Москва и Вашингтон "перезагрузили" гонку вооружений

Президент РФ Дмитрий Медведев в среду выполнил свое недавнее обещание и дал развернутую оценку того, каким образом Москва будет реагировать на развитие событий вокруг строительства европейской системы противоракетной обороны. Несколько ранее Вашингтон объявил о приостановлении исполнения ряда обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Похоже, что "перезагрузке" в двусторонних отношениях поддаются только те моменты, которые связаны с противостоянием и гонкой вооружений.
Медведев, в связи с ситуацией с ЕвроПРО, дал поручение Минобороны России и ее Вооруженным силам ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде и усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил.
Медведев не исключил коренного перелома в российской внешней политике — отказа от политики разоружения и пересмотра ранее достигнутых соглашений с США об ограничении вооружений и контроле над ними. При этом он напомнил, что у России есть право выйти из СНВ – Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, который считается фундаментом для строительства отношений с Вашингтоном.
При этом Медведев все же надеется, что еще есть шанс достичь с НАТО и США договоренностей по противоракетной обороне, "которые могут открыть принципиально новую страницу в наших отношениях с Соединенными Штатами и Североатлантическим альянсом".
Очевидно, что к жесткой риторике российского лидера побудила состоявшаяся 14 ноября в Гонолулу встреча с президентом США Бараком Обамой, в ходе которой они обсуждали проблематику американских планов по размещению элементов системы ПРО в Европе. Несмотря на хорошие личные отношения, главы двух стран так не смогли достичь компромисса в межгосударственных проблемах. После встречи с Обамой Медведев, в частности, сказал: "К сожалению, сейчас никаких соглашений нет", "думаю, что в ближайшее время мы определимся по поводу того, каким образом Россия будет реагировать на развитие событий вокруг европейской ПРО как сейчас, так и после 2015 года".
Также в среду стало известно, что США приостанавливают исполнение ряда своих обязательств перед Россией в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Американская сторона мотивировала свое решение тем, что в течение четырех лет Вашингтон и союзники по НАТО безуспешно "пытались найти дипломатическое решение после заявления России в 2007 году о прекращении имплементации договора по отношению ко всем 29 государствам, входящим в состав ДОВСЕ".
Вместе с тем, США объявили, что "продолжат исполнение Договора и выполнение своих обязательств по отношению ко всем участникам договора за исключением России". При этом, обязуясь не выходить за установленные договором рамки по количеству вооружений и техники, США все-таки возобновят выполнение всех обязательств по договору в отношении к РФ, если Россия вновь начнет следовать своим обязательствам. А в целях повышения прозрачности, "в соответствии с давними усилиями по отстаиванию стабильности и укреплению доверия", США обязались "на добровольной основе информировать Россию о любых значительных изменениях нашего силового потенциала в Европе".
Риторика как Кремля, так и Белого дома напоминает две одинаково горьких пилюли, подслащенных обещаниями "возможного выздоровления". Возможно поэтому некоторые наблюдатели поспешили увязать американские шаги, касающиеся ДОВСЕ с заявлениями Дмитрия Медведева относительно ЕвроПРО. Между тем, эксперты отмечают, что не стоит автоматически проводить параллели и аналогии.
"Действия США понятны и, с американских позиций, оправданы. Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ, отказавшись принимать инспекции и перестав предоставлять информацию о своих вооруженных силах. Какой смысл продолжать это делать американской стороне? Они и так четыре года это делали. Американцы, видимо, еще надеялись, что Россия изменит свое решение. Какие обязательства тогда остаются у США? Процесс все-таки должен быть взаимным", — сказал в беседе с "Росбалтом" директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии Евгений Мясников.
Между тем, эксперт разделяет точку зрения аналитиков о том, что на фоне разговоров о судьбе адаптированного варианта ДОВСЕ Россия на самом деле фактически хочет заключения нового договора, более отвечающего нынешним реалиям и интересам Москвы. "Когда президент России Дмитрий Медведев говорил о новой структуре евробезопасности, очевидно, что он имел в виду необходимость учитывать современные реалии, а не только ту ситуацию, которая присутствовала на момент заключения адаптированного ДОВСЕ", — отметил эксперт.
Напомним, что ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО и шести государств-участников Организации Варшавского договора. Соглашением устанавливалось равновесие обычных вооруженных сил государств-участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.
Что же касается планов ЕвроПРО, то логика их развития в большей степени диктуется происходящими в США внутриполитическими процессами, а также отношениями с союзниками по НАТО. У американцев существует так называемый "поэтапный адаптивный подход", присоединиться к которому приглашали и Россию. Но ее этот вариант не устраивает. Москва выдвигает свои требования, принять которые Вашингтон не может. Так, например, предлагаемая российской стороной идея о секторальной ПРО вступает в противоречие с принципами НАТО, согласно которым запрещается, даже частично, передавать вопросы безопасности альянса в ведение внешних сил. В такой ситуации вполне естественно, что Америка отказывается давать "зафиксированные на бумаге — в юридически обязывающей форме", как того требуют в Москве, гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России.
Очевидно, что при таком раскладе ситуация будет долго оставаться тупиковой. А с учетом того, что встреча Медведева и Обамы в Гонолулу в качестве президентов была, скорее всего, последней, две страны, не так давно торжественно объявившие о "перезагрузке" отношений, весьма вероятно могут войти в фазу нового "холодного" противостояния.
Дмитрий Пановкин
Медведев, в связи с ситуацией с ЕвроПРО, дал поручение Минобороны России и ее Вооруженным силам ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде и усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил.
Медведев не исключил коренного перелома в российской внешней политике — отказа от политики разоружения и пересмотра ранее достигнутых соглашений с США об ограничении вооружений и контроле над ними. При этом он напомнил, что у России есть право выйти из СНВ – Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, который считается фундаментом для строительства отношений с Вашингтоном.
При этом Медведев все же надеется, что еще есть шанс достичь с НАТО и США договоренностей по противоракетной обороне, "которые могут открыть принципиально новую страницу в наших отношениях с Соединенными Штатами и Североатлантическим альянсом".
Очевидно, что к жесткой риторике российского лидера побудила состоявшаяся 14 ноября в Гонолулу встреча с президентом США Бараком Обамой, в ходе которой они обсуждали проблематику американских планов по размещению элементов системы ПРО в Европе. Несмотря на хорошие личные отношения, главы двух стран так не смогли достичь компромисса в межгосударственных проблемах. После встречи с Обамой Медведев, в частности, сказал: "К сожалению, сейчас никаких соглашений нет", "думаю, что в ближайшее время мы определимся по поводу того, каким образом Россия будет реагировать на развитие событий вокруг европейской ПРО как сейчас, так и после 2015 года".
Также в среду стало известно, что США приостанавливают исполнение ряда своих обязательств перед Россией в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Американская сторона мотивировала свое решение тем, что в течение четырех лет Вашингтон и союзники по НАТО безуспешно "пытались найти дипломатическое решение после заявления России в 2007 году о прекращении имплементации договора по отношению ко всем 29 государствам, входящим в состав ДОВСЕ".
Вместе с тем, США объявили, что "продолжат исполнение Договора и выполнение своих обязательств по отношению ко всем участникам договора за исключением России". При этом, обязуясь не выходить за установленные договором рамки по количеству вооружений и техники, США все-таки возобновят выполнение всех обязательств по договору в отношении к РФ, если Россия вновь начнет следовать своим обязательствам. А в целях повышения прозрачности, "в соответствии с давними усилиями по отстаиванию стабильности и укреплению доверия", США обязались "на добровольной основе информировать Россию о любых значительных изменениях нашего силового потенциала в Европе".
Риторика как Кремля, так и Белого дома напоминает две одинаково горьких пилюли, подслащенных обещаниями "возможного выздоровления". Возможно поэтому некоторые наблюдатели поспешили увязать американские шаги, касающиеся ДОВСЕ с заявлениями Дмитрия Медведева относительно ЕвроПРО. Между тем, эксперты отмечают, что не стоит автоматически проводить параллели и аналогии.
"Действия США понятны и, с американских позиций, оправданы. Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ, отказавшись принимать инспекции и перестав предоставлять информацию о своих вооруженных силах. Какой смысл продолжать это делать американской стороне? Они и так четыре года это делали. Американцы, видимо, еще надеялись, что Россия изменит свое решение. Какие обязательства тогда остаются у США? Процесс все-таки должен быть взаимным", — сказал в беседе с "Росбалтом" директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии Евгений Мясников.
Между тем, эксперт разделяет точку зрения аналитиков о том, что на фоне разговоров о судьбе адаптированного варианта ДОВСЕ Россия на самом деле фактически хочет заключения нового договора, более отвечающего нынешним реалиям и интересам Москвы. "Когда президент России Дмитрий Медведев говорил о новой структуре евробезопасности, очевидно, что он имел в виду необходимость учитывать современные реалии, а не только ту ситуацию, которая присутствовала на момент заключения адаптированного ДОВСЕ", — отметил эксперт.
Напомним, что ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО и шести государств-участников Организации Варшавского договора. Соглашением устанавливалось равновесие обычных вооруженных сил государств-участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.
Что же касается планов ЕвроПРО, то логика их развития в большей степени диктуется происходящими в США внутриполитическими процессами, а также отношениями с союзниками по НАТО. У американцев существует так называемый "поэтапный адаптивный подход", присоединиться к которому приглашали и Россию. Но ее этот вариант не устраивает. Москва выдвигает свои требования, принять которые Вашингтон не может. Так, например, предлагаемая российской стороной идея о секторальной ПРО вступает в противоречие с принципами НАТО, согласно которым запрещается, даже частично, передавать вопросы безопасности альянса в ведение внешних сил. В такой ситуации вполне естественно, что Америка отказывается давать "зафиксированные на бумаге — в юридически обязывающей форме", как того требуют в Москве, гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России.
Очевидно, что при таком раскладе ситуация будет долго оставаться тупиковой. А с учетом того, что встреча Медведева и Обамы в Гонолулу в качестве президентов была, скорее всего, последней, две страны, не так давно торжественно объявившие о "перезагрузке" отношений, весьма вероятно могут войти в фазу нового "холодного" противостояния.
Дмитрий Пановкин
Читайте также:
НАТО сбивает украинские дроны в Чёрном море: эскалация конфликта и тревожные сигналы с фронта. Пять бригад в окружении
В последние дни ситуация в Чёрном море и на востоке Украины обостряется, вызывая обеспокоенность как на международной арене, так и среди местного населения. Атаки на гражданские суда, ответные действия стран НАТО и сообщения о тяжёлых боях в Донбассе подчёркивают хрупкость баланса в регионе. Эти события не только влияют на морскую торговлю, но и отражают более широкие тенденции в продолжающемся
Контекстная реклама в Яндекс.Директ: Управляемый механизм привлечения клиентов
04.12.2025 16:42
Конкуренция в современном бизнесе стремительно растет, и сегодня недостаточно просто иметь отличный продукт или удобный сайт.
Путин дал чёткий ответ. Поняли даже в Киеве: Заседание русского Генштаба расставило все точки над i. С Москвой лучше не шутить
04.12.2025 22:23
Киевский политолог Руслан Бортник заявил, что президент России Владимир Путин предельно ясно ответил на попытки давления со стороны США, собрав заседание Генштаба.
Запад в панике: что сказал Путин о войне с Европой и почему это всех напугало
04.12.2025 14:04
«Готовы прямо сейчас»: заявление Путина о войне с Европой взорвало западные СМИ.
1200 «Томагавков» на Каракас: Венесуэла падёт за неделю. А потом начнётся настоящий ад
Трамп готовит удар по Венесуэле: 1200 «Томагавков», авианосец и 15 тыс. морпехов уже на позиции. Мадуро обвиняют в наркоте и фальсификациях, но за этим — нефть и доктрина Монро. Россия и Китай шлют письма поддержки, но флот не пошлют: Москва увязла на Украине, Пекин смотрит на Тайвань. Однако после Каракаса терпение Путина и Си может лопнуть — и тогда взорвётся всё. Венесуэла станет спусковым