Газовый контракт с Украиной. Что произошло
Скоро пойдут третьи сутки, как по обе стороны от российско-украинской границы невидимым светом полыхают зарницы от рвущихся на английский флаг ура-патриотов. Сводный хор плакальщиков и «всепропальщиков» исполняет, на первый взгляд, разные оратории, но на одну и ту же тему. С украинской стороны доносится «реве та стогне», «зрада» и тому подобные вариации. С российской — «всепропало», «Путинслил», «всеподорожает», «проиграли», «прогнулись под Украину», «промоталивсеполимеры». И все плачи и крики по одному и тому же поводу: Украина и Россия договорились по транзиту газа в ближайшие годы.
Так что же произошло на самом деле? Попробуем разобраться без эмоций.
Первое, что вызывает крики об измене и поражении в России, это согласие «Газпрома» выплатить 2,9 млрд долларов по решению Стокгольмского арбитража. Казалось бы, действительно поражение, особенно если учесть, что одной из мотивировок арбитража при вынесении решения была «тяжёлая экономическая ситуация на Украине». Аргумент, который ранее ни в одном суде ни по одному иску не принимался во внимание в споре хозяйствующих субъектов.
Что получили в обмен на это? Во-первых, отказ от всех последующих судебных разбирательств, а там, напомню, ещё иск на 12,2 млрд долларов (при всей его сомнительности) и почти на полтора млрд кубов газа. Кроме этого, зафиксирован на бумаге отказ от всех судебных разбирательств в будущем. Тем более что начиная с 2020-го «Газпром» будет иметь дело не с «Нафтогазом», а с новой государственной компанией Украины, специально созданной для управления ГТС страны. И всё сотрудничество сводится к простой формуле: оказал услугу по транспортировке – получил деньги согласно утверждённому тарифу. Который украинцы не могут задирать по собственному желанию, поскольку обязались работать по европейским правилам.
Оговорён объем транзита российского газа через Украину: в 2020-м — 60 млрд кубометров, в 2021–2024-м — по 40 млрд кубов ежегодно. Для сравнения: ещё совсем недавно минимальный объём прокачки по украинской ГТС составлял более 90 млрд кубометров за год. Посмотрим, что могло бы быть в случае отсутствия транзита.
«Северный поток — 2», рассчитанный на прокачку 55 млрд кубометров газа в течение 12 месяцев, американцам удалось затормозить. Нет никаких сомнений, что остановить его полностью не удастся. И максимум ко второму полугодию его строительство будет завершено.
Однако при отсутствии украинского транзита «Газпром» не сможет выполнить свои обязательства по контрактам перед зарубежными европейскими партнёрами, что повлечёт за собой штрафные санкции в суммах, на порядок больших, чем вышеупомянутые 3 млрд долларов. И отвертеться от них будет невозможно. Отсутствие контракта, который поставщик не стал заключать, не есть форс-мажор, освобождающий от обязательств. Выгодность контракта на транзит – вопрос экономической целесообразности, но не освобождающий от выполнения контракта на поставку самого товара. Кстати, по новому соглашению Россия не несёт никакой ответственности за состояние и функционирование газопровода на территории Украины, и если труба вдруг скажет: «Ой!» — это будет проблема Киева. А вот для Москвы при наличии действующего договора о транзите станет тем самым форс-мажором, и в этом варианте никакой ответственности за недопоставку ей не грозит. Наоборот, Европа и Россия смогут предъявить Украине весьма внушительные счета.
Достаточно часто можно слышать голоса о том, что, мол, мы легко переплюнем временное нефункционирование «СП-2», закупив сжиженный природный газ и перевезя необходимое количество на специальных танкерах-газовозах. Да хоть с «Ямал-СПГ». Вот только и здесь есть некоторая несостыковка. Проектная мощность «Ямал-СПГ» — 16 млн тонн сжиженного природного газа. Да и те практически все уже законтрактованы. Если надо заместить 60 млрд кубов, то это более 45 млн тонн СПГ, не считая 4%, которые теряются при регазификации. Откуда брать будем? Во всём мире производится не более 260 млн тонн СПГ. Крупнейший производитель Катар выдаёт в год 77 млн тонн, США — всего 28. И всё потребление расписано по контрактам. И, кстати, на чём возить в Европу? Если все газовозные танкеры в мире наперечёт и все их рейсы расписаны на год вперёд. А новые только начали строиться, как и новые предприятия по сжижению газа.
Кстати, а насколько вздорожает СПГ на мировых рынках в условиях его дефицита? Процентов на 10? То есть «Газпром», стремясь минимизировать штрафы за недопоставку, должен будет закупать ещё более вздорожавший и без того более дорогой СПГ, фрахтовать суда, оплачивать перевозку, регазификацию и т.д.
У нас уже построен «Турецкий поток»! — нетерпеливо могут воскликнуть сторонники «жесткача» в отношениях с Украиной. – Он построен, а потому речь идёт уже не о 60 млрд кубов, а как минимум о вполовину меньшем объёме.
И тут неувязочка, уважаемые. Увы. Обе ветки действительно построены, трубы заполнены газом, вот только газопровод начинает действовать не тогда, когда он аки дядька Черномор с 33 богатырями выходит из моря, а когда доходит до своего потребителя, у которого к тому времени уже готова вся инфраструктура для приёма и потребления. А с этим у нас пока пауза. И если в Болгарии можно прогнозировать начало работы уже в 2020-м, то до Венгрии «Турецкий поток» дойдёт только года через полтора, а до газораспределительного хаба в Баумгартене (Австрия) — не раньше второй половины 2022-го. Получается, что только в 2023-м «Турецкий поток» станет полноценным газопроводом.
Вы всё еще считаете, что 3 млрд долларов — это сдача позиций? Ну, для полноты картины поясню ещё, что суверенный долг Украины России (выпуск евробондов на сумму 3 млрд долларов) в ходе газовых переговоров не рассматривался и рассматриваться не мог, поскольку это совершенно разные долги — в том числе и по своей сути, и по характеру. И получить его с Украины у России очень большие шансы. А там вместе с процентами и пенями накапало уже не 3, а около 4,5 млрд долларов.
Вот так, уважаемые господа, обстоят дела на сегодняшний момент. Для торжеств по случаю празднования победы особых оснований нет. Но вот для плача и тризны по поводу поражения в газовом вопросе у России оснований тем более не имеется. От слова «совсем».
У Украины с этими условиями транзита жировать не получится. Его объём будет сокращаться, как и полученные от оказанных за транспортировку суммы. Что же касается возможности пролонгации контракта через 5 лет, то здесь всё зависит от Киева. У Москвы, в отличие от него, есть возможность выстраивать долгосрочные отношения. Грубо говоря, Россия играет вдолгую. Что же касается Украины, то ещё большой вопрос, сможет ли она справиться с выполнением тех задач, которые взяла на себя по тому же транзиту. Кроме политической нестабильности, нарастает и вероятность техногенных ЧП на инфраструктурных объектах страны. Та же ГТС изношена на 85% и требует постоянного ремонта, не говоря уже о модернизации. На украинской ГТС уже случались разного рода ЧП, последствия которых ликвидировались достаточно быстро — в том числе и с помощью России. Но что будет дальше, вопрос сугубо Украины. Мы больше не имеем к этому никакого отношения, и вопрос вынесен за скобки любого рода политических толкований.
Да и политическая стабильность на Украине — вещь сугубо эфемерная. Так что большой вопрос, будут ли выполнены хотя бы эти, уже достигнутые договорённости. Но это уже не забота «Газпрома» и тем более не забота России.
Так что же произошло на самом деле? Попробуем разобраться без эмоций.
Первое, что вызывает крики об измене и поражении в России, это согласие «Газпрома» выплатить 2,9 млрд долларов по решению Стокгольмского арбитража. Казалось бы, действительно поражение, особенно если учесть, что одной из мотивировок арбитража при вынесении решения была «тяжёлая экономическая ситуация на Украине». Аргумент, который ранее ни в одном суде ни по одному иску не принимался во внимание в споре хозяйствующих субъектов.
Что получили в обмен на это? Во-первых, отказ от всех последующих судебных разбирательств, а там, напомню, ещё иск на 12,2 млрд долларов (при всей его сомнительности) и почти на полтора млрд кубов газа. Кроме этого, зафиксирован на бумаге отказ от всех судебных разбирательств в будущем. Тем более что начиная с 2020-го «Газпром» будет иметь дело не с «Нафтогазом», а с новой государственной компанией Украины, специально созданной для управления ГТС страны. И всё сотрудничество сводится к простой формуле: оказал услугу по транспортировке – получил деньги согласно утверждённому тарифу. Который украинцы не могут задирать по собственному желанию, поскольку обязались работать по европейским правилам.
Оговорён объем транзита российского газа через Украину: в 2020-м — 60 млрд кубометров, в 2021–2024-м — по 40 млрд кубов ежегодно. Для сравнения: ещё совсем недавно минимальный объём прокачки по украинской ГТС составлял более 90 млрд кубометров за год. Посмотрим, что могло бы быть в случае отсутствия транзита.
«Северный поток — 2», рассчитанный на прокачку 55 млрд кубометров газа в течение 12 месяцев, американцам удалось затормозить. Нет никаких сомнений, что остановить его полностью не удастся. И максимум ко второму полугодию его строительство будет завершено.
Однако при отсутствии украинского транзита «Газпром» не сможет выполнить свои обязательства по контрактам перед зарубежными европейскими партнёрами, что повлечёт за собой штрафные санкции в суммах, на порядок больших, чем вышеупомянутые 3 млрд долларов. И отвертеться от них будет невозможно. Отсутствие контракта, который поставщик не стал заключать, не есть форс-мажор, освобождающий от обязательств. Выгодность контракта на транзит – вопрос экономической целесообразности, но не освобождающий от выполнения контракта на поставку самого товара. Кстати, по новому соглашению Россия не несёт никакой ответственности за состояние и функционирование газопровода на территории Украины, и если труба вдруг скажет: «Ой!» — это будет проблема Киева. А вот для Москвы при наличии действующего договора о транзите станет тем самым форс-мажором, и в этом варианте никакой ответственности за недопоставку ей не грозит. Наоборот, Европа и Россия смогут предъявить Украине весьма внушительные счета.
Достаточно часто можно слышать голоса о том, что, мол, мы легко переплюнем временное нефункционирование «СП-2», закупив сжиженный природный газ и перевезя необходимое количество на специальных танкерах-газовозах. Да хоть с «Ямал-СПГ». Вот только и здесь есть некоторая несостыковка. Проектная мощность «Ямал-СПГ» — 16 млн тонн сжиженного природного газа. Да и те практически все уже законтрактованы. Если надо заместить 60 млрд кубов, то это более 45 млн тонн СПГ, не считая 4%, которые теряются при регазификации. Откуда брать будем? Во всём мире производится не более 260 млн тонн СПГ. Крупнейший производитель Катар выдаёт в год 77 млн тонн, США — всего 28. И всё потребление расписано по контрактам. И, кстати, на чём возить в Европу? Если все газовозные танкеры в мире наперечёт и все их рейсы расписаны на год вперёд. А новые только начали строиться, как и новые предприятия по сжижению газа.
Кстати, а насколько вздорожает СПГ на мировых рынках в условиях его дефицита? Процентов на 10? То есть «Газпром», стремясь минимизировать штрафы за недопоставку, должен будет закупать ещё более вздорожавший и без того более дорогой СПГ, фрахтовать суда, оплачивать перевозку, регазификацию и т.д.
У нас уже построен «Турецкий поток»! — нетерпеливо могут воскликнуть сторонники «жесткача» в отношениях с Украиной. – Он построен, а потому речь идёт уже не о 60 млрд кубов, а как минимум о вполовину меньшем объёме.
И тут неувязочка, уважаемые. Увы. Обе ветки действительно построены, трубы заполнены газом, вот только газопровод начинает действовать не тогда, когда он аки дядька Черномор с 33 богатырями выходит из моря, а когда доходит до своего потребителя, у которого к тому времени уже готова вся инфраструктура для приёма и потребления. А с этим у нас пока пауза. И если в Болгарии можно прогнозировать начало работы уже в 2020-м, то до Венгрии «Турецкий поток» дойдёт только года через полтора, а до газораспределительного хаба в Баумгартене (Австрия) — не раньше второй половины 2022-го. Получается, что только в 2023-м «Турецкий поток» станет полноценным газопроводом.
Вы всё еще считаете, что 3 млрд долларов — это сдача позиций? Ну, для полноты картины поясню ещё, что суверенный долг Украины России (выпуск евробондов на сумму 3 млрд долларов) в ходе газовых переговоров не рассматривался и рассматриваться не мог, поскольку это совершенно разные долги — в том числе и по своей сути, и по характеру. И получить его с Украины у России очень большие шансы. А там вместе с процентами и пенями накапало уже не 3, а около 4,5 млрд долларов.
Вот так, уважаемые господа, обстоят дела на сегодняшний момент. Для торжеств по случаю празднования победы особых оснований нет. Но вот для плача и тризны по поводу поражения в газовом вопросе у России оснований тем более не имеется. От слова «совсем».
У Украины с этими условиями транзита жировать не получится. Его объём будет сокращаться, как и полученные от оказанных за транспортировку суммы. Что же касается возможности пролонгации контракта через 5 лет, то здесь всё зависит от Киева. У Москвы, в отличие от него, есть возможность выстраивать долгосрочные отношения. Грубо говоря, Россия играет вдолгую. Что же касается Украины, то ещё большой вопрос, сможет ли она справиться с выполнением тех задач, которые взяла на себя по тому же транзиту. Кроме политической нестабильности, нарастает и вероятность техногенных ЧП на инфраструктурных объектах страны. Та же ГТС изношена на 85% и требует постоянного ремонта, не говоря уже о модернизации. На украинской ГТС уже случались разного рода ЧП, последствия которых ликвидировались достаточно быстро — в том числе и с помощью России. Но что будет дальше, вопрос сугубо Украины. Мы больше не имеем к этому никакого отношения, и вопрос вынесен за скобки любого рода политических толкований.
Да и политическая стабильность на Украине — вещь сугубо эфемерная. Так что большой вопрос, будут ли выполнены хотя бы эти, уже достигнутые договорённости. Но это уже не забота «Газпрома» и тем более не забота России.
Читайте также:
Генерал Гурулёв: Удар "ядеркой" возможен - "хватит, чтобы от одного острова на северо-западе Европы ничего не осталось"
Прежде всего под прицелом могут оказаться базы снабжения Североатлантического альянса в этих странах. Но в целом схема такая: если по нам бьют английские ракеты Storm Shadow - удар по Британии, если это французские снаряды SCALP - удар по этим друзьям. А по-другому как?
Фраза Путина, которую ни в коем случае нельзя забывать: Западу напомнил русский профессор
06.10.2024 23:14
Есть фраза Владимира Путина, которую ни в коем случае нельзя забывать. Западу напомнил русский профессор Дмитрий Тренин. Он призвал изменить отношение к потенциальному использованию ядерного оружия.
"Искандер" сжег западное оружие в Одессе. Мощность, как у ядерной: "царь-бомба" превратила в руины Волчанск
07.10.2024 10:17
Очень качественным салютом встретила русская армия груз от западных партнеров в Одессе. Упавший "Охотник" стал приманкой для офицеров НАТО. В Волчанске падают "царь-бомбы", началась большая зачистка левобережья Днепра.
Финны и эстонцы готовы закрыть нам Балтику. Что сделал для этого когда-то Гитлер?
О намерении Таллина и Хельсинки закрыть Балтийское море для российских судов в случае угрозы со стороны РФ эстонский генерал-майор Андрус Мерило рассказал 23 сентября в интервью Helsingin Sanomat.
Офицеры НАТО пытались сбить наши "Герани". Получилось плохо - результативность на нуле
Украинские паблики сообщают о том, что после дня без воздушной тревоги в Одесской области, ситуация на границе с Румынией резко обострилась. По имеющейся информации, русские военные ждали, пока паромы с техникой, наёмниками и специалистами НАТО пересекут границу и пришвартуются к украинскому берегу.