Регистрация

Есть ли деньги на Су-57?

07.04.2019  18:03
4 936
0


Данная статья в формате «краткий ликбез» будет посвящена некоторым экономическим аспектам реализации программы ПАК ФА.

Несмотря на очевидность нижесказанного для людей разбирающихся (ну или хотя бы для счастливых обладателей такого устройства, как калькулятор), в обсуждениях программы ПАК ФА всё чаще можно встретить гневные комментарии особо горячо «радеющих» за российский ВПК людей о невозможности запуска серийного производства Су-57 по причине отсутствия в оборонном бюджете страны денег на такие закупки. Говоря проще, «денег нет, но вы держитесь».

В связи с тем, что среди комментирующих данное мнение является доминирующим, придётся нам устроить небольшой сеанс разоблачения, срывания покровов и тому подобного. Хотя, честно говоря, не вполне понятно, почему именно эта версия завоевала такую популярность, ведь её опровержение достаточно очевидно и лежит на поверхности.


Адепты данной версии приводят в качестве неопровержимых доводов «катастрофическое положение российской экономики» и «убийственный гнёт санкций международного сообщества». Правда, без каких либо статистических данных и конкретных чисел. Это странно, ведь столь грамотные экономические эксперты наверняка должны владеть всей необходимой детализацией по так хорошо изученному ими вопросу.

Разумеется, у нас нет задачи анализировать состояние российской экономики в целом, это заняло бы километры текста, таблиц, графиков и диаграмм, но нам, к счастью, достаточно будет обратить внимание лишь на военный бюджет государства, на предполагаемую стоимость выпуска истребителей Су-57 и на несколько других нюансов денежного характера.

Первое, что нам нужно — это примерно понимать, сколько будет стоить выпуск одного серийного истребителя Су-57. На самом деле, вопрос очень непростой, так как в открытой печати подобные сведения пока что не раскрываются. Да и зависит себестоимость самолёта от многих факторов, таких как объём контракта, темп выпуска, освоенность производства самолёта и комплектующих к нему, уровень импортозамещения и ряда других. Чтобы приблизиться к пониманию цены на Су-57, попробуем оттолкнуться от цены Су-35С, хронологически ближайшего его «родственника» среди российских тяжёлых истребителей. Приобрести Су-35 для иностранного заказчика — удовольствие дорогое, поставочный комплект стоит около 100 млн. долларов. Однако, в такой комплект входит помимо самолёта ещё и некоторое вооружение к нему, ЗИП, а иногда и запасные двигатели и другие агрегаты. Поэтому, экспортную стоимость собственно Су-35 обычно указывают как 80 млн. долларов. Но Россия — щедрая душа, по крайней мере для собственного Министерства Обороны, так как средняя цена поставки этого самолёта в родные ВКС составила (в среднем по двум контрактам 2009 и 2015 года) около 1,4 млрд. рублей (в долларах — 43 миллиона по первому контракту и всего 20 — по второму, что убедительно доказывает абсурдность анализа внутренних закупок в долларовом выражении, такие данные не будут являться сколько-нибудь репрезентативными). Да, такой вот в российском ВПК повальный уровень «коррупции» и «распила бюджета», когда для собственных нужд вооружение производится по ценам в 4-5 раз дешевле, чем на экспорт, то есть почти по себестоимости. Разумеется, приобрести собственно самолёт — это ещё не всё, необходимо закупить для него дополнительное оборудование и вооружение, запасные части и принадлежности, подготовить места базирования под новый тип техники, переучить лётный и технический состав. Всё это накладывает дополнительные расходы и увеличивает итоговую стоимость условного «полного комплекта» для истребителя. Примем эти расходы за 50% от цены самолёта, и получим в итоге по 2 млрд. рублей за каждый строевой Су-35С.

Сколько же будет стоить серийный Су-57? Очевидно, что первый контракт на небольшую установочную партию предполагает достаточно высокую цену за единицу, с последующим удешевлением по мере роста темпов выпуска (например, для истребителя F-35A цена в партии LRIP-3 по сравнению с FRP 2019 финансового года была больше почти в 2 раза). Поскольку речь мы ведём о более-менее масштабном производстве, по крайней мере не меньшем, чем объём и темпы выпуска Су-35С, то будем исходить из предполагаемой цены на единицу в соответствии с такими же условиями. Чтобы избежать критики со стороны яростных скептиков, а также учитывая значительный рост технического уровня Су-57 в сравнении с Су-35С, мы предположим цену строевого самолёта аж в 2 раза бо́льшую, то есть 4 миллиарда рублей (хотя, конечно, это весьма смелое и даже избыточное допущение вверх, но пусть пока что будет так).

Ну а теперь переходим к самому интересному. Путём нехитрых вычислений мы получаем, что стоимость производства и поставки в строй даже 100 истребителей Су-57 - это всего лишь 400 млрд руб., т.е. менее 15% военного бюджета страны за один только 2018 год! Но никто не станет, разумеется, выплачивать эту сумму единомоментно, поэтому любопытнее будет посчитать годовые расходы на выпуск Су-57. Если предположить, что максимальный годовой объём выпуска Су-57 для ВКС РФ на мощностях КнААЗ составит 12 самолётов (то есть примерно равный таковому для Су-35С), то это составит лишь 1,76% годовых военных расходов относительно того же 2018 года.

Таким образом, распространённое мнение о якобы отсутствии денег в бюджете на массовые закупки Су-57 на проверку оказывается не более, чем мифом, рассчитанным на неосведомлённую и доверчивую публику. Чаще всего адепты этого мифа оперируют тем фактом, что российский оборонный бюджет в долларовом выражении упал с 2014 до 2019 года аж на 35%, что является, конечно, ужасающей величиной. Вот только закупки по ГОЗ осуществляются главным образом за рубли (что поделать, импортозамещение в ВПК действительно достигло значительных успехов), а в рублёвом выражении военный бюджет РФ за тот же период не уменьшился, а напротив, вырос на 9%: 2,5 трлн в 2014 г и 2,73 трлн в 2018 г.

Увы, придётся добавить и небольшую ложечку дёгтя. Некоторые сомнения вызывает потенциальная мощность производства самолётов данного типа на КнААЗ. Если принять во внимание существующий контракт на 2 серийных самолёта к 2021 году и планируемое подписание в 2020 году следующего контракта на 13 самолётов, то с учётом передачи в ВКС двух предсерийных Т-50, к 2024 году в ВКС будет 17 Су-57. Если эксплуатация Су-57 покажет хорошие результаты, то подпишут более крупный контракт и каждый следующий год будут строить, как мы предположили выше, по 12 бортов. В этом случае к началу 2031 года ожидается всего сотня этих истребителей в строю. Решением данной проблемы может стать увеличение производственных мощностей на КнААЗ либо (что менее вероятно) организация дополнительной линии сборки Су-57 на втором предприятии. При таком раскладе к 2031 году можно будет иметь уже не менее 14 боевых эскадрилий данного истребителя, что будет являться вполне достаточным для задач национальной обороны. Но в любом случае, препятствием для быстрого насыщения ВКС новым истребителем будут вовсе не финансовые, а скорее производственные вопросы.

Многие читатели спросят: если не экономические, то какие же тогда причины лежат в задержке начала крупносерийного производства Су-57?

Ответ на этот вопрос заключается в сложности и неизбежной затянутости проведения всего цикла различных испытаний боевого авиационного комплекса такого уровня. К сожалению, никакие бюджетные ассигнования не способны радикально сократить время проведения этих испытаний.



Читайте также:
Россия получила оружие страшнее "Орешника". На Украине паника: "Не спастись!" Вот чем мы будем завершать СВО
22.12.2025 10:32
Если смотреть на ситуацию в целом, то не будет преувеличением сказать, что в рамках СВО появление на поле боя нового комплекса станет более важным событием, чем даже создание "Орешника".
Эстония грозит бомбить Россию? Москва отвечает «тихим удушением» демографии
22.12.2025 19:27
x-true.info
Эстония грозит России «бомбардировками» и усиливает русофобию, но Москва отвечает по-своему: тихо «душит» Прибалтику демографией. За 10 месяцев 2025 года 2200 соотечественников вернулись из недружественных стран в Псковскую область — из-за дискриминации и хаоса на улицах. Пока Таллин провоцирует, Россия забирает своих людей, ускоряя демографический кризис прибалтийских республик. Кто победит в
Россия вводит «генерал-губернаторов»: подготовка единой системы обороны на случай войны с НАТО. Опыт СВО становится нормой для всей страны
22.12.2025 19:15
x-true.info
Минобороны РФ предлагает революционную реформу: единые штабы обороны в регионах и муниципалитетах под руководством губернаторов. Опыт СВО из новых территорий становится общероссийской нормой. В случае военного положения главы регионов получат колоссальные полномочия — станут «генерал-губернаторами». Зачем это нужно? Как уроки Донбасса и Херсона спасут страну? И почему трагедия Старовойта —
Помощь англичанки
22.12.2025 17:31
belvpo.com
На исходе года Британия резко активизировала свою «деятельность» в Армении, объявив о переходе отношений на уровень стратегического партнёрства. Официально Лондон говорит о «поддержке безопасности, экономического развития и подготовки к событиям 2026 года», однако за этим стоит куда более прагматичная логика: англичанка стремится занять освободившееся пространство в регионе, где ослабли позиции
Ни слова об Украине
22.12.2025 17:33
belvpo.com
В Польше существует «праздник», когда чтут память павших военнослужащих. На этом фоне, казалось бы, неприметное мероприятие, организованное в Варшаве «Центром поддержки ветеранов зарубежных миссий», подтверждает неудобную правду.