Лукашенко ищет спасения в Пекине

В начале этой недели белорусский лидер Александр Лукашенко находился с трехдневным визитом в Пекине, где состоялись его встречи с руководством Китайской народной республики – председателем Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Кэцяном. Лукашенко, назвавший Китай новым "центром мира", рассчитывает сделать Поднебесную своим ключевым стратегическим партнером и через членство Беларуси в Таможенном союзе открыть Пекину более широкий доступ на рынки России и Казахстана. Эксперты же считают поездку белорусского президента попыткой заменить Россию Китаем в качестве ключевого экономического партнера, или хотя бы напугать Кремль такой перспективой. Однако при более внимательном рассмотрении мотивов Минска становится ясно, что поездка Лукашенко может преследовать совсем иные цели. Белорусско-китайское сотрудничество в широких масштабах началось в 2010-2011 годах, когда почуявшие слабость белорусской экономики китайские государственные компании начали в массовом порядке открывать свои представительства в Минске, изучая экономическую ситуацию в стране. В результате в 2012 году Пекин выделил Беларуси кредит в размере $ 16 млрд., что более чем в 32 раза превышает стоимость экспорта товаров этой страны в Поднебесную (в 2012 году он составил около $ 400 млн.). Китайцев определенно заинтересовала перспектива долгосрочных инвестиций в финансово нестабильную страну с целью получения в будущем образцов советских (в том числе военных) технологий, которые развиваются в республике. Кроме того, Китай рассматривает Беларусь как перспективный рынок для своих товаров широкого потребления, важный транспортный узел практически в центре Европы и ключевого партнера Москвы, который может придать новый импульс российско-китайскому взаимодействию.
Для Минска все выглядит на первый взгляд проще – Беларуси нужны средства на поддержание финансовой стабильности после девальвации рубля (а также для недопущения нового обрушения) и для загрузки своих промышленных предприятий заказами из Китая. Эксперты прогнозируют тяжелые времена для Белоруссии: промышленные гиганты вводят неполную рабочую неделю, чтобы не увольнять сотрудников, а правительство выжимает последние соки из экономики, пытаясь поднять уровень зарплат хотя бы до $ 600 в месяц. На этом фоне заканчиваются транши по кредитной линии в размере $ 3 млрд., предоставленных Минску ЕврАзЭС во главе с Россией. А это означает, что придется вскоре возвращать долги, а денег на это нет. Более того, Москва пока не дает добро на новый кредит Белоруссии в размере $ 2 млрд.
Возросшее социальное и политическое недовольство жителей Белоруссии вкупе с нарастающим кризисом в экономике подтолкнули Минск искать нового ключевого стратегического партнера в лице Китая, который, не выдвигая политических требований белорусскому руководству и не вынуждая его приватизировать крупнейшие промышленные предприятия, на чем настаивает Москва, готов давать объемные кредиты на инфраструктурные проекты и загружать промышленные мощности крупными заказами. Именно по такой схеме Пекин уже много лет сотрудничает с рядом развивающихся стран Азии и Африки.
Для Лукашенко это жизненно необходимо, поскольку очередной обвал экономики на фоне запретительных мер в отношении белорусской оппозиции и атмосферы "закручивания гаек" неизбежно приведут к волне протестов в стране и, возможно, смещению правящей команды. И поскольку Москва готова давать деньги только на жестких интеграционных условиях, а других крупных стран, готовых без дополнительных условий сотрудничать с Лукашенко, больше нет, он обращается за помощью к Пекину.
С другой стороны, если принять во внимание боязнь Минска в открытую пойти против своего единственного на данный момент политического и экономического союзника в лице Москвы, Лукашенко вполне может действовать "от имени" Таможенного союза. Беларусь в этом случае следует рассматривать как своеобразный "полигон" для масштабных китайских инфраструктурных инвестиций, опыт которых, в случае успеха, можно распространить и на Россию с Казахстаном, ограничивавшихся до сих пор отдельными совместными проектами с Пекином.
Демарш Лукашенко, отправившегося на три дня в Пекин, позволит Минску вновь разыграть сценарий управляемого конфликта с Москвой, что даст Европе и США повод предположить о появлении новой размолвки между Путиным и Лукашенко. Запад, как уже не раз бывало раньше, может "клюнуть" на эту уловку и попытаться приманить белорусского "батьку" снятием ограничений на передвижение белорусских чиновников за рубежом, а также ослаблением экономического давления. Минск играет в эту игру уже много лет подряд, пытаясь наладить политические и экономические отношения с Западом и, одновременно, сохранить Россию в качестве ключевого торгового партнера. На этот раз такая игра может быть обусловлена нежеланием Москвы в полной мере содержать нереформированную белорусскую экономику, которая
из-за расширяющегося экономического кризиса может вскоре потребовать новых финансовых вливаний. В этих условиях разумнее перенести тяжесть экономического бремени на плечи давних оппонентов Минска.
Нельзя исключать и того, что речь идет о попытках Москвы с помощью Лукашенко договориться о расширении участия Пекина в совместных проектах с российской стороной. В последнее время такие попытки вызывают настороженность США, поэтому для Кремля выгоднее прикрываться опальным на Западе "последним диктатором Европы". "Газпром", "РЖД", "Роснефть", "Интер РАО" и другие крупные российские компании заинтересованы в привлечении китайских инвестиций и совместных проектах с Поднебесной, которые откроют для россиян гигантский потребительский рынок КНР и позволят освободиться от "западной зависимости" – односторонней привязки к инвестициям из Европы и США. В случае удачного исхода переговоров появится шанс в будущем объединить такие экономические площадки, как Таможенный союз и Шанхайская организация сотрудничества, сделав Беларусь своеобразным "мостом" и "пробным камнем" этого объединения.
Однако не стоит рассматривать китайцев в качестве простой "дойной коровы", которая с легкостью расстанется со своими деньгами в угоду геополитическим и экономическим интересам партнеров. Наоборот, КНР заинтересована только в жестко обусловленных кредитах (что, кстати, показал пример 16-миллиардного кредита Беларуси в прошлом году), которые позволят загрузить заказами китайские компании и приобрести образцы новых технологий с постсоветского пространства.
Читайте также:
«Местные полыхают синим пламенем»: Русская диверсия на Украине вышла на редкость комичной
Накануне Нового года на Украине фиксируют всплеск «русских диверсий особого цинизма». Злость местных зашкаливает, хотя со стороны выглядит скорее комично.
От «ГАЗели» до грузчика: Комплексные услуги для вашего переезда
05.12.2025 22:53
Москва — это не просто точка на карте, это гигантский, непрерывно гудящий механизм, сотканный из миллионов маршрутов, срочных дел и бесконечных потоков стали и бетона.
Точные удары "Искандерами": Огромные потери офицеров СБУ и сбои в управлении фронтом
Ювелирные «Искандеры» по СБУ: огромные потери офицеров в Кривом Роге, архивы уничтожены, управление фронтом «подвисло». За двое суток — серия точных ударов по Одессе, Сумам, Харькову и Запорожью. ПВО Украины на исходе. Что это значит для хода конфликта?
Что-то невероятное. НАТО засекло "боевых птиц" Путина. Там, где их не ждали: У Запада паника. Смотрите сами — ужас, как мощно
05.12.2025 10:35
"Боевые птицы" Путина прилетели туда, где их не ждали. Когда в НАТО засекли Ту-160, в военном блоке началась паника. Это что-то невероятное, кадры Минобороны говорят сами за себя. Ужас, как мощно!
«Зеленского уже не спасти»: Европа начала тихую «отмену» Украины – в Киеве истерика
Европа устала: Италия, Чехия и Финляндия сворачивают военную помощь Киеву, Бельгия бунтует против конфискации российских активов, а генсек НАТО признаёт — «плана Б» нет. В Киеве паника и крики «нас предали». Пока Германия и Франция держат жёсткую линию, «периферия» ЕС тихо спрыгивает с поезда. Началась ли «отмена» Украины?