Сергей Шойгу: из минобороны – в президенты?
– Конечно, Сергей Шойгу – один из самых популярных политических персонажей. В общественном мнении он спасатель и спаситель, к нему не пристали никакие коррупционные скандалы, хотя, говорят, в МЧС, как и в любой госструктуре, тоже есть многое, что вызывает сомнения. В частности, расходование государственных средств там тоже не назовешь безукоризненным. Но ответственен ли за это лично Шойгу? Не знаю…
Его популярность – это вообще очень интересное явление, показывающее, насколько у нас устроено общественное мнение: Шойгу очень удачно лег в русло социальных ожиданий большинства населения, примерно так же, как в конце 90-х Владимир Путин: молодой, спортивный, образованный, силовик, непьющий… На фоне разваливающегося Ельцина требовался именно такой руководитель. Такой же и Сергей Шойгу – тоже молодой, честный, демократичный и с некоторой харизмой. Но Шойгу этот имидж удалось сохранить до сих пор: может быть, потому, что он никогда не боролся за первые места и не пытался себя пропиарить. При этом, если только возникала действительно какая-то чрезвычайная проблема, перед нами на экране появлялся строгий и подтянутый генерал Шойгу, отдающий конкретные распоряжения на ключевых участках стихийных бедствий. Это был образ, сформированный еще в советское время, – человека, который служит народу, «царю», Отечеству. А у Сергея Шойгу просто такой характер.
Шойгу ушел из МЧС, когда действительно нужно было уйти, потому что из-за длительного пребывания во главе министерства к нему уже начали относиться с иронией – как к Чапаеву, который всегда на лихом коне. Шойгу понял: чтобы сохранить свой имидж, нужно менять статус.
Он предложил создать Дальневосточную корпорацию, так как сам родом из Забайкалья, для того чтобы руководить программой по спасению Дальнего Востока, и в Кремле эта идея была встречена с вниманием и с благосклонностью. Но возникла проблема с Московской областью, где столкнулись разные политические интересы: у мэра Собянина и премьера Медведева не было единства по поводу расширения Москвы. Путин разрастания конфликта позволить не мог и поставил в область правильного, лояльного Шойгу. Вряд ли экс-министр МЧС пошел на пост губернатора с удовлетворением, но он все-таки пошел, и это характеризует его как человека дисциплинированного.
А вот почему именно Сергея Шойгу сделали министром обороны, – вопрос очень интересный. Понятно, что Сердюкова Путин «сдал» под сильным давлением военно-промышленного комплекса (ВПК), хотя отставлять своих людей он не любит. Но чтобы отступление от собственных принципов не было столь очевидным, Путин решил поставить министром обороны не того, кого ему навязывали силовики, а Сергея Шойгу, который идеально подходил на этот пост – с одной стороны, генерал, а с другой, не из ВПК, не «рогозинский», не «ивановский», не чекистский.
Да, сейчас Шойгу стал еще более популярным, но весь вопрос в том, что с ним будет дальше? Это покажут ближайшие год-два, когда он должен будет решить – или армия будет боеспособной, с новейшим оружием, как хотел того Сердюков, или новый министр станет поддерживать «капитанов» нашего ВПК, покупая оружие не «первого ранга», платя казенные деньги, но не получая нормально вооруженной армии. Это очень тяжелая задача для Шойгу, так как многие принципы создания армии «заржавели» – и в вооружении, и в комплектовании, и в плане военного обучения.
Насколько я знаю, в 90-х Шойгу не фигурировал в качестве преемника Бориса Ельцина. Появились ли у него президентские амбиции спустя годы? Чисто внешне этого не видно, да и внутренне пока они вряд ли имеются. Хозяй-
Фундаментальных и серьезных врагов у него просто не было. Но с ноября 2012 года у него уже по определению много врагов: он должен выстроить отношения с Генштабом, с ВПК, своими генералами, а это будет очень трудно.
Что же касается Шойгу как вероятного преемника Путина, скажу, что к 2018 году в России кое-что изменится. Сейчас властные элиты думают, что они контролируют ситуацию в стране: мол, кого выдвинем, того и выберут. Но процессы, происходящие в общественном мнении, говорят о том, что вряд ли это будет возможно. Главную роль в 2018 году сыграют не элиты, а городской избиратель и избиратель, который ранее на выборы не ходил, потому что его все устраивало. А это значит, что в 2018 году любой кандидат от власти будет иметь скорее ярмо на шее, чем крылья за спиной: действия власти все больше вызывают раздражение, рост доходов населения прекратился, а рост цен и тарифов – нет, у людей есть ощущение несправедливости, а к 2018 году все это усилится. Чтобы стать преемником, Шойгу нужно будет вести исключительно умную политику. Пока у него очень хорошие шансы стать президентом России, но, как мы знаем, у нас в России немало хороших людей с шансами оставались в ауте, а люди неизвестные выступали в качестве премьер-министров и даже президентов. Да, и кстати: разве Путин уйдет в 2018-м?