Регистрация

Новый российский «стратег» создает неразбериху в Дальней авиации

11.01.2019  14:33
3 136
0


Компания «Туполев» приступает к строительству прототипа Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Эту сенсационную новость сообщил «Интерфаксу» источник в авиационной отрасли. То есть перспективный стратегический бомбардировщик, появление которого в строевых частях ВКС ожидается в лучшем случае в конце следующего десятилетия, в общем и целом уже готов. Вся необходимая для строительства прототипа документация уже передана на Казанский авиационный завод, точнее — завершается ее передача.

Разумеется, самолет, который пойдет в серийное производство, будет отличаться от прототипа, коррективы будут постоянно вноситься по результатам его испытаний. Но свой первый полет прототип при таком раскладе должен совершить года через три, максимум. Пара лет на строительство. И от силы год на наземные испытания — продувки, пробежки и т. д. То есть взлететь перспективная машина должна уже в 2022 году. В то же время первый полет ПАК ДА запланирован на 2026 год. Такое опережение графика относится к области ненаучной фантастики, то есть фэнтези.

Надо сказать, что проект ПАК ДА порождает целый ряд вопросов, найти ответы на которые крайне затруднительно.


1. Объявлено, причем, представителями командования ВКС и профильными членами правительства, а также депутатами из оборонных комитетов Госдумы, что перспективный бомбардировщик пойдет на замену всех самолетов Дальней авиации — Ту-95МС, Ту-160 и Ту-160М, Ту-22М3. Это совершенно абсурдное заявление. Потому что в настоящий момент в сумме эксплуатируется 136 этих самолетов. В лучшие годы, когда оборонка Советского Союза ни в чем не была ограничена, такие объемы производства были ей недоступны.

Так вот, из этой суммы необходимо вычесть 60 Ту-22М3. Потому что эти самолеты не дотягивают по дальности и боевой нагрузке до Ту-95МС и Ту-160. К тому же они не являются носителями ядерных боеприпасов, не относятся к воздушной составляющей ядерной триады. То есть замена этих машин на чрезвычайно дорогие и обладающие значительно большими боевыми возможностями (как об этом говорят туполоевцы) было бы неоправданным расточительством бюджета.

Остаются 60 Ту-95МС и 16 Ту-160. И вот тут складывается странная ситуация. Предполагается, и уже существуют правительственные документы на этот счет, что на Казанском авиационном заводе будут построены 50 глубоко модернизированных ракетоносцев Ту-160М2. Причем это не усовершенствование уже имеющихся машин. Это заново построенные, начиная с планера, самолеты. Для чего в Казани был восстановлен полуразрушенный цех для их сборки и заново выстроенные уникальные технологические линии.

«Начинка», то есть авионика, будет абсолютно новой. Как утверждают представители концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), создающие авионику самолета, благодаря этому боевые возможности ракетоносца возрастут примерно в 2,5 раза.

Существенно обновляются за счет установки на борт новых комплексов и уже существующие машины, которые получают индекс Ту-160М.

Итого мы получает 66 самолетов, которые длительное время будут удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к стратегическим ракетоносцам. То есть не заменёнными остаются 10 достаточно возрастных Ту-95МС. (Кстати, они тоже сейчас модернизируются до уровня Ту-95МСМ). Получается, что на долю ПАК ДА приходится всего лишь 10 самолетов, потому что большее их производство вступит в противоречие с договором СНВ-3. Для достижения паритета по стратегическим бомбардировщикам американцам пришлось в 90-е годы снять ядерные боеприпасы с 64-х В-1 В.

Так вот, стоило ли затевать дорогостоящую разработку при условии малосерийного производства?

2. Действительно ли ПАК ДА существенно превзойдет по боевым возможностям все существующие наши стратегические ракетоносцы? Специалисты КРЭТ утверждают, что разработка авионики для ПАК ДА и Ту-160М2 в целях экономии средств ведется параллельно. Более того, одни и те же системы и комплексы будут использоваться на обоих самолетах. То есть, судя по всему, одинаковыми будут навигационная система, комплекс обороны, РЛС, система управления вооружением (поскольку ракеты у двух бомбардировщиков будут одинаковыми), система посадки в сложных условиях, комплекс связи, обеспечивающий широкополосную цифровую связь.

КРЭТ говорит и об общем принципе построения бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), имеющего общую шину, открытую архитектуру и модульный принцип. И частичную взаимозаменяемость узлов, когда функции вышедшего из строя какого-либо процессора берут на себя другие процессоры.

И по части БРЭО никаких особых достоинств для ПАК ДА в сравнении с Ту-160М2 не просматривается.

3. Если остановиться на летных характеристиках, то у Ту-160М2 они значительно выше. Сверхзвуковой полет против дозвукового. Все остальное покрыто мраком и неизвестностью. То есть засекречено. Хотя возникают подозрение, что и самим разработчикам неясны истинные летные параметры самолета. Остается искать ответ на эти вопросы у американцев, поскольку макет ПАК ДА трудно отличить от бомбардировщика В-2 «Спирит», построенного по схеме «летающее крыло» — с отсутствием хвостового оперения.

Так вот, предположительно перспективный российский самолет сможет подниматься на высоту 15 тыс. метров. У Ту-160М2 — 21 тыс. метров. Дальность — 14 тыс. км против 11 тыс. км. Сравнение, конечно, не вполне строгое, однако особенности конструкции планера накладывают ограничения на полетные характеристики. Потому что «летающее крыло» обладает невысокой маневренностью и дозвуковой скоростью.

Но при этом туполевцы обещают, что ПАК ДА будет обладать самой высокой ракетно-бомбовой нагрузкой из всех существующих бомбардировщиков. Самая высокая нагрузка сейчас у Ту-160 — 45 тонн. Полет «Белого лебедя», как называют этот самолет, обеспечивают 4 двигателя НК-32, каждый из которых обладает тягой в 25 тонн. Чтобы переплюнуть этот показатель, необходимо либо установить на ПАК ДА 6 таких двигателей, либо использовать более мощные двигатели. А таковых у нас нет. Правда, сейчас в НПО «Сатурн» разрабатывают двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 с 35-тонной тягой. Но, во-первых, он может быть готов к середине 20-х годов или чуть позже, когда не за горами будет серийное производство ПАК ДА. Во-вторых, ПД-35 предназначен для военно-транспортных самолетов. Там все-таки имеется своя специфика. Так что, на чем перспективный бомбардировщик будет поднимать в небо рекордный вес, не вполне понятно.

4. Утверждается, что для нового поколения стратегических бомбардировщиков скорость имеет несущественное значение. Главное — гарантированно добраться до точки нанесения удара, преодолев систему ПВО противника. Ну, а затем вернуться домой. И что это могут обеспечить лишь стелс-технологии. Поэтому главным качеством в самолете должна быть невидимость. Ну и, разумеется, важны дальность полета и полезная нагрузка.

Именно эта концепция и была избрана 35 лет назад создателями бомбардировщика Northrop B-2 Spirit. В конце 70-х годов, когда затевался этот проект, из ядерных боеприпасов воздушного базирования США имели лишь свободнопадающие бомбы В-61. Именно поэтому бомбардировщику необходимо было для выполнения боевого задания лезть в пекло, входить в зону ПВО противника. Поэтому его и сделали максимально малозаметным. Что привело к рекордной стоимости — каждый «Спирит» стоит 1 млрд. долларов.

Правда, потом, когда разработка самолета уже шла полным ходом, появились ракеты с ядерной БЧ AGM-129 ACM, имеющие дальность вполне достаточную для того, чтобы наносить удары с безопасного расстояния в 3700 км. Однако в 90-е годы ракеты были направлены на хранение для того, чтобы соблюсти баланс по ядерным боеголовкам согласно договору СНВ, чтобы иметь побольше боеголовок на стратегических подводных лодках.

Перед Россией такая проблема не стоит. Ракеты Х-102 с дальностью до 5500 км позволяют производить их пуск чуть ли ни с собственной авиабазы. Если же говорить о полетах над Атлантическим океаном, то у НАТО нет такого количества кораблей, оснащенных системой ПВО/ПРО «Иджис», чтобы создать из них «сеть с мелкой ячеей», которую не смогли бы преодолеть и самолеты с обычной заметностью, получающие информацию от спутниковых группировок о расположении американских крейсеров УРО.

Есть и еще один момент. Успех российских зенитно-ракетных систем по части обнаружения малозаметных объектов постепенно сводит на нет преимущества, которые дают стелс-технологии.

Наконец, последний вопрос.

5. На сколько дороже для бюджета окажется создание двух различных бомбардировщиков, имеющих одну задачу, чем одного. Это, несомненно, очень строгий военный секрет.

И потянет ли Казанский авиазавод параллельное производство двух бомбардировщиков? Потому что в год предполагается выпускать 3−4 Ту-160М2. Если параллельно выпускать еще и ПАК ДА, то получится в год по 1,5−2 каждого из этих самолетов. Потому что свободных производственных мощностей в Казани нет. Их только предстоит создать.

Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Комментарии
Читайте также:
Кедми о встрече Путина с высшим командованием: СВО принимает совершенно другие размеры
06.07.2022 19:50
freedom-news.ru
Президент Российской Федерации Владимир Путин неспроста принял решение провести встречу с высшим командованием Вооруженных сил России. Данное мероприятие фактически является отправной точкой для новой фазы специальной операции по денацификации и демилитаризации Украины.
Бразильская супермодель, приехавшая на Украину убивать русских, погибла при ударе ВКС РФ
07.07.2022 05:21
x-true.info
Бразильская супермодель и снайперша Талита ду Валли, воевавшая на стороне ВСУ, погибла во время ракетного удара по центру наёмников в Харькове.
Исчезновение тысяч русских связано с биолабораториями США на Украине — мнение
07.07.2022 05:28
x-true.info
Еще в марте начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов заявил, что вспышки ряда болезней в России в минувшем году могут быть связаны с работой биолабораторий США на Украине.
Записки сумасшедшего об анатомии здравомыслящих
06.07.2022 22:08
x-true.info
Иногда потоки событий берут паузу, образуя в лагунах реального мира тихие заводи. И хотя в таких тихих омутах водятся те ещё черти, однако у нас возникает возможность заново осмыслить некоторые вещи. Или вернуться к недомысленному.
Украинцев насильно гонят «воевать с Россией»
06.07.2022 21:09
Кризис на фронте, который переживает украинская армия, имеет отчетливые признаки и в тылу. И главный из этих признаков – острое нежелание обычных украинцев участвовать в боевых действиях.



×