Регистрация

ВМС США следует помнить об Арктике

18.04.2013  10:31
2 744
0


ВМС США следует помнить об АрктикеСоперничество за скрытые под арктическими льдами богатства уже набирает новые обороты. Морские силы США, сосредоточенные в последнее время на сохранении доминирования на Ближнем Востоке и в Тихом океане, не могут позволить себе оставить этот регион в руках России.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Арктика, ее скрытые богатства и грядущая борьба мировых держав за все, что может предложить победителю эта территория, стала в наши дни популярной и, можно даже сказать, модной темой. Нового в этом ничего нет: в свое время Арктика уже находилась в центре внимания, хотя по иным причинам, чем сейчас. Временное затишье в соперничестве за этот регион было результатом окончания холодной войны. Но сейчас, когда Россия в быстром темпе восстанавливает свой военный потенциал, а у Москвы, как следствие, возрастают аппетиты, Соединенным Штатам следует вновь подумать, готовы ли они начать борьбу в этих негостеприимных краях и вспомнить, что де-факто на этом конкретном отрезке фронта холодной войны лидерами они не были.


Арктическое соперничество неразрывно связано с историей военного флота США и России, в первую очередь — подводного. Северный Ледовитый океан, море Баффина, Баренцево, Берингово, Чукотское, Карское моря были ареной самых интересных и самых загадочных столкновений холодной войны. Упомянутые моря — это очень сложные территории для подводного судоходства. В первые десятилетия после окончания Второй мировой войны подводный флот вел наиболее активную деятельность в других водах. Ситуация начала меняться в 70-е, а особенно в 80-е годы XX века.

Во-первых, американцы решили подслушивать россиян невероятно дерзким, но одновременно эффективным способом: установив прослушивающее оборудование на советских кабелях, идущих по дну Баренцева моря. Этим путем советский Северный флот пересылал свою самую секретную информацию. Несколько лет прослушек дали американцам прекрасные результаты. Нужно добавить, что американские подводные лодки, которые были задействованы в этой операции, попадали в Баренцево море кружным путем: с баз в Тихом океане через Берингов пролив, а потом через Северный полюс в Баренцево море. Длинный маршрут был призван обеспечить лодкам безопасность, поскольку позволял миновать оживленные воды Северной Атлантики.

Американцы выделяли на эти операции миллионы долларов, тем временем русские, тратя в несколько раз меньшие суммы, сокращали дистанцию до своих соперников. Благодаря внедрению своих шпионов в американские ВМС (что стоило чуть больше миллиона долларов), СССР вскрыл шпионскую игру США. Факт прослушек в Баренцевом море в годы холодной войны установлен не был, зато русские натолкнулись на следы похожей операции в Охотском море. Внедрение шпионов с одновременным динамичным развитием подводного флота и ядерных сил дало и другие, гораздо более опасные эффекты.

Русские научились строить бесшумные подводные лодки, практически не уступавшие по качеству американским. С увеличением радиуса действия баллистических ракет с ядерными боеголовками, которыми были оснащены советские подлодки, СССР превратил Арктику в настоящий бастион. Советские субмарины с баллистическими ракетами скрывались под ледяными арктическими шапками и были готовы в любой момент атаковать США (советские ракеты, например, из моря Баффина, могли поразить любую точку на американской территории), а охраняли их многоцелевые подводные лодки нового поколения. Такой расклад создавал катастрофическую для США ситуацию. Уходила в прошлое слежка за советскими кораблями в открытых водах Атлантического и Тихого океана, а проникнуть в Арктику было невероятно сложно — там безраздельно царили русские. Преобладавшие в то время в американском арсенале подлодки типа «Лос-Анджелес» изначально не были приспособлены для действий в арктических условиях.

Ситуация грозила нарушением равновесия, но, к счастью, в СССР пришел к власти Горбачев, а вскоре завершилась холодная война. Из этого периода следует, однако, извлечь выводы и начать готовиться к новому витку арктического противостояния. В настоящее время США ограничивают бюджет своего военно-морского флота, а основной его потенциал дислоцируется сейчас в Тихом океане и на Ближнем Востоке. Для обеспечения американского доминирования в этих двух театрах действий средств недостает уже сейчас. Ситуация вновь складывается не в пользу американцев, поскольку Россия вооружает свой военный флот атомными подлодками новых типов и концентрирует их в северных регионах.

Любопытное решение этой проблемы предложил на страницах журнала Foreign Policy Джеймс Холмс (James Holmes). Он напомнил, что помимо военно-морского флота и морской пехоты американцы располагают еще одними, несколько подзабытыми силами — береговой охраной. Традиции «U.S. Coast Guard» имеют более долгую историю, чем американские ВМС. Они насчитывают около 44 тысяч военнослужащих, а специфика этих сил может оказаться очень полезной в первые несколько десятков лет арктического соперничества. В этот период военно-морские силы США (что заметно уже сейчас) будут ослаблены и задействованы в других точках. При этом судоходные пути в Арктике останутся непредсказуемыми и зависящими от времени года: это не лучшее место для операций крупных надводных сил.

В таких условиях удобным может оказаться использование небольших мобильных частей береговой охраны. Возможно, определенные средства на ее развитие, стоит направить уже сейчас: увеличить флот ледоколов (сейчас она располагает двумя), создать соединения, которые смогут выслеживать и поражать подводные лодки, а также в случае необходимости минировать узкие арктические морские пути.

Американский подводный флот тоже почувствовал на себе бюджетные ограничения. Однако если проект по созданию замены подлодкам класса «Огайо», оснащенных баллистическими и крылатыми ракетами, отстает от первоначального графика, то программа развития многоцелевых субмарин типа «Вирджиния» идет очень хорошо (звучат даже мнения, что у этого проекта самая лучшая организация за всю историю военного флота). В современных реалиях, особенно в арктических условиях, самыми важными единицами окажутся именно многоцелевые субмарины. Объединение сил U.S. Coast Guard с подводным флотом может обеспечить американцам контроль над Арктикой на долгий период и позволит США выиграть время, пока ограниченный потенциал ВМС используется в других точках мира. Этой альтернативой стоит заняться.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
От завода ничего не осталось, работники "Южмаша" пойдут на войну, Россия может сегодня ударить "Орешником"
23.11.2024 12:07
Третий день все военные паблики обсуждают новое оружие русских. Президент провел совещание с военными, в ходе которого были приняты принципиально важные решения. Киев хочет продолжать эскалацию.
Из ответа Запада на «Орешник» поймём, будет завтра Третья мировая или нет
23.11.2024 00:49
t.me
С точки зрения удара по Южмашу, можно было говорить, что преследуется некая стратегическая цель, потому что все понимают, что такое Южмаш, что там действует какое-то производство. Но в данной ситуации Путин посылал сигнал не Украине, а Западу.
Сербия запасается продуктами перед ядерной войной, Вучич сказал, что Путин шутить не будет: "Вы его не знаете"
22.11.2024 15:38
Выступление президента России потрясло весь мир. Но Вашингтон уверяет, что ракета "Орешник" не повлияет на политику США. Куда ведет эскалация событий?
"Красные линии" Шойгу ослабили обращение Путина: Медведя продолжают тыкать палками под рёбра
23.11.2024 08:45
x-true.info
Крупнейшие западные СМИ синхронно смягчили эффект от удара России по-днепропетровскому "Южмашу", подав событие так, как будто ничего экстраординарного не произошло. Отчасти тому виной предшествовавшая трёхлетняя практика при бывшем министре обороны России — всё время предупреждать о "красных линиях" и не обращать внимания на их нарушения. Россию привыкли не бояться, уверившись
Аллергия на «Орешник». Запад в растерянности, и это ещё слабо сказано
23.11.2024 03:35
x-true.info
«Война на востоке вступает в решающую фазу, мы чувствуем, что приближается неизвестность. Конфликт приобретает драматические масштабы. Последние несколько десятков часов показали, что угроза серьёзна и реальна, когда речь идёт о глобальном конфликте».