Хватит ли военно-морским силам КНР четырёх авианосцев?
Китай прекращает строительство авианосцев. По крайней мере, так утверждают СМИ, выпустившие заметки о том, что в среднесрочной перспективе ВМС НОАК планируют обойтись четырьмя кораблями этого класса. Действительно ли Пекин решил ограничить свои авианосные амбиции, и хватит ли ему четырех кораблей для решения имеющихся задач?
Советская школа
Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) долгое время развивались в рамках советской концепции, предполагавшей опору главным образом на многочисленный подводный флот и малые корабли и катера разных типов, предназначенные для действий вблизи побережья. Ядром авиационного компонента в этой системе служит береговая авиация, в первую очередь бомбардировщики-ракетоносцы с противокорабельными ракетами большой дальности. Данная концепция, обусловленная необходимостью защищать свои воды от более сильных флотов, органично сочеталась с реалиями КНР – слабостью ее промышленной базы в период холодной войны.
В 2000‑е ситуация начала меняться. Так же, как ВМФ СССР тридцатью годами ранее, ВМС НОАК стали уделять все большее внимание действиям надводного флота в дальней морской и океанской зоне. Так же, как и Советский Союз, на старте этого процесса Китай не имел баз за пределами своей территории, которые могли бы обеспечить действия флота в удаленных районах. Разумеется, так же, как и Москва, Пекин в этих условиях задумался о создании палубной авиации, способной обеспечить действия флота за пределами радиуса действия самолетов берегового базирования.
Поиски решения этой проблемы начались с той точки, на которой завершилась эволюция палубной авиации советского флота, – Китай купил на Украине недостроенный авианосец «Варяг» проекта 1143.6 и оставшийся там опытный экземпляр палубного истребителя Су‑27К (Су‑33). От России Пекин почти целиком получил комплекс авиационно-технических средств корабля, включая аэрофинишеры, систему оптического привода на посадку и ряд других, а также радиолокационное оборудование и системы управления.
Китайцы сразу сосредоточились на кораблях классической авианосной архитектуры, в то время как СССР почти полтора десятка лет потратил на исследования авианесущих крейсеров, сочетающих размеры классического тяжелого авианосца (свыше 40000 тонн водоизмещения и около 300 метров длины), вооружение ракетного крейсера и авиагруппу из самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) и вертолетов. В итоге в Советском Союзе постройка более крупных кораблей под самолеты с обычным взлетом и посадкой началась лишь в 1980‑х. Это привело к тому, что до своего распада СССР так и не получил полноценный авианосец: не была завершена разработка катапульт, а из набора палубных самолетов имелись только «чистые» истребители – работать по наземным целям Су‑33 и МиГ‑29К, проходившие испытания в начале 1990‑х, могли только свободнопадающими авиабомбами. Предполагалась также возможность оснащения Су‑33 авиационным вариантом противокорабельной ракеты «Москит», но трамплинный старт, серьезно ограничивавший максимальный взлетный вес машины, так и оставил эту возможность в числе теоретических.
При этом даже те советские авианосцы, что уже были предназначены для обычных самолетов («Адмирал Кузнецов», «Варяг» и «Ульяновск»), сохраняли «крейсерские» рудименты в виде противокорабельного ракетного комплекса, из-за которого сокращалась площадь ангарной палубы (а значит, и численность авиакрыла), а эксплуатация самолетов делалась более сложной. Если бы дошло до боевого применения, пуски ракет потребовали бы почти полностью освободить палубу от самолетов (ради сохранения последних), а затем пришлось бы потратить изрядно времени на очистку палубы от мусора и обломков, остающихся на поверхности после старта ракеты.
Часть этого наследия Китай скорректировал, отказавшись от размещения на авианосцах ударного ракетного вооружения. Однако восполнить нехватку нужных элементов предстояло своими силами.
Границы технологии
Достроенный с некоторыми усовершенствованиями авианосец «Варяг», получивший в ВМС НОАК название «Ляонин», был обозначен в китайской номенклатуре как авианосец типа 001. Следующий за ним корабль типа 001А, по сути, представляет собой воспроизведение конструкции «Варяга» уже на китайской базе, с сохранением основных решений, включая трамплинный старт, котлотурбинную энергетическую установку и общие размерения корабля. Более совершенными должны стать авианосцы типа 002, первый из которых уже строится, а второй должен быть заложен в 2021 году. Именно этот, четвертый корабль, по имеющейся информации, как минимум на некоторое время станет последним авианосцем Китая.
Предполагалось, что уже в середине 2020‑х КНР перейдет к постройке авианосцев типа 003 с ядерной энергетикой и катапультным стартом. Но, похоже, такие планы отложены в долгий ящик.
Причин для этого хватает. Проблема здесь как в ограниченности собственно китайских возможностей в деле копирования техники зарубежного производства и создания собственной, так и в ограничениях, свойственных и другим странам. Последние в изобилии демонстрируются в ходе испытаний новейшего американского авианосца «Джеральд Форд», успевшего собрать полноценный букет проблем, в том числе и с «гвоздем» конструкции – электромагнитными катапультами. Ввод этого корабля в боевой состав ВМС США, и без того затянувшийся, теперь ожидают ближе к 2023 году.
Первый комплекс причин типичен для КНР: после успешного копирования исходника столь же успешно разработать технику нового поколения у китайцев не получается. Воспроизведя в свое время Су‑33, Пекин получил собственный палубный истребитель, возможности которого были заметно увеличены по сравнению с прототипом, в том числе благодаря заимствованию систем и агрегатов с приобретенных в России истребителей Су‑30МКК. Но разработка аппаратов, для которых прототип отсутствует, включая палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и палубный истребитель нового поколения, обещает сильно затянуться.
Четырёх достаточно?
Нежелание строить корабли при отсутствии ясных перспектив их оснащения новой техникой и оборудованием понятно. Если у США есть возможность «отката» на исходные позиции в виде, например, оснащения авианосца нового поколения катапультами старого образца и старыми же самолетами, то КНР в случае подобной неудачи с катапультным авианосцем рискует получить в принципе небоеспособный корабль, поскольку катапульт старого образца у нее попросту нет.
Отсутствие же полного набора палубной авиатехники делает китайский суперавианосец, во всяком случае на данном этапе, ненужным – более-менее эффективно обеспечить применение истребителей и вертолетов могут и наследники «Варяга». Большего от них и не требуется: в рамках имеющейся доктрины боевым ядром надводного флота ВМС Китая должны быть ракетные эсминцы – как уже находящиеся в строю корабли типа 052 нескольких модификаций, так и строящиеся «суперэсминцы» типа 055, которые отдельные эксперты относят к ракетным крейсерам. Эти корабли оснащены достаточно разнообразным оружием (включая сверхзвуковые противокорабельные ракеты), и наличие истребительного прикрытия над головой серьезно повысит их боевые возможности.
В сочетании с ракетоносцами берегового базирования Китай, по сути, воспроизводит мечту об «идеальном» советском флоте 1990–2000 годов, который должен был бы располагать и морской ракетоносной авиацией (причем, в отличие от КНР, использующей продвинутые сверхзвуковые самолеты), и палубными самолетами, и набором эсминцев и крейсеров с ударным ракетным вооружением. При этом советские авианосцы должны были в первую очередь обеспечивать именно истребительное прикрытие, без потуг на ударный функционал.
Технически четыре авианосца при коэффициенте оперативного напряжения 50% обеспечат Китаю боевую готовность двух, а при острой необходимости – трех кораблей. Это означает, что два корабля либо будут в море, либо смогут выйти немедленно по получении приказа, еще один сможет достаточно быстро присоединиться к боеготовым силам после некоторой подготовки, и один будет находиться в длительном ремонте или на модернизации. В сочетании с активным строительством фрегатов, эсминцев и подводных лодок, а также с многочисленной береговой авиацией это даст Китаю гарантированное превосходство над всеми американскими союзниками в западной части Тихого океана, а также над силами передового базирования ВМС США, развернутыми в Японии.
Для обеспечения столь же гарантированного превосходства в силах над ВМС НОАК в западной части Тихого океана Соединенным Штатам придется сосредоточить в регионе большую часть своего флота, что автоматически исключает победу малыми силами при военном столкновении с Китаем. Это обстоятельство в случае любого локального конфликта в регионе заставит США оценивать последствия разрастания этого конфликта и возможную цену его разрастания в полномасштабную войну. Таким образом, даже формально уступая американским одноклассникам по боевым возможностям своих авиагрупп, четыре китайских авианосца способны обеспечить ВМС НОАК действия в рамках концепции Fleet in being – само существование этих сил будет сковывать действия вероятного противника и ограничивать их масштаб.
Совместная перспектива
Наиболее адекватным путем перехода на новый уровень развития авианосных сил для Китая в следующем десятилетии видится сотрудничество с заинтересованным иностранным партнером. Кандидат на эту роль только один – Россия. Сохраняя компетенции в ряде направлений военно-морской и авиационной технологии, превосходящие достигнутый КНР уровень, Россия, тем не менее, не располагает достаточными свободными средствами, чтобы реализовать эти компетенции в серийных изделиях. Эта ситуация делает совместный проект выгодным для обеих сторон – Россия за счет китайских денег получит возможность довести до постройки ряд новых изделий, а КНР получит новый набор донорских технологий для собственного воспроизведения, также сэкономив время и средства.
На Западе подобное партнерство практикуется уже давно. Достаточно вспомнить послевоенный обмен авианосными технологиями между США и Великобританией, Великобританией и Францией, США и Францией. Сегодня американское оборудование и авиатехника в лице истребителей F‑35B становится де-факто стандартом для легких авианосцев/УДК разных стран. Подобные кооперационные схемы используются и при разработках техники для других видов вооруженных сил. В случае с Россией можно вспомнить историю появления ряда современных образцов техники, включая ЗРПК «Панцирь», новое поколение палубного истребителя МиГ‑29К и сухопутного Су‑30СМ и т. д.
Воспроизведение этой модели в совместном российско-китайском проекте «авианосца будущего» с истребителями нового поколения зависит только от желания сторон реализовать этот проект «в железе». Времени на решение организационных проблем достаточно: Россия также не планирует заниматься перспективным авианосцем раньше середины 2020‑х.
Советская школа
Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) долгое время развивались в рамках советской концепции, предполагавшей опору главным образом на многочисленный подводный флот и малые корабли и катера разных типов, предназначенные для действий вблизи побережья. Ядром авиационного компонента в этой системе служит береговая авиация, в первую очередь бомбардировщики-ракетоносцы с противокорабельными ракетами большой дальности. Данная концепция, обусловленная необходимостью защищать свои воды от более сильных флотов, органично сочеталась с реалиями КНР – слабостью ее промышленной базы в период холодной войны.
В 2000‑е ситуация начала меняться. Так же, как ВМФ СССР тридцатью годами ранее, ВМС НОАК стали уделять все большее внимание действиям надводного флота в дальней морской и океанской зоне. Так же, как и Советский Союз, на старте этого процесса Китай не имел баз за пределами своей территории, которые могли бы обеспечить действия флота в удаленных районах. Разумеется, так же, как и Москва, Пекин в этих условиях задумался о создании палубной авиации, способной обеспечить действия флота за пределами радиуса действия самолетов берегового базирования.
Поиски решения этой проблемы начались с той точки, на которой завершилась эволюция палубной авиации советского флота, – Китай купил на Украине недостроенный авианосец «Варяг» проекта 1143.6 и оставшийся там опытный экземпляр палубного истребителя Су‑27К (Су‑33). От России Пекин почти целиком получил комплекс авиационно-технических средств корабля, включая аэрофинишеры, систему оптического привода на посадку и ряд других, а также радиолокационное оборудование и системы управления.
Китайцы сразу сосредоточились на кораблях классической авианосной архитектуры, в то время как СССР почти полтора десятка лет потратил на исследования авианесущих крейсеров, сочетающих размеры классического тяжелого авианосца (свыше 40000 тонн водоизмещения и около 300 метров длины), вооружение ракетного крейсера и авиагруппу из самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) и вертолетов. В итоге в Советском Союзе постройка более крупных кораблей под самолеты с обычным взлетом и посадкой началась лишь в 1980‑х. Это привело к тому, что до своего распада СССР так и не получил полноценный авианосец: не была завершена разработка катапульт, а из набора палубных самолетов имелись только «чистые» истребители – работать по наземным целям Су‑33 и МиГ‑29К, проходившие испытания в начале 1990‑х, могли только свободнопадающими авиабомбами. Предполагалась также возможность оснащения Су‑33 авиационным вариантом противокорабельной ракеты «Москит», но трамплинный старт, серьезно ограничивавший максимальный взлетный вес машины, так и оставил эту возможность в числе теоретических.
При этом даже те советские авианосцы, что уже были предназначены для обычных самолетов («Адмирал Кузнецов», «Варяг» и «Ульяновск»), сохраняли «крейсерские» рудименты в виде противокорабельного ракетного комплекса, из-за которого сокращалась площадь ангарной палубы (а значит, и численность авиакрыла), а эксплуатация самолетов делалась более сложной. Если бы дошло до боевого применения, пуски ракет потребовали бы почти полностью освободить палубу от самолетов (ради сохранения последних), а затем пришлось бы потратить изрядно времени на очистку палубы от мусора и обломков, остающихся на поверхности после старта ракеты.
Часть этого наследия Китай скорректировал, отказавшись от размещения на авианосцах ударного ракетного вооружения. Однако восполнить нехватку нужных элементов предстояло своими силами.
Границы технологии
Достроенный с некоторыми усовершенствованиями авианосец «Варяг», получивший в ВМС НОАК название «Ляонин», был обозначен в китайской номенклатуре как авианосец типа 001. Следующий за ним корабль типа 001А, по сути, представляет собой воспроизведение конструкции «Варяга» уже на китайской базе, с сохранением основных решений, включая трамплинный старт, котлотурбинную энергетическую установку и общие размерения корабля. Более совершенными должны стать авианосцы типа 002, первый из которых уже строится, а второй должен быть заложен в 2021 году. Именно этот, четвертый корабль, по имеющейся информации, как минимум на некоторое время станет последним авианосцем Китая.
Предполагалось, что уже в середине 2020‑х КНР перейдет к постройке авианосцев типа 003 с ядерной энергетикой и катапультным стартом. Но, похоже, такие планы отложены в долгий ящик.
Причин для этого хватает. Проблема здесь как в ограниченности собственно китайских возможностей в деле копирования техники зарубежного производства и создания собственной, так и в ограничениях, свойственных и другим странам. Последние в изобилии демонстрируются в ходе испытаний новейшего американского авианосца «Джеральд Форд», успевшего собрать полноценный букет проблем, в том числе и с «гвоздем» конструкции – электромагнитными катапультами. Ввод этого корабля в боевой состав ВМС США, и без того затянувшийся, теперь ожидают ближе к 2023 году.
Первый комплекс причин типичен для КНР: после успешного копирования исходника столь же успешно разработать технику нового поколения у китайцев не получается. Воспроизведя в свое время Су‑33, Пекин получил собственный палубный истребитель, возможности которого были заметно увеличены по сравнению с прототипом, в том числе благодаря заимствованию систем и агрегатов с приобретенных в России истребителей Су‑30МКК. Но разработка аппаратов, для которых прототип отсутствует, включая палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и палубный истребитель нового поколения, обещает сильно затянуться.
Четырёх достаточно?
Нежелание строить корабли при отсутствии ясных перспектив их оснащения новой техникой и оборудованием понятно. Если у США есть возможность «отката» на исходные позиции в виде, например, оснащения авианосца нового поколения катапультами старого образца и старыми же самолетами, то КНР в случае подобной неудачи с катапультным авианосцем рискует получить в принципе небоеспособный корабль, поскольку катапульт старого образца у нее попросту нет.
Отсутствие же полного набора палубной авиатехники делает китайский суперавианосец, во всяком случае на данном этапе, ненужным – более-менее эффективно обеспечить применение истребителей и вертолетов могут и наследники «Варяга». Большего от них и не требуется: в рамках имеющейся доктрины боевым ядром надводного флота ВМС Китая должны быть ракетные эсминцы – как уже находящиеся в строю корабли типа 052 нескольких модификаций, так и строящиеся «суперэсминцы» типа 055, которые отдельные эксперты относят к ракетным крейсерам. Эти корабли оснащены достаточно разнообразным оружием (включая сверхзвуковые противокорабельные ракеты), и наличие истребительного прикрытия над головой серьезно повысит их боевые возможности.
В сочетании с ракетоносцами берегового базирования Китай, по сути, воспроизводит мечту об «идеальном» советском флоте 1990–2000 годов, который должен был бы располагать и морской ракетоносной авиацией (причем, в отличие от КНР, использующей продвинутые сверхзвуковые самолеты), и палубными самолетами, и набором эсминцев и крейсеров с ударным ракетным вооружением. При этом советские авианосцы должны были в первую очередь обеспечивать именно истребительное прикрытие, без потуг на ударный функционал.
Технически четыре авианосца при коэффициенте оперативного напряжения 50% обеспечат Китаю боевую готовность двух, а при острой необходимости – трех кораблей. Это означает, что два корабля либо будут в море, либо смогут выйти немедленно по получении приказа, еще один сможет достаточно быстро присоединиться к боеготовым силам после некоторой подготовки, и один будет находиться в длительном ремонте или на модернизации. В сочетании с активным строительством фрегатов, эсминцев и подводных лодок, а также с многочисленной береговой авиацией это даст Китаю гарантированное превосходство над всеми американскими союзниками в западной части Тихого океана, а также над силами передового базирования ВМС США, развернутыми в Японии.
Для обеспечения столь же гарантированного превосходства в силах над ВМС НОАК в западной части Тихого океана Соединенным Штатам придется сосредоточить в регионе большую часть своего флота, что автоматически исключает победу малыми силами при военном столкновении с Китаем. Это обстоятельство в случае любого локального конфликта в регионе заставит США оценивать последствия разрастания этого конфликта и возможную цену его разрастания в полномасштабную войну. Таким образом, даже формально уступая американским одноклассникам по боевым возможностям своих авиагрупп, четыре китайских авианосца способны обеспечить ВМС НОАК действия в рамках концепции Fleet in being – само существование этих сил будет сковывать действия вероятного противника и ограничивать их масштаб.
Совместная перспектива
Наиболее адекватным путем перехода на новый уровень развития авианосных сил для Китая в следующем десятилетии видится сотрудничество с заинтересованным иностранным партнером. Кандидат на эту роль только один – Россия. Сохраняя компетенции в ряде направлений военно-морской и авиационной технологии, превосходящие достигнутый КНР уровень, Россия, тем не менее, не располагает достаточными свободными средствами, чтобы реализовать эти компетенции в серийных изделиях. Эта ситуация делает совместный проект выгодным для обеих сторон – Россия за счет китайских денег получит возможность довести до постройки ряд новых изделий, а КНР получит новый набор донорских технологий для собственного воспроизведения, также сэкономив время и средства.
На Западе подобное партнерство практикуется уже давно. Достаточно вспомнить послевоенный обмен авианосными технологиями между США и Великобританией, Великобританией и Францией, США и Францией. Сегодня американское оборудование и авиатехника в лице истребителей F‑35B становится де-факто стандартом для легких авианосцев/УДК разных стран. Подобные кооперационные схемы используются и при разработках техники для других видов вооруженных сил. В случае с Россией можно вспомнить историю появления ряда современных образцов техники, включая ЗРПК «Панцирь», новое поколение палубного истребителя МиГ‑29К и сухопутного Су‑30СМ и т. д.
Воспроизведение этой модели в совместном российско-китайском проекте «авианосца будущего» с истребителями нового поколения зависит только от желания сторон реализовать этот проект «в железе». Времени на решение организационных проблем достаточно: Россия также не планирует заниматься перспективным авианосцем раньше середины 2020‑х.
Читайте также:
"Ситуация под Курском тяжёлая. У нас всего два месяца для решения вопроса": Киев приказал наступать
Украинцы бросают в бой резервы на Курщине. Когда, наконец, русские освободят свою землю
Расчленённая Сербия. Бутафорский призыв взамен самоликвидированной армии
Лидер боснийских сербов Милорад Додик пообещал юношам из своей республики возможность пройти срочную службу в армии Сербии. Однако срочная служба в Сербии до сих пор официально не возобновлена. Кроме того, Додик в 2005 году лично голосовал за ликвидацию Войска Республики Сербской, отмечает корреспондент «ПолитНавигатора». Накануне Додик заявил, что высоко ценит решение Сербии о возвращении
"Страшно очень": Столбы огня видели за 100 км. Нереальный удар по Одессе. Более 30 тыс. снарядов на дне Чёрного моря
15.11.2024 13:05
Русская армия нанесла массированный удар по Одесской области. Поступают первые сообщения о результатах нереальной бомбардировки. Более 30 тыс. снарядов на дне Чёрного моря. Горят корабли с натовскими грузами. Детонировало полночи. Столбы огня видели за 100 км - николаевское подполье одно из первых отчиталось о "фейерверке".
"Двухсотые" французы: Ракеты уничтожили "элиту" и офицеров НАТО. Горят курские резервы
15.11.2024 18:00
Подполье сообщило о массированном ударе русских ракет по одному из крупнейших ПВД противника в Сумской области. Погибших очень много. Уничтожена элита из числа 41-й бригады ВСУ и офицеры НАТО - в основном из Франции и Испании.
Русские вернулись за Купянском: Началось наступление, о котором предупреждал Путин
Параллельно с освобождением Донбасса и тяжёлыми боями в Курской области набирают ход события на Оскольском участке фронта. Успех на этом направлении должен не только привести к освобождению очередного русского города, но и создать ещё одну незаживающую язву в украинской обороне. Впрочем, обо всем по порядку