Регистрация

За ценой не постоят. Чем укрепляют оборону американского побережья

15.03.2019  10:19
2 117
0


Управляемое ракетное вооружение, беспилотные системы, повышенные боевые возможности и миллиардные инвестиции — в ближайшие несколько лет ВМС США получат новейшие фрегаты прибрежной зоны. Ожидается, что с точки зрения электроники это будут едва ли не самые продвинутые корабли в мире. Впрочем, дорогая и компьютеризованная боевая техника приживается не сразу. Проблемными оказались эсминцы "Замволт", авианосец "Джеральд Р. Форд", истребители пятого поколения F-35.

Стражи побережья

По информации с сайта госзакупок США, Военно-морские силы уже к концу 2019 года выберут разработчика и производителя новых фрегатов по программе FFG (X). Строительство планируется начать в 2020-м. При этом военные особое внимание обращают на расходы: стоимость одного серийного образца не должна превышать 950 миллионов долларов.


Новые корабли оснастят 57-миллиметровой артиллерийской установкой, ракетной системой вертикального взлета SM-2 Block IIIC с боезапасом в 32 ракеты, противокорабельными ракетами, противолодочным вооружением, мощной системой противовоздушной обороны Aegis, позволяющей обнаруживать цели и наводить на них ракеты на расстоянии более ста миль.

Многоцелевые фрегаты программы FFG (X), по задумке американских адмиралов, должны выполнять оперативные задачи, патрулирование, бороться с надводными и подводными силами противника, защищать берега от беспилотников, вести разведку и даже оказывать поддержку авианосным группам. Предполагается, что фрегаты освободят более крупные эсминцы и крейсеры от несвойственных им задач на небольшом расстоянии от побережья.

Дорогие и бесполезные

Созданием флота небольших и маневренных кораблей Littoral combat ship (LCS) на замену списанным фрегатам типа USS Oliver Hazard Perry командование ВМС США занялось в начале нулевых. К 2030 году планировалась постройка почти шестидесяти новых фрегатов, причем разной концепции. Первый вариант — это монокорпусный классический корабль, в котором применены стелс-технологии. Второй — тримаран, его корпус выполнен из алюминия. Параметры обоих вариантов примерно одинаковы: водоизмещение — около трех тысяч тонн, экипаж — порядка 50 человек, площадка для взлета и посадки вертолетов и разведывательных беспилотников. Однако с началом строительства и вводом в эксплуатацию первых бортов программа подверглась критике экспертов.

Во-первых, стоимость проекта выросла в два с половиной раза. Во-вторых, возможности кораблей сильно ограничены из-за слишком слабого вооружения: одна зенитно-ракетная установка самообороны SeaRAM, 57-миллиметровая пушка и четыре 12,7-миллиметровых пулемета. Корабли имеют впечатляющие скоростные характеристики — порядка 45 узлов, однако противостоять более-менее серьезно вооруженному противнику им уже вряд ли удастся. "Убежать" от торпеды или ракеты не получится.

Примечательно, что более половины новых кораблей, принятых на вооружение, после первых же походов вставали на ремонт. Проблемы возникали и с обслуживанием тримаранов, которым из-за особенностей конструкции требуется сухой док.

При этом фрегаты не отличаются высокой надежностью. Так, на головном корабле серии USS Freedom за три года службы выполнили 640 ремонтов узлов и оборудования. Кроме того, корабль оказался "хрупким" — после плавания на высоких скоростях в обшивке корпуса обнаруживались многочисленные трещины. Другой фрегат — USS Milwaukee — полностью потерял ход в первом же походе: вышел из строя двигатель. А у USS Coronado на ходовых испытаниях загорелась силовая установка.

Кроме того, не оправдала себя и модульная схема фрегатов, позволяющая менять блоки вооружения в зависимости от задач. Такое решение усложняет конструкцию и снижает прочность корпуса. Да и быстро заменить один блок на другой не так легко, как кажется, — эта процедура оказалось довольно трудоемкой, требующей снятия корабля с боевого дежурства. В итоге программу решили подсократить почти вдвое — теперь ВМС США получат только 32 фрегата.

Не первый блин комом

США не первый раз обжигаются на реализации дорогих и продвинутых проектов для вооруженных сил. Достаточно вспомнить эсминцы типа Zumwalt. Они должны были стать универсальными и крупнейшими в своем классе кораблями. Эти "невидимки" построены по самым передовым технологиям и стоят очень дорого даже по американским меркам — почти 4,5 миллиарда долларов за штуку.

Изюминка Zumwalt — энергетическая установка, позволяющая эсминцу идти только на электрической тяге. Большинство операций и систем автоматизированы — огромным кораблем водоизмещением 15 тысяч тонн управляют всего 140 человек экипажа. Однако все новшества и изобретения американских инженеров не выдержали суровых будней военной службы. В первом же походе Zumwalt встал в Панамском заливе, из-за того что морская вода залила бортовые двигатели. Поначалу ВМС США заказали 32 таких эсминца — в итоге военные получат только три.

Другой пример довольно спорной разработки — подводные лодки Seawol, созданные в ответ на появление в СССР атомных подлодок проекта 971 "Щука-Б". От большинства существующих субмарин Seawol отличаются водометным движителем, за счет которого удалось увеличить максимальную скорость и снизить шумность. Однако цена кораблей превзошла все ожидания — один Seawol стоил не менее трех миллиардов долларов. Дюжина таких субмарин обошлась бы бюджету США слишком дорого, поэтому от проекта отказались, ограничившись постройкой трех единиц.

На первый взгляд, не отличается рациональностью и программа по созданию стратегических стелс-бомбардировщиков B-2 Spirit. Выпуск этих самых дорогих самолетов в мире — каждый борт стоит два миллиарда долларов — начался в 1989-м. За десять лет построили всего 21 машину из 132 запланированных. Американцы применяли самолет в Югославии, Ираке и Ливии. Ожидается, что уже к 2030 году все B-2 спишут из-за неоправданно дорогого производства, эксплуатации и обслуживания.

Еще один "трудный ребенок" американского ОПК — истребитель пятого поколения F-35. Начиная с первых разработок, бюджет программы постоянно растет и уже перевалил за триллион долларов. А регулярные поломки этих машин стали обычным делом — у F-35 постоянно отказывают двигатели, глючит электроника и программное обеспечение. Вице-адмирал Мэт Уинтер ранее заявил, что лишь половина из почти трехсот истребителей, поставленных американским ВВС и союзникам США, находятся в исправном состоянии и готовы к немедленному применению.

Кроме того, у специалистов возникают вопросы, касающиеся эффективности истребителей и их "невидимости" — на поверку самолет оказался не таким уж и малозаметным, как заявлял производитель. Тем не менее американцам пока удается довольно успешно продавать F-35 своим партнерам по всему миру. Не скрывая недостатков.



Читайте также:
Ни слова об Украине
22.12.2025 17:33
belvpo.com
В Польше существует «праздник», когда чтут память павших военнослужащих. На этом фоне, казалось бы, неприметное мероприятие, организованное в Варшаве «Центром поддержки ветеранов зарубежных миссий», подтверждает неудобную правду.
Завышенные ожидания и реальные интересы
22.12.2025 17:30
belvpo.com
Первый саммит «Центральная Азия – Япония» на уровне глав государств, прошедший в Токио, был подан как исторический прорыв. Однако за торжественными фотографиями и дипломатическими формулировками скрывается куда более прагматичная – а местами и неудобная – реальность. Формат, который двадцать лет существовал в виде технических встреч, внезапно подняли до уровня лидеров не потому, что «настало
Помощь англичанки
22.12.2025 17:31
belvpo.com
На исходе года Британия резко активизировала свою «деятельность» в Армении, объявив о переходе отношений на уровень стратегического партнёрства. Официально Лондон говорит о «поддержке безопасности, экономического развития и подготовки к событиям 2026 года», однако за этим стоит куда более прагматичная логика: англичанка стремится занять освободившееся пространство в регионе, где ослабли позиции
Россия вводит «генерал-губернаторов»: подготовка единой системы обороны на случай войны с НАТО. Опыт СВО становится нормой для всей страны
22.12.2025 19:15
x-true.info
Минобороны РФ предлагает революционную реформу: единые штабы обороны в регионах и муниципалитетах под руководством губернаторов. Опыт СВО из новых территорий становится общероссийской нормой. В случае военного положения главы регионов получат колоссальные полномочия — станут «генерал-губернаторами». Зачем это нужно? Как уроки Донбасса и Херсона спасут страну? И почему трагедия Старовойта —
Белорусская триада
22.12.2025 17:32
belvpo.com
А.Г.Лукашенко: Мы готовимся к этой войне, чтобы ее не было… Беларусь в ближайшие годы продолжит углублённую модернизацию РСЗО «Полонез». Об этом заявил Президент Александр Лукашенко на втором заседании VII Всебелорусского народного собрания, подчеркнув необходимость адаптации комплекса к современным условиям войны, прежде всего – к воздействию средств РЭБ.