Сможет ли авианосец "Нимиц" напасть на Сирию?
Ситуация вокруг Сирии складывается скверным образом. В первую очередь - для американских «ястребов» из желтого Белого дома.
Общая нелогичность грядущей войны, помноженная на внутренние экономические проблемы европейских стран, дала закономерный результат – верные союзники США, все как один, отказались воевать под знаменами своего сюзерена.
К бойкоту присоединился Восток - не желая наживать себе новых проблем, Иордания отказалась предоставить свое воздушное пространство для самолетов ВВС США.
Молчит Израиль
Мировой тренд поддержал даже разбитый и разграбленный американцами Ирак – встав в гордую позу, иракцы запретили самолетам ВВС США показываться в небе над долиной Тигра и Евфрата.
Коалиция распадается на глазах, все планы летят в тартарары, пилоты «Страйк Иглов» грустят на авиабазе Маунтин-Хоум в штате Айдахо – похоже, что полетать в сирийском небе им теперь не удастся.
Американцам впору отказаться от своих планов – в условиях отсутствия поблизости необходимого количества авиабаз, ведение крупномасштабных боевых действий невозможно. Но нет!
Янки достают из рукава свой последний «козырь» - супер-корабли класса «Нимиц»!
Палубной авиации ВМС США не требуется чьё-либо согласие – плавучие аэродромы позволяют разместить самолеты в любом районе Средиземного моря и нанести удар по Дамаску прямо из нейтральных вод!
Ладно, не станем более издеваться над несчастными стратегами из Пентагона, бьющимися над решением невыполнимой задачи – даже пять «вундервафель» типа «Нимиц» не способны компенсировать отсутствие нормальных аэродромов. А палубные недосамолеты «Супер-Хорнет» выглядят посмешищем на фоне разрушительных «Страйк Иглов» и полчищ маленьких, но вертких и вездесущих F-16.
Очевидно, что авианосные ударные группы ВМС США, оставшись в одиночестве, войну с Сирией «не вывезут» – ведь за все 40 лет своей карьеры «Нимицы» ни разу не отважились «встать, и пойти в атаку в полный рост».
В 1991 году эти трусы и бездельники простояли полгода, ожидая, когда им на помощь слетятся ВВС Многонациональных сил – в то время, пока войска Хуссейна бесцеремонно оккупировали Кувейт и делили богатые трофеи.
Требовалось как можно скорее нанести контрудар, задержать наступление и не позволить иракцам закрепиться в Кувейте… Увы, американские авианосные группы не спешили «проецировать» свою силу.
Янки отлично понимали, что сунувшись в воздушное пространство Ирака силами авиакрыльев нескольких авианосцев, они всего лишь умоются кровью, потеряют полсотни машин, но ни на секунду не остановят наступление Навуходоносора* и Тавалкана.
Потому авианосцы стояли и ждали
Ждали, когда в регион прибудут 2000 боевых самолетов ВВС Многонациональных сил.
Впрочем, дело даже не в том, что авиакрыло авианосца выглядят жалким огрызком на фоне тысяч машин ВВС. Всякий раз, когда в поход идет авианосец, происходит ЭКШЕН с такими спецэффектами, которые не снились самому Стивену Спилбергу.
Авиация любит простор. Но вместо этого, её заталкивают на тесные палубы корабля.
Раскаленные выхлопы реактивных двигателей, сверкающие лопасти вертолетов, обилие взрыво- и пожароопасных предметов, снующие повсюду тягачи и ползающие троса аэрофинишеров, шипящие раскаленным паром катапульты, лифты-самолетоподъемники, элеваторы боеприпасов, подъемные отражательные щитки и тяжелые удары колес приземляющихся на палубу истребителей – посадочные скорости современных реактивных самолетов заметно превышают рубеж в 200 км/ч!
Все эти аттракционы сосредоточены на движущейся неустойчивой площадке размерами 18 200 кв. метров (2,5 футбольных поля).
Результат закономерен. Едва что-либо идет не по плану - малейшая искра, самопроизвольный запуск НУРС под крылом готового к вылету штурмовика или посадка одного самолета на другой (весьма распространенный сюжет в суматохе рабочих дней) – возникает такой ФЕЙРВЕРК, которому позавидует иной многомиллионный голливудский блокбастер. По палубе проносится огненный вихрь, поджигая сбившуюся в кучу авиатехнику – зачастую, уже заправленную и готовую к новому вылету. Рвущиеся бомбы и десятки тонн горящего авиационного керосина – ситуация принимает опасный оборот.
А сколько «радости» американцам доставляет безобидный, на первый взгляд, обрыв аэрофинишера!
Под носом у идущего полным ходом авианосца возникает всплеск – это свалился в воду самолет, унеся в один миг на дно 67 млн. долларов из американского бюджета (flyaway cost F/A-18E/F Super Hornet на 2012 год).
В это время на полетной палубе происходит настоящий хардкор – обрывки лопнувшего стального троса калечат матросов из палубной команды, попутно перерубая торчащие хвосты самолетов и вертолетов, припаркованных в кормовой части корабля.
В тесноте и в обиде
Каждый взлет и посадка грозят обернуться катастрофой - в таких условиях «Нимицам» лучше оставаться у пирса в Норфолке и не пытаться «проецировать силу» по всему миру.
Появляться у берегов Сирии им противопоказано –палубное авиакрыло может погибнуть задолго до того, как корабль достигнет зоны боевых действий - как это случилось с «Орискани», «Форрестолом» и «Энтерпрайзом».
Особенно дорого американским морякам обошелся пожар на ударном авианосце «Форрестол» (Тонкинский залив, 1967 год) – крупнейшая трагедия в современной истории ВМС США. В бушующем огне тогда погибло 134 человека, еще 161 моряк получил ранения и ожоги.
Причина? Самопроизвольный запуск 127 мм неуправляемой ракеты «Зуни» - сорвавшись с пилона штурмовика «Скайхоук», ракета врезалась в стоящие впереди, полностью заправленные и снаряженные самолеты. Результат: 17-часовой пожар, охвативший шесть палуб корабля, детонация девяти авиабомб на полетной палубе, сотни убитых и раненых среди экипажа. Корабль и его авиакрыло полностью утратили боеспособность, 21 сгоревший самолет был выброшен за борт (не считая поврежденной огнем авиатехники).
Не менее лютым оказался пожар на атомном «Энтерпрайзе» у прибрежья Гавайев (1969 год) – новейший супер-авианосец едва не погиб на учениях перед отправкой к берегам Вьетнама. Причина? Реактивная струя, случайно направленная на стеллаж с ракетами «Зуни» (все-таки теснота – страшная сила). Возгорание, самопроизвольный запуск НУРС – и далее по накатанной схеме: многочасовой пожар, разлив топлива из разбитых самолетов, взрывы на полетной палубе, 27 погибших и 120 обожженных моряков. Авиакрыло «Энтерпрайза» лишилось 15 самолетов.
Но самая бредовая история произошла на борту авианосца «Орискани» (1966 год) – матрос переносил связку сигнальных ракет, перекинув вытяжные шнуры через плечо. Одна из ракет за что-то зацепилась и случайно запустилась от рывка шнура. Матрос не растерялся и отбросил ей в сторону, попав на беду в ящик с такими же ракетами. Разлетающиеся по всему ангару «салюты» подожгли складированную авиатехнику – в борьбе с огнем погибло 44 человека, еще 156 серьезно пострадали. Сгорели практически все самолеты на ангарной палубе.
Немало бед натворил истребитель «Фантом», неудачно приземлившийся на палубу авианосца «Мидуэй» (1972 год) - «Фантом» на всем лету врезался в гущу припаркованных на палубе самолетов. Результат - досрочное списание восьми единиц авиатехники; потери среди личного состава - 5 погибших, 23 раненых.
Впрочем, зачем мы обсуждаем события 40-летней давности, когда есть более свежие примеры.
Вот, например, погром на палубе авианосца «Нимиц», 1981 год:
Приземляющийся самолет РЭБ EA-6B «Праулер» врезался в неудачно припаркованный вертолет «Си Кинг». Начавшийся пожар потушили быстро, на едва матросы попытались убрать обломки, прогремел взрыв ракеты «Сперроу», за ним последовало еще четыре взрыва. Результат: 14 убитых, 39 раненых. Сгорела вся стоявшая поблизости авиатехника: девять штурмовиков «Корсар», три тяжелых перехватчика «Томкэт», три самолета ПЛО S-3 «Викинг», A-6 «Интрудур», а также непосредственные виновники трагедии: EA-6B «Праулер» и вертолет «Си Кинг».
Другая любопытная история имела место в 1988 году. Во время похода в Аравийском море, на борту «Нимица» произошло ЧП из цикла «Восстание машин» - у штурмовика A-7E заклинило электрический спуск шестиствольной пушки «Вулкан». 4000 выстрелов в минуту!
Пушка буквально изрешетила стоявший впереди самолет-заправщик KA-6D. Данное обстоятельство лишь прибавило драматизма – из баков KA-6D выплеснулись и мгновенно воспламенились тонны авиакеросина, превратив самолет в бушующий огненный факел.
Пылающий танкер едва успели столкнуть за борт, но перед этим он успел поджечь 5 самолетов «Корсар», а также стоявшие на ближайшем споттинге «Викинг» и «Интрудер».
1991 год, снова отличился авианосец «Нимиц» (CVN-68) – в ночь с 12 на 13 июля на его палубе разбился F/A-18C «Хорнет» … дело, как говорится, житейское, если бы не один нюанс –покореженная горящая машина, покинутая экипажем, зацепилась за аэрофинишер и застыла посреди палубы, но её двигатели по-прежнему ревели в режиме «форсаж». Янки действительно повезло, что в тот монет поблизости не оказалось другой авиатехники или стеллажа с ракетами «Зуни».
Ситуацию спас отважный техник, сумевший проникнуть в кабину аварийного самолета и отключить двигатели.
1998 год, очередная авария на авианосце «Энтерпрайз» - самолет EA-6B «Праулер» проигнорировал запреты диспетчера и приземлился прямо на голову другому самолету – только что приземлившийся S-3 «Викинг» еще не успел покинуть ВПП и получил оглушительный удар в хвост.
А вот – свежие новости за 2011 год: многоцелевой истребитель-бомбардировщик F/A-18C Hornet взорвался и сгорел на катапульте при попытке взлета с атомного авианосца «Джон С. Стеннис». Сообщается о 10 пострадавших.
Да… как говорится, имея таких друзей, врагов не нужно.
Ущерб от действий палубной авиации колоссален – разумеется, мы политкорректно умолчали об обычных авиационных авариях, произошедших после взлета с катапульты или во время посадки на движущийся авианосец – таких как, например, гибель Кары Халтгрин – первой женщины-пилота палубной авиации, чей F-14 «Томкэт» упал в воду при заходе на посадку на авианосец «Авраам Линкольн» (1994 год).
Все эти случаи имеют одно простое объяснение: посадка на движущую стальную полосу ограниченной длины – задача не из легких; от пилотов требуется высочайшая квалификация и навык филигранного управления авиатехникой. Малейшая ошибка или резкий порыв ветра – и самолет скрывается в волнах за кормой корабля.
Еще чуть-чуть - и он бы зацепил другие машины
В действительности количество подобных случаев зашкаливает за сотню. Тематические сайты и видеохостинг YouTube пестрят кадрами аварий и ЧП, произошедших с палубными самолетами ВМС США.
Конечно, сторонники ВМС США сразу найдут оправдание – по состоянию на 2011 год авианосец «Нимиц» отметил 300 000-ную по счету посадку на свою палубу. Что означает сотня аварий на фоне сотен тысяч успешных посадок?
Ответ прост – московский аэропорт Домодедово ЕЖЕДНЕВНО обеспечивает по 300-350 посадок пассажирских авиалайнеров. Норму, для выполнения которой «Нимицу» понадобилось 40 лет, обычный аэропорт выполняет за 2-3 года! При этом, случаи крупных аварий в аэропорту исчисляются считанными единицами – буквально раз в 10 лет.
В принципе, вместо аэропорта Домодедово можно рассмотреть любую авиабазу ВВС США.
Вот такая статистика
Что же касается обычных крушений в воздухе и боевых потерь, произошедших на удалении в десятки и сотни миль от авианосца – данные случаи исключены из рассмотрения, т.к. такое возможно с любым самолетом ВВС и ВМС, независимо от способа его базирования.
Также, из обзора исключены морские навигационные происшествия – такие, как например столкновение авианосца «Джон Ф. Кеннеди» с крейсером «Белкнап» (1975 год, крейсер практически полностью уничтожен огнем) или посадка на мель атомного авианосца «Стеннис» (1999 г.) – подобные случаи справедливы для кораблей всех классов.
Интерес представляют только аварии в непосредственной близости от авианосного корабля, на его полетной или ангарной палубах, напрямую связанные со спецификой палубной авиации. И таких случаев, как мы видим было не мало.
А если вам показалось, что мало – вот еще один интересный эпизод:
25 января 1987 года, Ионическое море. Самолет радиотехнической разведки EA-3B «Скайуорриор», доложил на авианосец о критической неисправности, делающей невозможной посадку с использованием аэрофинишера.
На «Нимице» засуетились матросы, срочно убирая в стороны лишнюю авиатехнику и натягивая поперек палубы т.н. «баррикаду» (эластичную сеть) для торможения аварийного самолета. Увы, все окончилось для янки дурным образом – огромный «Скайуорриор» пробил баррикаду, грохнулся со всего маху о палубу и, поднимая фонтаны искр, свалился за борт. Экипаж из 7 человек погиб.
Чтож, бывает.
Эпилог
Скрестить самолет с кораблем – идея, в принципе, неплохая. Но всему есть свое время и место: то, что было здорово в годы Второй мировой войны, в наши дни превратилось в абсурд. Массогабаритные показатели и посадочные скорости современных реактивных машин настолько велики, что для посадки даже самого маленького боевого самолета («Хорнет») необходим корабль гигантских размеров. Настоящий «плавучий остров», чей жизненный цикл оценивается в 30-40 млрд. долларов (без учета стоимость эксплуатации авиакрыла).
Но, увы, как показывает практика, даже этого оказывается недостаточно для безопасной и эффективной работы авиации – палубные машины бьются, как пустые бутылки.
Ударная мощь плавучих аэродромов оказались ничтожна в любой из современных локальных войн (об их возможностях в глобальной войне даже не стоит упоминать) – несколько десятков машин с ограниченными ТТХ – пустое место на фоне тысяч самолетов ВВС. Что касается их пресловутой «мобильности» - в эпоху реактивных моторов, сверхзвуковых скоростей и возможности дозаправки в воздухе – потребность в «плавучих аэродромов» полностью отпадает.
Пора честно признаться, что авианосец устарел, как когда-то устарели парусные бригантины, весельные галеры и броненосцы русско-японской войны.
Сирийцы могут спать спокойно – пока на авиабазы на Ближнем Востоке не прибыла авиация ВВС США – войны не будет. Атомный супер-авианосец «Нимиц» может сколь угодно входить и выходить в Красное море, но его нелепые телодвижения не значат ничего в современных условиях.
А если янки все же отважатся отправить в Средиземное море «подмогу» - еще пару-тройку «плавучих аэродромов» класса «Нимиц», в этом случае Интернет переполнится видеосюжетами о новых крушениях на борту авианосцев. Палубная авиация ВМС США перебьется в авариях, но не выполнит поставленную задачу.
Общая нелогичность грядущей войны, помноженная на внутренние экономические проблемы европейских стран, дала закономерный результат – верные союзники США, все как один, отказались воевать под знаменами своего сюзерена.
К бойкоту присоединился Восток - не желая наживать себе новых проблем, Иордания отказалась предоставить свое воздушное пространство для самолетов ВВС США.
Молчит Израиль
Мировой тренд поддержал даже разбитый и разграбленный американцами Ирак – встав в гордую позу, иракцы запретили самолетам ВВС США показываться в небе над долиной Тигра и Евфрата.
Коалиция распадается на глазах, все планы летят в тартарары, пилоты «Страйк Иглов» грустят на авиабазе Маунтин-Хоум в штате Айдахо – похоже, что полетать в сирийском небе им теперь не удастся.
Американцам впору отказаться от своих планов – в условиях отсутствия поблизости необходимого количества авиабаз, ведение крупномасштабных боевых действий невозможно. Но нет!
Янки достают из рукава свой последний «козырь» - супер-корабли класса «Нимиц»!
Палубной авиации ВМС США не требуется чьё-либо согласие – плавучие аэродромы позволяют разместить самолеты в любом районе Средиземного моря и нанести удар по Дамаску прямо из нейтральных вод!
Ладно, не станем более издеваться над несчастными стратегами из Пентагона, бьющимися над решением невыполнимой задачи – даже пять «вундервафель» типа «Нимиц» не способны компенсировать отсутствие нормальных аэродромов. А палубные недосамолеты «Супер-Хорнет» выглядят посмешищем на фоне разрушительных «Страйк Иглов» и полчищ маленьких, но вертких и вездесущих F-16.
Очевидно, что авианосные ударные группы ВМС США, оставшись в одиночестве, войну с Сирией «не вывезут» – ведь за все 40 лет своей карьеры «Нимицы» ни разу не отважились «встать, и пойти в атаку в полный рост».
В 1991 году эти трусы и бездельники простояли полгода, ожидая, когда им на помощь слетятся ВВС Многонациональных сил – в то время, пока войска Хуссейна бесцеремонно оккупировали Кувейт и делили богатые трофеи.
Требовалось как можно скорее нанести контрудар, задержать наступление и не позволить иракцам закрепиться в Кувейте… Увы, американские авианосные группы не спешили «проецировать» свою силу.
Янки отлично понимали, что сунувшись в воздушное пространство Ирака силами авиакрыльев нескольких авианосцев, они всего лишь умоются кровью, потеряют полсотни машин, но ни на секунду не остановят наступление Навуходоносора* и Тавалкана.
Потому авианосцы стояли и ждали
Ждали, когда в регион прибудут 2000 боевых самолетов ВВС Многонациональных сил.
Впрочем, дело даже не в том, что авиакрыло авианосца выглядят жалким огрызком на фоне тысяч машин ВВС. Всякий раз, когда в поход идет авианосец, происходит ЭКШЕН с такими спецэффектами, которые не снились самому Стивену Спилбергу.
Авиация любит простор. Но вместо этого, её заталкивают на тесные палубы корабля.
Раскаленные выхлопы реактивных двигателей, сверкающие лопасти вертолетов, обилие взрыво- и пожароопасных предметов, снующие повсюду тягачи и ползающие троса аэрофинишеров, шипящие раскаленным паром катапульты, лифты-самолетоподъемники, элеваторы боеприпасов, подъемные отражательные щитки и тяжелые удары колес приземляющихся на палубу истребителей – посадочные скорости современных реактивных самолетов заметно превышают рубеж в 200 км/ч!
Все эти аттракционы сосредоточены на движущейся неустойчивой площадке размерами 18 200 кв. метров (2,5 футбольных поля).
Результат закономерен. Едва что-либо идет не по плану - малейшая искра, самопроизвольный запуск НУРС под крылом готового к вылету штурмовика или посадка одного самолета на другой (весьма распространенный сюжет в суматохе рабочих дней) – возникает такой ФЕЙРВЕРК, которому позавидует иной многомиллионный голливудский блокбастер. По палубе проносится огненный вихрь, поджигая сбившуюся в кучу авиатехнику – зачастую, уже заправленную и готовую к новому вылету. Рвущиеся бомбы и десятки тонн горящего авиационного керосина – ситуация принимает опасный оборот.
А сколько «радости» американцам доставляет безобидный, на первый взгляд, обрыв аэрофинишера!
Под носом у идущего полным ходом авианосца возникает всплеск – это свалился в воду самолет, унеся в один миг на дно 67 млн. долларов из американского бюджета (flyaway cost F/A-18E/F Super Hornet на 2012 год).
В это время на полетной палубе происходит настоящий хардкор – обрывки лопнувшего стального троса калечат матросов из палубной команды, попутно перерубая торчащие хвосты самолетов и вертолетов, припаркованных в кормовой части корабля.
В тесноте и в обиде
Каждый взлет и посадка грозят обернуться катастрофой - в таких условиях «Нимицам» лучше оставаться у пирса в Норфолке и не пытаться «проецировать силу» по всему миру.
Появляться у берегов Сирии им противопоказано –палубное авиакрыло может погибнуть задолго до того, как корабль достигнет зоны боевых действий - как это случилось с «Орискани», «Форрестолом» и «Энтерпрайзом».
Особенно дорого американским морякам обошелся пожар на ударном авианосце «Форрестол» (Тонкинский залив, 1967 год) – крупнейшая трагедия в современной истории ВМС США. В бушующем огне тогда погибло 134 человека, еще 161 моряк получил ранения и ожоги.
Причина? Самопроизвольный запуск 127 мм неуправляемой ракеты «Зуни» - сорвавшись с пилона штурмовика «Скайхоук», ракета врезалась в стоящие впереди, полностью заправленные и снаряженные самолеты. Результат: 17-часовой пожар, охвативший шесть палуб корабля, детонация девяти авиабомб на полетной палубе, сотни убитых и раненых среди экипажа. Корабль и его авиакрыло полностью утратили боеспособность, 21 сгоревший самолет был выброшен за борт (не считая поврежденной огнем авиатехники).
Не менее лютым оказался пожар на атомном «Энтерпрайзе» у прибрежья Гавайев (1969 год) – новейший супер-авианосец едва не погиб на учениях перед отправкой к берегам Вьетнама. Причина? Реактивная струя, случайно направленная на стеллаж с ракетами «Зуни» (все-таки теснота – страшная сила). Возгорание, самопроизвольный запуск НУРС – и далее по накатанной схеме: многочасовой пожар, разлив топлива из разбитых самолетов, взрывы на полетной палубе, 27 погибших и 120 обожженных моряков. Авиакрыло «Энтерпрайза» лишилось 15 самолетов.
Но самая бредовая история произошла на борту авианосца «Орискани» (1966 год) – матрос переносил связку сигнальных ракет, перекинув вытяжные шнуры через плечо. Одна из ракет за что-то зацепилась и случайно запустилась от рывка шнура. Матрос не растерялся и отбросил ей в сторону, попав на беду в ящик с такими же ракетами. Разлетающиеся по всему ангару «салюты» подожгли складированную авиатехнику – в борьбе с огнем погибло 44 человека, еще 156 серьезно пострадали. Сгорели практически все самолеты на ангарной палубе.
Немало бед натворил истребитель «Фантом», неудачно приземлившийся на палубу авианосца «Мидуэй» (1972 год) - «Фантом» на всем лету врезался в гущу припаркованных на палубе самолетов. Результат - досрочное списание восьми единиц авиатехники; потери среди личного состава - 5 погибших, 23 раненых.
Впрочем, зачем мы обсуждаем события 40-летней давности, когда есть более свежие примеры.
Вот, например, погром на палубе авианосца «Нимиц», 1981 год:
Приземляющийся самолет РЭБ EA-6B «Праулер» врезался в неудачно припаркованный вертолет «Си Кинг». Начавшийся пожар потушили быстро, на едва матросы попытались убрать обломки, прогремел взрыв ракеты «Сперроу», за ним последовало еще четыре взрыва. Результат: 14 убитых, 39 раненых. Сгорела вся стоявшая поблизости авиатехника: девять штурмовиков «Корсар», три тяжелых перехватчика «Томкэт», три самолета ПЛО S-3 «Викинг», A-6 «Интрудур», а также непосредственные виновники трагедии: EA-6B «Праулер» и вертолет «Си Кинг».
Другая любопытная история имела место в 1988 году. Во время похода в Аравийском море, на борту «Нимица» произошло ЧП из цикла «Восстание машин» - у штурмовика A-7E заклинило электрический спуск шестиствольной пушки «Вулкан». 4000 выстрелов в минуту!
Пушка буквально изрешетила стоявший впереди самолет-заправщик KA-6D. Данное обстоятельство лишь прибавило драматизма – из баков KA-6D выплеснулись и мгновенно воспламенились тонны авиакеросина, превратив самолет в бушующий огненный факел.
Пылающий танкер едва успели столкнуть за борт, но перед этим он успел поджечь 5 самолетов «Корсар», а также стоявшие на ближайшем споттинге «Викинг» и «Интрудер».
1991 год, снова отличился авианосец «Нимиц» (CVN-68) – в ночь с 12 на 13 июля на его палубе разбился F/A-18C «Хорнет» … дело, как говорится, житейское, если бы не один нюанс –покореженная горящая машина, покинутая экипажем, зацепилась за аэрофинишер и застыла посреди палубы, но её двигатели по-прежнему ревели в режиме «форсаж». Янки действительно повезло, что в тот монет поблизости не оказалось другой авиатехники или стеллажа с ракетами «Зуни».
Ситуацию спас отважный техник, сумевший проникнуть в кабину аварийного самолета и отключить двигатели.
1998 год, очередная авария на авианосце «Энтерпрайз» - самолет EA-6B «Праулер» проигнорировал запреты диспетчера и приземлился прямо на голову другому самолету – только что приземлившийся S-3 «Викинг» еще не успел покинуть ВПП и получил оглушительный удар в хвост.
А вот – свежие новости за 2011 год: многоцелевой истребитель-бомбардировщик F/A-18C Hornet взорвался и сгорел на катапульте при попытке взлета с атомного авианосца «Джон С. Стеннис». Сообщается о 10 пострадавших.
Да… как говорится, имея таких друзей, врагов не нужно.
Ущерб от действий палубной авиации колоссален – разумеется, мы политкорректно умолчали об обычных авиационных авариях, произошедших после взлета с катапульты или во время посадки на движущийся авианосец – таких как, например, гибель Кары Халтгрин – первой женщины-пилота палубной авиации, чей F-14 «Томкэт» упал в воду при заходе на посадку на авианосец «Авраам Линкольн» (1994 год).
Все эти случаи имеют одно простое объяснение: посадка на движущую стальную полосу ограниченной длины – задача не из легких; от пилотов требуется высочайшая квалификация и навык филигранного управления авиатехникой. Малейшая ошибка или резкий порыв ветра – и самолет скрывается в волнах за кормой корабля.
Еще чуть-чуть - и он бы зацепил другие машины
В действительности количество подобных случаев зашкаливает за сотню. Тематические сайты и видеохостинг YouTube пестрят кадрами аварий и ЧП, произошедших с палубными самолетами ВМС США.
Конечно, сторонники ВМС США сразу найдут оправдание – по состоянию на 2011 год авианосец «Нимиц» отметил 300 000-ную по счету посадку на свою палубу. Что означает сотня аварий на фоне сотен тысяч успешных посадок?
Ответ прост – московский аэропорт Домодедово ЕЖЕДНЕВНО обеспечивает по 300-350 посадок пассажирских авиалайнеров. Норму, для выполнения которой «Нимицу» понадобилось 40 лет, обычный аэропорт выполняет за 2-3 года! При этом, случаи крупных аварий в аэропорту исчисляются считанными единицами – буквально раз в 10 лет.
В принципе, вместо аэропорта Домодедово можно рассмотреть любую авиабазу ВВС США.
Вот такая статистика
Что же касается обычных крушений в воздухе и боевых потерь, произошедших на удалении в десятки и сотни миль от авианосца – данные случаи исключены из рассмотрения, т.к. такое возможно с любым самолетом ВВС и ВМС, независимо от способа его базирования.
Также, из обзора исключены морские навигационные происшествия – такие, как например столкновение авианосца «Джон Ф. Кеннеди» с крейсером «Белкнап» (1975 год, крейсер практически полностью уничтожен огнем) или посадка на мель атомного авианосца «Стеннис» (1999 г.) – подобные случаи справедливы для кораблей всех классов.
Интерес представляют только аварии в непосредственной близости от авианосного корабля, на его полетной или ангарной палубах, напрямую связанные со спецификой палубной авиации. И таких случаев, как мы видим было не мало.
А если вам показалось, что мало – вот еще один интересный эпизод:
25 января 1987 года, Ионическое море. Самолет радиотехнической разведки EA-3B «Скайуорриор», доложил на авианосец о критической неисправности, делающей невозможной посадку с использованием аэрофинишера.
На «Нимице» засуетились матросы, срочно убирая в стороны лишнюю авиатехнику и натягивая поперек палубы т.н. «баррикаду» (эластичную сеть) для торможения аварийного самолета. Увы, все окончилось для янки дурным образом – огромный «Скайуорриор» пробил баррикаду, грохнулся со всего маху о палубу и, поднимая фонтаны искр, свалился за борт. Экипаж из 7 человек погиб.
Чтож, бывает.
Эпилог
Скрестить самолет с кораблем – идея, в принципе, неплохая. Но всему есть свое время и место: то, что было здорово в годы Второй мировой войны, в наши дни превратилось в абсурд. Массогабаритные показатели и посадочные скорости современных реактивных машин настолько велики, что для посадки даже самого маленького боевого самолета («Хорнет») необходим корабль гигантских размеров. Настоящий «плавучий остров», чей жизненный цикл оценивается в 30-40 млрд. долларов (без учета стоимость эксплуатации авиакрыла).
Но, увы, как показывает практика, даже этого оказывается недостаточно для безопасной и эффективной работы авиации – палубные машины бьются, как пустые бутылки.
Ударная мощь плавучих аэродромов оказались ничтожна в любой из современных локальных войн (об их возможностях в глобальной войне даже не стоит упоминать) – несколько десятков машин с ограниченными ТТХ – пустое место на фоне тысяч самолетов ВВС. Что касается их пресловутой «мобильности» - в эпоху реактивных моторов, сверхзвуковых скоростей и возможности дозаправки в воздухе – потребность в «плавучих аэродромов» полностью отпадает.
Пора честно признаться, что авианосец устарел, как когда-то устарели парусные бригантины, весельные галеры и броненосцы русско-японской войны.
Сирийцы могут спать спокойно – пока на авиабазы на Ближнем Востоке не прибыла авиация ВВС США – войны не будет. Атомный супер-авианосец «Нимиц» может сколь угодно входить и выходить в Красное море, но его нелепые телодвижения не значат ничего в современных условиях.
А если янки все же отважатся отправить в Средиземное море «подмогу» - еще пару-тройку «плавучих аэродромов» класса «Нимиц», в этом случае Интернет переполнится видеосюжетами о новых крушениях на борту авианосцев. Палубная авиация ВМС США перебьется в авариях, но не выполнит поставленную задачу.
Читайте также:
"Истерика среди военных": В Киеве теряют самообладание - начались сплошные проверки. Умирать никто не хочет
Недавний удар возмездия по Киеву нанёс большой ущерб, притом не только благодаря точному попаданию "Кинжалов" по военным и энергетическим столичным объектам Украины, но благодаря тому, что ракеты украинского ПВО вновь упали на гражданские объекты, не успевая за нашим гиперзвуком – об этом вполне прямо высказываются жители Киева. Однако одним ударом всё не закончилось. "Истерика
Трамп ждёт встречи с Путиным. Как будут делить Украину? Прогнозы, инсайды, мнения
23.12.2024 21:13
Встреча с премьер-министром Словакии подошла к концу, однако, судя по всему, то, что она за собой несёт, окажет большое влияние на европейское сообщество как изнутри, так и снаружи. Трамп заявил, что ждёт встречи с президентом России Владимиром Путиным.
Немцы насыщают ВСУ перед атакой. Всё указывает на последний рывок
23.12.2024 23:53
Немцы накачивают ВСУ вооружением перед готовящейся атакой. Всё указывает на последний рывок. Возможен прорыв на двух направлениях.
"Львы Ким Чен Ына" уже перепугали Киев. Теперь очередь Ирана наводить ужас
23.12.2024 22:29
Украина готовится сеять панику? "Львы Ким Чен Ына" уже перепугали Киев, теперь очередь Ирана наводить ужас.
"Кинжал" атаковал директора ЦРУ, Путин анонсировал новый удар, в Одессе "началось!": СВОдка с фронта
23.12.2024 11:16
Западные аналитики горячо обсуждают удар по Киеву, Путин ужесточает риторику. В приграничье наши войска атакую противника по всему фронту, близится битва за Суджу.