Как F-35 лишает американцев преимущества в воздухе и на море
Выступая на слушаниях в сенатском комитете Конгресса США по вооружениям, генерал Марк Милли, являющийся наиболее вероятным претендентом на должность председателя Комитета начальников штабов американских вооруженных сил четко и однозначно заявил о том, что Соединенные Штаты ни в коем случае «не должны потерять те преимущества, которые имеют сегодня в военном отношении перед другими странами». Особенно – перед теми, которые, по Милли, являются «главными угрозами для национальной безопасности США». В качестве таковых, как несложно догадаться, были названы Китай, Россия, Иран и Северная Корея. Как видим, Вашингтон и дальше готов рассматривать любые международные отношения исключительно с позиции силы и при условии собственного доминирования.
В свете этих слов куда понятнее становятся сыплющиеся, как из рога изобилия, сообщения о том, что Пентагон приступил к разработке того или иного нового вида оружия, намерен вложить баснословные средства в усовершенствование или улучшение уже имеющихся его разновидностей и «вот-вот примет на вооружение» нечто вовсе уж смертоносное и при этом «не имеющее аналогов». Сколько же правды в разговорах американского генералитета и политиков о собственном превосходстве в военной области? Этот вопрос, безусловно, нуждается в весьма детальной проработке. Попытаемся хотя бы частично прояснить его, рассматривая ситуацию в двух областях, традиционно являющихся ключевыми для вооруженных сил Соединенных Штатов.
«Лучший в мире» или нуждающийся в «модернизации»?
Едва ли не самым передовым военно-технологическим проектом, которым просто обожают «козырять» не только в Пентагоне, но и в Белом Доме, превратив его в орудие уже не только военного, но и политического шантажа (по крайней мере – в случае с Турцией), является истребитель пятого поколения F-35 Lightning II. Эта боевая машина имеет целых три модификации – для сухопутных войск, морской пехоты и ВМФ США. Вдобавок, если верить заявлению более, чем годовой давности, сделанному директором Агентства по противоракетной обороне США Сэмюэлем Гривзом, самолет планируют использовать еще и в системе ПРО Соединенных Штатов, оснастив средствами для поражения баллистических ракет. Одним словом – F-35 «на все крылья мастер» и чуть ли не основная опора и защита американской национальной безопасности. Расхваливая его на все лады, что чиновники оборонного ведомства США, что представители «материнской» корпорации Lockheed Martin не устают повторять, что этот истребитель является «самым современным» и «не имеющим равных» в мире. Однако, есть вопросы…
Не так давно, когда в СМИ (причем нисколечко не российских, а, если не ошибаюсь, турецких) было проведено примерное сравнение американского F-35 и российского Су-57, с выводами далеко не в пользу первого, в США прямо-таки на дыбы взвились: «Как они смеют! Что несут?! Да что они вообще понимают в этом!» Ну, понимать-то, наверное, понимают – поскольку Турция буквально до последнего времени была одной из активнейших участниц международной программы как раз по созданию F-35, но главное даже и не в этом. Обильно оплевав тех, кто взялся говорить о превосходстве нашего самолета, например, в дальности и времени полета, максимальной скорости и боевой нагрузке, американцы немедленно заявили о начале программы «глубокой модернизации» своего «чуда техники».
Понятно, что любая боевая машина нуждается в постоянном совершенствовании и улучшении, однако не вы ли буквально вчера с пеной у рта доказывали, что F-35 и так «лучший в мире»?! Су-57 не превосходит его по радиусу действия? Зачем же тогда Lockheed Martin намерена навесить под крыльями своего истребителя (с возможностью последующего сброса в полете) два дополнительных топливных бака емкостью по 2 с лишним тысячи литров, что увеличит на целых 40% его запас «горючки». На сколько при этом вырастет дальность действия самолета, не уточняется. «Значительно» – вот и все заявленные «параметры». Правда, уже сказано, какую оборотную сторону будет иметь данный «апгрейд» – F-35 при этом «лишится своей малозаметности», которая, по сути дела, является его основным «неоспоримым» преимуществом! Так стоило ли вообще огород городить с самым дорогим в мире «истребителем-невидимкой»?
Стрелять – так стрелять! Летать… Как летать?
Создается впечатление, что компания-разработчик просто не знает, чего бы ему, извините за выражение, присобачить в качестве такового. То грозится увеличить количество штатных ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 с четырех до шести, запрятав их в некие «внутренние отсеки корпуса». То вдруг заводит разговор о том, что ракеты эти – по сути дела, устаревший хлам и на замену им уже готовятся AIM-260, они же - Объединенные воздушно-тактические ракеты (JATM). О необходимости принятия их на вооружение заявил не абы кто, а исполнительный директор программы вооружений ВВС США генерал Энтони Генатемпо. При том он с солдатской простотой признался – AIM-120 проигрывают в сравнении с бортовым вооружением Су-57 и китайского J-20, вооруженного ракетой PL-15, способной достать противника на расстоянии в 200 километров. А ведь у китайских товарищей на подходе уже PL-21, которая будет дальнобойнее еще километров на сто! Вот американцы и планируют… начать полетные испытания новой ракеты через пару лет.
Впрочем, все эти проекты меркнут перед очередной задумкой Lockheed Martin – установить на F-35… гиперзвуковые ракеты! Идея оснастить ими палубную версию истребителя рассматривается в корпорации на самом полном серьезе. Вообще-то, боеприпас, о котором идет речь – Hypesonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC) разрабатывался исключительно для наземного базирования. Но ничего, затейники из Lockheed Martin что-нибудь придумают. На мелочи там не размениваются – сейчас планируется внешнее размещение на боевой машине сразу двух ракет, которые должны будут развивать скорость, превышающую пять Махов. Главное, что соответствующий контракт на разработку и внедрение корпорацией с Пентагоном уже заключен – сумма немного не дотягивает до миллиарда долларов, так что есть где развернуться.
Непонятным остается только один вопрос – как все эти грандиозные планы совмещаются с очередными данными испытаний F-35, которыми поделилось отвечающее за них управление Пентагона? Оказывается, длительный сверхзвуковой полет на скоростях 1,3-1,4 числа Маха противопоказан этим истребителям категорически, по крайней мере, моделям «С» и «В»! В процессе такового составляющее главную «фишку» боевой машины «стелс-покрытие» попросту вздувается пузырями и отслаивается, как краска на старом заборе. Работающий в режиме форсажа «на пределе» двигатель разогревает хвостовую часть до такой степени, что радиопоглощающее покрытие летит с него клочьями и даже плавятся расположенные там антенны. В Lockheed Martin уже клянутся, что разработали «более стойкое к нагреву» покрытие, однако при этом честно признаются – по-настоящему длительного полета на «сверхзвуке» не выдержит и оно. Если учесть, что данная проблема преследует F-35 с момента его первых испытаний в 2011 году, она вряд ли имеет реальное решение. Пока что в Пентагоне пришли к, воистину, «соломонову» решению – запретить истребителям, поставляемым для палубного базирования и морской пехоты участвовать в сверхзвуковых перехватах. И вообще предписали им «летать потихонечку». Тут уж – или быстро, или незаметно…
Не взлетим, не поплаваем…
Между прочим, описанными выше проблемами «головная боль» Пентагона с «морским» вариантом F-35 (модель С), далеко не исчерпывается. Но тут уже речь не о ВВС, а о ВМФ США. Там очень долго и проникновенно вещали о том, что идущие на смену авианосцам класса Nimitz «суперавианосцы» класса Ford будут прямо-таки верхом совершенства и заставят трепетать в ужасе всех врагов «великой Америки». Эти супостаты перетопятся в собственных прибрежных водах от страха, как только завидят приближающиеся к ним плавучие махины, с которых тут же посыплются «самые современные самолеты-невидимки». Ну, и так далее. Как оказалось, с самоутоплением и прочими проявлениями паники можно пока погодить. Первый же корабль заявленного класса – Gerald R. Ford (CVN-78), оказался, как бы это помягче выразиться … далеко нет таким грозным, как ожидалось. Дело в том, что вылететь с него на врага смогут разве что чайки, обосновавшиеся на палубных надстройках. С хвалеными F-35 он оказался попросту несовместим.
Дело разъясняется до крайности просто – в свое время прижимистые господа из Конгресса США решили крепко сэкономить, уменьшив безграничные аппетиты корпораций американского ВПК. Конгрессменами был положен некий финансовый предел для увеличения стоимости строящихся авианосцев: больше оговоренной суммы – ни-ни, ни цента! Вот им и понастроили… Нынешняя «бюджетная» версия электромагнитной катапульты Electromagnetic Aircraft Launch System (EMALS) а также аэрофинишера Advanced Arresting Gear (AAG) не позволяет F-35 ни приземлиться на палубу, ни взлететь с нее. Точно та же история и со следующим в серии авианосцем – CVN-79 John F. Kennedy. В Вашингтоне уже пригрозили, что запретят военно-морскому флоту осуществлять его приемку, если проблема не будет решена. Однако, выход тут существует только один – выложить за «усовершенствования» дополнительные денежки, которые в итоге, как уже признали в том же Конгрессе, с лихвой перекроют всю «экономию».
Причем заменой финишеров и катапульта тут, опять-таки, никак не обойтись. На все том же злополучном Gerald R. Ford были установлены «новейшие» электромагнитные подъемники для боеприпасов, по идее, способные поднять из трюмов на взлетную палубу 20 000 фунтов боеприпасов, причем с головокружительной скоростью 150 футов в минуту. Это, конечно большой прорыв в сравнении с предыдущей версией оружейных лифтов, имевших вполовину меньшие грузоподъемность и скорость. Вот только есть одно «но». На нынешний момент на авианосце из имеющихся в наличии 11 подъемников в худо-бедно работоспособном состоянии пребывают два. И починить их не в состоянии все вместе взятые специалисты ВМФ США! Военно-морской министр страны, Ричард Спенсер, отчаянно бия себя в грудь, в конце прошлого года лично обещал Дональду Трампу, что чертовы лифты будут работать, как часики «в самое ближайшее время». «Иначе можете меня уволить!» – так и сказал. Не знаю, остался ли Спенсер при должности, но проклятые подъемники как не функционировали, так и не функционируют. Очередные морские испытания, в ходе которых авианосец должен был продемонстрировать полнейшую исправность и готовность всех систем, как-то незаметно передвинулись с июля на октябрь. Джеймс Гёртс, помощник Спенсера «по исследованиям» уже объявил о том, что для борьбы со зловредными лифтами будет привлечена «группа экспертов», которые «порекомендуют новые конструктивные решения проблемы». Можно не сомневаться – не из дешевых.
После всего этого становится не совсем понятно, о каких именно «преимуществах» вел речь генерал Марк Милли? Разве что он имел в виду упитанность собственных будущих подчиненных – количество «воинов» страдающих от ожирения в американской армии достигло такого пугающего количества (до 70% в сухопутных войсках и около 65% – в ВМФ), что их уже собрались сажать на специальную кетогенную диету. Ну, в смысле пожрать американцы – большие мастера. Насчет повоевать… Ну, даже не знаю – стоит ли и пытаться.
В свете этих слов куда понятнее становятся сыплющиеся, как из рога изобилия, сообщения о том, что Пентагон приступил к разработке того или иного нового вида оружия, намерен вложить баснословные средства в усовершенствование или улучшение уже имеющихся его разновидностей и «вот-вот примет на вооружение» нечто вовсе уж смертоносное и при этом «не имеющее аналогов». Сколько же правды в разговорах американского генералитета и политиков о собственном превосходстве в военной области? Этот вопрос, безусловно, нуждается в весьма детальной проработке. Попытаемся хотя бы частично прояснить его, рассматривая ситуацию в двух областях, традиционно являющихся ключевыми для вооруженных сил Соединенных Штатов.
«Лучший в мире» или нуждающийся в «модернизации»?
Едва ли не самым передовым военно-технологическим проектом, которым просто обожают «козырять» не только в Пентагоне, но и в Белом Доме, превратив его в орудие уже не только военного, но и политического шантажа (по крайней мере – в случае с Турцией), является истребитель пятого поколения F-35 Lightning II. Эта боевая машина имеет целых три модификации – для сухопутных войск, морской пехоты и ВМФ США. Вдобавок, если верить заявлению более, чем годовой давности, сделанному директором Агентства по противоракетной обороне США Сэмюэлем Гривзом, самолет планируют использовать еще и в системе ПРО Соединенных Штатов, оснастив средствами для поражения баллистических ракет. Одним словом – F-35 «на все крылья мастер» и чуть ли не основная опора и защита американской национальной безопасности. Расхваливая его на все лады, что чиновники оборонного ведомства США, что представители «материнской» корпорации Lockheed Martin не устают повторять, что этот истребитель является «самым современным» и «не имеющим равных» в мире. Однако, есть вопросы…
Не так давно, когда в СМИ (причем нисколечко не российских, а, если не ошибаюсь, турецких) было проведено примерное сравнение американского F-35 и российского Су-57, с выводами далеко не в пользу первого, в США прямо-таки на дыбы взвились: «Как они смеют! Что несут?! Да что они вообще понимают в этом!» Ну, понимать-то, наверное, понимают – поскольку Турция буквально до последнего времени была одной из активнейших участниц международной программы как раз по созданию F-35, но главное даже и не в этом. Обильно оплевав тех, кто взялся говорить о превосходстве нашего самолета, например, в дальности и времени полета, максимальной скорости и боевой нагрузке, американцы немедленно заявили о начале программы «глубокой модернизации» своего «чуда техники».
Понятно, что любая боевая машина нуждается в постоянном совершенствовании и улучшении, однако не вы ли буквально вчера с пеной у рта доказывали, что F-35 и так «лучший в мире»?! Су-57 не превосходит его по радиусу действия? Зачем же тогда Lockheed Martin намерена навесить под крыльями своего истребителя (с возможностью последующего сброса в полете) два дополнительных топливных бака емкостью по 2 с лишним тысячи литров, что увеличит на целых 40% его запас «горючки». На сколько при этом вырастет дальность действия самолета, не уточняется. «Значительно» – вот и все заявленные «параметры». Правда, уже сказано, какую оборотную сторону будет иметь данный «апгрейд» – F-35 при этом «лишится своей малозаметности», которая, по сути дела, является его основным «неоспоримым» преимуществом! Так стоило ли вообще огород городить с самым дорогим в мире «истребителем-невидимкой»?
Стрелять – так стрелять! Летать… Как летать?
Создается впечатление, что компания-разработчик просто не знает, чего бы ему, извините за выражение, присобачить в качестве такового. То грозится увеличить количество штатных ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 с четырех до шести, запрятав их в некие «внутренние отсеки корпуса». То вдруг заводит разговор о том, что ракеты эти – по сути дела, устаревший хлам и на замену им уже готовятся AIM-260, они же - Объединенные воздушно-тактические ракеты (JATM). О необходимости принятия их на вооружение заявил не абы кто, а исполнительный директор программы вооружений ВВС США генерал Энтони Генатемпо. При том он с солдатской простотой признался – AIM-120 проигрывают в сравнении с бортовым вооружением Су-57 и китайского J-20, вооруженного ракетой PL-15, способной достать противника на расстоянии в 200 километров. А ведь у китайских товарищей на подходе уже PL-21, которая будет дальнобойнее еще километров на сто! Вот американцы и планируют… начать полетные испытания новой ракеты через пару лет.
Впрочем, все эти проекты меркнут перед очередной задумкой Lockheed Martin – установить на F-35… гиперзвуковые ракеты! Идея оснастить ими палубную версию истребителя рассматривается в корпорации на самом полном серьезе. Вообще-то, боеприпас, о котором идет речь – Hypesonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC) разрабатывался исключительно для наземного базирования. Но ничего, затейники из Lockheed Martin что-нибудь придумают. На мелочи там не размениваются – сейчас планируется внешнее размещение на боевой машине сразу двух ракет, которые должны будут развивать скорость, превышающую пять Махов. Главное, что соответствующий контракт на разработку и внедрение корпорацией с Пентагоном уже заключен – сумма немного не дотягивает до миллиарда долларов, так что есть где развернуться.
Непонятным остается только один вопрос – как все эти грандиозные планы совмещаются с очередными данными испытаний F-35, которыми поделилось отвечающее за них управление Пентагона? Оказывается, длительный сверхзвуковой полет на скоростях 1,3-1,4 числа Маха противопоказан этим истребителям категорически, по крайней мере, моделям «С» и «В»! В процессе такового составляющее главную «фишку» боевой машины «стелс-покрытие» попросту вздувается пузырями и отслаивается, как краска на старом заборе. Работающий в режиме форсажа «на пределе» двигатель разогревает хвостовую часть до такой степени, что радиопоглощающее покрытие летит с него клочьями и даже плавятся расположенные там антенны. В Lockheed Martin уже клянутся, что разработали «более стойкое к нагреву» покрытие, однако при этом честно признаются – по-настоящему длительного полета на «сверхзвуке» не выдержит и оно. Если учесть, что данная проблема преследует F-35 с момента его первых испытаний в 2011 году, она вряд ли имеет реальное решение. Пока что в Пентагоне пришли к, воистину, «соломонову» решению – запретить истребителям, поставляемым для палубного базирования и морской пехоты участвовать в сверхзвуковых перехватах. И вообще предписали им «летать потихонечку». Тут уж – или быстро, или незаметно…
Не взлетим, не поплаваем…
Между прочим, описанными выше проблемами «головная боль» Пентагона с «морским» вариантом F-35 (модель С), далеко не исчерпывается. Но тут уже речь не о ВВС, а о ВМФ США. Там очень долго и проникновенно вещали о том, что идущие на смену авианосцам класса Nimitz «суперавианосцы» класса Ford будут прямо-таки верхом совершенства и заставят трепетать в ужасе всех врагов «великой Америки». Эти супостаты перетопятся в собственных прибрежных водах от страха, как только завидят приближающиеся к ним плавучие махины, с которых тут же посыплются «самые современные самолеты-невидимки». Ну, и так далее. Как оказалось, с самоутоплением и прочими проявлениями паники можно пока погодить. Первый же корабль заявленного класса – Gerald R. Ford (CVN-78), оказался, как бы это помягче выразиться … далеко нет таким грозным, как ожидалось. Дело в том, что вылететь с него на врага смогут разве что чайки, обосновавшиеся на палубных надстройках. С хвалеными F-35 он оказался попросту несовместим.
Дело разъясняется до крайности просто – в свое время прижимистые господа из Конгресса США решили крепко сэкономить, уменьшив безграничные аппетиты корпораций американского ВПК. Конгрессменами был положен некий финансовый предел для увеличения стоимости строящихся авианосцев: больше оговоренной суммы – ни-ни, ни цента! Вот им и понастроили… Нынешняя «бюджетная» версия электромагнитной катапульты Electromagnetic Aircraft Launch System (EMALS) а также аэрофинишера Advanced Arresting Gear (AAG) не позволяет F-35 ни приземлиться на палубу, ни взлететь с нее. Точно та же история и со следующим в серии авианосцем – CVN-79 John F. Kennedy. В Вашингтоне уже пригрозили, что запретят военно-морскому флоту осуществлять его приемку, если проблема не будет решена. Однако, выход тут существует только один – выложить за «усовершенствования» дополнительные денежки, которые в итоге, как уже признали в том же Конгрессе, с лихвой перекроют всю «экономию».
Причем заменой финишеров и катапульта тут, опять-таки, никак не обойтись. На все том же злополучном Gerald R. Ford были установлены «новейшие» электромагнитные подъемники для боеприпасов, по идее, способные поднять из трюмов на взлетную палубу 20 000 фунтов боеприпасов, причем с головокружительной скоростью 150 футов в минуту. Это, конечно большой прорыв в сравнении с предыдущей версией оружейных лифтов, имевших вполовину меньшие грузоподъемность и скорость. Вот только есть одно «но». На нынешний момент на авианосце из имеющихся в наличии 11 подъемников в худо-бедно работоспособном состоянии пребывают два. И починить их не в состоянии все вместе взятые специалисты ВМФ США! Военно-морской министр страны, Ричард Спенсер, отчаянно бия себя в грудь, в конце прошлого года лично обещал Дональду Трампу, что чертовы лифты будут работать, как часики «в самое ближайшее время». «Иначе можете меня уволить!» – так и сказал. Не знаю, остался ли Спенсер при должности, но проклятые подъемники как не функционировали, так и не функционируют. Очередные морские испытания, в ходе которых авианосец должен был продемонстрировать полнейшую исправность и готовность всех систем, как-то незаметно передвинулись с июля на октябрь. Джеймс Гёртс, помощник Спенсера «по исследованиям» уже объявил о том, что для борьбы со зловредными лифтами будет привлечена «группа экспертов», которые «порекомендуют новые конструктивные решения проблемы». Можно не сомневаться – не из дешевых.
После всего этого становится не совсем понятно, о каких именно «преимуществах» вел речь генерал Марк Милли? Разве что он имел в виду упитанность собственных будущих подчиненных – количество «воинов» страдающих от ожирения в американской армии достигло такого пугающего количества (до 70% в сухопутных войсках и около 65% – в ВМФ), что их уже собрались сажать на специальную кетогенную диету. Ну, в смысле пожрать американцы – большие мастера. Насчет повоевать… Ну, даже не знаю – стоит ли и пытаться.
Читайте также:
Украина утомила всех. Весь мир надеется на сделку Трампа с Путиным
Переизбрание Трампа продемонстрировало, что страны Запада не готовы поддерживать Украину "столько, сколько потребуется", пишет Politico. По мнению автора, если американский президент заключит сделку с Путиным и добьется мира, то рады будут все, включая украинцев.
Полное безумие: британцы взорвали мост в Эстонии. Чтобы напугать русских
Британские и эстонские военнослужащие взорвали мост на шоссе Таллин – Пярну, пишет Express. Сооружение было старым, его заменят современным. Снос поручили военным, чтобы они потренировались на случай наступления российских войск. С ума они там в Эстонии посходили, что ли? Похоже на то.
ВСУ завели колоссальные резервы на Курщину. Потери рекордные. Тревожные сообщения с фронта: Официально подтверждён "безумный план" Киева
Обстановка на Курском направлении остаётся сложной. С фронта поступают тревожные сообщения - фронтовики докладывают: "Продвижение идёт крайне тяжело и медленно". ВСУ завели колоссальные резервы на Курщину, враг не испытывает дефицита живой силы. Сообщается о рекордных потерях. Официально подтверждён "безумный план" Киева.
В бой пошли натовцы. Тяжёлая обстановка на Курщине. Обращение к Белоусову
На Курском направлении тяжёлая обстановка. Потери ВСУ рекордно возросли. Десятки некрологов из Суджи. Наше продвижение идёт крайне тяжело и медленно, сообщают фронтовики. Противник старается перегруппироваться и завести на позиции новый личный состав
Россия переиграла Америку её же картами: Чем обернётся урановый удар по США?
Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащённого урана в США. Такое решение было принято по указанию Президента Владимира Путина в ответ на введённые Соединёнными Штатами санкциями на импорт урановой продукции из России. Член Совета по правам человека при президенте Александр Ионов рассказал в интервью Царьграду, чем обернётся урановый удар по США.