В ВМСУ придумали, как обзавестись ракетными катерами на Черном море
13.06.2019 10:49
1 621
0
Палата представителей Конгресса США, дружно проголосовавшая за выделение Киеву четверти миллиарда долларов военной помощи на 2020 год, недавно рекомендовала главе Пентагона не позднее 15 сентября 2019 года еще и представить ей отчет о стратегии США «по противодействию российским угрозам в Черном море». Пара строчек из этого, не родившегося пока документа, стала известна 12 июня. При этом соответствующие новости пришли не из Вашингтона — с Украины. Тем не менее, нет ровно никаких оснований сомневаться в их достоверности.
По сообщению одесского портала «Думская» со ссылкой на информированный источник в военных кругах соседней страны, весьма вероятно, что в ближайшей перспективе украинские военные моряки получат от США не два восстановленных после консервации патрульных катера типа «Айленд», а сразу шесть таких боевых единиц. Тогда, размечтался автор духоподъемного для Киева сообщения, Военно-Морские силы его страны смогут сформировать в Одессе полноценный дивизион «Айлендов», «который не только сможет контролировать ближнюю морскую зону, но и будет выходить в Средиземное море для поддержки кораблей НАТО».
Ну, восторги одесситов по поводу того, сколь неоценимую помощь Североатлантический альянс способен вскоре получить от Украины в Средиземноморье, оставим без комментариев. Ввиду очевидной бессмысленности рассуждений на подобную тему, когда речь идет о почти безоружных крохотных корабликах водоизмещением всего в 168 тонн и автономностью плавания в пять суток.
Понятно, что за Босфором и Дарданеллами «Айлендам» под флагом ВМС Украины делать совершенно нечего. Их удел — патрулировать скромную размерами акваторию от Одессы и Очакова до острова Змеиный, трепать нервы российскому Черноморскому флоту у Крымского моста и на дальних подступах к Севастополю. Что вообще-то, учитывая нынешний почти нулевой потенциал ВМСУ, уже немало для Киева.
Но прежде, чем рассуждать о перспективах ВМСУ после скорого обретения дивизиона «Айлендов» в Одессе, кратенько вспомним долгую историю с этого вопроса. Первые предложения от американцев о передаче б/ушных патрульных катеров Киеву появились еще в 2015 году. Речь шла и боевых единицах, которые строила верфь Bollinger Shipyards в Локпорте (штат Луизиана) с 1985 по 1992 годы. Всего было спущено на воду 49 корпусов (бортовые номера WPB 1301 — WPB 1349) для Береговой охраны США.
Катерки вышли достаточно неплохими и современными. Но — совершенно не для ведения серьезного морского боя. Главным образом — для перехвата браконьеров, нелегальных мигрантов и торговцев наркотиками вблизи побережья США. На большее не позволяло рассчитывать, прежде всего, сравнительно скромное вооружение «Айлендов»: единственная 25-мм автоматическая артиллерийская установка Mk38 Bushmaster и пара 12,7-мм пулеметов М2НВ.
В связи с перевооружением Береговой охраны США первые «Айленды» с 2005 года принялись выводить в резерв, консервировать и ставить на прикол в Балтиморе. Оттуда эти списанные катера потихоньку и безвозмездно разбирают союзники Соединенных Штатов — Пакистан, Коста-Рика, Грузия. После «крымской» катастрофы ВМСУ очередь дошла и до Украины.
Может показаться странным, что первые предложения на этот счет от Вашингтона Киев получил, как уже сказано, в 2015 году. Но лишь в сентябре 2018-го кабмин Украины дал разрешение на сделку. И дело было вовсе не в экономии оборонного бюджета. Финансов-то для получения первой пары «Айлендов» требовалось сравнительно немного: Пентагону следовало предварительно перечислить всего-то порядка 10 миллионов долларов на расконсервацию оружия и техники, обучение и проживание в Балтиморе украинских экипажей. По пять миллионов за боевой катер — немного по любым меркам.
Но уже тогда по Киеву ходили упорные разговоры, что дареные американские «кони» — нож острый для бизнеса тогдашнего президента Украины Петра Порошенко. Тому, как известно, через ряд подставных лиц типа бизнесменов Сергея Тигипко и Игоря Кононенко фактически принадлежала киевская верфь «Кузня на Рыбальского» (звавшаяся до декоммунизации «Ленинской кузней»). А та как раз налаживала производство бронекатеров типа «Гюрза-М» для тех же ВМСУ. Денег и на то, и на другое не хватало. Естественно, ушлый Петр Алексеевич выбор долго делал в пользу «Гюрзы».
Очевидно, это не особенно нравилось американцам. Поэтому в 2018 году они выколотили из руководства Украины согласие на оплату и получение первых двух «Айлендов». А теперь, стало быть (и двух месяцев не прошло после законного изъятия у Порошенко гетманской булавы), обновленный Киев вот-вот договорится с Вашингтоном об увеличении числа патрульных катеров втрое. В ущерб, понятное дело, перспективам производства мгновенно вышедших из фавора своих бронированных «змей».
Тут еще одна любопытная деталь. Первые два «Айленда» украинцы уже назвали в честь городов Донбасса «Славянск» и «Старобельск» (бывшие катера Береговой охраны США «Drummond» и «Cushing», находившихся на службе с 1988 года). В Балтиморе оба катера давно расконсервированы, на ходу и завершают программу испытаний. Давно сформированы и экипажи: по 18 моряков на каждый, из которых трое — офицеры. Они усиленно учат в Одессе матчасть и английский язык. Но сколько можно учиться, ведь с сентября 2018-го, когда в Балтиморе «Славянск» и «Старобельск» в присутствии президента Петра Порошенко передали в собственность Украины, прошел уже едва ли не год? За чем дело стало?
Очень похоже, что слишком долго решается вопрос о способе переправки катеров через Атлантический океан и Средиземное море. Можно предположить, что в целях экономии средств американцы предлагали украинским военморам топать восвояси собственным ходом. Тогда не пришлось бы арендовать солидных размеров морское транспортное судно.
А почему — нет? Вот же в годы Второй мировой войны по программе ленд-лиза Советский Союз получал в Штатах большие катера-охотники за подводными лодками, известные у нас как катера типа БО-1, а в ВМС США — типа SC. Несмотря на, вроде бы, обязывающее слово «большие», на самом деле — маленькие кораблики с деревянными корпусами. Полное водоизмещение — 136 тонн, длина 33,8 метра, ширина 5,2 метра. Максимальная скорость — 21 узел.
И никто не вез их в огромных корабельных трюмах. С сентября 1943 года от Ки-Уэста (штат Флорида) через контролируемую гитлеровскими подводными лодками Атлантику, потом через Норвежское и Баренцево море — только на собственных двигателях. Этим путем советские военные моряки провели таких 74 катера. Которые дрались потом на Балтике, Черном море и в Заполярье.
Не исключено: памятуя о тех чрезвычайно рискованных, но успешных переходах, Пентагон предлагал и умельцам из ВМСУ на куда более крупных, оснащенных современной навигационной аппаратурой и средствами связи и вовсе не деревянных «Айлендах» пуститься почти в столь же далекое самостоятельное путешествие. В том, что такие переговоры, скорее всего, велись, убеждает заявление зампомощника госсекретаря США Джорджа Кента, сделанное 2 марта нынешнего года: «Сейчас два корабля в Балтиморе. Это уже имущество Украины, но они еще не готовы пересечь океан, чтобы работать в Черном море. Но это состоится в текущем году».
Конечно, Кент ни словом не обмолвился о варианте самостоятельного трансатлантического перехода «Айлендов» под украинским военно-морским «прапором». Да, пересекать океан безопаснее в трюме какого-нибудь транспортного судна, которому самые свирепые штормы нипочем. Но как тогда, если речь именно о транспортировке в трюме, можно быть к этому «не готовым»?
Скорее всего, примерно так же в свое время американцы уговаривали и грузинских военных моряков. Те раньше ВМСУ, 30 сентября 2016 года, в том же Балтиморе получили от Штатов точно такие же два «подарка» (бывшие Jefferson Island и Staten Island). Только немного поновее (оба в строю Береговой охраны США не с 1988-го, а с 1991 года).
Грузины свои «Айленды» мстительно назвали в честь собственных ракетных катеров, утопленных русскими десантниками в Поти в ходе затеянной Михаилом Саакашвили «войны 08.08.08». Соответственно — «Очамчира» и «Диоскурия». Торжественную церемонию подъема на них грузинских флагов провели там же — в Поти. Но более чем через два года после похожей церемонии в Балтиморе. Хотя подготовленная американцами программа подготовки экипажей рассчитана ровно на 10 недель.
А все почему? Потому что и доставку из Балтимора в Черное море «Очамчиры» с «Диоскурией» Штатам пришлось организовывать самостоятельно. Теперь, стало быть, тем же порядком и по тому же маршруту они повезут и «Славянск» со «Старобельском». Для ВМСУ.
При этом и грузинские катера, и украинские по согласованию с новыми хозяевами предварительно в Балтиморе разоружены. На «Очамчире» и «Диоскурии» американцы оставили по одному пулемету, второй пулемет и пушку сняли. Какими придут в Одессу «украинцы» — посмотрим. Но в Киеве уже вовсю обсуждают, что смогут поставить на «Славянск» и «Старобельск».
В фаворитах, конечно, разрабатываемый на Украине комплекс противокорабельных ракет РК-360МЦ «Нептун». Таим образом, тамошним адмиралам мнится возможность задешево и в кратчайшие сроки обзавестись собственными ракетными катерами. Насколько это реально?
На сегодня — ни на сколько. Потому что «Нептуна» еще нет в природе. Некий прототип ракеты Р-360 пару раз был испытан на Государственном испытательном полигоне Вооруженных сил Украины «Алибей» под Одессой 5 апреля и 24 мая 2019 года. Но, во-первых, задача наведения на цель ни в одном, ни в другом случае даже не ставилась. Просто — пролететь по маршруту и все. Поэтому неизвестно, возможно ли наведение такого «изделия» на корабль в принципе?
А во-вторых, между первым и вторым пусками конструкторы ГККБ «Луч» внесли в ракету столько изменений, что говорить о ее готовности еще долго не придется. Как говорится в пресс-релизе ГК «Укрборонпром» от 27 мая, за месяц на Р-360 заменили головку самонаведения, стартовый двигатель, крылья и рули. По сути — в рекордно короткие сроки склепали еще одну ракету. Когда такое происходит — обычно до завершения работ как от Балтимора до Одессы на веслах.
Так что вскорости обзавестись дивизионом заокеанских «Айлендов» Киев наверняка сможет. Державное самолюбие «незалежной» это, наверное, утешит. Но реального соотношения боевых сил на Черном море не поменяет ни на миллиметр.
Свободная Пресса
По сообщению одесского портала «Думская» со ссылкой на информированный источник в военных кругах соседней страны, весьма вероятно, что в ближайшей перспективе украинские военные моряки получат от США не два восстановленных после консервации патрульных катера типа «Айленд», а сразу шесть таких боевых единиц. Тогда, размечтался автор духоподъемного для Киева сообщения, Военно-Морские силы его страны смогут сформировать в Одессе полноценный дивизион «Айлендов», «который не только сможет контролировать ближнюю морскую зону, но и будет выходить в Средиземное море для поддержки кораблей НАТО».
Ну, восторги одесситов по поводу того, сколь неоценимую помощь Североатлантический альянс способен вскоре получить от Украины в Средиземноморье, оставим без комментариев. Ввиду очевидной бессмысленности рассуждений на подобную тему, когда речь идет о почти безоружных крохотных корабликах водоизмещением всего в 168 тонн и автономностью плавания в пять суток.
Понятно, что за Босфором и Дарданеллами «Айлендам» под флагом ВМС Украины делать совершенно нечего. Их удел — патрулировать скромную размерами акваторию от Одессы и Очакова до острова Змеиный, трепать нервы российскому Черноморскому флоту у Крымского моста и на дальних подступах к Севастополю. Что вообще-то, учитывая нынешний почти нулевой потенциал ВМСУ, уже немало для Киева.
Но прежде, чем рассуждать о перспективах ВМСУ после скорого обретения дивизиона «Айлендов» в Одессе, кратенько вспомним долгую историю с этого вопроса. Первые предложения от американцев о передаче б/ушных патрульных катеров Киеву появились еще в 2015 году. Речь шла и боевых единицах, которые строила верфь Bollinger Shipyards в Локпорте (штат Луизиана) с 1985 по 1992 годы. Всего было спущено на воду 49 корпусов (бортовые номера WPB 1301 — WPB 1349) для Береговой охраны США.
Катерки вышли достаточно неплохими и современными. Но — совершенно не для ведения серьезного морского боя. Главным образом — для перехвата браконьеров, нелегальных мигрантов и торговцев наркотиками вблизи побережья США. На большее не позволяло рассчитывать, прежде всего, сравнительно скромное вооружение «Айлендов»: единственная 25-мм автоматическая артиллерийская установка Mk38 Bushmaster и пара 12,7-мм пулеметов М2НВ.
В связи с перевооружением Береговой охраны США первые «Айленды» с 2005 года принялись выводить в резерв, консервировать и ставить на прикол в Балтиморе. Оттуда эти списанные катера потихоньку и безвозмездно разбирают союзники Соединенных Штатов — Пакистан, Коста-Рика, Грузия. После «крымской» катастрофы ВМСУ очередь дошла и до Украины.
Может показаться странным, что первые предложения на этот счет от Вашингтона Киев получил, как уже сказано, в 2015 году. Но лишь в сентябре 2018-го кабмин Украины дал разрешение на сделку. И дело было вовсе не в экономии оборонного бюджета. Финансов-то для получения первой пары «Айлендов» требовалось сравнительно немного: Пентагону следовало предварительно перечислить всего-то порядка 10 миллионов долларов на расконсервацию оружия и техники, обучение и проживание в Балтиморе украинских экипажей. По пять миллионов за боевой катер — немного по любым меркам.
Но уже тогда по Киеву ходили упорные разговоры, что дареные американские «кони» — нож острый для бизнеса тогдашнего президента Украины Петра Порошенко. Тому, как известно, через ряд подставных лиц типа бизнесменов Сергея Тигипко и Игоря Кононенко фактически принадлежала киевская верфь «Кузня на Рыбальского» (звавшаяся до декоммунизации «Ленинской кузней»). А та как раз налаживала производство бронекатеров типа «Гюрза-М» для тех же ВМСУ. Денег и на то, и на другое не хватало. Естественно, ушлый Петр Алексеевич выбор долго делал в пользу «Гюрзы».
Очевидно, это не особенно нравилось американцам. Поэтому в 2018 году они выколотили из руководства Украины согласие на оплату и получение первых двух «Айлендов». А теперь, стало быть (и двух месяцев не прошло после законного изъятия у Порошенко гетманской булавы), обновленный Киев вот-вот договорится с Вашингтоном об увеличении числа патрульных катеров втрое. В ущерб, понятное дело, перспективам производства мгновенно вышедших из фавора своих бронированных «змей».
Тут еще одна любопытная деталь. Первые два «Айленда» украинцы уже назвали в честь городов Донбасса «Славянск» и «Старобельск» (бывшие катера Береговой охраны США «Drummond» и «Cushing», находившихся на службе с 1988 года). В Балтиморе оба катера давно расконсервированы, на ходу и завершают программу испытаний. Давно сформированы и экипажи: по 18 моряков на каждый, из которых трое — офицеры. Они усиленно учат в Одессе матчасть и английский язык. Но сколько можно учиться, ведь с сентября 2018-го, когда в Балтиморе «Славянск» и «Старобельск» в присутствии президента Петра Порошенко передали в собственность Украины, прошел уже едва ли не год? За чем дело стало?
Очень похоже, что слишком долго решается вопрос о способе переправки катеров через Атлантический океан и Средиземное море. Можно предположить, что в целях экономии средств американцы предлагали украинским военморам топать восвояси собственным ходом. Тогда не пришлось бы арендовать солидных размеров морское транспортное судно.
А почему — нет? Вот же в годы Второй мировой войны по программе ленд-лиза Советский Союз получал в Штатах большие катера-охотники за подводными лодками, известные у нас как катера типа БО-1, а в ВМС США — типа SC. Несмотря на, вроде бы, обязывающее слово «большие», на самом деле — маленькие кораблики с деревянными корпусами. Полное водоизмещение — 136 тонн, длина 33,8 метра, ширина 5,2 метра. Максимальная скорость — 21 узел.
И никто не вез их в огромных корабельных трюмах. С сентября 1943 года от Ки-Уэста (штат Флорида) через контролируемую гитлеровскими подводными лодками Атлантику, потом через Норвежское и Баренцево море — только на собственных двигателях. Этим путем советские военные моряки провели таких 74 катера. Которые дрались потом на Балтике, Черном море и в Заполярье.
Не исключено: памятуя о тех чрезвычайно рискованных, но успешных переходах, Пентагон предлагал и умельцам из ВМСУ на куда более крупных, оснащенных современной навигационной аппаратурой и средствами связи и вовсе не деревянных «Айлендах» пуститься почти в столь же далекое самостоятельное путешествие. В том, что такие переговоры, скорее всего, велись, убеждает заявление зампомощника госсекретаря США Джорджа Кента, сделанное 2 марта нынешнего года: «Сейчас два корабля в Балтиморе. Это уже имущество Украины, но они еще не готовы пересечь океан, чтобы работать в Черном море. Но это состоится в текущем году».
Конечно, Кент ни словом не обмолвился о варианте самостоятельного трансатлантического перехода «Айлендов» под украинским военно-морским «прапором». Да, пересекать океан безопаснее в трюме какого-нибудь транспортного судна, которому самые свирепые штормы нипочем. Но как тогда, если речь именно о транспортировке в трюме, можно быть к этому «не готовым»?
Скорее всего, примерно так же в свое время американцы уговаривали и грузинских военных моряков. Те раньше ВМСУ, 30 сентября 2016 года, в том же Балтиморе получили от Штатов точно такие же два «подарка» (бывшие Jefferson Island и Staten Island). Только немного поновее (оба в строю Береговой охраны США не с 1988-го, а с 1991 года).
Грузины свои «Айленды» мстительно назвали в честь собственных ракетных катеров, утопленных русскими десантниками в Поти в ходе затеянной Михаилом Саакашвили «войны 08.08.08». Соответственно — «Очамчира» и «Диоскурия». Торжественную церемонию подъема на них грузинских флагов провели там же — в Поти. Но более чем через два года после похожей церемонии в Балтиморе. Хотя подготовленная американцами программа подготовки экипажей рассчитана ровно на 10 недель.
А все почему? Потому что и доставку из Балтимора в Черное море «Очамчиры» с «Диоскурией» Штатам пришлось организовывать самостоятельно. Теперь, стало быть, тем же порядком и по тому же маршруту они повезут и «Славянск» со «Старобельском». Для ВМСУ.
При этом и грузинские катера, и украинские по согласованию с новыми хозяевами предварительно в Балтиморе разоружены. На «Очамчире» и «Диоскурии» американцы оставили по одному пулемету, второй пулемет и пушку сняли. Какими придут в Одессу «украинцы» — посмотрим. Но в Киеве уже вовсю обсуждают, что смогут поставить на «Славянск» и «Старобельск».
В фаворитах, конечно, разрабатываемый на Украине комплекс противокорабельных ракет РК-360МЦ «Нептун». Таим образом, тамошним адмиралам мнится возможность задешево и в кратчайшие сроки обзавестись собственными ракетными катерами. Насколько это реально?
На сегодня — ни на сколько. Потому что «Нептуна» еще нет в природе. Некий прототип ракеты Р-360 пару раз был испытан на Государственном испытательном полигоне Вооруженных сил Украины «Алибей» под Одессой 5 апреля и 24 мая 2019 года. Но, во-первых, задача наведения на цель ни в одном, ни в другом случае даже не ставилась. Просто — пролететь по маршруту и все. Поэтому неизвестно, возможно ли наведение такого «изделия» на корабль в принципе?
А во-вторых, между первым и вторым пусками конструкторы ГККБ «Луч» внесли в ракету столько изменений, что говорить о ее готовности еще долго не придется. Как говорится в пресс-релизе ГК «Укрборонпром» от 27 мая, за месяц на Р-360 заменили головку самонаведения, стартовый двигатель, крылья и рули. По сути — в рекордно короткие сроки склепали еще одну ракету. Когда такое происходит — обычно до завершения работ как от Балтимора до Одессы на веслах.
Так что вскорости обзавестись дивизионом заокеанских «Айлендов» Киев наверняка сможет. Державное самолюбие «незалежной» это, наверное, утешит. Но реального соотношения боевых сил на Черном море не поменяет ни на миллиметр.
Свободная Пресса
Читайте также:
Всё, что выклянчил Зеля у НАТО, сгорело в Одессе. Сводка СВО за 15 ноября
Среди уничтоженного и разрушенного три ключевых причала под номерами 22, 25, 27, контейнеры с западным военным оборудованием, артиллерийские снаряды, ракеты и системы разведки, модули для боевых бронированных машин, навигационные системы, компоненты авиационной техники, германские системы ПВО и несколько шведских десантно-штурмовых катеров типа CombatBoat 90H.
Это наша территория: Почему нужно наступать и не слушать разговоров о разделе Украины
Российскому командованию надо принять мудрое решение – наступать в прежнем темпе и не слушать разговоров о разделе Украины. Это наша историческая территория. Не надо думать, что Трамп "придет и что-то нам не отдаст".
США попытались нанести удар по России. Подведены итоги
15.11.2024 22:39
Соединенным Штатам не удалось ослабить Россию при помощи Украины, заявил американский политолог и эксперт по международным отношениям профессор Джон Миршаймер в интервью YouTube-каналу Judging Freedom.
"Мощнейшие взрывы" в Одессе: Впервые уничтожено особое вооружение. Эшелоны скорых, оцепление - командующий ВМС Дании прибыл не вовремя
15.11.2024 16:57
С позднего вечера 14 ноября и всю минувшую ночь продолжалась бомбардировка Одессы и Одесской области. Поражено множество грузов, разрушена портовая инфраструктура почти во всех черноморских городах региона. Впервые уничтожено особое вооружение.
ВСУ завели колоссальные резервы на Курщину. Потери рекордные. Тревожные сообщения с фронта: Официально подтверждён "безумный план" Киева
Обстановка на Курском направлении остаётся сложной. С фронта поступают тревожные сообщения - фронтовики докладывают: "Продвижение идёт крайне тяжело и медленно". ВСУ завели колоссальные резервы на Курщину, враг не испытывает дефицита живой силы. Сообщается о рекордных потерях. Официально подтверждён "безумный план" Киева.