для обстрела и уничтожения береговых целей.
Контрольный выстрел
Окончательно добило линкоры развитие ракетного вооружения. Во флотах всего мира усиливалась роль относительно небольших и быстроходных эскадренных миноносцев, легких и тяжелых крейсеров. Надводные корабли с ракетным вооружением стали главной ударной силой практически всех флотов мира. Они уже решали задачи не только уничтожения крупных кораблей противника и охраны прибрежных районов, но и противовоздушной обороны.
ВМС США и Великобритании в послевоенные годы располагали огромным количеством крейсеров — у американцев было более 80 кораблей, у британцев — свыше 60. К середине 1950-х началось переоборудование — вместо артиллерийских орудий устанавливались ракетные комплексы.
Ракетная эра повлияла и на общую концепцию строительства эсминцев — они становились крупнее, как и крейсеры, оснащались зенитными и противокорабельными установками. В СССР в 1960-х приступили к строительству больших противолодочных кораблей проекта 61. Один из них — по новой классификации сторожевой корабль "Сметливый" — до сих пор в строю, несет службу на Черноморском флоте.
Что касается авианосцев, то в СССР ими плотно занялись лишь в конце 1960-х — начале 1970-х, в так называемый золотой век кораблестроения. Тогда ВМФ получил отечественные авианесущие крейсеры 1143 "Кречет". "Но у этого проекта были значительные недостатки, в первую очередь — ограниченный состав самолетов (не самые выдающиеся боевые возможности были у Як-38, в том числе огромный расход топлива при вертикальном взлете). Позже приняли решение о создании серии авианесущих крейсеров с полноценной взлетной палубой. В 1991-м в состав ВМФ зачислили единственный ТАВРК "Адмирал Кузнецов". Остальные корабли проекта проданы за рубеж или разобраны", — напомнил Шелопухо.
Последние из могикан
Позже всех от линкоров отказались американцы. Четыре корабля класса "Айова" построили в начале Второй мировой войны, а вывели из состава флота только в середине 1990-х. И больше всего, как ни странно, они пригодились во второй половине ХХ века. Огромные 406-миллиметровые орудия с высокой эффективностью применялись при обстрелах береговых целей и поддержке наземных сил артиллерийскими ударами в корейской, вьетнамской войнах и операции "Буря в пустыне".
Судьбу этих кораблей долго не могли решить — их ставили на консервацию и держали в резерве ВМС США.
Американские адмиралы не оставляли попыток найти достойное применение стареющим линкорам. Несколько раз их модернизировали — для повышения огневой мощи даже установили крылатые ракеты "Томагавк", современное противокорабельное и зенитное вооружение.
В разгар холодной войны корабли периодически использовали как дополнительную ударную силу авианосных группировок. Но в 1992 году "Айовы" окончательно списали со службы и превратили в корабли-музеи, тем самым поставив точку в почти вековой истории линкоров.
РИА Новости
Морские ископаемые
Родоначальником линкоров считается Великобритания — в 1906-м в состав Королевского флота был принят HMS Dreadnought. С него началась новая эпоха военного кораблестроения. К Первой мировой войне в ВМФ США и Великобритании насчитывалось по нескольку десятков линкоров. Они стояли на вооружении Германии, Японии, СССР, Франции и Италии и представляли собой скоростные корабли с мощной бронезащитой, дальнобойным и относительно точным артиллерийским вооружением.
Большинство первых линкоров получили в качестве главного калибра 305-миллиметровые пушки с дальностью стрельбы до двух десятков километров, артиллерийские орудия меньшего калибра и пулеметы.
Но, несмотря на мощное вооружение, адмиралы берегли такие корабли и не спешили бросать их в бой. В первую очередь из-за дороговизны — каждый линкор стоил как десяток эсминцев. Крупнейшее морское сражение с участием линейных кораблей произошло в 1916 году между Германией и Англией в районе полуострова Ютландия в Северном море. В сражении тогда приняли участие почти сорок линкоров с обеих сторон.
Слабое звено
Пик популярности линейных кораблей пришелся на 1930-1940-е. Линкоры тех лет считаются самыми мощными кораблями прошлого столетия. Среди них выделяется японский "Ямато" водоизмещением 70 тысяч тонн с двумястами орудий, включая гигантские 460-миллиметровые главного калибра. Но обилие стволов не спасло корабль от американских самолетов, потопивших его в Восточно-Китайском море в 1945-м.
Размеры стали своего рода ахиллесовой пятой линкоров — по таким целям летчикам было сложно промахнуться. Несмотря на колоссальную живучесть и вооруженность, огромные корабли оказались бессильны против стремительно развивающейся авиации, даже при наличии у каждого десятков зенитных орудий. Линкоры были беззащитны и перед стаями подводных лодок, эсминцев и крейсеров. Яркий пример — гибель немецкого "Бисмарка". Сначала его "загнала", а потом потопила группа английских крейсеров.
"Уже в годы Второй мировой войны эффективность линкоров вызывала вопросы — особенно это было очевидно на примерах столкновений американского и японского флотов, — пояснил РИА Новости военный эксперт, историк Сергей Шелопухо. — Артиллерия уже сказала свое слово — она стала вспомогательным, а не основным вооружением. С появлением авианосцев линкоры фактически превратились в мишень для самолетов".
Теперь первую скрипку в морских баталиях играли авианосцы. Изменились тактика и концепция морского боя, отныне все строилось на применении палубной авиации — уже не было классических артиллерийских дуэлей между кораблями, акцент сместился на воздушные атаки. Линкоры при этом в большей степени использовались для обстрела и уничтожения береговых целей.
Контрольный выстрел
Окончательно добило линкоры развитие ракетного вооружения. Во флотах всего мира усиливалась роль относительно небольших и быстроходных эскадренных миноносцев, легких и тяжелых крейсеров. Надводные корабли с ракетным вооружением стали главной ударной силой практически всех флотов мира. Они уже решали задачи не только уничтожения крупных кораблей противника и охраны прибрежных районов, но и противовоздушной обороны.
ВМС США и Великобритании в послевоенные годы располагали огромным количеством крейсеров — у американцев было более 80 кораблей, у британцев — свыше 60. К середине 1950-х началось переоборудование — вместо артиллерийских орудий устанавливались ракетные комплексы.
Ракетная эра повлияла и на общую концепцию строительства эсминцев — они становились крупнее, как и крейсеры, оснащались зенитными и противокорабельными установками. В СССР в 1960-х приступили к строительству больших противолодочных кораблей проекта 61. Один из них — по новой классификации сторожевой корабль "Сметливый" — до сих пор в строю, несет службу на Черноморском флоте.
Что касается авианосцев, то в СССР ими плотно занялись лишь в конце 1960-х — начале 1970-х, в так называемый золотой век кораблестроения. Тогда ВМФ получил отечественные авианесущие крейсеры 1143 "Кречет". "Но у этого проекта были значительные недостатки, в первую очередь — ограниченный состав самолетов (не самые выдающиеся боевые возможности были у Як-38, в том числе огромный расход топлива при вертикальном взлете). Позже приняли решение о создании серии авианесущих крейсеров с полноценной взлетной палубой. В 1991-м в состав ВМФ зачислили единственный ТАВРК "Адмирал Кузнецов". Остальные корабли проекта проданы за рубеж или разобраны", — напомнил Шелопухо.
Последние из могикан
Позже всех от линкоров отказались американцы. Четыре корабля класса "Айова" построили в начале Второй мировой войны, а вывели из состава флота только в середине 1990-х. И больше всего, как ни странно, они пригодились во второй половине ХХ века. Огромные 406-миллиметровые орудия с высокой эффективностью применялись при обстрелах береговых целей и поддержке наземных сил артиллерийскими ударами в корейской, вьетнамской войнах и операции "Буря в пустыне".
Судьбу этих кораблей долго не могли решить — их ставили на консервацию и держали в резерве ВМС США.
Американские адмиралы не оставляли попыток найти достойное применение стареющим линкорам. Несколько раз их модернизировали — для повышения огневой мощи даже установили крылатые ракеты "Томагавк", современное противокорабельное и зенитное вооружение.
В разгар холодной войны корабли периодически использовали как дополнительную ударную силу авианосных группировок. Но в 1992 году "Айовы" окончательно списали со службы и превратили в корабли-музеи, тем самым поставив точку в почти вековой истории линкоров.
РИА Новости
Читайте также:
Маск только отключил Starlink для ВСУ, а русские бойцы уже под Черниговом
Диверсионно-разведывательные группы ВС РФ беспрепятственно проникли в Черниговскую область Украины, пишут источники. Что об этом известно, как им это удалось, какие цели может преследовать операция, действительно ли российским бойцам помогло отключение Starlink по решению американского миллиардера Илона Маска?
Шатнуло целый город: «Искандеры» уничтожили главные узлы поставок техники НАТО во время разгрузки и ключевые заводы
Около суток русская армия наносила мощнейшие удары по приморским областям Украины. Как сообщило подполье, удары были "шикарными" и "очень удачными".
Герой России Сергей Богдан: Су-57 превосходит существующие в мире
На авиасалоне в Китае впервые в истории представлены три класса истребителей пятого поколения, разработанные за пределами США, пишет MWM. По мнению летчика-испытателя Су-57 и героя России Сергея Богдана, преимущество – за его самолетом.
Они могут форсировать Днепр и брать Херсон: В США официально заявили о воинах КНДР под Курском
17.11.2024 11:25
На днях был ратифицирован Договор о всеобъемлющем сотрудничестве России и Северной Кореи. Больше нет никаких юридических препон, чтобы железные соколы Ким Чен Ына присоединились к боевым действиям на нашей стороне.
Самый жёсткий удар по всей Украине в истории СВО: "Калибры", "Цирконы", "Кинжалы"
17.11.2024 12:21
Первые сообщения о запуске наших "стратегов" появились после 5 утра, однако многие военэксперты подумали, что это очередная попытка "закошмарить врага" - имитация пусков нашей авиации случалась уже несколько раз за последние две недели. Но всё оказалась совсем иначе.