Тихоокеанский рубеж: зачем США и Австралия восстанавливают базу времён Второй мировой войны в Папуа — Новой Гвинее
Соединённые Штаты вместе с Австралией будут участвовать в модернизации военно-морской базы на острове Манус, принадлежащем Папуа — Новой Гвинее. Об этом заявил вице-президент США Майк Пенс. Минобороны Австралии отметило, что их военные корабли в будущем смогут размещаться на базе на постоянной основе. Впрочем, эксперты уверены, что использовать инфраструктуру будут и американские военные. По мнению аналитиков, Вашингтон опасается усиления влияния Китая в южной части Тихого океана.
Вашингтон примет участие в работах по расширению военно-морской базы Ломбрум на острове Манус в Папуа — Новой Гвинее. Об этом заявил вице-президент США Майк Пенс, выступая 17 ноября на саммите АТЭС в столице Папуа — Новой Гвинеи городе Порт-Морсби. Ранее об этих планах сообщали представители островного государства и Австралии.
«Соединённые Штаты станут партнёрами Папуа — Новой Гвинеи и Австралии в их совместной инициативе, касающейся военно-морской базы Ломбрум на острове Манус, — сказал Пенс. — Мы также будем сотрудничать с этими государствами, чтобы защищать суверенитет и морские права тихоокеанских островов».
База Ломбрум была основана ВМС США в Тихом океане в январе 1944 года, во время ведения боевых действий против Японии, и поначалу носила название Тарангау. Тогда её возможности позволяли размещать в гавани более 800 боевых кораблей, а на самом острове располагалось четыре аэродрома, бараки на 150 тыс. солдат, госпиталь на 3 тыс. человек, а также многочисленные хранилища горючего и боеприпасов.
В 1946 году американцы передали базу своим австралийским союзникам, а те в 1975-м — вооружённым силам Папуа — Новой Гвинеи, одновременно с предоставлением бывшей колонии независимости. Всё это время размеры базы уменьшались, пока она не стала пунктом базирования патрульных лодок островного государства. В мировых СМИ остров Манус приобрёл печальную известность уже в новом тысячелетии как место, куда австралийцы по договорённости с властями Новой Гвинеи ссылали нелегальных мигрантов.
Новая актуальность
Однако в этом году правительство Австралии вспомнило об оставленной более четырёх десятилетий назад базе. В сентябре о планах её восстановления и расширения сообщили австралийские СМИ, а 2 ноября премьер-министр материкового государства Скотт Моррисон и глава правительства Папуа — Новой Гвинеи Питер О’Нил заявили, что подписали соглашение о работах по модернизации военного объекта.
Предполагается, что глубоководная база будет использоваться в том числе для работ по дозаправке австралийских боевых кораблей. По сообщениям государственного телеканала ABC, министр обороны Австралии Кристофер Пайн не исключает, что какие-то австралийские суда будут находиться там на постоянной основе. Активное использование базы поддержал и командующий Королевскими австралийскими ВМС вице-адмирал Майк Нунэн.
«Мы не упускаем из вида стратегическое значение Папуа — Новой Гвинеи и в особенности острова Манус. Дуглас Макартур (генерал армии США, верховный главнокомандующий силами союзников на Тихоокеанском фронте Второй мировой войны. — RT) размещал здесь свою штаб-квартиру, — цитировало 9 ноября австралийского флотоводца издание The Sydney Morning Herald. — С военно-морской точки зрения, если там есть (необходимые. — RT) объекты и у нас есть причина их использовать, я не вижу никаких оснований, чтобы не делать этого».
В ноябре в ходе своего визита в Австралию начальник военно-морских операций США (глава штаба ВМС) адмирал Джон Ричардсон поддержал участие Канберры в восстановлении базы на острове Манус, назвав это решение «примером лидерства Австралии и Королевских австралийских ВМС в регионе», и пообещал, что США постараются помочь в расширении базы.
«Проецирование силы»
Эксперты допускают вероятность того, что в Папуа — Новой Гвинее впоследствии разместятся не только австралийские, но и американские военные.
«Такая база нужна США и её союзнику — Австралии, — отметил в интервью RT ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
По словам специалиста, традиционно южная часть Тихого океана в рамках военно-морской стратегии США рассматривалась как безопасный регион для американских кораблей. И если в 1970—1980-х американцы и австралийцы опасались, что в регион проникнет СССР, то теперь в качестве главной угрозы рассматривается КНР.
Как отметил в разговоре с RT Михаил Александров, страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам, Филиппины и Малайзия, не хотят играть роль форпоста США, а от побережья Австралии до Южно-Китайского моря, ставшего центром американо-китайских противоречий, довольно далеко.
«Расчёт Австралии тоже понятен. Никто не хочет в случае какой-то заварушки получить по своему побережью китайскими ракетами, вот и решили разместить базу на Папуа — Новой Гвинее», — рассуждает Александров.
По его словам, главной задачей обновлённой базы станет «проецирование силы в регион Южно-Китайского моря с целью сдерживания Китая».
Авторы американского The National Interest Джерри Хендрикс и Гарри Фостер напрямую заявляют на страницах издания, что база на острове Манус имеет огромное значение для сдерживания Китая. Расположенный в центре треугольника, вершинами которого являются западные Филиппины, остров Гуам и северные порты Австралии, этот участок суши, по их мнению, является лучшим местом для операций по дозаправке как кораблей, так и самолётов, патрулирующих этот район Тихого океана.
Кроме того, Хендрикс и Фостер отмечают, что в случае возможного вооружённого конфликта между США и Китаем Манус, в отличие от острова Гуам, где сейчас располагается главная база Соединённых Штатов в регионе, будет находиться вне зоны досягаемости китайских вооружений, в частности баллистических ракет DF-26.
А размещение части сил в Папуа — Новой Гвинее даст американскому командованию «стратегическую глубину» для потенциальных действий ВМС и ВВС против КНР. Манус находится на 2,3 тыс. морских миль ближе к побережью Китая, чем Пёрл-Харбор, и на 1,3 тыс. миль ближе, чем северное побережье Австралии, откуда в случае китайского удара по Гуаму США пришлось бы вести военно-морские операции.
«Американцам нужно рассредоточить свои военные возможности, чтобы обложить Китай как с востока, так и с северо-востока и юга», — полагает Александров.
В свою очередь, заведующий отделом Южнотихоокеанских исследований Института востоковедения РАН Валерий Николаев отметил в беседе с RT, что размещение сил ВМС США и Австралии в Папуа — Новой Гвинее может быть направлено не только против КНР.
«После Второй мировой войны под опекой США находилась вся Микронезия, и там были созданы американские базы, особенно крупные — на Гуаме (Марианские острова), атолле Кваджалейн (Маршалловы острова), — говорит Николаев. — Если сейчас американцы пойдут на юг — в частности, в Папуа — Новую Гвинею, у них образуется линия военного присутствия, которая позволяет контролировать Китай и страны юго-запада Тихого океана, например Индонезию и Филиппины, с которыми у них осложнились отношения».
Битва инвестиций
По сообщениям австралийских СМИ, стремление Канберры закрепиться на военной базе в Папуа — Новой Гвинее объясняется якобы интересом Китая к военному строительству в регионе.
В частности, сообщалось о внимании КНР к новогвинейским портам Вевак, Кикори, Ванимо и острову Манус. Официальный Пекин, однако, не подтверждает таких планов, говоря, что преследует сугубо мирные цели и заинтересован в экономическом сотрудничестве с тихоокеанским государством.
Так, накануне выступления Пенса на саммите АТЭС председатель КНР Си Цзиньпин, также присутствовавший на мероприятии и совместивший его с государственным визитом в Папуа — Новую Гвинею, договорился с её руководством о совместной работе над проектами в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
По информации The South China Morning Post, Пекин нарастил свои инвестиции в инфраструктурные проекты в этой стране более чем в три раза — с $860 млн в 2016-м до $2,46 млрд в 2017-м. Значительная часть сооружений, где проходил нынешний саммит АТЭС, была создана на китайские деньги.
Это не осталось без внимания со стороны США. В рамках своего выступления в Порт-Морсби Майк Пенс анонсировал планы американской ExxonMobil по расширению своего завода в столице Папуа — Новой Гвинеи, что сулит стране «многомиллиардные инвестиции».
Кроме того, США вместе с Австралией, Японией и Новой Зеландией объявили, что к 2030 году обеспечат 70% населения Папуа — Новой Гвинеи электричеством. Сейчас доступом к этому благу цивилизации обладают лишь 13% населения страны.
«США не хотят, чтобы Китай закрепился в регионе, и присутствие военной базы гарантирует, что этого не будет, — отмечает Александров. — К тому же американские инвестиции рассчитаны на то, чтобы расположить к себе Папуа — Новую Гвинею и перебить возможные вложения со стороны Китая».
В то же время, по мнению Валерия Николаева, именно китайские деньги и связанный с ними рост влияния Пекина могут осложнить планы США по использованию островного государства в своих целях.
«Китай в Папуа — Новой Гвинее очень активен, поэтому могут возникнуть определённые сложности с превращением Мануса в американскую базу», — прогнозирует эксперт.
Вашингтон примет участие в работах по расширению военно-морской базы Ломбрум на острове Манус в Папуа — Новой Гвинее. Об этом заявил вице-президент США Майк Пенс, выступая 17 ноября на саммите АТЭС в столице Папуа — Новой Гвинеи городе Порт-Морсби. Ранее об этих планах сообщали представители островного государства и Австралии.
«Соединённые Штаты станут партнёрами Папуа — Новой Гвинеи и Австралии в их совместной инициативе, касающейся военно-морской базы Ломбрум на острове Манус, — сказал Пенс. — Мы также будем сотрудничать с этими государствами, чтобы защищать суверенитет и морские права тихоокеанских островов».
База Ломбрум была основана ВМС США в Тихом океане в январе 1944 года, во время ведения боевых действий против Японии, и поначалу носила название Тарангау. Тогда её возможности позволяли размещать в гавани более 800 боевых кораблей, а на самом острове располагалось четыре аэродрома, бараки на 150 тыс. солдат, госпиталь на 3 тыс. человек, а также многочисленные хранилища горючего и боеприпасов.
В 1946 году американцы передали базу своим австралийским союзникам, а те в 1975-м — вооружённым силам Папуа — Новой Гвинеи, одновременно с предоставлением бывшей колонии независимости. Всё это время размеры базы уменьшались, пока она не стала пунктом базирования патрульных лодок островного государства. В мировых СМИ остров Манус приобрёл печальную известность уже в новом тысячелетии как место, куда австралийцы по договорённости с властями Новой Гвинеи ссылали нелегальных мигрантов.
Новая актуальность
Однако в этом году правительство Австралии вспомнило об оставленной более четырёх десятилетий назад базе. В сентябре о планах её восстановления и расширения сообщили австралийские СМИ, а 2 ноября премьер-министр материкового государства Скотт Моррисон и глава правительства Папуа — Новой Гвинеи Питер О’Нил заявили, что подписали соглашение о работах по модернизации военного объекта.
Предполагается, что глубоководная база будет использоваться в том числе для работ по дозаправке австралийских боевых кораблей. По сообщениям государственного телеканала ABC, министр обороны Австралии Кристофер Пайн не исключает, что какие-то австралийские суда будут находиться там на постоянной основе. Активное использование базы поддержал и командующий Королевскими австралийскими ВМС вице-адмирал Майк Нунэн.
«Мы не упускаем из вида стратегическое значение Папуа — Новой Гвинеи и в особенности острова Манус. Дуглас Макартур (генерал армии США, верховный главнокомандующий силами союзников на Тихоокеанском фронте Второй мировой войны. — RT) размещал здесь свою штаб-квартиру, — цитировало 9 ноября австралийского флотоводца издание The Sydney Morning Herald. — С военно-морской точки зрения, если там есть (необходимые. — RT) объекты и у нас есть причина их использовать, я не вижу никаких оснований, чтобы не делать этого».
В ноябре в ходе своего визита в Австралию начальник военно-морских операций США (глава штаба ВМС) адмирал Джон Ричардсон поддержал участие Канберры в восстановлении базы на острове Манус, назвав это решение «примером лидерства Австралии и Королевских австралийских ВМС в регионе», и пообещал, что США постараются помочь в расширении базы.
«Проецирование силы»
Эксперты допускают вероятность того, что в Папуа — Новой Гвинее впоследствии разместятся не только австралийские, но и американские военные.
«Такая база нужна США и её союзнику — Австралии, — отметил в интервью RT ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
По словам специалиста, традиционно южная часть Тихого океана в рамках военно-морской стратегии США рассматривалась как безопасный регион для американских кораблей. И если в 1970—1980-х американцы и австралийцы опасались, что в регион проникнет СССР, то теперь в качестве главной угрозы рассматривается КНР.
Как отметил в разговоре с RT Михаил Александров, страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам, Филиппины и Малайзия, не хотят играть роль форпоста США, а от побережья Австралии до Южно-Китайского моря, ставшего центром американо-китайских противоречий, довольно далеко.
«Расчёт Австралии тоже понятен. Никто не хочет в случае какой-то заварушки получить по своему побережью китайскими ракетами, вот и решили разместить базу на Папуа — Новой Гвинее», — рассуждает Александров.
По его словам, главной задачей обновлённой базы станет «проецирование силы в регион Южно-Китайского моря с целью сдерживания Китая».
Авторы американского The National Interest Джерри Хендрикс и Гарри Фостер напрямую заявляют на страницах издания, что база на острове Манус имеет огромное значение для сдерживания Китая. Расположенный в центре треугольника, вершинами которого являются западные Филиппины, остров Гуам и северные порты Австралии, этот участок суши, по их мнению, является лучшим местом для операций по дозаправке как кораблей, так и самолётов, патрулирующих этот район Тихого океана.
Кроме того, Хендрикс и Фостер отмечают, что в случае возможного вооружённого конфликта между США и Китаем Манус, в отличие от острова Гуам, где сейчас располагается главная база Соединённых Штатов в регионе, будет находиться вне зоны досягаемости китайских вооружений, в частности баллистических ракет DF-26.
А размещение части сил в Папуа — Новой Гвинее даст американскому командованию «стратегическую глубину» для потенциальных действий ВМС и ВВС против КНР. Манус находится на 2,3 тыс. морских миль ближе к побережью Китая, чем Пёрл-Харбор, и на 1,3 тыс. миль ближе, чем северное побережье Австралии, откуда в случае китайского удара по Гуаму США пришлось бы вести военно-морские операции.
«Американцам нужно рассредоточить свои военные возможности, чтобы обложить Китай как с востока, так и с северо-востока и юга», — полагает Александров.
В свою очередь, заведующий отделом Южнотихоокеанских исследований Института востоковедения РАН Валерий Николаев отметил в беседе с RT, что размещение сил ВМС США и Австралии в Папуа — Новой Гвинее может быть направлено не только против КНР.
«После Второй мировой войны под опекой США находилась вся Микронезия, и там были созданы американские базы, особенно крупные — на Гуаме (Марианские острова), атолле Кваджалейн (Маршалловы острова), — говорит Николаев. — Если сейчас американцы пойдут на юг — в частности, в Папуа — Новую Гвинею, у них образуется линия военного присутствия, которая позволяет контролировать Китай и страны юго-запада Тихого океана, например Индонезию и Филиппины, с которыми у них осложнились отношения».
Битва инвестиций
По сообщениям австралийских СМИ, стремление Канберры закрепиться на военной базе в Папуа — Новой Гвинее объясняется якобы интересом Китая к военному строительству в регионе.
В частности, сообщалось о внимании КНР к новогвинейским портам Вевак, Кикори, Ванимо и острову Манус. Официальный Пекин, однако, не подтверждает таких планов, говоря, что преследует сугубо мирные цели и заинтересован в экономическом сотрудничестве с тихоокеанским государством.
Так, накануне выступления Пенса на саммите АТЭС председатель КНР Си Цзиньпин, также присутствовавший на мероприятии и совместивший его с государственным визитом в Папуа — Новую Гвинею, договорился с её руководством о совместной работе над проектами в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
По информации The South China Morning Post, Пекин нарастил свои инвестиции в инфраструктурные проекты в этой стране более чем в три раза — с $860 млн в 2016-м до $2,46 млрд в 2017-м. Значительная часть сооружений, где проходил нынешний саммит АТЭС, была создана на китайские деньги.
Это не осталось без внимания со стороны США. В рамках своего выступления в Порт-Морсби Майк Пенс анонсировал планы американской ExxonMobil по расширению своего завода в столице Папуа — Новой Гвинеи, что сулит стране «многомиллиардные инвестиции».
Кроме того, США вместе с Австралией, Японией и Новой Зеландией объявили, что к 2030 году обеспечат 70% населения Папуа — Новой Гвинеи электричеством. Сейчас доступом к этому благу цивилизации обладают лишь 13% населения страны.
«США не хотят, чтобы Китай закрепился в регионе, и присутствие военной базы гарантирует, что этого не будет, — отмечает Александров. — К тому же американские инвестиции рассчитаны на то, чтобы расположить к себе Папуа — Новую Гвинею и перебить возможные вложения со стороны Китая».
В то же время, по мнению Валерия Николаева, именно китайские деньги и связанный с ними рост влияния Пекина могут осложнить планы США по использованию островного государства в своих целях.
«Китай в Папуа — Новой Гвинее очень активен, поэтому могут возникнуть определённые сложности с превращением Мануса в американскую базу», — прогнозирует эксперт.
Читайте также:
В ожидании атаки на Приднестровье: "Войска Украины уже сконцентрированы на этом участке"
После триумфа Майи Санду можно сказать, что Молдавия "подписала себе приговор". Победа ее на выборах практически легализует окончательное решение приднестровского вопроса.
"Одна из крупнейших цепочек": российская армия добилась впечатляющего успеха в Одесской области
16.11.2024 22:14
Удар нанесен по железнодорожному узлу в городе Раздельная в Одесской области, уничтожен военный груз и нарушена цепь их поставок из Румынии.
«Сами позвонят и сами предложат»: как понимать звонок Шольца Путину
То, о чем долго ванговали в европейской прессе, свершилось. Немецкий канцлер Шольц наконец-то позвонил Путину. Как говорится, если гора не идет к Магомету, то Магомет неизбежно пойдет на поклон к горе. По данным Der Spiegel ведомство бундесканцлера «неделями занималось подготовкой телефонного разговора». И вот, как говорится, пацаны пришли к успеху. Как пишет газета Sueddeutsche Zeitung со
Герой России Сергей Богдан: Су-57 превосходит существующие в мире
На авиасалоне в Китае впервые в истории представлены три класса истребителей пятого поколения, разработанные за пределами США, пишет MWM. По мнению летчика-испытателя Су-57 и героя России Сергея Богдана, преимущество – за его самолетом.
Поговорить с Путиным выстраивается очередь. Демобилизации не будет — сводка СВО глазами военкоров
16.11.2024 12:45
Зеленский хочет продолжить войну и готов понизить мобилизационный возраст до 20 лет, как этого требуют на Западе. Всё это в нашей сводке неофициальных новостей СВО. И ещё — немецкий канцлер Олаф Шольц спустя два года дозвонился до Путина.