Многоцелевой истребитель EF-2000 Еврофайтер Тайфун (Германия)
В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании. Австрия заказала 15 истребителей «Тайфун». Саудовская Аравия подписала контракт стоимостью 4,43 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 72 самолётов
Во Франции разработкой близкого по характеристикам самолета занималась фирма Дассо-Бреге. В 1983 г. на Парижском авиасалоне демонстрировался макет этого самолета, получившего наименование АСА. Он был выполнен по схеме "утка", в качестве силовой установки выбрали два двигателя Дженерал Электрик F-404. Планировалось создать сухопутный и палубный варианты.
Все перечисленные выше проекты имели много общего: самолеты, ориентированные в первую очередь на ведение борьбы за завоевание превосходства в воздухе и обеспечение ПВО, отличались относительной простотой, дешевизной, малой взлетной массой, высокой тяговооруженностью, возможностью применения ракет класса воздух - воздух среднего радиуса действия, короткими взлетом и посадкой.
В 1981 г. фирмы ВАе (Великобритания), МВВ (ФРГ) и Аэриталия (Италия) объединили усилия, а также наработанные теоретические и технические решения для создания единого боевого самолета, способного заменить устаревающие машины в ВВС этих трех стран. Через год, в сентябре 1982 г., на авиасалоне в Фарнборо был представлен макет их совместного "детища" - истребитель, получивший обозначение АСА (Agile Combat Aircraft - высокоманевренный боевой самолет). Планировалось, что с 1989 г. он должен заменить в серийном производстве самолет Панавиа "Торнадо". Предполагалось, что по конструкции истребитель, рассчитанный на скорость полета М = 2, будет весьма прост, а в маневренном бою на горизонтали превзойдет большинство существующих машин своего класса.
С целью удешевления НИОКР предполагалось оснастить АСА некоторыми узлами, агрегатами и системами от самолета "Торнадо" (в частности, двигателями Турбо-Унион RB199 тягой по 8800 кгс, что обеспечивало бы тяговооруженность 1,2).
В 1983 г. работы по европейскому истребителю вышли на качественно новый уровень: 16 декабря начальники штабов ВВС ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Испании пришли к соглашению об основных требованиях к новому самолету, названному первоначально FEFA (Future European Fighter Aircraft - перспективный европейский самолет-истребитель). Впоследствии аббревиатура была заменена на EFA. Был образован консорциум Еврофайтер со штаб-квартирой в Мюнхене. В него вошли фирмы DASA (ФРГ), ВАе (Великобритания), Аления (Италия), Дассо-Бреге (Франция) и СASА (Испания).
Тактико-технические требования к проектируемому самолету предусматривали основное его назначение в качестве перехватчика с возможностью нанесения ударов по наземным целям. Для достижения высокой горизонтальной и вертикальной маневренности как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости предусматривалась относительно малая нагрузка на крыло, высокая степень статической неустойчивости и тяговооруженность более 1.
Одним из главных требований к новому самолету было достижение высоких угловых скоростей разворота на дозвуковой и сверхзвуковой скорости, а также наличие большого резерва тяги при полете на крейсерском режиме.
Самолет EFA должен был иметь способность вести ракетный бой на малых и средних дистанциях с сохранением возможности наносить удары по наземным целям. При этом, руководствуясь опытом локальных войн 1960-80-х гг., было принято решение о значительном увеличении числа ракет на борту. Предусматривалась также установка пушки для ближнего боя.
Впервые в практике европейского авиастроения на самолете EFA нашла применение, правда в весьма ограниченных масштабах, технология "Стеле". Понижению уязвимости в бою также содействовала развитая система РЭБ. Для этого самолета разрабатывалась система DASS (Defense Aids Sub System), призванная снизить вероятность поражения самолета ракетами класса земля - воздух в условиях высокой насыщенности средствами ПВО, свойственной европейскому ТВД.
При разработке истребителя равные приоритеты были отданы достижению высоких ЛТХ, автономности в боевых условиях, снижению уязвимости, повышению надежности и ремонтной технологичности, а также снижению стоимости жизненного цикла. Требования и стандарты, применявшиеся при создании нового самолета, были значительно выше, чем при создании таких самолетов, как "Торнадо", F-15, F-16 и F/A-18.
Еще на этапе формирования облика истребителя EFA между странами - участницами проекта возникли разногласия принципиального характера. Французская сторона считала, что самолет должен иметь несколько меньшую массу планера, так как предполагалось его использование как в сухопутном, так и в палубном варианте. В сентябре 1985 г. французы вышли из консорциума и начали разработку своей собственной программы "Рафаль". После этого события доли стран-участниц перераспределились следующим образом: ФРГ и Великобритания - по 33% (планировалось закупить по 250 самолетов), Италия - 21% (200 самолетов) и Испания - 13% (100 самолетов).
Президентом консорциума стал немец К. Фиштмюллер, генеральным директором - англичанин Дж. Виллокс, а его заместителем - испанец В. Мехиа.
Для достижения высокой тяговооруженности EFA требовался новый двигатель с высоким значением тяги при малой собственной массе. Его разработкой занялся созданный в 1986 г. консорциум Евроджет, в который вошли британская фирма Роллс-Ройс, немецкая MTU, итальянская Фиат и испанская Сенер. Проект двигателя получил наименование EJ200.
Во второй половине 1980-х гг. интерес к программе EFA проявил ряд малых европейских стран: Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия. Но в условиях потепления международной обстановки и значительного уменьшения вероятности войны в Европе эти страны предпочли совершенствовать парк самолетов, уже стоявших на вооружении, чем закупать недешевые новые самолеты.
Программа EFA явилась вызовом экспансии американской техники; навязчиво пытаясь продать в Европе свои самолеты F-16 и F/A-18, американцы встретились с решимостью европейцев развивать свою авиапромышленность собственными силами.
Значительное продвижение программы EFA было достигнуто с помощью самолета - "демонстратора технологии" ЕАР (Experimental Aircraft Program), разработка которого велась с 1983 г. на британской фирме ВАе. Его испытания начались в 1986 г. Как и EFA, ЕАР имел схему "утка", а в его конструкции был высок процент узлов и деталей из перспективных КМ, в частности из углепластика. Для управления статически неустойчивым самолетом была применена цифровая ЭДСУ. В кабине вместо привычных электромеханических приборов стояли многофункциональные дисплеи на ЭЛТ. На ЕАР прошли испытания многие технические решения, которые планировалось применить впоследствии на серийном евроистребителе. ЕАР был международным проектом: доля Великобритании составляла 76%, ФРГ - 7% и Италии - 17%.
В 1988 г. был заключен контракт на техническое проектирование и постройку истребителя EFA По сравнению с ЕАР конфигурация самолета претерпела ряд изменений, в частности крыло стало треугольным, без переменной стреловидности по передней кромке, с углом стреловидности 53*. Был изменен также профиль крыла, изменения претерпела компоновка кабины, увеличилась площадь остекления, причем обзор стал лучше, чем на любом американском самолете. Возросла доля использования КМ в конструкции планера.
Изменения геополитической обстановки, вызванные распадом СССР и Варшавского Договора, не могли не повлиять на парламенты европейских стран. Бывший Советский Союз нельзя было рассматривать как источник серьезной угрозы. Вследствие этого ассигнования на оборону были сильно сокращены. В средствах массовой информации стали высказываться мнения, что программа евроистребителя ввиду ее высокой стоимости должна быть свернута. В Германии дело усугублялось еще и тем, что после объединения ФРГ и ГДР в состав Люфтваффе вошли самолеты МиГ-29 советского производства, по своим характеристикам приближающиеся, а кое в чем и превосходящие будущий EFA. Газеты социал-демократической ориентации высказывали мнение, что полезнее было бы выйти из консорциума Еврофайтер и закупить у России в счет погашения ее внешнего долга дополнительную партию МиГов. Американцы же, стремясь не упустить потенциальный рынок, опять стали усиленно рекламировать в Европе свои самолеты F-15, F-16 и F/A-18. Однако руководству проекта удалось отбить эту волну нападок на EFA. В декабре 1992 г. состоялась встреча министров обороны стран - участниц консорциума EFA. В ее ходе был принят меморандум "О важных элементах политического, военного и экономического подхода в создании нового европейского истребителя", в котором был назван срок поступления самолета на вооружение британских ВВС - 2000 г. и Люфтваффе - 2002 г. Срок службы самолета был определен с 2000 до 2035 г. Программа получила новое наименование - EF2000. Были рассмотрены проблемы политического и военного характера, вставшие перед консорциумом, такие, как трудность взаимной увязки работ между странами-участницами, вопрос серийного производства - организация окончательной сборки в одной или во всех странах-участницах. Первый вариант привлекательнее в экономическом плане, второй же не ущемляет интересы и национальный престиж стран-участниц. Военный аспект сводится к тому, что боевая система, насколько бы она ни была проста и дешева, не может быть "признана успешной, если с ее помощью нельзя отразить существующую угрозу, с распадом ОВД ставшую гораздо более многофакторной и менее предсказуемой". Эти изменения должны были быть учтены в ходе дальнейших работ по евроистребителю. Помимо этого у участников проекта начались трудности с финансированием, что вынудило их искать пути уменьшения стоимости проекта на 12-30%. Неизменными оставили конструкцию планера, кабину и двигатели. Несколько смягчили требования по дальности и продолжительности полета, а также по взлетно-посадочным характеристикам. Основные изменения коснулись БРЭО: отказались от оптоэлектронной станции переднего обзора, несколько упростили БРЛС, теперь она может сопровождать одновременно шесть целей вместо десяти, а также систему РЭБ. Кроме того, было решено отказаться от защиты систем самолета от электромагнитного импульса, так как ядерная война признана слишком маловероятной.
В результате пересмотра программы портфель заказов консорциума Еврофайтер уменьшился до 607 самолетов: 250 для Великобритании, 140 для Германии, 130 для Италии и 87 для Испании.
Работы по самолету распределили таким образом: фирма ВАе ответственна за сборку носовой части фюзеляжа и ПГО, фирмы МВБ и Дорньс - за центральную часть фюзеляжа и киль, крыло производится совместными усилиями фирм CASA, ВАе и Аэриталия. Окончательную сборку пока решено проводить параллельно на четырех линиях по одной во всех странах - участницах консорциума с темпом 7-10 самолетов в месяц.
27 марта 1994 г. на испытательном аэродроме фирмы DASA близ Мюнхена после досадной задержки, вызванной сбоем программного обеспечения БЦВМ, состоялся первый полет прототипа N 1 истребителя EF2000, названного DA1. В мае полетел второй прототип, DA2, собранный в Великобритании. Прототипы N 3 и 7 собираются в Италии, прототип N 4 - двухместный учебно-боевой самолет - построен в Великобритании. Это первый прототип с полным бортовым комплексом вооружения. Прототип N 5 будет собран в Германии, на нем впервые планируется установить БРЛС ECR 90, a N 6 - в Испании. На прототипе N 3 должна быть установлена четырехканальная ЭДСУ штатной конфигурации. В связи с тем что ее готовность к летным испытаниям задерживалась до февраля 1995 г., первый полет этого прототипа был перенесен с конца 1994 г. на март 1995 г. На этом же самолете впервые установлены двигатели Евроджет EJ200 (первые два прототипа оснащены ТРДЦФ Роллс-Ройс RB199). Программа летных испытаний семи прототипов рассчитана на 4500 ч, предусматривается проведение 4000 испытательных полетов. Усталостные испытания займут 800 ч, их планируется провести в Германии, а статические испытания - в Испании. Кроме семи прототипов в программе было задействовано, включая самолет ЕАР, пять демонстрационных ЛА и летающих лабораторий (ЛЛ), на которых были отработаны конструкции планера, шасси, двигателей и БРЭО самолета. Например, БРЛС для евроистребителя испытывается на самолете ВАС 111. Использование летающих лабораторий позволило сэкономить 850 млн. фнт. ст. и сократило сроки реализации программы на год, а также позволило без коммерческого риска заключать контракты с субподрядчиками и с большой точностью прогнозировать ЛТХ будущего самолета. НИОКР по программе EFA/EF2000 ни разу не замораживались. По мнению руководства консорциума, программа евроистребителя находится, несмотря на финансовые затруднения, в гораздо лучшей форме, "чем любая программа НИОКР на аналогичной стадии". Прототипы самолета проходят испытания, полностью завершены продувки в аэродинамических трубах, определены характеристики EF2000.
- Alenia Aeronautica — Левое крыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
- BAE Systems — Передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
- EADS Deutschland — Центральная часть фюзеляжа, центроплан.
- EADS CASA — Правое крыло, предкрылки.
Производство разделено на три транша, которые в свою очередь делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для ВВС Великобритании делится на две партии T1 и T1A.
Конструктивные особенности истребителя отражают стремление разработчиков использовать последние мировые достижения в области самолетостроения и электроники. Для обеспечения требуемого уровня маневренных характеристик, особенно на больших углах атаки, самолет спроектирован по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (угол стреловидности 53 градуса) и отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными закрылками и предкрылками, поворотным передним горизонтальным оперением (ПГО), вертикальным килем с рулем направления без стабилизатора. Такая схема обладает рядом преимуществ, основное из которых - снижение сопротивления самолета на сверхзвуковых скоростях.
Запас топлива размещается в фюзеляжных и крыльевых топливных баках, полностью занимающих кессоны консолей крыла.
На «Тайфуне» применена четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления полетом, объединенная с системой управления двигателями. Она обеспечивает искусственную устойчивость и высокую маневренность, а также отклонение органов управления для достижения максимального аэродинамического качества на всех режимах и во всем диапазоне скоростей и высот полета.
Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). При проектировании была поставлена задача снизить ЭПР самолета с передних ракурсов облучения РЛС в четыре раза по сравнению с аналогичным значением самолета Панавиа «Торнадо». К числу указанных мер относятся: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных излучений). Ряд важных по отражательной способности элементов конструкции самолёта (несущие плоскости, передние кромки элементов горизонтального оперения — канардов, и стабилизатора) отличаются большим размахом, в силу чего обладают хорошей отражательной способностью в переднем секторе. Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения. Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя «Еврофайтер» покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA. К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т. п. У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения. Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.
Бортовая РЛС Captor, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON. Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2012 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии улучшенной станцией Captor-E. По данным ВВС Великобритании показатели ЭПР истребителя «Еврофайтер» лучше требований, выставленных к самолёту военно-воздушными силами. Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо».
Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E по инициативе американцев имитировалось боевое столкновение. «Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.ЛТХ: |
Модификация | EF-2000 |
Размах крыла, м | 10.95 |
Длина самолета, м | 15.96 |
Высота самолета,м | 5.28 |
Площадь крыла, м2 | 50.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 11000 |
максимальная взлетная масса | 23500 |
Масса топлива, | |
внутренее, кг | 4000 |
ПТБ, л | 1 х 1500, 2 х 1200 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Eurojet EJ 200 |
Максимальная тяга, кН | |
форсированная | 2 х 90,0 |
нефорсированная | 2 х 60,0 |
Максимальная скорость, км/ ч | |
на высоте 11000 м | 2120 (М=2.0) |
у земли | 1390 (М=1.2) |
Минимальная скорость, км/ч | 203 |
Длина разбега, м | 700 |
Длина пробега, м | 700 |
Перегоночная дальность, км | 3790 |
Боевой радиус действия, км | |
в режиме истребителя | 1390 |
в режиме ударного самолета | 601 |
Практический потолок, м | 19812 |
Мак. эксплуатационная перегрузка | 9 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | одна 27- мм пушка Mauser BK27 c 150 патронами Боевая нагрузка - 6500 кг (7500 кг в перегруз) на 13 узлах подвески: Типовая нагрузка: 1) 3 УР AIM-120 AMRAAM, 2 УР AIM-9 Sidewinder 4 лазерных бомбы GBU-12, контейнер лазерного наведения и 3 ПТБ. 2) 4 УР AIM-120 AMRAAM, 2 УР AIM-9 Sidewinder, 6 ПКР Penguin , 1 ПТБ 3) 4 УР AIM-120 AMRAAM, 2 УР AIM-9 Sidewinder, 5 450-кг бомб, 1 ПТБ А так же возможны комбинации различного вооружения: 4 - 6 УР AIM-120 AMRAAM или FMRAAM/BVRAAM, 2 УР AIM-9 Sidewinder или BAe ASRAAM или BGT IRIS-T, кассетное оружие типа BAe/Matra Storm Shadow или Matra Apache или LFK Taurus, Бомбы с лазерным наведением с контейнером наведения, бомбы свободного падения, Контейнеры с различным оборудованием. |