Ответ "Мистралям". Каким будет новый российский вертолетоносец

Сотни морпехов, десятки единиц бронетехники и десантные операции за тысячи километров от родных берегов: российский флот в середине 2020-х получит корабли принципиально нового класса — универсальные десантные. Кораблестроители, конструкторы и военные уже согласовывают детали проекта и задачи будущих УДК.
Большие планы
Вертолетоносцы будут строить на судостроительном заводе "Залив" в Керчи. Закладка двух универсальных кораблей-доков планируется на 2020-й, передача их ВМФ России намечена на 2025-й и 2026-й. В дальнейшем серию могут продолжить.
По какому именно проекту будут строиться корабли, пока неизвестно. Напомним, после разрыва контракта с Францией на поставку вертолетоносцев типа "Мистраль" российские КБ подготовили сразу несколько вариантов. В 2015-м Невское проектно-конструкторское бюро представило концепцию УДК "Прибой". Этот корабль водоизмещением 14 тысяч тонн способен находиться в автономном плавании до двух месяцев, дальность маршрута — 11 тысяч километров. "Прибой" рассчитан на размещение восьми вертолетов Ка-27 и шести десантных катеров. Кроме того, на корабле можно перевозить до 500 десантников и 60 единиц бронетехники.
Крыловский государственный научный центр предложил свой вариант вертолетоносца. Он более крупный, представляет собой полутримаран водоизмещением 24 тысячи тонн. На палубе и в трюмах размещаются уже 16 ударных вертолетов Ка-52, транспортно-боевых Ка-29 и многоцелевых Ка-27. На борту можно перевозить до 500 десантников и полсотни единиц боевой техники. Морских пехотинцев предполагается высаживать на берег с помощью нескольких десантных катеров "Серна" или "Раптор". Скорость УДК — более 20 узлов, дальность плавания примерно такая же, как у "Прибоя", но автономность ниже — всего около 30 суток.
Для самообороны на корабле имеются 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176М, несколько 30-миллиметровых артустановок АК-630 "Дуэт", пара зенитных комплексов "Панцирь-МЕ" и противолодочные комплексы "Пакет-НК".
Охотники за субмаринами
Надо сказать, отечественный ВПК уже имеет опыт строительства таких кораблей. Правда, особенности военной доктрины предполагали существенное отличие советских вертолетоносцев от "иностранцев" — как внешне, так и по спектру решаемых задач. Советский Союз не планировал нападать на банановые республики, подгоняя к их берегам корабли-доки с вертолетами, зачищать берег и высаживать десант под прикрытием с воздуха. Десантным операциям в СССР отводилась второстепенная роль, а для доставки и высадки морпехов на берег, как правило, применялись большие десантные корабли.
Советских адмиралов куда больше беспокоили атомные подводные лодки вероятного противника. В 1960-е кораблестроители получили задание разработать крейсер-вертолетоносец для борьбы с субмаринами, способный самостоятельно обнаруживать, выслеживать и уничтожать их на большом удалении от своих баз.
Через несколько лет Черноморский флот оснастили двумя такими крейсерами проекта 1123 "Кондор". Корабли носили имена "Москва" и "Ленинград". Их конструкцию можно назвать необычной. Если передняя часть выглядела вполне привычно — в виде латинской V, — то ближе к миделю корпус значительно расширялся. Сверху корабль напоминал грушу. Такое решение позволило увеличить площадь полетной палубы.
В ангарах размещалось до 14 противолодочных вертолетов, которые по очереди вылетали на боевое патрулирование, сбрасывали в море гидроакустические буи и вели разведку. "Кондоры" имели на борту мощное радиолокационное оборудование и вооружение. Крейсеры оснастили противолодочной ракетной установкой, стреляющей, в том числе, боеприпасами с ядерной головной частью, торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра, реактивными бомбометами, зенитными ракетными комплексами и артиллерийскими установками.
Однако были и существенные недостатки. Например, из-за нестандартной формы в шторм крейсеры зарывались в волну. Переливающаяся через палубу вода могла легко вывести из строя часть оборудования. Кроме того, для управления кораблем и обслуживания его систем требовалось очень много рук — численность экипажей могла доходить до 800 матросов и офицеров.
Тем не менее вертолетоносцы успешно выполняли задачи в Средиземном море и Атлантике. Причем занимались не только прямой задачей — борьбой с подводными лодками, — но и участвовали в спасательных и поисковых операциях. В частности, в 1974-м "Ленинград" задействовали в миссии по разминированию Суэцкого канала.
Этот крейсер списали со службы в 1991-м и продали на металл коммерческой индийской компании. "Москва" прожила чуть дольше — последний выход в море состоялся в 1993-м, затем ее превратили в плавучую казарму, а в 1997-м также продали "на иголки".
Общая идея
У западных стран опыт строительства вертолетоносцев гораздо богаче. Особенно преуспели в этом деле американцы. С середины 1970-х на вооружении ВМС США стояли УДК "Тарава". Это огромные экспедиционные корабли, способные доставить к месту десантной операции до двух тысяч морпехов, десятки единиц бронетехники и вертолетов.
"Таравы" прослужили американскому флоту до 2015-го, на смену им пришли более современные "Уосп". Кроме того, в США уже построен и включен в состав флота головной корабль новой серии десантных кораблей "Америка".
Стоит отметить, что и в СССР были планы по строительству десантных кораблей, подобных американским. В середине 1980-х конструкторы разработали проект универсального десантного корабля под шифром 11780. Он был настолько похож на американский аналог, что получил неофициальное название "Иван Тарава".
На 200-метровую полетную палубу огромного плавучего дока водоизмещением более 30 тысяч тонн могли бы садиться как вертолеты, так и самолеты морского базирования Як-38. УДК вмещал более тысячи десантников, 40 танков и 15 бронетранспортеров. Однако из-за разногласий внутри высшего военного командования проект так и не реализовали. А после распада СССР работы свернули окончательно.
Большие планы
Вертолетоносцы будут строить на судостроительном заводе "Залив" в Керчи. Закладка двух универсальных кораблей-доков планируется на 2020-й, передача их ВМФ России намечена на 2025-й и 2026-й. В дальнейшем серию могут продолжить.
По какому именно проекту будут строиться корабли, пока неизвестно. Напомним, после разрыва контракта с Францией на поставку вертолетоносцев типа "Мистраль" российские КБ подготовили сразу несколько вариантов. В 2015-м Невское проектно-конструкторское бюро представило концепцию УДК "Прибой". Этот корабль водоизмещением 14 тысяч тонн способен находиться в автономном плавании до двух месяцев, дальность маршрута — 11 тысяч километров. "Прибой" рассчитан на размещение восьми вертолетов Ка-27 и шести десантных катеров. Кроме того, на корабле можно перевозить до 500 десантников и 60 единиц бронетехники.
Крыловский государственный научный центр предложил свой вариант вертолетоносца. Он более крупный, представляет собой полутримаран водоизмещением 24 тысячи тонн. На палубе и в трюмах размещаются уже 16 ударных вертолетов Ка-52, транспортно-боевых Ка-29 и многоцелевых Ка-27. На борту можно перевозить до 500 десантников и полсотни единиц боевой техники. Морских пехотинцев предполагается высаживать на берег с помощью нескольких десантных катеров "Серна" или "Раптор". Скорость УДК — более 20 узлов, дальность плавания примерно такая же, как у "Прибоя", но автономность ниже — всего около 30 суток.
Для самообороны на корабле имеются 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176М, несколько 30-миллиметровых артустановок АК-630 "Дуэт", пара зенитных комплексов "Панцирь-МЕ" и противолодочные комплексы "Пакет-НК".
Охотники за субмаринами
Надо сказать, отечественный ВПК уже имеет опыт строительства таких кораблей. Правда, особенности военной доктрины предполагали существенное отличие советских вертолетоносцев от "иностранцев" — как внешне, так и по спектру решаемых задач. Советский Союз не планировал нападать на банановые республики, подгоняя к их берегам корабли-доки с вертолетами, зачищать берег и высаживать десант под прикрытием с воздуха. Десантным операциям в СССР отводилась второстепенная роль, а для доставки и высадки морпехов на берег, как правило, применялись большие десантные корабли.
Советских адмиралов куда больше беспокоили атомные подводные лодки вероятного противника. В 1960-е кораблестроители получили задание разработать крейсер-вертолетоносец для борьбы с субмаринами, способный самостоятельно обнаруживать, выслеживать и уничтожать их на большом удалении от своих баз.
Через несколько лет Черноморский флот оснастили двумя такими крейсерами проекта 1123 "Кондор". Корабли носили имена "Москва" и "Ленинград". Их конструкцию можно назвать необычной. Если передняя часть выглядела вполне привычно — в виде латинской V, — то ближе к миделю корпус значительно расширялся. Сверху корабль напоминал грушу. Такое решение позволило увеличить площадь полетной палубы.
В ангарах размещалось до 14 противолодочных вертолетов, которые по очереди вылетали на боевое патрулирование, сбрасывали в море гидроакустические буи и вели разведку. "Кондоры" имели на борту мощное радиолокационное оборудование и вооружение. Крейсеры оснастили противолодочной ракетной установкой, стреляющей, в том числе, боеприпасами с ядерной головной частью, торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра, реактивными бомбометами, зенитными ракетными комплексами и артиллерийскими установками.
Однако были и существенные недостатки. Например, из-за нестандартной формы в шторм крейсеры зарывались в волну. Переливающаяся через палубу вода могла легко вывести из строя часть оборудования. Кроме того, для управления кораблем и обслуживания его систем требовалось очень много рук — численность экипажей могла доходить до 800 матросов и офицеров.
Тем не менее вертолетоносцы успешно выполняли задачи в Средиземном море и Атлантике. Причем занимались не только прямой задачей — борьбой с подводными лодками, — но и участвовали в спасательных и поисковых операциях. В частности, в 1974-м "Ленинград" задействовали в миссии по разминированию Суэцкого канала.
Этот крейсер списали со службы в 1991-м и продали на металл коммерческой индийской компании. "Москва" прожила чуть дольше — последний выход в море состоялся в 1993-м, затем ее превратили в плавучую казарму, а в 1997-м также продали "на иголки".
Общая идея
У западных стран опыт строительства вертолетоносцев гораздо богаче. Особенно преуспели в этом деле американцы. С середины 1970-х на вооружении ВМС США стояли УДК "Тарава". Это огромные экспедиционные корабли, способные доставить к месту десантной операции до двух тысяч морпехов, десятки единиц бронетехники и вертолетов.
"Таравы" прослужили американскому флоту до 2015-го, на смену им пришли более современные "Уосп". Кроме того, в США уже построен и включен в состав флота головной корабль новой серии десантных кораблей "Америка".
Стоит отметить, что и в СССР были планы по строительству десантных кораблей, подобных американским. В середине 1980-х конструкторы разработали проект универсального десантного корабля под шифром 11780. Он был настолько похож на американский аналог, что получил неофициальное название "Иван Тарава".
На 200-метровую полетную палубу огромного плавучего дока водоизмещением более 30 тысяч тонн могли бы садиться как вертолеты, так и самолеты морского базирования Як-38. УДК вмещал более тысячи десантников, 40 танков и 15 бронетранспортеров. Однако из-за разногласий внутри высшего военного командования проект так и не реализовали. А после распада СССР работы свернули окончательно.
Читайте также:
Фронт на пороге перелома: Путин нанесёт ещё три финальных удара? 300 лодок у Днепра ждут команды на штурм Херсона
Одесса уже четвёртые сутки во тьме: без света более 62 тыс. абонентов, запчастей для подстанций почти не осталось. Эксперты предупреждают — ещё три массированных удара, и энергетика Украины рухнет к Новому году.Тем временем Россия готовит штурм Херсона: накоплено около 300 лодок для форсирования Днепра под командованием «самого хитрого генерала» Михаила Теплинского. Прорывы в Запорожье и
Слова Путина об «Орешнике» шокировали Запад: союзники Украины уже под прицелом
18.12.2025 11:37
Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны сделал предупреждение союзникам Украины, сделав заявления об "Орешнике", пишет Newsweek.
Самое подходящее время – русские срочно летят в США. Военные уже изучают карты
18.12.2025 19:49
Самолёт с русской делегацией берет курс на солнечный Майами. Сохранить эту тайну не получилось. А об этом очень просил Дмитрий Песков.
Признаки развязки: 2026 год — конец СВО. Перемирие, референдум и новые вызовы для России
СВО завершится в 2026 году? Все признаки налицо! Эксперты фиксируют перевес России на фронте и мощное давление Трампа на Киев с требованием мира до Рождества. Активизировалось еврейское лобби, кадровые чистки у Зеленского, разговоры о референдуме по территориям. Но победа может оказаться пирровой: Одесса, Николаев и угрозы Крыму останутся? После СВО — новая эскалация с Западом? Анализ причин,