Украина-Россия. Шутки кончились, наступает время воевать: мнения
Федеральная таможенная служба России с 14 августа включила в перечень «рисковых» всех без исключения украинских экспортёров, заявили в Федерации работодателей Украины.
Украинские экспортёры жалуются, что российская таможня подвергает их грузы сплошной проверке, включая выгрузку, перегрузку и загрузку назад в транспорт, что фактически на неопределённое время блокировало поставки всех товаров из соседнего государства.
«Всё это приводит к увеличению сроков простоя вагонов и других транспортных средств, и, как следствие, ведёт к удорожанию, или срыву поставок товаров, порче продукции, а также подрывает позиции украинских товаропроизводителей на рынке РФ.
При этом российский рынок для многих украинских предприятий является критически важным», — заявляют в ФРУ.
Потери украинских предприятий от действий российской стороны, по оценке ФРУ, могут достичь 2-2,5 млрд долларов только во втором полугодии текущего года. Кроме того, в федерации работодателей прогнозируют, что это приведёт к дополнительному падению индекса промышленного производства на 7-8% и повлияет на сокращение реального ВВП примерно на 1,5%.
Это начало масштабной торговой войны?
Алексей Сидоренко, журналист:
То, что происходит сейчас на границе между Россией и Украиной ничего, кроме горечи вызывать не может. Мне откровенно не понятны люди, которые с радостью или сарказмом воспринимают эту ситуацию. Но и обвинять в происходящем Россию или российские власти было бы легкомысленным и несправедливым.
Конфликт, одну из промежуточных фаз которого мы сейчас наблюдаем, зрел давно и фактически стал неизбежным. И ответственность за него в первую очередь лежит на властях Украины. Чтобы сразу было понятно, Украина мне совсем не чужая. Корни моего рода идут из Малороссии, из небольшого городка Кобеляки на Полтавщине. И потому я с детства воспринимал и воспринимаю Украину, как свою Родину наряду с Россией. Да и народ наш один и тот же, разделённый близорукими амбициями власти и огромными кучами мусора, нанесённого извне. Всё это так, но тем не менее.
Всё, что происходило в отношении России на Украине на протяжении последних двух десятилетий, иначе как сдержанной враждебностью не назовёшь. И тому есть вполне понятные причины. Если хотите, это своеобразный комплекс «младшего брата» по отношению к «старшему». Невозможно выйти из-под влияния, да ещё и перетащить на свою сторону общественное мнение, не поругавшись. Не устроив фронды, не объявив врагом сородича по другую сторону некогда виртуальной границы. Без этого единый народ просто не разделить. Да и очень удобно списывать раз за разом все проблемы на происки «москалей», жаждущих вновь подмять под себя нарождающуюся украинскую государственность. А ещё очень удобно раз за разом торговать своей идеологической «незалежностью», благо спонсоров такого поведения в мире не мало. Да и пытаться раз за разом разводить саму Россию, попеременно прикидываясь то другом, то врагом, в надежде выторговать что-нибудь посущественнее, тоже привычное ещё с советских времён дело. Благо шантаж Хрущёва в своё время обернулся неплохим приобретением в виде Крыма.
Справедливости ради стоит сказать, что и Россия многие годы вела себя по отношению к Украине непоследовательно и противоречиво. То преобладали хищнические планы по взятию украинской промышленности под контроль в духе дикого капитализма, то идиотское желание «дружить домами», как с Африкой в стиле позднего социализма, мы вам скидки и бонусы, а вы показательно с нами дружите и не гнобите русский язык, то отношения предлагались исключительно на деловой основе, как в бизнесе, равноправными, но с чётким отслеживанием собственного интереса обеими сторонами. Всё это постоянно вносило сумятицу в голову украинской власти. И объективно мешало выстраиванию нормальных дружественных отношений на сколько-нибудь солидной основе.
Но в оправдание России при всех указанных дуростях объективно можно сказать одно. До самого последнего момента она постоянно пыталась вразумить украинские власти и объяснить им всю пагубность и печальные последствия для Украины антироссийской политики, одновременно сдерживая себя в ответ на проявление отнюдь не дружеских чувств. Так было все эти годы до самого последнего времени. И вместо того, чтобы осознать и оценить это украинские власти уверили сами себя, что так будет всегда.
Они ошиблись. Так было только до тех пор, пока оставалось время на окончательный выбор. Оно истекло. И реакция России не заставила себя ждать.
Уверен, что недавнее выступление Глазьева на эту тему, а затем и празднование в Киеве странной 1025-летней годовщины крещения Руси были последними попытками убедить Украину выбрать свою сторону в неизбежном противостоянии. Время сидения на двух стульях истекло окончательно.
А о том, что противостояние нарастает, видно невооруженным глазом по всем последним событиям и речам официальных и не очень лиц по обе стороны океана. Настало время, когда все, кто не с нами, те против нас. В стороне не останется никто.
Любому, кому складывающаяся ситуация кажется не столь однозначной или тем, кто хочет привычно возложить вину на Россию, скажу одно. Россия права по определению, поскольку борется за собственное выживание и независимость. Это высший приоритет для страны и он просто не подлежит обсуждению. Россия в своих действиях отстаивает исключительно свой интерес и свою собственную позицию. И имеет на это полное право. В создавшихся условиях Россия не несёт и не может нести какой-либо ответственности ни за кого из своих соседей, как бы им этого не хотелось. Особенно, если эти соседи сами не готовы передать себя под ответственность России. А для нас сейчас важнее понять, кто нам истинный друг, которому можно подставить спину, а кто все остальные, которые неизбежно станут врагами, даже если сегодня сами ещё этого не хотят. И, кстати сказать, белорусский Батька в отличие от своих украинских визави это прекрасно понимает и ведёт соответствующую политику.
Бесконечно жаль, что украинская власть, а я не верю, что это осознанный выбор русского народа, живущего на Украине, сделала неправильный выбор. Возможно, она даже не поняла, что делает этот выбор или, что выбор вообще надо делать. Но это уже её проблемы, как и, увы, проблемы той части нашего народа, что оказался по ту сторону границы.
Я очень надеюсь, что пока ещё остается время одуматься, что по ту сторону границы никогда не будет означать «по ту сторону баррикад», хотя вся логика происходящего и интересы тех, чью сторону приняла украинская власть, состоят именно в этом.
Надеюсь, хотя шансов на это остаётся всё меньше. И очень скоро таможенные проблемы украинских экспортёров могут показаться цветочками, не заслуживающими никакого внимания.
А должно быть по-другому. Но до тех пор, пока народ Украины не осознает, во что его втянули бездумные и алчные политиканы, пока он сам без какой-либо помощи извне не сможет изменить ситуацию в собственной стране, с каждым днём будет только хуже. Нам, в России тоже. Но Украине в первую очередь.
Шутки кончились, наступает время воевать. И каждый сам решает с кем, за кого и за что.
Борис Рожин, публицист:
Ввод Россией эмбарго на поставку украинских товаров, изрядно оживил российско-украинский дискурс темой «Шеф, мы её теряем». Разумеется, введённое де-факто эмбарго — это вопрос не экономический, а политический. Как уже указывалось ранее, Украина формально оказалась на перепутье, когда её фактически одновременно зазывают и в ЕС и в ТС. В России справедливо, но ошибочно полагали, что Янукович и ПР, которых Россия открыто поддерживала ещё в 2004 году на выборах против Ющенко, сделают выбор в пользу ТС, так как это даже с точки зрения экономики, более выгодно. Но уже в ходе майских дипломатических маневров и визита Путина на Украину, стало понятно, что «пророссийскость» Януковича — давно сдувшийся миф. Показное сидение Путина рядом с бывшим кучмовским аппаратчиком Медведчуком из «Украинского выбора», лишний раз показало, что уже в которой раз политика РФ на Украине потерпела фиаско.
Угрозы Глазьева, так же из этой оперы.
В 2004 году, Кремль не смог адекватно отреагировать на американскую схему «оранжевой революции» и допустил победу оппонента Януковича, с его женой-американкой. Но и далее ставка на Украине делалась на Партию Регионов, которая на фоне давления России на «оранжевых вождей», получала различные формы поддержки. После победы Януковича, эта линия продолжалась практически без изменений и Харьковские соглашения, где Россия, используя политическую авантюру Тимошенко, выкрутила Януковичу руки и добилась огромных уступок, которые если и не вырвали Украину из орбиты западного влияния, то обеспечили большое экономико-политическое влияние. При этом, Москва продолжала считать, что Янукович, это по-прежнему удобный партнёр, который не сможет её кинуть, ибо имеет сильных оппонентов из «экс-оранжевого лагеря» и экономически зависим от России.
На этом фоне, с 2009 года — всякое иное пророссийское движение уверенно деградировало. После того, как «оранжевая эпопея» позорно завершилась, исчез важный скрепляющий фактор для пророссийских сил. Партия Регионов, в отличие от убогих националистов, шла к той же самой цели «украинизации Украины», постепенно, последовательно и неотвратимо. В результате — сейчас в серьёзной украинской политике вы просто не встретите ни одной пророссийской партии — все кто был — выдавлены в маргинес. Из нынешних «главных партий», разве что КПУ сохраняет пророссийскую риторику, но в силу завязки на политический альянс с Партией Регионов, а так же идеологической несовместимости с нынешним курсом в РФ, каши тут тоже не сваришь.
Все остальные партии — Медведчука, Витренко, Басова и прочих — это политические маргиналы без каких-либо перспектив получить не то что большинство, а даже сколь-нибудь значительное представительство в парламенте.
От пророссийских радикалов и сепаратистов, стремящихся к отделению кусков Украины и к вхождению их в состав РФ, Россия сама отшатнулась, публично осудив крымских сепаратистов к вящему удовольствию Киева.
Меня, как отпетого сепаратиста, эта ситуация весьма расстроила. И не только меня.
И вот спустя несколько лет, настала пора пожинать плоды этой политики — ставка России на Януковича оказалась битой — он столь же «пророссийский», как и Кучма и этим он куда как более опасен для дела реинтеграции распавшейся страны, нежели Ющенко, который своим идиотизмом лишь сплачивал людей, которые выступали за союз с Россией.
Сейчас на форумах стоит плач и злорадство. Националисты откровенно радуются, так как они ещё лет 10 назад заявляли, что было бы хорошо, если бы Россия полностью перекрыла кран и можно было бы с голой задницей свободно идти в Европу. На патриотических форумах уныние и угрозы «Посмотрим, посмотрим, как вы там в Европе без наших денег проживёте».
Жители восточной Украины и Крыма вполне философски относятся к грядущим экономическим проблемам, поскольку многие рассматривают ситуацию так: чем хуже для Украины, тем лучше, скорее бы она развалилась и может в Киеве поумнеют и начнут строить новый союз. Лично я вот не переживаю — чем хуже для Украины, тем лучше. Если оно как-то приблизит исчезновение ВГН, то я готов потерпеть экономические неудобства.
На деле же эмбарго ударит прежде всего по ФПГ, поддерживающим Януковича, и регионам где сосредоточен его электорат. Пока ассоциация с ЕС не подписана, ему открыто пытаются выкрутить руки. Основания для этого имеются — российские преференции во многом помогли предотвратить дефолт на Украине и до сих пор помогают поддерживать экономику на плаву. Разрыв этих связей гарантированно обвалит социалку и на выборах 2015 года приведёт к победе оппонентов Януковича — какого-нибудь Кличко, Яценюка или даже Тягнибока (при клиническом развитии событий), которые на волне антироссийских настроений и падения рейтинга Януковича, будут продвигать всё тот же тухлый вариант нац-демовщины, выставляя Россию главным жупелом.
Проблема России в том, что при любом варианте, и победа Януковича, и победа его оппонентов, не решает проблемы отсутствия на Украине реальной пророссийской политической силы. И те и другие — открыто вопят про интеграцию с Европой, при всей экономической бесперспективности сего стремления. И ставить фактически не на кого — те кто есть, либо настроены враждебно, либо играют в старый добрый развод про «дружбу за деньги», либо не имеют достаточного веса в украинских делах.
Даже если Януковичу экономически выкрутят руки, он понятное дело будет изыскивать возможности отомстить или досадить тем, кто дёргает за ниточки, потому что он-то сам хочет отнюдь не в ТС, а в ЕС. И большая часть его окружения думает так же. И разумеется реальные попытки втащить Украину в ТС будут саботироваться не отмороженными националистами с портретами нацистских подстилок, а именно что в кабинетах администрации президента, откуда периодически доносится блеяние про «дружбу с Россией».
Вообще, не совсем понятны претензии украинских националистов к Януковичу. Они не понимают, что для дела отрыва Украины от России он уже сделал никак не меньше Кучмы и Ющенко. Им на него молиться надо и бежать голосовать всем схроном.
Разумеется, на таком диктате прочных отношений не построить и этот факт будет использован украинскими националистами для пропаганды против идей интеграции с Россией. Эмбарго может привести к перестановкам в украинской элите и даже отсрочить ассоциацию с ЕС, но оно не может решить проблему отсутствия организованных групп людей, которые бы имели рычаги для проведения интеграционных процессов, а не занимались бы пустыми разговорами о них. По факту — после 22 лет трепа про союз и интеграцию, нынешние украинские как бы «про-российские» власти, наиболее близки к тому, чтобы политически формализовать сугубо антагонистический для России курс.
Ну а то, что без Украины и ТС и Евразийский Союз и ОДКБ будут неполноценными аморфными организациями, это довольно очевидно. Характерный момент, но формально союзные России государства, не поддержали эмбарго, в том числе и наиболее близкая Белоруссия. Такое вот состояние нынешних союзных структур.
Бжезинский ещё в конце 90-х указал в своей работе, что именно контроль над Украиной наиболее важен в вопросе — будет ли нечто новое создано на обломках бывшего СССР. Без Украины не будет ни союза, ни империи. Поэтому люди говорящие, что мы построим свой союз с блекджеком и шлюхами без украинских политических проституток, не совсем понимают, что проиграв борьбу за Украину, Россия в долгосрочной перспективе не сможет создать сколь-нибудь адекватного политического объединения на просторах бывшего СССР. Последствия этого, выйдут далеко за пределы сроков правления Путина и Януковича и будут иметь цивилизационный характер, возможно даже неотвратимый.
На данный момент игра ещё не проиграна, но с учётом упущенных ранее возможностей и недальновидной политики с укладыванием всех яиц в одну корзину любителя чужих шапок, пространство возможностей для России в плане влияния на внутриукраинские процессы сейчас откровенно невелико. И на введение эмбарго пошли не от хорошей жизни, а потому что других рычагов «soft power» уже практически не осталось. Можно было бы всё свалить на «предателя Януковича, который тащит Украину в ЕС», но куда же смотрели операторы российской политики на Украине, если позволили ситуации дойти до такого состояния. Сколько можно наступать на одни и те же грабли и считать, что если влить денег и послушать сладких речей про «дружбу с Россией», то интеграция полетит невиданными темпами. Без создания подлинных групп своего влияния с должным уровнем организационной, финансовой и политической поддержки, Россия так и будет попадаться в классическую двухходовку «многовекторности», которую так умело разыгрывал Кучма, а сейчас разыгрывает Янукович.
Поэтому на вопрос о том, куда идёт Украина, можно было бы с точки зрения разочарования ответить в духе депутата БЮТ Волкова «Украина идёт на х..», но с точки зрения объективной оценки ситуации, пока что можно констатировать, что Украина будет максимально возможным образом пытаться пролезть в Европу даже ценой угрозы экономического коллапса. И если с точки зрения российского обывателя её конечно можно послать далеко и прямо, то с точки зрения долгосрочных интересов России, такая линия столь же катастрофична, как и возможный экономический коллапс на Украине.