Десантные корабли проекта 12322 «Зубр»
31.05.2013 15:03
24 074
3
Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП), военное судно на воздушной подушке. Самый большой корабль на воздушной подушке в мире.
МДКВП, самый крупный в мире десантный корабль на воздушной подушке, предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск.
Кроме того, он может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.
«Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире. Этот корабль способен на скорости легкового автомобиля пройти 300 миль. Этого достаточно чтобы пересечь, например Черное море, накрыть залпом огня береговые укрепления противника и высадить морскую пехоту с бронетехникой. Мало кто знает, что «Зубр» создавался как ударный катер с мощными крылатыми ракетами, а был и другой фантастический проект - мобильная стратегическая установка с ядерным оружием на борту. Но удивительная способность корабля на воздушной подушке «Зубр» передвигаться одинаково по земле и воде заставила военных пересмотреть свои планы. История рождения этих уникальных судов полна тайн и неожиданных конструкторских находок.
К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию были запущены и давно эксплуатировались такие корабли как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».
Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. КБ приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.
Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.
Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря" — „Машпроект"». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.
Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.
Корабль способен перевозить:
Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.
Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Cудостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в том числе в состав радиоэлектронного вооружения.
К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 МДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине были переданы 3 строевых корабля «Краматорск», «Горловка», «Артемовск» и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них («Донецк») в июне 1993 г. был достроен и введён в состав ВМС Украины. Впоследствии 3 из них были списаны. ru.wikipedia.org
МДКВП, самый крупный в мире десантный корабль на воздушной подушке, предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск.
Кроме того, он может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.
История проекта
«Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире. Этот корабль способен на скорости легкового автомобиля пройти 300 миль. Этого достаточно чтобы пересечь, например Черное море, накрыть залпом огня береговые укрепления противника и высадить морскую пехоту с бронетехникой. Мало кто знает, что «Зубр» создавался как ударный катер с мощными крылатыми ракетами, а был и другой фантастический проект - мобильная стратегическая установка с ядерным оружием на борту. Но удивительная способность корабля на воздушной подушке «Зубр» передвигаться одинаково по земле и воде заставила военных пересмотреть свои планы. История рождения этих уникальных судов полна тайн и неожиданных конструкторских находок.
К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию были запущены и давно эксплуатировались такие корабли как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».
Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. КБ приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.
Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.
Конструкция
Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря" — „Машпроект"». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.
Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.
Десантная вместимость
Корабль способен перевозить:
- 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн
- или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
- или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
- или 8 плавающих танков.
Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.
Строительство кораблей
Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Cудостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в том числе в состав радиоэлектронного вооружения.
Основные характеристики | |
---|---|
Водоизмещение | 555 тонн |
Длина | 57,3 м |
Ширина | 25,6 м |
Высота | 21,9 м (наибольшая по ВП) |
Двигатели | 5 ГГТА |
Мощность | 5 × 10 000 л. с. |
Скорость хода | 60 узлов (111,12 км/ч) |
Дальность плавания | 300 морских миль |
Автономность плавания | 5 суток |
Экипаж | 27 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой |
Зенитная артиллерия | две 30 мм автоматические установки типа АК-630(боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02 |
Ракетное вооружение | 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» |
Читайте также:
Агрессора - обратно в "каменный век": Как работает секретное оружие России
31.10.2024 00:30
Новейшая подводная лодка "Князь Пожарский" обещает сыграть важную роль в усилении морской безопасности страны. Оснащённая современными системами маскировки и мощным арсеналом, эта субмарина является ключевым элементом ядерной триады, способным вернуть агрессора обратно в "каменный век".
"Фронт посыпался, всё пропало": О катастрофе ВСУ гремит из каждого утюга, сдался даже Рёпке. Но зачем?
Последнее время мы только и слышим из всех щелей (причём не только от источников в России, но и от западных и, это ещё более странно, даже от украинских), что фронт украинской армии обрушился на несколько направлениях, а потери ВСУ уже катастрофические. И вообще, мол, мы завтра уже будем в Киеве. И выглядит всё это максимально странно. Ощущение, что все эти разговоры, которые звучат со стороны
Война – дело бедноты. Кто не убежал и не откупился – военком не виноват
Смотрю совсем свежие видео из Украины. Вот, в Луцке сотрудники ТЦК с самого утра перекрыли въезд в город: на дороге образовалась огромная пробка. А вот какое-то безымянное село на Волыни, все мужское население которого попряталось, поскольку на улице заметили бригаду «людоловов» в хаки. А вот очередная силовая «бусификация» в Харькове, где какого-то бедолагу винтят толпой и пинают ногами,
Неудачи на фронте «качают» тыл
Авторы многочисленных аналитических публикаций на украинскую тематику обычно упирают на то, что дезорганизация, усталость и подрыв морального духа в тылу рикошетом сказываются на военных успехах ВСУ. Это, можно сказать, классическая точка зрения. И во многом она справедлива. Однако парадокс в том, что эта зависимость работает в обе стороны. Так что, военные неудачи неминуемо отразятся и на
Кто будет брать Киев и Сеул? Глава МИД КНДР привезла в Москву новый план
30.10.2024 18:00
Отношения России и Северной Кореи развиваются по нарастающей. В Москве с визитом находится министр иностранных дел КНДР Цой Сон Хи. Программа её визита не раскрывается, как и темы переговоров. У американских аналитиков закипают мозги.