МиГ-35 вступил в бой с F-16C за небо Индии
30.11.2018 10:12
2 631
0
Корпорация «МиГ» подала заявку на участие в новом тендере ВВС Индии — на приобретение 110 многоцелевых истребителей. Компания готова поставить Дели сверхзвуковой МиГ-35 поколения 4++. Об этом заявил гендиректор корпорации Илья Тарасенко.
«В настоящее время индийская сторона осуществляет анализ поданных материалов, по результатам которого будет сформирован short list, в который попадут компании, допущенные к участию в тендере. Надеемся, что индийская сторона сделает свой предварительный выбор уже в начале 2019 года», — сказал Тарасенко.
По данным военно-аналитического журнала Jane’s Defence Weekly, Минобороны Индии требует, чтобы из 110 истребителей 17 были поставлены в готовом виде, а остальные 93 машины произведены в Индии в соответствии с программой Made in India. Причем из собранных на территории страны самолетов 82 должны быть одноместными, а 10 — учебно-тренировочными двухместными.
Поставка первых истребителей должна начаться спустя три года после заключения контракта. Кроме того, Дели планирует получить от партнера широкую номенклатуру технологий. Общая стоимость программы по закупке 110 истребителей оценивается в $ 15−18 млрд.
Эксперты отмечают, что новый тендер — своего рода продолжение истории с «контрактом века» MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на закупку 126 истребителей, 108 из которых должны были быть собраны в Индии фирмой HAL по лицензии. Подготовка MMRCA началась в 2001 году, состав участников объявили в 2007-м. Тогда в борьбе сошлись МиГ-35, Локхид F-16 «Супер Вайпер», Боинг F/A-18 «Супер Хорнит», Сааб «Грипен», Еврофайтер «Тайфун» и Дассо «Рафаль». Но только в январе 2012-го было объявлено, что победил французский истребитель. Однако французы наотрез отказались брать на себя в полном объеме гарантийные обязательства в отношении собранных HAL истребителей, и в итоге индийцы закупили всего 36 готовых «Рафалей».
Контракт MMRCA не решил главной задачи, ради которой затевался. Дели по-прежнему испытывает острейшую нехватку боевых самолетов из-за старения авиапарка. Оптимальная численность ВВС Индии оценивается в 42 эскадрильи, но сейчас она составляет всего 33 эскадрильи. И ситуация будет только ухудшаться. Ожидается, что к 2022 году число эскадрилий уменьшится примерно до 23-х. Дело в том, что ВВС Индии планируют начать в конце 2018 года снятие с вооружения устаревших МиГ-21 и МиГ-27 — а это около 180−200 самолетов, или 10−12 эскадрилий.
Да, индийцы без всяких тендеров заключили контракты на закупку 272 российских Су-30МКИ. Но и этого количества истребителей для Индии недостаточно.
Заметим, на стороне МиГ-35 — выигрышная цена. Российский истребитель стоит примерно $ 45 млн., тогда как американский F-16C — $ 60 млн., шведский JAS-39 Gripen E — $ 82,2 млн., французский Rafale — $ 85,5 млн., а европейский Typhoon — запредельные $ 124 млн.
Вместе с тем, не факт, что индийцы еще раз рискнут дергать тигра — то бишь США — за усы. Вашингтон закрыл глаза на покупку Дели зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» — не стал вводить санкции в рамках CAATSA. Но повторного своеволия своему «ключевому партнеру в оборонной отрасли» (по словам главы Пентагона Джеймса Мэттиса) за океаном могут и не простить.
Как сложится судьба нового индийского контракта, сумеет ли МиГ-35 одолеть соперников на этот раз?
— Задача индийской армии — не просто пополнить парк самолетов, но и наладить собственное производство, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — И решить ее непросто, поскольку у индийцев имеются проблемы с технологиями. Замечу, в контракте с «Рафалями» французы изначально обещали технологии индийской стороне передать, но потом отказались от этого. Индусы таким решением, насколько я понимаю, очень недовольны. Да и по стоимости французские истребители, которые участвуют в новом тендере, значительно дороже российских.
Думаю, индийцы с удовольствием закупили бы в рамках тендера все тот же Су-30МКИ. Но технологии на этот истребитель, насколько я понимаю, мы передавать не хотим. С МиГ-35 может получиться по-другому: возможно, какие-то технологии мы передадим. И это открывает определенные возможности для поиска компромисса.
«СП»: — Почему мы готовы делиться секретами производства МиГ-35?
— МиГ-35 не является приоритетным в парке российских боевых самолетов. Кроме того, большое количество «сушек» мы индийцам в сжатые сроки все равно поставить не сможем — у нас попросту нет для этого свободных мощностей. Мы не успеваем укомплектовать собственную армию, а тут индусы.
А вот «МиГ» простаивает — его самолеты, получается, сейчас не нужны. И как раз эта корпорация могла бы наделать индийцам самолетов, плюс технологии передать. При этом цена для индусов вполне приемлема.
Так что сделка, я считаю, имеет перспективу.
«СП»: — F-16C в этом тендере — сильный конкурент для нас?
— F-16C — с современным радаром и улучшенной авионикой — не хуже, я думаю, МиГ-35. По крайней мере, это сопоставимые самолеты. Но американцы уж точно никаких технологий индусам передавать не станут — это совершенно исключено.
Вот и получается, что покупка МиГ-35 для Индии — вариант не идеальный, но неплохой из тех, что имеются.
«СП»: — Штаты могут припугнуть индийцев санкциями, чтобы блокировать покупку российских истребителей?
— Нью-Дели, я считаю, эти санкции проигнорирует. Основные системы вооружений Индии базируются на советских и российских технологиях. Что же, индийцы будут теперь от всего этого отказываться из-за паршивых американских санкций?!
К тому же индусы понимают: из-за проблемы Китая они американцам куда больше нужны, чем американцы — им. Так что, если Индия закупит МиГ-35, американцы будут вынуждены еще раз сделать для Дели исключение из CAATSA.
«СП»: — Индийцы будут проводить новый тендер оперативно, или он растянется на годы, как это было с MMRCA?
— Индийцев поджимают сроки — у них на вооружении, напомню, стоят еще МиГ-21. Разумеется, эти истребители нужно менять — их ресурс полностью исчерпан. Так что для обновления парка боевых самолетов Индии нужно действовать быстро.
И не нужно ориентироваться на контракт MMRCA. Там было много подводных камней — и по передаче технологий, и по ценам. Напомню, что после выбора победителя MMRCA выяснилось, что реальная стоимость французского предложения примерно втрое выше, чем озвучивалось в ходе тендера.
Понятно, что сейчас индийцы торгуются — мол, сбавляйте цену на МиГ-35, или мы «Рафали» купим, или передавайте нам все технологии. При этом, надо думать, российская сторона не хочет передавать технологии по двигателю — это самая секретная и важная часть самолета. Авиадвигатель просто так не скопировать — это не сумели даже китайцы. Но и перегибать палку индийцам не с руки.
Напомню, Нью-Дели приостановил участие в программе FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) — создании на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Индийцы считали, что в рамках этой программы мы передадим им абсолютно все технологии, которые их интересуют. Но, естественно, никто этого делать не стал.
МиГ-35 в этой ситуации может индусов выручить — продвинуть на пути создания собственного истребителя. Повторюсь, МиГ-35 не хуже F-16C — так чего же российский истребитель не закупить?!
Свободная Пресса
«В настоящее время индийская сторона осуществляет анализ поданных материалов, по результатам которого будет сформирован short list, в который попадут компании, допущенные к участию в тендере. Надеемся, что индийская сторона сделает свой предварительный выбор уже в начале 2019 года», — сказал Тарасенко.
По данным военно-аналитического журнала Jane’s Defence Weekly, Минобороны Индии требует, чтобы из 110 истребителей 17 были поставлены в готовом виде, а остальные 93 машины произведены в Индии в соответствии с программой Made in India. Причем из собранных на территории страны самолетов 82 должны быть одноместными, а 10 — учебно-тренировочными двухместными.
Поставка первых истребителей должна начаться спустя три года после заключения контракта. Кроме того, Дели планирует получить от партнера широкую номенклатуру технологий. Общая стоимость программы по закупке 110 истребителей оценивается в $ 15−18 млрд.
Эксперты отмечают, что новый тендер — своего рода продолжение истории с «контрактом века» MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на закупку 126 истребителей, 108 из которых должны были быть собраны в Индии фирмой HAL по лицензии. Подготовка MMRCA началась в 2001 году, состав участников объявили в 2007-м. Тогда в борьбе сошлись МиГ-35, Локхид F-16 «Супер Вайпер», Боинг F/A-18 «Супер Хорнит», Сааб «Грипен», Еврофайтер «Тайфун» и Дассо «Рафаль». Но только в январе 2012-го было объявлено, что победил французский истребитель. Однако французы наотрез отказались брать на себя в полном объеме гарантийные обязательства в отношении собранных HAL истребителей, и в итоге индийцы закупили всего 36 готовых «Рафалей».
Контракт MMRCA не решил главной задачи, ради которой затевался. Дели по-прежнему испытывает острейшую нехватку боевых самолетов из-за старения авиапарка. Оптимальная численность ВВС Индии оценивается в 42 эскадрильи, но сейчас она составляет всего 33 эскадрильи. И ситуация будет только ухудшаться. Ожидается, что к 2022 году число эскадрилий уменьшится примерно до 23-х. Дело в том, что ВВС Индии планируют начать в конце 2018 года снятие с вооружения устаревших МиГ-21 и МиГ-27 — а это около 180−200 самолетов, или 10−12 эскадрилий.
Да, индийцы без всяких тендеров заключили контракты на закупку 272 российских Су-30МКИ. Но и этого количества истребителей для Индии недостаточно.
Заметим, на стороне МиГ-35 — выигрышная цена. Российский истребитель стоит примерно $ 45 млн., тогда как американский F-16C — $ 60 млн., шведский JAS-39 Gripen E — $ 82,2 млн., французский Rafale — $ 85,5 млн., а европейский Typhoon — запредельные $ 124 млн.
Вместе с тем, не факт, что индийцы еще раз рискнут дергать тигра — то бишь США — за усы. Вашингтон закрыл глаза на покупку Дели зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» — не стал вводить санкции в рамках CAATSA. Но повторного своеволия своему «ключевому партнеру в оборонной отрасли» (по словам главы Пентагона Джеймса Мэттиса) за океаном могут и не простить.
Как сложится судьба нового индийского контракта, сумеет ли МиГ-35 одолеть соперников на этот раз?
— Задача индийской армии — не просто пополнить парк самолетов, но и наладить собственное производство, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — И решить ее непросто, поскольку у индийцев имеются проблемы с технологиями. Замечу, в контракте с «Рафалями» французы изначально обещали технологии индийской стороне передать, но потом отказались от этого. Индусы таким решением, насколько я понимаю, очень недовольны. Да и по стоимости французские истребители, которые участвуют в новом тендере, значительно дороже российских.
Думаю, индийцы с удовольствием закупили бы в рамках тендера все тот же Су-30МКИ. Но технологии на этот истребитель, насколько я понимаю, мы передавать не хотим. С МиГ-35 может получиться по-другому: возможно, какие-то технологии мы передадим. И это открывает определенные возможности для поиска компромисса.
«СП»: — Почему мы готовы делиться секретами производства МиГ-35?
— МиГ-35 не является приоритетным в парке российских боевых самолетов. Кроме того, большое количество «сушек» мы индийцам в сжатые сроки все равно поставить не сможем — у нас попросту нет для этого свободных мощностей. Мы не успеваем укомплектовать собственную армию, а тут индусы.
А вот «МиГ» простаивает — его самолеты, получается, сейчас не нужны. И как раз эта корпорация могла бы наделать индийцам самолетов, плюс технологии передать. При этом цена для индусов вполне приемлема.
Так что сделка, я считаю, имеет перспективу.
«СП»: — F-16C в этом тендере — сильный конкурент для нас?
— F-16C — с современным радаром и улучшенной авионикой — не хуже, я думаю, МиГ-35. По крайней мере, это сопоставимые самолеты. Но американцы уж точно никаких технологий индусам передавать не станут — это совершенно исключено.
Вот и получается, что покупка МиГ-35 для Индии — вариант не идеальный, но неплохой из тех, что имеются.
«СП»: — Штаты могут припугнуть индийцев санкциями, чтобы блокировать покупку российских истребителей?
— Нью-Дели, я считаю, эти санкции проигнорирует. Основные системы вооружений Индии базируются на советских и российских технологиях. Что же, индийцы будут теперь от всего этого отказываться из-за паршивых американских санкций?!
К тому же индусы понимают: из-за проблемы Китая они американцам куда больше нужны, чем американцы — им. Так что, если Индия закупит МиГ-35, американцы будут вынуждены еще раз сделать для Дели исключение из CAATSA.
«СП»: — Индийцы будут проводить новый тендер оперативно, или он растянется на годы, как это было с MMRCA?
— Индийцев поджимают сроки — у них на вооружении, напомню, стоят еще МиГ-21. Разумеется, эти истребители нужно менять — их ресурс полностью исчерпан. Так что для обновления парка боевых самолетов Индии нужно действовать быстро.
И не нужно ориентироваться на контракт MMRCA. Там было много подводных камней — и по передаче технологий, и по ценам. Напомню, что после выбора победителя MMRCA выяснилось, что реальная стоимость французского предложения примерно втрое выше, чем озвучивалось в ходе тендера.
Понятно, что сейчас индийцы торгуются — мол, сбавляйте цену на МиГ-35, или мы «Рафали» купим, или передавайте нам все технологии. При этом, надо думать, российская сторона не хочет передавать технологии по двигателю — это самая секретная и важная часть самолета. Авиадвигатель просто так не скопировать — это не сумели даже китайцы. Но и перегибать палку индийцам не с руки.
Напомню, Нью-Дели приостановил участие в программе FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) — создании на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Индийцы считали, что в рамках этой программы мы передадим им абсолютно все технологии, которые их интересуют. Но, естественно, никто этого делать не стал.
МиГ-35 в этой ситуации может индусов выручить — продвинуть на пути создания собственного истребителя. Повторюсь, МиГ-35 не хуже F-16C — так чего же российский истребитель не закупить?!
Свободная Пресса
Читайте также:
«Сами позвонят и сами предложат»: как понимать звонок Шольца Путину
То, о чем долго ванговали в европейской прессе, свершилось. Немецкий канцлер Шольц наконец-то позвонил Путину. Как говорится, если гора не идет к Магомету, то Магомет неизбежно пойдет на поклон к горе. По данным Der Spiegel ведомство бундесканцлера «неделями занималось подготовкой телефонного разговора». И вот, как говорится, пацаны пришли к успеху. Как пишет газета Sueddeutsche Zeitung со
Разговоры в кулуарах: «Полонез» заиграет по-новому
Как мы сообщали ранее, в китайском Чжухае, в рамках международного авиасалона Airshow China-2024, белорусская делегация провела ряд встреч и переговоров на высоком уровне. Вместе с тем, наибольший интерес представляют белорусско-китайские переговоры, в том числе, с представителями Китайского исследовательского института ракетной техники.
Сами убили – сами расследуем
«Украина самостоятельно исследует, установит место захоронения и обстоятельства гибели жертв Волынской трагедии, и только потом проведет эксгумацию», – заявил главарь УИНП Дробович. Данные работы будут проводить в следующем году. Отметим, что Волынская резня является наиболее кровавым эпизодом польско-украинского конфликта в середине XX века, а Сейм считает Волынскую резню геноцидом польского
Украину готовят выживать без помощи США
16.11.2024 18:15
В преддверии выборов президента США Зеленский, понимая, что гипотетическая победа Трампа может привести к уменьшению объемов финансирования «украинской авантюры», начал открыто намекать на то, что Украина готова к подобному развитию событий и у него есть собственный «план усиления».
Трамп «у руля» или ядерный зонтик в Европе
Победа Трампа на президентских выборах в США заставила Европу задаться вопросом о перспективах его правления в контексте европейской безопасности. Надо сказать, что обращают на себя внимание рекомендации для Трампа, подготовленные рядом аналитических центров, среди которых выделяются два: Центр обновления Америки (Renewing America, CRA) и Институт политики Америка прежде всего (America First