Каспийскую флотилию выводят на чистую воду
03.12.2018 13:54
2 745
0
На днях почти вся Каспийская флотилия разом придет в движение. Большинство ее кораблей и вспомогательных судов из Астрахани двинутся намного южнее — в дагестанский город Каспийск. Колонны военных грузовиков с тыловым имуществом попылят в том же направлении. А все потому, что теперь именно в Каспийске, а не в Астрахани будет дислоцирована главная база флотилии.
Подготовка этой операции будет стоить стране просто гигантских трудов и денег. Общая сумма необходимых финансов Министерством обороны не раскрывается, но уже заявлено, что лишь на исследовательские и проектные работы по линии гособоронзаказа ушло почти полмиллиарда рублей.
И это при том, что обустройство современной главной базы Каспийской флотилии ведется не на пустом месте. В городе и раньше стоял 414-й отдельный батальон морской пехоты, к ноябрю нынешнего года существенно пополненный людьми и боевой техникой и развернутый в 177-й отдельный полк «черных беретов». Там же давно дислоцирован 847-й отдельный береговой ракетный дивизион (две батареи противокорабельных крылатых ракет комплекса «Бал»), 305-й отдельный радиотехнический центр (с загоризонтной РЛС дальнего обнаружения МР-900 «Подсолнух-Е»), вертолетная эскадрилья Южного военного округа, сторожевые корабли и катера Береговой охраны ФСБ.
Теперь «квартирантов» в погонах в закрытом 71-м военном городке Каспийска, раскинувшемся на площади в 129 гектаров, прибавится очень существенно. Из Астрахани в здешнюю гавань будут перебазированы гвардейская 73-я бригада кораблей охраны водного района, 327-й гвардейский Белградский дивизион артиллерийских кораблей и 198-й дивизион минно-тральных кораблей. А еще — аварийно-спасательные, гидрографические суда, суда обеспечения.
Для столь многочисленного пополнения в Каспийске уже готовы новые двух- и трехпонтонные плавпричалы, способные дополнительно принять до 20 кораблей и катеров. Чего, конечно, будет все равно маловато. Ведь флотилию в ближайшие годы ждет существенное пополнение. По словам командующего Каспийской флотилии контр-адмирала Сергея Пинчука, в ближайшие годы с судостроительных заводов в его распоряжение дополнительно поступят два ракетных катера и столько же малых десантных кораблей на воздушной подушке. С учетом этих обстоятельств работы по обустройству новой главной базы флотилии буду продолжаться, как планирует Минобороны, до конца 2020 года.
С чего вдруг понадобилось это «великое переселение» военных моряков из ставшей родной им Астрахани? Все просто — Астрахань в силу своих географических особенностей совершенно непригодна для базирования флотилии. Чтобы выйти из нее в открытое море приходится по дельте Волги на малых глубинах тащиться порядка 180 километров. Зимой это вообще то еще удовольствие. Поскольку и Волга, и северная часть Каспийского моря покрываются приличной толщины льдом, для выхода на открытую воду нужны ледоколы. Как при таких условиях в случае военной опасности осуществлять боевое развертывание флотилии? Как рассредоточить ее корабли и суда, если возникнет угроза удара средствами воздушного нападения?
Естественен вопрос: а что, в Минобороны и в Генштабе об этом до сих пор не думали? А если думали — почему же главные силы нашей Каспийской флотилии вообще оказались сосредоточены в непригодной для этого Астрахани?
О причинах возникновения этих странностей я имею некоторое личное представление, поскольку в начале 90-х годов, когда и принимались соответствующие решения, служил в аппарате министра обороны России. И помню, например, как некоторые службы Каспийской флотилии, торопливо уносившей ноги из внезапно ставшего суверенным Азербайджана, именно в Астрахани за неимением лучшего пришлось размещать в цехах местного рыбоконсервного завода. Штаб флотилии — в старом здании бывшей гидрографии и в стоявших рядом каких-то сараях. А вывезенное из Баку оружие и боеприпасы — валом валить на одном из островов в дельте Волги.
Впрочем, тут, очевидно, следует напомнить, что к моменту распада СССР главной базой моряков-каспийцев была именно столица Азербайджана. Но незадолго до окончательного крушения нашей некогда общей державы, еще в октябре 1991 года тогдашний президент этой закавказской республики принял решение о создании собственных вооруженных сил. И, естественно, попытался наложить лапу на все имущество и вооружение Советской армии и Военно-морского флота, до которого оказался в состоянии дотянуться.
Для наших военных моряков на Каспии, ни один из которых, кстати, так и не принял новой присяги, в Азербайджане немедленно начался ад. Нападения на караулы и гарнизоны следовали один за другим. К примеру, утром 28 апреля в Баку группа из 10 неизвестных напала на КПП морских пограничников. Был убит один из матросов, двое ранены. Пропал пистолет.
Потом — бандитское нападение на узел связи флотилии. Потом в неизвестном направлении угнали целый железнодорожный эшелон с воинским имуществом. Потом местные жители один за другим умыкнули 156 легковых и грузовых автомобилей, принадлежавших военным. Водителей, как правило, избивали и выкидывали из кабин.
На любой выход в море не только корабля, но даже и катера, следовало заранее запрашивать разрешение оперативного дежурного Министерства обороны Азербайджана. Чтобы воспрепятствовать выводу кораблей, судов и катеров в Россию, за моряками Каспийской флотилии новые власти республики весьма откровенно вели оперативное наблюдение. Все телефоны прослушивались. Министерство безопасности Азербайджана проводило многочисленные операции по вербовке военнослужащих.
Ельцинская Москва в ту пору как в рот воды набрала. Оттуда слали на оказавшуюся в форменной осаде вооруженных боевиков Каспийскую флотилию лишь бестолковые приказы и директивы типа «О недопущении актов вандализма по отношению к памятникам и могилам советских воинов», «О мерах по неуклонному повышению боеготовности» и т. д.
Теперь можно констатировать: тем, что в смутные годы Россия вообще не потеряла Каспийскую флотилию, она обязана, главным образом, ее бывшему командующему — контр-адмиралу (впоследствии — вице-адмиралу) Борису Зинину. Именно он, наперекор политическим обстоятельствам, организовал вывод основной части флотилии в Россию. Не без активнейшего участия командующего, новой главной базой КФ в 1992 году была выбрана Астрахань.
Спустя годы о той катастрофе Зинин вспоминал так: «Положение в апреле 1992 года было аховое. Москва нас забыла и не помогала. Договора с Азербайджаном о выводе флотилии из Баку не было и не предвиделось. Более 500 офицеров и их семей, и столько же
мичманов, ждут решения командующего Каспийской флотилии относительно своей судьбы… Проще всего было обратиться к главкому о выделении мне квартиры где-нибудь в центре, расформировать флотилию и уехать. А куда поедут офицеры и их семьи? В России их никто не ждет, работы нет, жить негде».
Нынче в такое трудно поверить, но даже текст Указа президента России о выводе Каспийской флотилии командующему пришлось писать лично. В собственном бакинском кабинете. Абсолютно без ведома сильно занятого другими делами Ельцина.
В мемуарах адмирала это выглядит так: «Прочитал в газетах, что в Ташкенте 13−15 мая (1992 года — „СП“) собираются главы государств и правительств для решения текущих проблем. Поскольку там будет и Б.Н. Ельцин, надо попытаться подписать у него (несуществующий пока) проект договора о выводе Каспийской флотилии. Спросил совета, как попасть в Ташкент, у командующего 4-й армией генерал-майора Попова Николая Глебовича. Он позвонил министру обороны Грачеву, мол, мы с командующим Каспийской флотилией желаем поприсутствовать в Ташкенте на встрече с главами государств и правительств и подписать там договор о выводе флотилии. Министр обороны дал „добро“… Я, довольный, потираю руки. Но нужно иметь договор. У меня были три копии договоров с
Минском, Арменией, Прибалтикой. Сел и довольно быстро написал договор между Россией и Азербайджаном о выводе флотилии в Россию».
Но почему в 1992-м была выбрана именно Астрахань? Что, опытнейший контр-адмирал не знал, что Каспийск и Махачкала для стоянки кораблей приспособлены куда лучше? Знал, конечно. Но кто ведал, до каких пределов докатится сокрушительный каток всеобщего развала? И устоит ли под его натиском Дагестан?
Снова заглянем в воспоминания Зинина: «С точки зрения использования сил флотилии лучшим местом мог бы быть только порт Махачкала (Каспийск в 15 километрах от этого города — „СП“). Хорошие глубины для крупных кораблей, оборудованное место для стоянки, благоприятный выход кораблей в море при любых погодных условиях, и размещение семей в крупном городе Кавказа, Махачкале. Но Махачкала, это тот же беспокойный Кавказ. Не исключено, что в ближайшие годы и там начнется то же, что и в Баку, и тогда снова уходить? Надо что-то другое. А другое — только Астрахань. Своя, родная земля. Другого выхода нет».
Это теперь мы знаем, что в 90-е годы Дагестан действительно оказался на грани крушения, но устоял. Обстановка там и сегодня очень непростая. Однако в целом — стабильная и контролируемая. Поэтому лишь теперь, спустя полтора десятка лет, Каспийской флотилии приказано: «Курс — на Каспийск!».
На срочное повышение боевой устойчивости именно этой флотилии Москва, не жалея денег, заботится и вот еще почему. За последнее десятилетие традиционно заштатная по сравнению с другими российскими флотами КФ внезапно для многих в 2015 году ударом по Сирии продемонстрировала всему миру, что с недавних пор обладает немалыми оперативно-стратегическими возможностями. Такой боевой потенциал появился у нее после включения в состав флотилии сразу нескольких кораблей с высокоточными крылатыми ракетами «Калибр-НК», способными на огромной дальности попасть, как говорят, в любую форточку.
Носителей «Калибров», под прицелом которых практически вся Европа, весь Ближний Восток и значительная часть Азии, на Каспии у России теперь четыре — ракетный корабль 2 ранга проекта 11661К «Дагестан», а также малые ракетные корабли 3 ранга проекта 21631 «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг». Суммарный залп — 32 ракеты. Такую силу стоит особенно беречь на случай любой войны.
Свободная Пресса
Подготовка этой операции будет стоить стране просто гигантских трудов и денег. Общая сумма необходимых финансов Министерством обороны не раскрывается, но уже заявлено, что лишь на исследовательские и проектные работы по линии гособоронзаказа ушло почти полмиллиарда рублей.
И это при том, что обустройство современной главной базы Каспийской флотилии ведется не на пустом месте. В городе и раньше стоял 414-й отдельный батальон морской пехоты, к ноябрю нынешнего года существенно пополненный людьми и боевой техникой и развернутый в 177-й отдельный полк «черных беретов». Там же давно дислоцирован 847-й отдельный береговой ракетный дивизион (две батареи противокорабельных крылатых ракет комплекса «Бал»), 305-й отдельный радиотехнический центр (с загоризонтной РЛС дальнего обнаружения МР-900 «Подсолнух-Е»), вертолетная эскадрилья Южного военного округа, сторожевые корабли и катера Береговой охраны ФСБ.
Теперь «квартирантов» в погонах в закрытом 71-м военном городке Каспийска, раскинувшемся на площади в 129 гектаров, прибавится очень существенно. Из Астрахани в здешнюю гавань будут перебазированы гвардейская 73-я бригада кораблей охраны водного района, 327-й гвардейский Белградский дивизион артиллерийских кораблей и 198-й дивизион минно-тральных кораблей. А еще — аварийно-спасательные, гидрографические суда, суда обеспечения.
Для столь многочисленного пополнения в Каспийске уже готовы новые двух- и трехпонтонные плавпричалы, способные дополнительно принять до 20 кораблей и катеров. Чего, конечно, будет все равно маловато. Ведь флотилию в ближайшие годы ждет существенное пополнение. По словам командующего Каспийской флотилии контр-адмирала Сергея Пинчука, в ближайшие годы с судостроительных заводов в его распоряжение дополнительно поступят два ракетных катера и столько же малых десантных кораблей на воздушной подушке. С учетом этих обстоятельств работы по обустройству новой главной базы флотилии буду продолжаться, как планирует Минобороны, до конца 2020 года.
С чего вдруг понадобилось это «великое переселение» военных моряков из ставшей родной им Астрахани? Все просто — Астрахань в силу своих географических особенностей совершенно непригодна для базирования флотилии. Чтобы выйти из нее в открытое море приходится по дельте Волги на малых глубинах тащиться порядка 180 километров. Зимой это вообще то еще удовольствие. Поскольку и Волга, и северная часть Каспийского моря покрываются приличной толщины льдом, для выхода на открытую воду нужны ледоколы. Как при таких условиях в случае военной опасности осуществлять боевое развертывание флотилии? Как рассредоточить ее корабли и суда, если возникнет угроза удара средствами воздушного нападения?
Естественен вопрос: а что, в Минобороны и в Генштабе об этом до сих пор не думали? А если думали — почему же главные силы нашей Каспийской флотилии вообще оказались сосредоточены в непригодной для этого Астрахани?
О причинах возникновения этих странностей я имею некоторое личное представление, поскольку в начале 90-х годов, когда и принимались соответствующие решения, служил в аппарате министра обороны России. И помню, например, как некоторые службы Каспийской флотилии, торопливо уносившей ноги из внезапно ставшего суверенным Азербайджана, именно в Астрахани за неимением лучшего пришлось размещать в цехах местного рыбоконсервного завода. Штаб флотилии — в старом здании бывшей гидрографии и в стоявших рядом каких-то сараях. А вывезенное из Баку оружие и боеприпасы — валом валить на одном из островов в дельте Волги.
Впрочем, тут, очевидно, следует напомнить, что к моменту распада СССР главной базой моряков-каспийцев была именно столица Азербайджана. Но незадолго до окончательного крушения нашей некогда общей державы, еще в октябре 1991 года тогдашний президент этой закавказской республики принял решение о создании собственных вооруженных сил. И, естественно, попытался наложить лапу на все имущество и вооружение Советской армии и Военно-морского флота, до которого оказался в состоянии дотянуться.
Для наших военных моряков на Каспии, ни один из которых, кстати, так и не принял новой присяги, в Азербайджане немедленно начался ад. Нападения на караулы и гарнизоны следовали один за другим. К примеру, утром 28 апреля в Баку группа из 10 неизвестных напала на КПП морских пограничников. Был убит один из матросов, двое ранены. Пропал пистолет.
Потом — бандитское нападение на узел связи флотилии. Потом в неизвестном направлении угнали целый железнодорожный эшелон с воинским имуществом. Потом местные жители один за другим умыкнули 156 легковых и грузовых автомобилей, принадлежавших военным. Водителей, как правило, избивали и выкидывали из кабин.
На любой выход в море не только корабля, но даже и катера, следовало заранее запрашивать разрешение оперативного дежурного Министерства обороны Азербайджана. Чтобы воспрепятствовать выводу кораблей, судов и катеров в Россию, за моряками Каспийской флотилии новые власти республики весьма откровенно вели оперативное наблюдение. Все телефоны прослушивались. Министерство безопасности Азербайджана проводило многочисленные операции по вербовке военнослужащих.
Ельцинская Москва в ту пору как в рот воды набрала. Оттуда слали на оказавшуюся в форменной осаде вооруженных боевиков Каспийскую флотилию лишь бестолковые приказы и директивы типа «О недопущении актов вандализма по отношению к памятникам и могилам советских воинов», «О мерах по неуклонному повышению боеготовности» и т. д.
Теперь можно констатировать: тем, что в смутные годы Россия вообще не потеряла Каспийскую флотилию, она обязана, главным образом, ее бывшему командующему — контр-адмиралу (впоследствии — вице-адмиралу) Борису Зинину. Именно он, наперекор политическим обстоятельствам, организовал вывод основной части флотилии в Россию. Не без активнейшего участия командующего, новой главной базой КФ в 1992 году была выбрана Астрахань.
Спустя годы о той катастрофе Зинин вспоминал так: «Положение в апреле 1992 года было аховое. Москва нас забыла и не помогала. Договора с Азербайджаном о выводе флотилии из Баку не было и не предвиделось. Более 500 офицеров и их семей, и столько же
мичманов, ждут решения командующего Каспийской флотилии относительно своей судьбы… Проще всего было обратиться к главкому о выделении мне квартиры где-нибудь в центре, расформировать флотилию и уехать. А куда поедут офицеры и их семьи? В России их никто не ждет, работы нет, жить негде».
Нынче в такое трудно поверить, но даже текст Указа президента России о выводе Каспийской флотилии командующему пришлось писать лично. В собственном бакинском кабинете. Абсолютно без ведома сильно занятого другими делами Ельцина.
В мемуарах адмирала это выглядит так: «Прочитал в газетах, что в Ташкенте 13−15 мая (1992 года — „СП“) собираются главы государств и правительств для решения текущих проблем. Поскольку там будет и Б.Н. Ельцин, надо попытаться подписать у него (несуществующий пока) проект договора о выводе Каспийской флотилии. Спросил совета, как попасть в Ташкент, у командующего 4-й армией генерал-майора Попова Николая Глебовича. Он позвонил министру обороны Грачеву, мол, мы с командующим Каспийской флотилией желаем поприсутствовать в Ташкенте на встрече с главами государств и правительств и подписать там договор о выводе флотилии. Министр обороны дал „добро“… Я, довольный, потираю руки. Но нужно иметь договор. У меня были три копии договоров с
Минском, Арменией, Прибалтикой. Сел и довольно быстро написал договор между Россией и Азербайджаном о выводе флотилии в Россию».
Но почему в 1992-м была выбрана именно Астрахань? Что, опытнейший контр-адмирал не знал, что Каспийск и Махачкала для стоянки кораблей приспособлены куда лучше? Знал, конечно. Но кто ведал, до каких пределов докатится сокрушительный каток всеобщего развала? И устоит ли под его натиском Дагестан?
Снова заглянем в воспоминания Зинина: «С точки зрения использования сил флотилии лучшим местом мог бы быть только порт Махачкала (Каспийск в 15 километрах от этого города — „СП“). Хорошие глубины для крупных кораблей, оборудованное место для стоянки, благоприятный выход кораблей в море при любых погодных условиях, и размещение семей в крупном городе Кавказа, Махачкале. Но Махачкала, это тот же беспокойный Кавказ. Не исключено, что в ближайшие годы и там начнется то же, что и в Баку, и тогда снова уходить? Надо что-то другое. А другое — только Астрахань. Своя, родная земля. Другого выхода нет».
Это теперь мы знаем, что в 90-е годы Дагестан действительно оказался на грани крушения, но устоял. Обстановка там и сегодня очень непростая. Однако в целом — стабильная и контролируемая. Поэтому лишь теперь, спустя полтора десятка лет, Каспийской флотилии приказано: «Курс — на Каспийск!».
На срочное повышение боевой устойчивости именно этой флотилии Москва, не жалея денег, заботится и вот еще почему. За последнее десятилетие традиционно заштатная по сравнению с другими российскими флотами КФ внезапно для многих в 2015 году ударом по Сирии продемонстрировала всему миру, что с недавних пор обладает немалыми оперативно-стратегическими возможностями. Такой боевой потенциал появился у нее после включения в состав флотилии сразу нескольких кораблей с высокоточными крылатыми ракетами «Калибр-НК», способными на огромной дальности попасть, как говорят, в любую форточку.
Носителей «Калибров», под прицелом которых практически вся Европа, весь Ближний Восток и значительная часть Азии, на Каспии у России теперь четыре — ракетный корабль 2 ранга проекта 11661К «Дагестан», а также малые ракетные корабли 3 ранга проекта 21631 «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг». Суммарный залп — 32 ракеты. Такую силу стоит особенно беречь на случай любой войны.
Свободная Пресса
Читайте также:
Трамп «у руля» или ядерный зонтик в Европе
Победа Трампа на президентских выборах в США заставила Европу задаться вопросом о перспективах его правления в контексте европейской безопасности. Надо сказать, что обращают на себя внимание рекомендации для Трампа, подготовленные рядом аналитических центров, среди которых выделяются два: Центр обновления Америки (Renewing America, CRA) и Институт политики Америка прежде всего (America First
Герой России Сергей Богдан: Су-57 превосходит существующие в мире
На авиасалоне в Китае впервые в истории представлены три класса истребителей пятого поколения, разработанные за пределами США, пишет MWM. По мнению летчика-испытателя Су-57 и героя России Сергея Богдана, преимущество – за его самолетом.
В ожидании атаки на Приднестровье: "Войска Украины уже сконцентрированы на этом участке"
После триумфа Майи Санду можно сказать, что Молдавия "подписала себе приговор". Победа ее на выборах практически легализует окончательное решение приднестровского вопроса.
Украину готовят выживать без помощи США
16.11.2024 18:15
В преддверии выборов президента США Зеленский, понимая, что гипотетическая победа Трампа может привести к уменьшению объемов финансирования «украинской авантюры», начал открыто намекать на то, что Украина готова к подобному развитию событий и у него есть собственный «план усиления».
Сами убили – сами расследуем
«Украина самостоятельно исследует, установит место захоронения и обстоятельства гибели жертв Волынской трагедии, и только потом проведет эксгумацию», – заявил главарь УИНП Дробович. Данные работы будут проводить в следующем году. Отметим, что Волынская резня является наиболее кровавым эпизодом польско-украинского конфликта в середине XX века, а Сейм считает Волынскую резню геноцидом польского