Почему замедлилась евразийская интеграция?
А в эти дни и главы государств, и политики, и эксперты трех стран обсуждают предложения по дальнейшему развитию интеграции: куда идти дальше, какие ставить перед собой задачи и стратегические перспективы, как должен в будущем развиваться Евразийский союз, что нужно уже сейчас делать для его упрочения? В поисках ответов на эти вопросы Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками провел парламентские слушания «О ходе евразийской интеграции». Разговор состоялся сколь честный, столь и жесткий - некоторые участники состоявшейся дискуссии считают, что намеченное объединение в последнее время затормозилось и дает сбои. Причины того видят в бюрократии. Участников слушаний было так много, что их пришлось проводить в Большом зале пленарных заседаний Государственной Думы.
«Интеграционные процессы на евразийском пространстве развиваются в разных форматах и с разной скоростью - от зоны свободной торговли до Таможенного союза, Единого экономического пространства и Союзного государства России и Беларуси. Причем каждая страна самостоятельно решает вопросы о форме своего интеграционного участия. Это ее суверенное право, к чему все партнеры относятся с большим уважением», - сказал в своем выступлении Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. И отметил, что объем торговли между странами, формирующими Единое экономическое пространство, растет. Качественно меняется и структура товарооборота - в нем доля машин, станков, оборудования почти в 10 раз выше, чем в товарообороте с другими странами. Тем не менее, думский лидер призвал участников слушаний «проанализировать проблемы, которые существуют при формировании экономических свобод в сферах передвижения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также в других смежных сферах на Евразийском пространстве. Это поможет парламентариям вырабатывать рекомендации по углублению и ускорению интеграционных процессов».
Его позицию поддержал и развил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, сообщив, что Единое экономическое пространство предполагает разворачивание 17 базовых рамочных соглашений. Для этого необходимо принять 52 документа, «призванных обеспечить четыре свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы». Если проанализировать пакет предполагаемых документов, которые должны покрыть правовыми нормами Евразийский экономический союз и реализовать все эти четыре свободы, то сдвижка по срокам их подготовки составляет где-то от трех до семи месяцев, сказал он, напомнив, что до 1 января 2015 года осталось не так много времени. «Это не может не настораживать и требует активизации работы в первую очередь всех национальных правительств, поскольку появляются новые международные договоры», - заявил Виктор Христенко.
Содержательные проблемы евразийской интеграции, по его мнению, лежат и в чувствительных плоскостях национальных правительств, поскольку затрагивают элементы национальных политик. Отсутствие согласованных подходов в промышленной и аграрной политике, в сфере транспорта и энергетики приведет к существенным потерям, изъятиям и невозможности функционирования единого рынка, констатировал глава первого наднационального органа трех государств. Вступив на интеграционное поле, надо доходить до определенного предела, который обеспечивает хотя бы те цели, которые поставлены. Без всяких забеганий вперед, но и без остановок в тылу неурегулированных моментов, что сегодня, к сожалению, наблюдаем, отметил он.
Облик мира последнего десятилетия в значительной степени определялся двумя процессами - глобализации и регионализации, поделился Виктор Христенко своим видением планетарных тенденций. Первая волна глобального финансового кризиса 2008 года послужила катализатором для существенной активизации региональных проектов. И подтолкнула к поиску ответов, адекватных вызовам, которые несут неурегулированные позиции в глобальной экономике. Принятый в этой связи беспрецедентный по темпам и объемам пакет документов дал старт Таможенному союзу, устранив все внутренние преграды для движения товаров. И дал возможность 1 января 2012 года запустить проект по формированию Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана.
«То, что сейчас называют второй волной глобального финансового кризиса, это, скорее всего, уже не глобальный финансовый кризис, а в явном виде кризис глобализации. И ответ на него, и выход из него лежат в плоскости эффективно построенных интегрированных групповых структур, которые определят облик мира на ближайшие пятьдесят, сто лет. От того, насколько эффективно удастся сформировать такого рода объединения, насколько эффективна будет коммуникация между ними, зависят и успех таких группировок, и определение тех целей, к которым будет двигаться мир. Евразийский проект - часть этого большого процесса. Он должен позиционировать себя именно так, брать на себя такую амбицию, поскольку борьба с прошлым или неудачами в прошлом бессмысленна», - убежденно подчеркнул глава Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота считает, что Союзное государство сыграло роль испытательного полигона формирующегося Евразийского экономического союза. Он сообщил, что товарооборот между двумя союзными государствами в этом году достиг почти 45 миллиардов долларов США. Урегулирован вопрос с газотранспортной системой. Строится Белорусская атомная электростанция. Полностью исполнены 53 совместные программы, сейчас на стадии реализации еще 11. Из их общего числа более половины направлены на создание инновационного продукта. Налажено сотрудничество в военной и правоохранительных сферах, создана Региональная группировка войск, единая региональная система ПВО. С 2005 года успешно работает Пограничный комитет Союзного государства, регулярно проводятся совместные заседания коллегий правоохранительных органов, реализуются программы по развитию их инфраструктуры, осуществляются совместные мероприятия по борьбе с преступностью.
Решены важные социальные и гуманитарные вопросы, такие, как свободное передвижение граждан двух стран по территории Союзного государства, равные права на выбор ими места жительства и работы, на медицинское обеспечение и образование. Решающим фактором при достижении этих целей явилось упразднение в 1996 году пограничного контроля на российско-белорусской границе. Это было волевое решение, у которого оказалось много противников, напомнил Григорий Рапота, но оно явилось благом для народов и России, и Беларуси.
Дальнейшее развитие Союзного государства видится в создании объединенных транспортных и энергетических систем, в гармонизации законодательств в налоговой и бюджетной ценовой политике, в согласовании научно-технической и промышленной политики, в решении вопроса с регистрацией и управлением союзной собственностью, в создании транснациональных предприятий для повышения конкурентоспособности союзной продукции на мировом рынке.
Государственный секретарь сообщил о некоторых переменах в органах управления Союзного государства: «К работе приступил новый рабочий орган – Группа высокого уровня, созданная вместо прежней межправительственной комиссии. Это не формальное преобразование. Проблема межправительственных комиссий заключается в том, что у них нет постоянно действующего органа, который ежедневно участвовал бы в реализации принятых решений, контролировал их исполнение». Создание группы высокого уровня, по его словам, позволило еще и соединить два искусственно разделенных между собой процесса – Союзное государство и российско-белорусские отношения. Сейчас работа по этим направлениям ведется под началом группы высокого уровня и направлена на создание благоприятных условий для развития интеграционных возможностей и структур.
Нормативно-правовую базу Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества сейчас составляют примерно 250 очень сложных и разносторонних документов, принятых в разное время и между собой не полностью взаимодействующих, отметила член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по основным направлениям интеграции и макроэкономики Татьяна Валовая.
«Сейчас эту нормативно-правовую базу предстоит кодифицировать, составляя единый универсальный документ, который определит пути дальнейшей интеграции по всем направлениям, — сказала она. – И по этому поводу во всех наших трех странах активно идут оживленные дискуссии. Немало тех, кто призывает остановиться на достигнутом уровне интеграции, пожить при нем, осмотреться и уже потом, понимая ситуацию, перейти к согласованию и проведению единой экономической политики. Практический опыт, в том числе и Европейского союза, показывает: между различными стадиями интеграции нет железной стены. Да, нельзя перескакивать вперед, но и застаиваться на той стадии интеграции, которая уже не удовлетворяет соответствующим условиям, невозможно. Интеграционный процесс требует постоянной динамики. И если мы не движемся вперед, то это не значит, что стоим на месте. Это, к сожалению, означает, что мы неизбежно откатываемся назад. Даже Таможенный союз мы никогда бы не создали, если бы одновременно не договорились о ныне действующем пакете документов, который, по сути дела, уже относится к стадии Единого экономического пространства. Без единой политики в таких ключевых отраслях, как торговая, таможенно-тарифная, техническое регулирование, антимонопольное законодательство, формирование Единого экономического пространства, пойдет на перекос».
Как считает министр, надо решительно перейти к созданию интегрированного масштабного рынка: «Он уже сейчас занимает 170 миллионов потребителей и вызывает инвестиционную привлекательность. Вкладывая средства, допустим, в автомобилестроение в Казахстане или в Беларуси, иностранные инвесторы понимают: они выходят на весь единый емкий рынок». Ее поддержала председатель Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского Собрания Союзного государства Беларуси и России, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова, проанализировав правовые основы евразийской экономической интеграции. «Гармонизация и унификация законодательства, выполнение соглашений международного характера, принятых и ратифицированных ЕврАзЭс, во всех трех государствах идет очень несистемно, фрагментарно. И, к сожалению, не имеет плановой основы и внутренней нормативной базы, которая обязывала бы парламенты проводить экспертизу национальных законов на предмет их соответствия принятым соглашениям и рекомендациям, — отметила она. - Надо ли доказывать: если у нас не будет системы контроля и ответственности за невыполнение этих положений, то законотворческая работа будет осуществляться не на государственном, а на каком-то кустарном уровне».
В качестве примера такой нерадивости она напомнила участникам слушаний о том, что до сих пор не реализованы принятые рекомендации по приведению национального законодательства России, Беларуси, Казахстана в соответствие с соглашением о торговле услугами и инвестициями в государствах-членах ЕЭП от 9 декабря 2010 года. Не реализован и не используется в работе типовой проект законодательного акта о внешнеторговой деятельности. Такое необязательное отношение к международным актам в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства породило снижение уровня ответственности за те рекомендации, которые вырабатываются парламентариями, констатировала депутат. И предложила внести в рекомендации слушаний пункт, который обязывает проводить экспертизу национальных нормативных правовых актов на их соответствие соглашениям по регулированию деятельности Таможенного союза и Единого экономического пространства. «Только в таком случае мы сможем сформировать фундаментальную правовую базу и построить евразийское интеграционное сообщество», —подчеркнула Татьяна Москалькова.
Член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов поднял вопрос о необходимости создания наднационального регулятора финансовых рынков и выработке единой стратегии их развития. С этой целью подготовлено два соглашения. Одно определяет единые подходы к порядку выдачи, приостановления, отзыва лицензии, а также квалификационные требования к руководящему составу финансовых организаций. Второе создает единую информационную систему финансовых регуляторов и обеспечивает на пространстве «тройки» возможность обмена не только доступной информацией, но и конфиденциальной, в том числе лицензионной и надзорной. Для защиты интеллектуальной собственности подготовлен договор о «товарном знаке», который предусматривает его охрану и распространение на территории всех трех стран союза. Имеются и другие интересные наработки, отметил министр, но их развитию мешает «большое количество административных барьеров».
Заострил внимание на проблемах и советник Президента России по развитию евразийской интеграции Сергей Глазьев. Завершается первая пятилетка практической работы по формированию Единого экономического пространства, сказал он. И отметил: за это время полномасштабно заработал Таможенный союз, создана Единая система тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, таможенного регулирования, санитарно-ветеринарного, фитосанитарного контроля, технического регулирования.
«Однако за последние два года темпы евразийской интеграции замедлились, — констатировал политик. - Перенесены сроки подготовки более пятидесяти соглашений по формированию Единого экономического пространства. Медленнее, чем планировалось, идет присоединение Киргизии. Но самое тревожное заключается в том, что у нас начинается падение взаимной торговли. То, ради чего мы создавали Единое экономическое пространство и Таможенный союз - для расширения товарооборота, для сочетания национальных конкурентных преимуществ, для повышения экономической активности, - сегодня оказывается под вопросом. Если в первый год работы единой таможенной территории мы имели рост взаимной торговли на треть, то в прошлом году этот темп сократился в четыре раза, но самое неприятное - падение продолжается. В четвертом квартале взаимная торговля практически перестала расти, а в январе нынешнего года началось абсолютное снижение ее объемов. Причина этого кроется не только в общем замедлении темпов экономического роста, который происходит, но и в пробуксовывании общей стратегии экономического развития, общей промышленной, сельскохозяйственной и внешнеторговой политики... »
На этом фоне, по его словам, выгодно отличается Беларусь, где рост взаимной торговли составил в четвертом квартале более 20 процентов, что троекратно превосходит ее вес общей экономической активности на Едином экономическом пространстве. Это прямой результат того, что здесь действует осмысленная стратегия развития экономики, четко ставятся приоритеты повышения конкурентоспособности. Это результат конкуренции не столько условий хозяйственной деятельности, сколько государственных политик.
«Прозвучала достаточно серьезная и конструктивная критика по соглашениям Единого экономического пространства. Она в самое ближайшее время будет рассмотрена и проанализирована законодателями» - подчеркнул, подводя итоги парламентских слушаний, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. Он уверен: страны, формирующие Единое экономическое пространство, преодолеют возникшие проблемы и успешно создадут Евразийский экономический союз, точкой невозврата чего станет 1 января 2015 года. «Нашу интеграцию уже не остановить, ибо она востребована не только учеными или чиновниками, а народами наших стран, — подчеркнул депутат, напомнив, что, по социологическим опросам, от 60 до 70 процентов граждан всех республик СНГ поддерживают объединительный процесс. - Евразийская интеграция сегодня является проектом гражданских обществ наших государств. И задача избранных парламентариев - своевременно и полноценно воплотить в жизнь их идеи и требования».