Регистрация

Нетонущая броня. Как на танках ездят под водой

28.09.2019  12:02
2 468
0


Пять метров глубины, более сотни танков и стремительный захват плацдарма на противоположном берегу — на стратегических учениях "Центр-2019" в конце сентября танкисты Центрального военного округа переправили через реку целую колонну бронетехники. Под водой. Этот прием используется в войсках с 1950-х и требует от экипажей особой выдержки.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Герметик и противогазы


Преодоление водной преграды на танке — один из самых сложных элементов боевой подготовки. Чтобы получить допуск к этому упражнению, каждый экипаж должен пройти курс легководолазных тренировок в специально оборудованных бассейнах глубиной в несколько метров. Танкистов учат правильно действовать в аварийных ситуациях и, самое главное, — не поддаваться панике при затоплении.

Перед тем как уйти на дно, бойцы на суше оттачивают навыки управления танком в изолирующих противогазах, позволяющих выйти из затопленной бронемашины на поверхность или выполнить несложные манипуляции под водой.

Выдыхаемый воздух в таких устройствах поступает в регенеративный патрон, где благодаря химической реакции очищается от углекислого газа и обогащается кислородом. Каждый противогаз рассчитан на полтора часа автономного пребывания под водой.

Танк тоже готовят к погружению: люки герметизируют резиновыми прокладками, на ствол орудия надевают резиновую заглушку, а щели и отверстия обрабатывают специальной водонепроницаемой смазкой. Радиаторы двигателя закрываются защитными крышками, клапаны выпускной системы наглухо задраиваются.

Cегодня практически все поступающие на вооружение бронемашины оснащены оборудованием для подводного вождения. В комплекте — специальные трубы длиной три-четыре метра, через которые к двигателю поступает воздух.

Бросок по приборам

Впрочем, даже на подготовленной технике никто не ныряет в воду в неразведанных местах. Перед переправой инженерные подразделения тщательно исследуют дно реки и определяют точный маршрут движения. При этом скорость воды в месте переправы не должна превышать двух метров в секунду. Более быстрое течение может сбить танк с курса.

Под водой тяжелая машина движется практически вслепую. Тут все зависит от механика-водителя, который ориентируется лишь по гирополукомпасу и заранее выбранному ориентиру на противоположном берегу. Кроме того, чтобы избежать остановки двигателя, необходимо постоянно поддерживать определенные обороты и ползти только на первой передаче. Если маневрировать — то очень плавно.

Движение колонны, как правило, с берега контролирует начальник переправы или командир подразделения, отдающий команды экипажам по радиостанциям. Важный момент — под водой танкисты должны сохранять полное радиомолчание, рации настраиваются только на прием — пользоваться передатчиком можно лишь в нештатной ситуации.

Если танк по какой-то причине заглох или перевернулся, экипаж его затапливает. Все надевают противогазы и спасательные жилеты, активируют пиропатроны, открывают люки и выбираются наружу.

Советские традиции

Примечательно, что первые боевые машины, пригодные для подводного форсирования рек, разработали в СССР еще в середине 1930-х. Это были легкие танки Т-26 и БТ-5 со специальным оснащением, мало отличающимся от современного.

Люки и отверстия герметизировались, устанавливалась воздухопитающая труба, орудия и пулеметы защищались резиновыми чехлами. Благодаря этому боевые машины могли ездить по дну водоемов глубиной до четырех метров. Во время Великой Отечественной войны к движению под водой пытались адаптировать легендарные Т-34.

Теме форсирования рек на бронетехнике в Советской армии исторически уделяли особое внимание. Дело в том, что при гипотетическом конфликте в Европе танковым войскам пришлось бы преодолевать множество водных артерий. В годы холодной войны советские танкисты неоднократно переправлялись на учениях через Неман, Эльбу, Днепр и другие крупные реки.

Переброска бронетехники таким способом способна повлиять на исход целой стратегической операции — перейдя реку без мостов и понтонов, танки могут незамеченными выйти противнику в тыл, перехватить инициативу и нанести внезапный массированный удар.

К примеру, в рамках учений "Центр-2019" на полигоне "Юргинский" разыграли сразу несколько тактических эпизодов. Вместе с танками реку форсировали боевые машины пехоты БМП-3 и самоходные артиллерийские установки "Мста-С". При этом ширина русла на участке перехода достигала 450 метров.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Французов отправили по знакомому маршруту: Расположение наёмников вычислено
16.04.2024 23:42
Французских наёмников в Славянске разбили ракетным ударом русской армии. Известно, что они бывали рядом с городом и раньше - ещё в 2016 году.
Раскрыта роль Норвегии в возможном ударе НАТО по России в Скандинавии
17.04.2024 10:18
Норвегия может подключиться к Финляндии и Швеции в случае вероятного нападения на Россию. Чем располагает норвежская армия и куда будет нанесен возможный удар, выясняла «Военная тайна с Игорем Прокопенко».
Аэродром для F-16 атакован русскими: Зеленский поставил ультиматум, о котором молчат сводки
16.04.2024 18:05
В Генштабе подсчитали, сколько ещё лет продлится конфликт. США объяснили, почему "страна 404" не Израиль.
Как Шольц пытался уговорить Си на мир на Украине. И почему тот ответил отказом
17.04.2024 04:22
x-true.info
Канцлер ФРГ Олаф Шольц, побывавший с визитом в Китае, не добился ожидаемых результатов переговоров от председателя КНР. Товарищ Си в ответ на немецкое предложение о мире на Украине ответил отказом. И вот почему.
Новая цель для ВКС РФ: США засылают своего лучшего разведчика в Италию для "подсветки" Черного моря
16.04.2024 23:42
x-true.info
Базируясь на Сицилии, эта американская "птичка" будет иметь в своей зоне ответственности и Ближний Восток, и Черное море.