Регистрация

Вторая жизнь советских «Орланов»

11.07.2020  12:51
1 898
0


Более полувека назад началась история отечественного атомного крейсерского флота, превратившаяся, к большому сожалению, в лебединую песню военно-морского могущества нашего государства.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

СССР не желал отставать от Соединённых Штатов, которые в 1961 году ввели в эксплуатацию первый в мире крупный надводный корабль с ядерной силовой установкой. Крейсер получил название Long Beach.


Этот титан водоизмещением в 16 тысяч тонн американцы создали для сопровождения атомного авианосца Enterprise, который также был уникальным кораблём в своём классе.

Москва намеревалась не допустить превосходства Вашингтона по атомному надводному флоту. В 1965 году в среде военных и корабелов развернулась дискуссия об облике будущего отечественного атомного крейсера. На тот момент в составе ВМФ находились четыре крейсера с котлотурбинной энергетической установкой.

Речь идёт о кораблях проекта 58, построенных в 1960-1965 годы. Несмотря на достаточно мощное и современное вооружение, по размерам и характеристикам они значительно уступали Long Beach.

Необходимо отметить, что в 1960-е годы СССР полагался прежде всего на противолодочные и противокорабельные возможности подводного атомного флота. В тогдашнем ВМФ наблюдался огромный крен в сторону развития именно этого компонента военно-морских сил.

Между тем за океаном и в СССР появлялись новые средства обнаружения и поражения субмарин и кораблей, которые имело смысл устанавливать на крупные надводные платформы и летательные аппараты. Именно атомные крейсера должны были восполнить наметившийся пробел в сфере борьбы с крупными надводными и подводными силами противника в разных районах Мирового океана.

Одними из главных требований к крейсерам нового типа стали практически неограниченная дальность хода и широкий спектр вооружения, что достигалось с помощью ядерной силовой установки и огромных габаритов. Собственно таким и получился «Киров», головной крейсер проекта 1144 «Орлан».

Корабль был заложен в 1973 году на Балтийском заводе (Ленинград) и вошёл в строй спустя чуть более семи лет.

«Киров» стал самым вооружённым и тяжёлым не авианесущим крейсером советского флота. Полное водоизмещение корабля составляло 280 тонн, длина корпуса —252 метра, ширина — 28,5 метра. Корабль оснастили реактором в 140 тысяч лошадиных сил и двумя котлами.

Программа строительства атомоходов проекта 1144 предусматривала передачу флоту семи кораблей. Даже для советской промышленности это была сверхзадача. В результате невероятные по габаритам и характеристикам корабли закладывались с большим интервалом.

Так, закладка второго «Орлана», получившего название «Фрунзе», состоялась в 1978 году, третьего («Калинин») — в 1983 году, четвёртого («Куйбышев») — в 1986 году. До распада СССР флоту удалось передать только эти четыре корабля. Строительство пятого по счёту крейсера — «Адмирала Кузнецова» — было заморожено осенью 1990 года.

В постсоветскую эпоху корабли получили новые названия, однако, по сути, на боевой службе остался только «Куйбышев», переименованный в «Петра Великого». Остальные три корабля — «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» находились на приколе в ожидании решения об их судьбе со стороны российского военно-политического руководства.

Несмотря на просьбы моряков сохранить в составе флота «Адмирала Ушакова» (бывший «Киров»), власти приняли решение утилизировать этот корабль. На металлолом уйдёт и «Адмирал Лазарев». Утилизацию двух крейсеров планируют завершить до конца 2021 года. Данный процесс обойдется бюджету в 2,7 миллиарда рублей.

Спасённый от распила «Адмирал Нахимов» последние годы проходит ремонт и модернизацию. Однако срок окончания работ постоянно сдвигается: первоначально назывался 2017 год, сейчас — 2022 год. Из-за задержки передачи флоту ползут вправо и сроки обновления «Петра Великого».

План модернизации по-прежнему скрыт от глаз общественности. Известно лишь, что оба корабля будут оснащены гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Тем не менее, учитывая полную деградацию вооружения на «Нахимове», можно предположить, что на корабле будут установлены абсолютно новые радиоэлектронные системы, механизмы, комплексы защиты и поражения.

Вторая жизнь крейсеров проекта «Орлан» — во многом вынужденная мера Кремля и Минобороны РФ. Атомоходы проекта 1144 были рассчитаны на срок службы в пределах 30-40 лет. Модернизация позволит России эксплуатировать данные корабли по меньшей мере полвека и не строить таким образом новые крупнотоннажные платформы.

Из-за закрытости огромного массива информации сложно оценить экономическую целесообразность инвестиций в программу поддержания боеспособности «Орланов». Если судить по расходам на модернизацию авианосца «Адмирал Кузнецов», то речь идёт о сумме в несколько десятков миллиардов рублей.

На эти деньги Россия могла бы построить по меньшей мере 3-4 фрегата проекта 22350, который считается единственным по-настоящему современным кораблём ВМФ дальней морской зоны (ДМЗ). Платформы этого типа не способны заменить атомные крейсера, которые объективно нужны российскому флоту, однако отечественный ВМФ переживает острую нехватку сил присутствия в ДМЗ.

Проблема «Орланов» в том, что это они всё равно не прослужат долго. При этом вероятность появления достойной замены (например, в лице эсминцев проекта «Лидер») невелика. Для строительства новых кораблей такой размерности в России пока нет ни стапелей, ни доков, ни, видимо, денег.

Ввод в строй «Адмирала Нахимова» усилит надводные силы ВМФ только в том случае, если в его составе останется «Пётр Великий». Судя по тому, что данный крейсер отправится на модернизацию, оба корабля будут одновременно находиться на боевой службе, дай Бог, 10-15 лет. За это время они могут совершить множество дальних походов.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Четыре МиГ-29 и системы С-300: Горели аэродромы. Офицеров НАТО срочно вывезли в Польшу
24.04.2024 14:18
После удара русской армии по объектам военной инфраструктуры в Днепропетровске появилась информация, что под удар попали и офицеры НАТО - выживших срочно доставили в соседнюю с Украиной Польшу для оказания медицинской помощи.
«Обратная» миграция: что творится в ЕС?
24.04.2024 16:03
www.belvpo.com
«Цивилизованная» Европа не сильно переживает о демографической ситуации на своих восточных окраинах, где сокращение численности населения становится проблемой. Виной всему миграция молодежи за лучшей жизнью и высокая смертность. По быстрому сокращению населения в лидерах Латвия, где на каждую тысячу человек «исчезает» 7,5. За ней следуют Литва и Болгария, где в год на каждую тысячу человек
"Обманки" с Лавровым не сработают: Русские не намерены останавливаться
24.04.2024 23:39
В Сети появились дискуссии, что якобы Буданов* запросил переговоры с Россией. Тезис появился после заявления штатного сотрудника ГУР Украины, доверенного лица Кирилла Буданова* и человека главы офиса президента Украины Евгения Шевченко.
Ответ на пробные полёты F-16. Самый мощный ЗРК, "сбивший 24 самолёта за пять дней", возвращается на СВО - инсайдеры
24.04.2024 08:00
x-true.info
Армия России не стала дожидаться, когда американская помощь будет доставлена Киеву, и в то время, как начались пробные полёты F-16 над Украиной, Москва анонсировала ответ: возвращение самого мощного ЗРК в мире - С-500 "Прометей". Министр обороны заявил, что комплексы С-500 поступят в войска в 2024 году, однако ряд источников указал на то, что ещё под Новый год наш ЗРК "сбил 24
Полковник, который должен прикончить главкома: Кто "похитил" офицера, взорвавшего "Северные потоки"
24.04.2024 07:44
x-true.info
"Пропал", но быстро "нашёлся" офицер, возглавлявший созданную американцами из украинских военных группу прикрытия для уничтожения "Северных потоков". Киеву пришлось смириться с ролью "плохого парня", но у украинской власти есть тут свой интерес, который называется Валерий Залужный. Лишь поэтому полковник Роман Червинский всё ещё жив. А в это время