Россия к 2030 году – взгляд из-за океана
развития экономической и военной мощи ведущих мировых государств. Естественно не обошли эти исследования и Россию. Американские эксперты подчеркивают, что если XX век можно было назвать «Американским веком», то текущее уже является «веком Азии». В этом плане Россия географически расположенная на рубеже Востока и Запада органично вписывается в начавшийся процесс передела сфер влияния геополитических центров силы.
1. Будущее России по версии аналитиков ВВС США
Рассказывая о перспективах России к 2030 году, авторы доклада отмечают, что ранее разведка США уже допустила серьезный просчет, когда недооценила потенциал возрождения страны в начале 2000-х. Сегодня Америка вынуждена считаться с тем, что Россия, избравшая свой собственный путь развития, равноудаленный от азиатского авторитаризма и западной демократии, к 2030 году снова начнет представлять серьезную угрозу для американских национальных интересов в мире.
Эксперты ВВС США отмечают, что к 2030 году Россия возродиться в роли мощной региональной державы, опередив по темпам своего экономического развития многие страны Запада. При этом основой экономики России, как и сейчас, будут оставаться добывающие отрасли промышленности, хотя и другие составляющие российской экономики получат развитие.
Формируя свою внешнюю политику, Россия во главу угла будет ставить собственный региональный геополитический статус, сконцентрировавшись на обеспечении безопасного доступа своих энергоресурсов на мировой рынок. Руководствуясь этим приоритетом, ключевые интересы для России будут расположены в странах СНГ, Восточной Европе и в Средней Азии.
Если говорить о возможных сценариях развития государственности в стране, то эксперты считают, что самый маловероятный сценарий получает – неудавшееся государство. Россия все еще обладает огромными экономическими ресурсами нефти, газа, драгоценных и цветных металлов, древесины, которые выполняют роль страхующего буфера от возможных социальных волнений и связанных с этим политических изменений. Даже при сохранении очень высокого уровня коррупции и серьезных демографических проблем, предпосылок к тому, что российская экономика разрушиться к 2030 году, нет. Докладчики особо подчеркнули фигуру В. Путина, который обладает уникальной способностью подбора приемников и перетягивания общественного мнения на свою сторону, используя для этого меры социальной поддержки. Это вместе с мощной сырьевой базой позволяет России уйти от предсказанного ранее сценария с возможным скатыванием к неудавшемуся государству.
Вероятность того, что в России будет сформировано демократическое государство, эксперты считают лишь незначительно большей, чем вероятность скатывания к неудавшемуся государству. В этом плане вся многотысячелетняя история России противится насаждению в стране демократии. Поэтому говорить о возможной демократизации российского общества даже в среднесрочной перспективе создатели доклада считают бессмысленным. В этом плане и приход к власти Дмитрия Медведева никак не изменил ситуацию. Полная демократизация страны потребовала бы кардинального культурного сдвига среди населения и революционной перестройки политической системы всего общества.
Наиболее вероятной формой власти в стране создатели доклада видят в национально специфической форме авторитарного правления. Наиболее вероятным развитием государственности в России в этом плане выступает китайская модель, в которой, как и в России, реализовано сильное центральное государственное управление, а экономическая сфера передана в частные руки.
Восстановление российской инфраструктуры потребует значительного времени. В ближайшие 3-5 лет успехи в этом направлении будут весьма ограниченными и коснутся в первую очередь лишь сырьевого сектора. Однако через 10 лет эксперты ожидают восстановления и других инфраструктурных отраслей экономики. Для России данные изменения станут значительными, хотя в сравнении с такими странами, как Китай и Индия будут казаться мизерными.
Рост экономики найдет свое отражение и в финансировании обороноспособности. Все возрастающие расходы на оборону позволят России к 2030 году значительно повысить свою боевую мощь, которая, однако, останется недостаточной для обеспечения глобальной проекции силы, что в свою очередь будет способствовать курсу на формирование России, как регионального центра силы.
2. Российская стратегия 2030 года
В прошлом десятилетии основная доля геополитической силы России была связана с ядерным потенциалом и постоянным членством в Совбезе ООН. К 2030 год Россия будет обладать еще и возросшей экономической мощью. Помимо этого, контроль государства над большой частью экономики позволит «оживить» вооруженные силы (в первую очередь войска общего назначения), получив вместе с этим возможность проецировать свою военную силу в регионах влияния – на Кавказе в Средней Азии и Восточной Европе, что позволит России укрепиться в роли региональной державы.
При этом, даже учитывая значительный прогресс по всем компонентам военной реформы, невозможно представит, что Россия будет обладать армией эквивалентной по своей мощи армии СССР. Современной российской армии отводится лишь роль региональной силы. Однако неспособность страны проводить глобальную проекцию силы не снижает возможностей к созданию мощной национальной обороны. Помешать этому может лишь сложная демографическая ситуация.
К 2030 году Россия не сможет достигнуть военного паритета с США, однако по-прежнему будет обладать уникальными возможностями для ассиметричного ответа. Россия, как и сейчас, будет обладать внушительным ядерным арсеналом и надежными средствами доступа в космическое пространство. К 2030 году именно две этих компоненты будут формировать основу военного потенциала страны.
3. Будущее российских вооруженных сил в 2030 году определят беспилотные ВВС, хакеры и свободный доступ в космос.
Эксперты считают, что Россия, используя свой вековой опыт «возрождения из пепла» и всевозможные военные хитрости, вновь сможет преподать американской армии урок, выполнив ряд уникальных ассиметричных методов для противодействия военной силе штатов.
Так, эксперты считают, что плачевное состояние военной авиации России (имеются ввиду все составляющие: самолеты, личный состав, наземная инфраструктура), при нынешнем стремление руководства страны к развитию таких областей как нанотехнологии и электроника, способно дать стране шанс построить принципиально новые ВВС, основой которых станут боевые беспилотные платформы. Уже сегодня в России есть многое для воплощения этой идеи, а в ближайшей перспективе все недостающие компоненты могут быть достаточно легко реализованы.
Американские эксперты считают, что к 2030 году российская военная авиация пойдет по пути повсеместного применения БПЛА. Российский уровень развития технологий позволит производить неприхотливые беспилотники, боевые варианты которых получат на вооружение микроволновое оружие и твердотельные лазеры – в двух этих областях развития современного бортового вооружения в нашей стране все еще сохраняется приоритет. Эксперты считают, что к 2030 году почти 70% российской авиации станет беспилотной.
Реализация данного проекта поможет снизить расходы на содержание дорогостоящей и сложной инфраструктуры обеспечения действий традиционной авиатехники. Помимо этого существенно снизятся требования к личному составу ВВС. Это крайне важно для России из-за сложного демографического положения.
Таким образом, американские эксперты ВВС США считают, что к 2030 году Россия – это по-прежнему поставщик энергоресурсов, причем равноудаленный от Востока и Запада. Вооруженные сила страны будут сосредоточены на поддержании роли поставщика ресурсов – это охрана месторождений и путей их транспортировки. Россия будет обладать сильной региональной властью в области обычного военного потенциала, но существенно ограниченными экспедиционными возможностями в аспекте всего мира. Армия России станет значительно меньшей по численности, но более приспособленной для выполнения новых задач, с хорошо подготовленными кадрами и новыми технически-совершенными комплексами вооружения.
Для того чтобы хоть частично восстановить возможность к глобальному проецированию военной силы Россия будет продолжать развивать и совершенствовать свой ядерный потенциал и развивать космическую отрасль. Вместе с этим страна будет активно совершенствовать силы и средства информационного противоборства, что предоставляет возможность совершать масштабные операции и в информационном пространстве.
К 2030 году способности России в области работы в космосе будут наравне с способностями США и гораздо выше, чем у Китая. В военном плане, Россия будут осуществлять агрессивную программу доминирования в данной области, так как это позволяет компенсировать недостаток стратегического потенциала по проектированию военной силы обычными видами вооружений.
В России будет активно развиваться направление по созданию мини и микроспутников (особенно, учитывая уровень инвестиций в нанотехнологии). Стимулом к развитию таких спутников для страны выступает и отсутствие в полной мере приемлемых точек запуска тяжелых ракет-носителей.
Важным направлением в проектировании мини и микроспутников будет производство на их основе противоспутникового оружия, которое позволит России в необходимый период добиваться своего доминирования в космосе. Помимо этого, в систему противоспутниковой обороны войдут и элементы наземного базирования – большинство современных отечественных комплексов ПВО проектируется с возможностью их использования в роли противоспутникового оружия для поражения низкоорбитальных спутников вероятного противника.
Вторым по значимости направлением развития ассиметричных средств будет являться информационное противоборство. В настоящее время Россия обладает существенным потенциалом высокообразованных специалистов в компьютерной сфере. Противодействие системам управления войск, нарушение их работы – это эффективный и что наиболее важно дешевый способ добиться стратегического эффекта с минимальными затратами, относительно простой реализацией и небольшим привлечением трудовых ресурсов.
Американские эксперты считают, что к 2030 году в российской армии средства информационного противодействия встанут в один ряд с наиболее мощными комплексами вооружений и военной техники. Средства ведения кибервойн позволят стране частично компенсировать свои недостатки в области глобального проецирования военной силы. В вопросе милитаризации информационного пространства Россия будет находиться на втором месте в мире, уступая лишь Китаю.
4. Россия 2030 года – серьезный противник для Америки
Подводя итоги и обобщая выводы экспертов, можно сделать вывод, что Россия будет представлять для США серьезную угрозу. Особенно опасаются американцы возможностей России создавать ассиметричные ответы на многие возникающие угрозы.
Существующий научно-технический потенциал, который к 2030 году будет увеличен в целом ряде вопросов, позволит стране создавать ассиметричные ответы на дорогостоящие американские программы, что сделает оборону России весьма эффективной, хотя и не способной проводить экспансионистские проекты на глобальном уровне.