The National Interest: как Россия чуть не уничтожила украинские ВВС

Год боевых действий, начавшихся в 2014 году, стоил Украине половины ее истребителей, грузовых самолетов и военных вертолетов. Это было одно из самых значительных сокращений численности авиационных средств ВВС воюющих стран за последние десятилетия.
По данным ежегодного анализа численности военных летательных аппаратов (ЛА) на вооружении стран мира, опубликованным в 2015 году британским авиакосмическим журналом «Флайт Интернэшнл» (Flight International), в начале 2014 года, до того как российские войска вторглись на украинский полуостров Крым и впоследствии пришли на помощь пророссийским сепаратистам на востоке Украины, у Киева было 400 военных ЛА.
Год спустя это число резко сократилось и составило всего 222 единицы.
Несколько самолетов были захвачены русскими. Другие разбились. Многие другие были сбиты боевиками-сепаратистами и русскими. Не исключено также, что до начала конфликта десятки военных самолетов на протяжении нескольких лет простояли на приколе и просто оказались слишком старыми, чтобы вновь допускать их к полетам, из-за чего Киеву в итоге пришлось снять их с вооружения.
Какими бы ни были истинные причины, ни одна другая армия — даже сирийская или иракская — не понесла таких тяжелых потерь в сегодняшних конфликтах.
Фактически 178 самолетов и вертолетов, которые потеряла Украина, составили треть от общего сокращения численности средств военно-воздушных сил, стоявших на вооружении во всем мире в 2014 году. В 2015 году все страны мира располагали в совокупности 51 685 военными ЛА, что было на 459 единиц меньше, чем годом ранее.
Следует отметить, что 13 902 из этих 51 685 самолетов и вертолетов, или 27%, принадлежали американским вооруженным силам. Россия располагала вторыми по величине воздушными силами, и у нее на вооружении стояло 3429 военных ЛА, то есть, 7% от общего количества в мире.
До российского вторжения военно-воздушные силы Украины были довольно мощными — во всяком случае, на бумаге.
За один год все изменилось. «Конфликт нанес украинским силам тяжелый урон», — отметил «Флайт Интернэшнл».
Когда в феврале 2014 года российские войска вторглись в Крым, они захватили несколько украинских авиабаз и десятки самолетов, многие из которых находились в плохом состоянии и не могли подняться в воздух.
Вообще-то часть захваченных самолетов русские вернули, включая гидросамолет «Бериев», который украинские военные сразу же вновь ввели в эксплуатацию. Украинские военные еле успели поднять в воздух некоторые самолеты и улететь на них материк до прихода наступавших российских войск. Киевским инженерам также удалось разобрать, упаковать в ящики и отправить на север страны другие самолеты, в том числе несколько истребителей МиГ-29.
Но потери росли. А когда на востоке Украины начались боевые действия, киевские летчики обнаружили, что пророссийские сепаратисты, по позициям которых они совершают воздушные атаки, вооруженны высокотехнологичными ракетами класса «земля-воздух», одна из которых сбила малайзийский авиалайнер в небе над Украиной в июле 2014 года, в результате чего погибло 298 человек.
Урон украинским ВВС, армейской авиации и военно-морской авиации также нанесли сепаратисты. После длившихся почти год боевых действий издание «Интернэшнл Эвиэйшн Ньюс» (Aviation International News) подсчитало боевые потери Киева — по меньшей мере, 22 ЛА, а возможно, и гораздо больше. 21 из них был сбит ракетами класса «земля-воздух». Один украинский МиГ-29 был сбит российским истребителем МиГ-29, который, по имеющимся данным, выпустил ракету, находясь в воздушном пространстве России.
«Потери составили один Су-24, шесть Су-25 и два МиГ-29, — сообщило издание. — Среди сбитых транспортных самолетов — Ан-26, Ан-30 и Ил-76…. А среди вертолетов — пять Ми-8/17 и пять Ми-24».
Неясно, сколько именно украинских летчиков и пассажиров погибло, когда были сбиты самолеты и вертолеты. Мы точно знаем, что когда сепаратисты сбили ракетой один из украинских транспортных самолетов Ил-76, погибли 49 человек.
Больше всего пострадал парк украинских истребителей. В начале 2014 года журнал «Флайт Интернэшнл» насчитал на вооружении Украины 80 истребителей МиГ-29, 36 истребителей Су-27, 36 истребителей Су-25 и 24 истребителя Су-24 — хотя справедливости ради следует отметить, что многие из этих самолетов давно не проходили ремонта и находились в аварийном состоянии. Во всяком случае, в 2015 году, по данным «Флайт Интернэшнл», в эксплуатации находилось только 19 самолетов МиГ-29, 16 самолетов Су-27, 15 самолетов Су-25 и 11 самолетов Су-24.
Четыре года спустя Киеву удалось пополнить парк ВВС еще несколькими самолетами. По данным «Флайт Интернэшнл», в 2019 году на вооружении украинских ВВС находилось: 21 истребитель МиГ-29, 35 истребителей Су-27, 12 истребителей Су-24 и 13 истребителей Су-25.
По данным ежегодного анализа численности военных летательных аппаратов (ЛА) на вооружении стран мира, опубликованным в 2015 году британским авиакосмическим журналом «Флайт Интернэшнл» (Flight International), в начале 2014 года, до того как российские войска вторглись на украинский полуостров Крым и впоследствии пришли на помощь пророссийским сепаратистам на востоке Украины, у Киева было 400 военных ЛА.
Год спустя это число резко сократилось и составило всего 222 единицы.
Несколько самолетов были захвачены русскими. Другие разбились. Многие другие были сбиты боевиками-сепаратистами и русскими. Не исключено также, что до начала конфликта десятки военных самолетов на протяжении нескольких лет простояли на приколе и просто оказались слишком старыми, чтобы вновь допускать их к полетам, из-за чего Киеву в итоге пришлось снять их с вооружения.
Какими бы ни были истинные причины, ни одна другая армия — даже сирийская или иракская — не понесла таких тяжелых потерь в сегодняшних конфликтах.
Фактически 178 самолетов и вертолетов, которые потеряла Украина, составили треть от общего сокращения численности средств военно-воздушных сил, стоявших на вооружении во всем мире в 2014 году. В 2015 году все страны мира располагали в совокупности 51 685 военными ЛА, что было на 459 единиц меньше, чем годом ранее.
Следует отметить, что 13 902 из этих 51 685 самолетов и вертолетов, или 27%, принадлежали американским вооруженным силам. Россия располагала вторыми по величине воздушными силами, и у нее на вооружении стояло 3429 военных ЛА, то есть, 7% от общего количества в мире.
До российского вторжения военно-воздушные силы Украины были довольно мощными — во всяком случае, на бумаге.
За один год все изменилось. «Конфликт нанес украинским силам тяжелый урон», — отметил «Флайт Интернэшнл».
Когда в феврале 2014 года российские войска вторглись в Крым, они захватили несколько украинских авиабаз и десятки самолетов, многие из которых находились в плохом состоянии и не могли подняться в воздух.
Вообще-то часть захваченных самолетов русские вернули, включая гидросамолет «Бериев», который украинские военные сразу же вновь ввели в эксплуатацию. Украинские военные еле успели поднять в воздух некоторые самолеты и улететь на них материк до прихода наступавших российских войск. Киевским инженерам также удалось разобрать, упаковать в ящики и отправить на север страны другие самолеты, в том числе несколько истребителей МиГ-29.
Но потери росли. А когда на востоке Украины начались боевые действия, киевские летчики обнаружили, что пророссийские сепаратисты, по позициям которых они совершают воздушные атаки, вооруженны высокотехнологичными ракетами класса «земля-воздух», одна из которых сбила малайзийский авиалайнер в небе над Украиной в июле 2014 года, в результате чего погибло 298 человек.
Урон украинским ВВС, армейской авиации и военно-морской авиации также нанесли сепаратисты. После длившихся почти год боевых действий издание «Интернэшнл Эвиэйшн Ньюс» (Aviation International News) подсчитало боевые потери Киева — по меньшей мере, 22 ЛА, а возможно, и гораздо больше. 21 из них был сбит ракетами класса «земля-воздух». Один украинский МиГ-29 был сбит российским истребителем МиГ-29, который, по имеющимся данным, выпустил ракету, находясь в воздушном пространстве России.
«Потери составили один Су-24, шесть Су-25 и два МиГ-29, — сообщило издание. — Среди сбитых транспортных самолетов — Ан-26, Ан-30 и Ил-76…. А среди вертолетов — пять Ми-8/17 и пять Ми-24».
Неясно, сколько именно украинских летчиков и пассажиров погибло, когда были сбиты самолеты и вертолеты. Мы точно знаем, что когда сепаратисты сбили ракетой один из украинских транспортных самолетов Ил-76, погибли 49 человек.
Больше всего пострадал парк украинских истребителей. В начале 2014 года журнал «Флайт Интернэшнл» насчитал на вооружении Украины 80 истребителей МиГ-29, 36 истребителей Су-27, 36 истребителей Су-25 и 24 истребителя Су-24 — хотя справедливости ради следует отметить, что многие из этих самолетов давно не проходили ремонта и находились в аварийном состоянии. Во всяком случае, в 2015 году, по данным «Флайт Интернэшнл», в эксплуатации находилось только 19 самолетов МиГ-29, 16 самолетов Су-27, 15 самолетов Су-25 и 11 самолетов Су-24.
Четыре года спустя Киеву удалось пополнить парк ВВС еще несколькими самолетами. По данным «Флайт Интернэшнл», в 2019 году на вооружении украинских ВВС находилось: 21 истребитель МиГ-29, 35 истребителей Су-27, 12 истребителей Су-24 и 13 истребителей Су-25.
Читайте также:
Одесса. Ситуация накаляется: Россия вытащила смертоносный козырь из рукава
Вооружённые силы России усилили планомерные операции против объектов тыловой инфраструктуры украинской армии, проводя атаки сразу по нескольким ключевым направлениям.
«Путин хочет всю Украину и Прибалтику» — утечка из Пентагона или попытка сорвать переговоры?
Разведка США через Reuters пугает Европу: Путин якобы хочет захватить всю Украину и Прибалтику, а переговоры — лишь прикрытие. Москва категорически отрицает. Почему Пентагон вновь раздувает «русскую угрозу»? Анализируем факты, заявления Путина, милитаризацию НАТО и русофобию в Балтии. Миф или подготовка к большой провокации?
СВО покажется детской забавой: Главный сигнал Путина. Россия готовится к столкновению с НАТО
СВО — лишь пролог к большой войне? На коллегии Минобороны Владимир Путин подвёл итоги 2025 года: освобождено более 300 населённых пунктов, армия держит инициативу, ВСУ деморализованы. Но главное — сигнал экспертов: спецоперация не закончится в 2026-м, а перерастает в масштабное противостояние с НАТО. Россия переходит на военные рельсы, модернизирует армию до 2036 года и готовит общество к
Не спасли ни Одессу, ни мосты: В США осознали, что их хваленые системы ПВО бессильны против русских
21.12.2025 22:29
Третьи сутки, начиная с минувшей пятницы, сущий кошмар для ВСУ и украинских громадян творится в небе над Одесской областью.
"Сюрприз" так "сюрприз": Такого от Путина не ждали. США и EC получили "самый жёсткий ультиматум". Не хотят мира — вот, что будет
21.12.2025 14:06
Россия преподнесла "сюрприз" — Путин выдвинул США и EC "самый жёсткий ультиматум". Такого на Западе не ждали. В Кремле ему ясно дали понять, что будет, если в отношении урегулирования украинского конфликта не будет разговора по существу.