Война в воздухе: «Черный орел» из Китая зашел в хвост F-35
23.01.2019 19:17
5 030
0
Китайские конструкторы намерены создать первый в мире двухместный истребитель пятого поколения, сообщает интернет-издание Defense-Aerospace. Новость подкреплена изображением модифицированного эксплуатирующегося истребителя J-20, в кабине которого можно увидеть двух пилотов. При этом самолет находится в воздухе, в связи с чем можно предположить, что двухместная машина может появиться в обозримый период времени.
Тем самым конструкторы КНР намереваются посрамить своих американских коллег, которые в погоне за универсальностью истребителя F-35 были вынуждены пойти на множество компромиссов. В итоге истребитель получился, мягко выражаясь, посредственного качества.
В двухместном варианте истребитель для завоевания господства в воздухе может стать еще и бомбардировщиком, и самолетом радиоэлектронной борьбы, и палубным истребителем для строящегося в Китае второго авианосца.
Главный конструктор разработки Янг Вэй говорит, что специалисты Авиационной промышленной корпорации в городе Чэнду внимательно следят за эксплуатацией находящегося на вооружении истребителя J-20, постоянно внося в проект усовершенствования. Это позволяет создавать на базе «Черного орла», как называют J-20, новые модификации, обладающие повышенными возможностями.
Модернизированный самолет будет иметь усовершенствованные бортовые системы, включая навигационные, и более мощный комплекс управления огнем.
Известие о том, что «Черный орел» может стать бомбардировщиком, выбивает почву из-под ног у критиков этой машины, утверждающих, что это не самолет, а «Франкенштейн». То есть в нем практически нет ничего китайского, он «сшит» из элементов, позаимствованных у иностранцев. Громче всего кричат американцы, заявляющие, что Китай интеллектуально ограбил разработчиков F-22 и F-35. Звучат и русские голоса, заявляющие, что двигатели на J-20 российские — АЛ-31Ф-М2. Более того, это не воспроизведенная копия, а собранные из массово закупавшихся в России элементов этих двигателей. И что китайцам не удастся наладить их собственное производство, а уж о собственной разработке авиадвигателя и говорить не приходится. И это при том, что Китай обогнал Россию по части космических ракет, важнейшую роль в которых играют именно двигатели.
АЛ-31Ф-М2 устанавливается на российских истребителях Су-27 и Су-30. В форсажном режиме он имеет тягу 14500 кгс. Два китайских прототипа, действительно, летали на АЛ-31Ф-М2. Но на серийные машины установлены уже оригинальные китайские двигатели WS-10G, хоть и с похожими характеристиками. И вот теперь для двухместной модификации самолета сделали также модифицированные двигатели, которые имеют существенно более высокую тягу. В результате повысилась энерговооруженность самолета и возросла полезная нагрузка. Бомбардировщик может брать больше бомб и ракет, а самолет РЭБ с большим количеством топлива способен совершать длительное патрулирование.
История «Черного орла» уходит в начало двухтысячных годов, когда Авиационная промышленная корпорация в городе Чэнду выиграла тендер на его разработку. Конструирование, как это обычно для Китая, проходило в обстановке строгой секретности. Занавес был приподнят лишь 2010 году, за год до первого полета прототипа, когда китайские СМИ сообщили о создании истребителя пятого поколения. Тогда же появились и первые фотографии самолета. В 2017 году «Черный орел» был принят на вооружение. Сейчас в ВВС КНР эксплуатируются этих 28 самолетов.
Но и теперь о самолете известно не слишком много. В незаправленном виде, пустой, он весит 19300 кг, максимальная взлетная масса — 36300 кг. Полезная нагрузка — 11 тонн. Максимальная скорость — 2600 км/ч. Практическая дальность — 5500 км, боевой радиус — 2000 км. Практический потолок — 20000 м. Два двигателя. Один пилот.
Не имея большей информации, наблюдатели гадают относительно того, насколько «Черный орел» соответствует требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения. Разумеется, скептики всячески «разоблачают» J-20. Да, говорят они, у него нет и не может быть РЛС с АФАР (с активной фазированной антенной решеткой). На том основании, что в предыдущих китайских разработках такого не было. Неясны и параметры малозаметности. И это благодатная почва для экспертов, лоббирующих продукцию «Локхид Мартин», которые «разоблачают» и российский Су-57 — он якобы также светится на экранах радаров, как и F-16.
Но одно можно сказать определенно: с двигателем, имеющим схожие с АЛ-31Ф-М2 характеристики, добиться сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме вряд ли возможно. А это одно из требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения. Однако чрезмерно разрекламированный американский истребитель F-35, хоть также не дотягивает по этому параметру, но почему-то считается эталоном нового поколения.
К достоинствам «Черного орла» следует отнести вместительные внутренние отсеки, в которых могут размещаться 8 ракет класса «воздух-воздух». В связи с чем нет необходимости при выполнении стандартных боевых заданий цеплять ракеты на внешнюю подвеску, что, во-первых, резко снижает малозаметность самолета. А во-вторых, ухудшает аэродинамические качества. F-35 способен нести во внутреннем отсеке лишь 4 ракеты. Приходится добирать ударные возможности, используя 6 точек внешней подвески оружия.
Ракетное вооружение истребителя в полной мере соответствует его главному назначению — завоеванию господства в воздухе. Правда, «Черный орел» — это многоцелевая машина. Но функция нанесения ударов по наземным целям все-таки ограничена тем, что ракеты «воздух-поверхность» J-20 преимущественно держит на внешней подвеске. Об этих боеприпасах мало что известно в силу секретности.
О ракетах «воздух-воздух» можно сказать больше. Совсем недавно завершилась разработка и окончились испытания ракеты большой дальности PL-15. По дальности она уступает только российской Р-37М, которая способна улетать на 300 км. «Китаянка» на 10 км превосходит последнюю модификацию американской ракеты AIM-120 — 190 км против 180 км.
Максимальная скорость ракеты — 4,5М-5М. Что достигается за счет использования двухступенчатой схемы. Вначале отрабатывает твердотопливный ускоритель, после чего включается прямоточно-воздушный реактивный двигатель. Головка самонаведения ракеты двухканальная — радиолокационная и инфракрасная, что затрудняет борьбу с ней авиационных комплексов самообороны.
В США крайне болезненно отнеслись к тому, что «Черный орел» получил новую дальнобойную ракету. Стратегически это опасно для ВВС США, которые будут сильно ограничены в возможности проводить поблизости от материкового Китая крупные воздушные операции. Они не могут обходиться без участия заправщиков, самолетов АВАКС и командных самолетов. Именно они способны стать легкой добычей ракет PL-15. Будет отбита и атака бомбардировщиков на дальних подступах. У этой ракеты есть высокие шансы для перехвата и истребителей противника. И не только благодаря высокой скорости, но и прекрасным динамическим характеристикам.
Ну а для завоевания господства в воздухе, то есть для сражений на ближних и средних дистанциях, у «Черного орла» есть ракета PL-10E. Она также была принята на вооружение совсем недавно.
Ее дальность — 20 км. При этом ракета сверхманевренная за счет использования отклоняемого вектора тяги. Оснащена матричной инфракрасной головкой самонаведения, обладающей высокой помехоустойчивостью. Главный конструктор разработки Лян Сяогэн из Электронно-оптического исследовательского института Лояна утверждает, что PL-10E превосходит по боевым возможностям американскую ракету аналогичного класса AIM-9X. С российской ракетой Р-73М, обладающей перегрузочной способностью в 40 g, свою ракету китайский конструктор сравнивать не стал.
Свободная Пресса
Тем самым конструкторы КНР намереваются посрамить своих американских коллег, которые в погоне за универсальностью истребителя F-35 были вынуждены пойти на множество компромиссов. В итоге истребитель получился, мягко выражаясь, посредственного качества.
В двухместном варианте истребитель для завоевания господства в воздухе может стать еще и бомбардировщиком, и самолетом радиоэлектронной борьбы, и палубным истребителем для строящегося в Китае второго авианосца.
Главный конструктор разработки Янг Вэй говорит, что специалисты Авиационной промышленной корпорации в городе Чэнду внимательно следят за эксплуатацией находящегося на вооружении истребителя J-20, постоянно внося в проект усовершенствования. Это позволяет создавать на базе «Черного орла», как называют J-20, новые модификации, обладающие повышенными возможностями.
Модернизированный самолет будет иметь усовершенствованные бортовые системы, включая навигационные, и более мощный комплекс управления огнем.
Известие о том, что «Черный орел» может стать бомбардировщиком, выбивает почву из-под ног у критиков этой машины, утверждающих, что это не самолет, а «Франкенштейн». То есть в нем практически нет ничего китайского, он «сшит» из элементов, позаимствованных у иностранцев. Громче всего кричат американцы, заявляющие, что Китай интеллектуально ограбил разработчиков F-22 и F-35. Звучат и русские голоса, заявляющие, что двигатели на J-20 российские — АЛ-31Ф-М2. Более того, это не воспроизведенная копия, а собранные из массово закупавшихся в России элементов этих двигателей. И что китайцам не удастся наладить их собственное производство, а уж о собственной разработке авиадвигателя и говорить не приходится. И это при том, что Китай обогнал Россию по части космических ракет, важнейшую роль в которых играют именно двигатели.
АЛ-31Ф-М2 устанавливается на российских истребителях Су-27 и Су-30. В форсажном режиме он имеет тягу 14500 кгс. Два китайских прототипа, действительно, летали на АЛ-31Ф-М2. Но на серийные машины установлены уже оригинальные китайские двигатели WS-10G, хоть и с похожими характеристиками. И вот теперь для двухместной модификации самолета сделали также модифицированные двигатели, которые имеют существенно более высокую тягу. В результате повысилась энерговооруженность самолета и возросла полезная нагрузка. Бомбардировщик может брать больше бомб и ракет, а самолет РЭБ с большим количеством топлива способен совершать длительное патрулирование.
История «Черного орла» уходит в начало двухтысячных годов, когда Авиационная промышленная корпорация в городе Чэнду выиграла тендер на его разработку. Конструирование, как это обычно для Китая, проходило в обстановке строгой секретности. Занавес был приподнят лишь 2010 году, за год до первого полета прототипа, когда китайские СМИ сообщили о создании истребителя пятого поколения. Тогда же появились и первые фотографии самолета. В 2017 году «Черный орел» был принят на вооружение. Сейчас в ВВС КНР эксплуатируются этих 28 самолетов.
Но и теперь о самолете известно не слишком много. В незаправленном виде, пустой, он весит 19300 кг, максимальная взлетная масса — 36300 кг. Полезная нагрузка — 11 тонн. Максимальная скорость — 2600 км/ч. Практическая дальность — 5500 км, боевой радиус — 2000 км. Практический потолок — 20000 м. Два двигателя. Один пилот.
Не имея большей информации, наблюдатели гадают относительно того, насколько «Черный орел» соответствует требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения. Разумеется, скептики всячески «разоблачают» J-20. Да, говорят они, у него нет и не может быть РЛС с АФАР (с активной фазированной антенной решеткой). На том основании, что в предыдущих китайских разработках такого не было. Неясны и параметры малозаметности. И это благодатная почва для экспертов, лоббирующих продукцию «Локхид Мартин», которые «разоблачают» и российский Су-57 — он якобы также светится на экранах радаров, как и F-16.
Но одно можно сказать определенно: с двигателем, имеющим схожие с АЛ-31Ф-М2 характеристики, добиться сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме вряд ли возможно. А это одно из требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения. Однако чрезмерно разрекламированный американский истребитель F-35, хоть также не дотягивает по этому параметру, но почему-то считается эталоном нового поколения.
К достоинствам «Черного орла» следует отнести вместительные внутренние отсеки, в которых могут размещаться 8 ракет класса «воздух-воздух». В связи с чем нет необходимости при выполнении стандартных боевых заданий цеплять ракеты на внешнюю подвеску, что, во-первых, резко снижает малозаметность самолета. А во-вторых, ухудшает аэродинамические качества. F-35 способен нести во внутреннем отсеке лишь 4 ракеты. Приходится добирать ударные возможности, используя 6 точек внешней подвески оружия.
Ракетное вооружение истребителя в полной мере соответствует его главному назначению — завоеванию господства в воздухе. Правда, «Черный орел» — это многоцелевая машина. Но функция нанесения ударов по наземным целям все-таки ограничена тем, что ракеты «воздух-поверхность» J-20 преимущественно держит на внешней подвеске. Об этих боеприпасах мало что известно в силу секретности.
О ракетах «воздух-воздух» можно сказать больше. Совсем недавно завершилась разработка и окончились испытания ракеты большой дальности PL-15. По дальности она уступает только российской Р-37М, которая способна улетать на 300 км. «Китаянка» на 10 км превосходит последнюю модификацию американской ракеты AIM-120 — 190 км против 180 км.
Максимальная скорость ракеты — 4,5М-5М. Что достигается за счет использования двухступенчатой схемы. Вначале отрабатывает твердотопливный ускоритель, после чего включается прямоточно-воздушный реактивный двигатель. Головка самонаведения ракеты двухканальная — радиолокационная и инфракрасная, что затрудняет борьбу с ней авиационных комплексов самообороны.
В США крайне болезненно отнеслись к тому, что «Черный орел» получил новую дальнобойную ракету. Стратегически это опасно для ВВС США, которые будут сильно ограничены в возможности проводить поблизости от материкового Китая крупные воздушные операции. Они не могут обходиться без участия заправщиков, самолетов АВАКС и командных самолетов. Именно они способны стать легкой добычей ракет PL-15. Будет отбита и атака бомбардировщиков на дальних подступах. У этой ракеты есть высокие шансы для перехвата и истребителей противника. И не только благодаря высокой скорости, но и прекрасным динамическим характеристикам.
Ну а для завоевания господства в воздухе, то есть для сражений на ближних и средних дистанциях, у «Черного орла» есть ракета PL-10E. Она также была принята на вооружение совсем недавно.
Ее дальность — 20 км. При этом ракета сверхманевренная за счет использования отклоняемого вектора тяги. Оснащена матричной инфракрасной головкой самонаведения, обладающей высокой помехоустойчивостью. Главный конструктор разработки Лян Сяогэн из Электронно-оптического исследовательского института Лояна утверждает, что PL-10E превосходит по боевым возможностям американскую ракету аналогичного класса AIM-9X. С российской ракетой Р-73М, обладающей перегрузочной способностью в 40 g, свою ракету китайский конструктор сравнивать не стал.
Свободная Пресса
Читайте также:
Полное безумие: британцы взорвали мост в Эстонии. Чтобы напугать русских
Британские и эстонские военнослужащие взорвали мост на шоссе Таллин – Пярну, пишет Express. Сооружение было старым, его заменят современным. Снос поручили военным, чтобы они потренировались на случай наступления российских войск. С ума они там в Эстонии посходили, что ли? Похоже на то.
И мир, и США ждёт "самый мрачный и опасный период"
16.11.2024 23:02
У шефа бюро ВГТРК в Нью-Йорке Валентина Богданова плохие предчувствия. После победы Трампа глобалисты могут устроить "самый мрачный и опасный период". И коснётся не только США, но и всего мира.
Сами убили – сами расследуем
«Украина самостоятельно исследует, установит место захоронения и обстоятельства гибели жертв Волынской трагедии, и только потом проведет эксгумацию», – заявил главарь УИНП Дробович. Данные работы будут проводить в следующем году. Отметим, что Волынская резня является наиболее кровавым эпизодом польско-украинского конфликта в середине XX века, а Сейм считает Волынскую резню геноцидом польского
Украину готовят выживать без помощи США
16.11.2024 18:15
В преддверии выборов президента США Зеленский, понимая, что гипотетическая победа Трампа может привести к уменьшению объемов финансирования «украинской авантюры», начал открыто намекать на то, что Украина готова к подобному развитию событий и у него есть собственный «план усиления».
Маск только отключил Starlink для ВСУ, а русские бойцы уже под Черниговом
Диверсионно-разведывательные группы ВС РФ беспрепятственно проникли в Черниговскую область Украины, пишут источники. Что об этом известно, как им это удалось, какие цели может преследовать операция, действительно ли российским бойцам помогло отключение Starlink по решению американского миллиардера Илона Маска?