Регистрация

Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем

08.09.2020  11:15
2 135
0


«Супер-Сухому» разрешили взлет. До конца года в воздух поднимется модификация истребителя Су-30СМ2. Его оснастили двигателем с изменяемым ветром тяги АЛ-41Ф-1С. Обновлена также авионика, оптика, радар и системы наблюдения. В перспективе планируется полностью заменить радиолокатор и довести до стандарта СМ2 уже имеющиеся у военного ведомства машины. Эксперты отметили, что сейчас Су-30СМ в базовой конфигурации являются самыми многочисленными современными воздушными средствами на вооружении России и ее ближайших союзников по ОДКБ.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Больший запас тяги


Получено одобрение на первый полет прототипа Су-30СМ2 с двигателем АЛ-41Ф-1С «изделие 117С», рассказали «Известиям» источники в Министерстве обороны и военно-промышленном комплексе. По утвержденному графику выполнения работ, с которым ознакомилось издание, в настоящее время авиастроители заключили контракт на проверку готовности новейшего самолета к выполнению первого полета. Ожидается, что в воздух «Супер-Сухой» поднимется до конца года.

Кроме того, доработана бортовая электроника, радар, оптико-локационная станция, расширен набор вооружения. В таком виде обновленный многофункциональный истребитель получил обозначение Су-30СМ2.

Во время визита в августе на Иркутский авиационный завод министр обороны Сергей Шойгу заявил, что до конца года его ведомство планирует подписать контракт на постройку 21 истребителя Су-30СМ2 и 25 учебно-тренировочных самолетов Як-130. Общая стоимость заказа составит более 100 млрд рублей.

Как ранее сообщали «Известия», с 2015 года ведется опытно-конструкторская работа по увеличению боевых возможностей и импортозамещению иностранных компонентов на базовом Су-30СМ, получившая обозначение «Адаптация-Су». В ее рамках самолет также дорабатывают для применения нового оружия класса «воздух–воздух» и «воздух–земля».

Первоначально планировалось усилить вооружение и изменить состав авионики. В таком виде самолет получил обозначение Су-30СМ1. В 2018 году стало известно о поручении президента России максимально унифицировать Су-30СМ и Су-35С. Для этого и началась подготовка варианта с АЛ-41Ф-1С и проработка возможности установки на него гораздо более мощного радара «Ирбис» вместо нынешнего «Барса». Индекс такого варианта был изменен на Су-30СМ2.

— Более мощный двигатель от Су-35 даст больший запас тяги. А это означает увеличенное количество боеприпасов и оборудования, которые самолет сможет иметь на борту, — рассказал «Известиям» заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. — Изменяемый вектор тяги дает самолету возможность вести маневренный воздушный бой. Это выгодная ситуация для истребителя, но она потребует соответствующего электронного оборудования и систем управления вооружением. Когда истребитель быстро изменяет свое положение, приборы должны уверенно отслеживать передвижение целей, а пилот — иметь возможность применить по ним ракеты «воздух–воздух».

Изделие 117С

Мощный двигатель АЛ-41Ф-1С с всеракурсным управляемым вектором тяги известен как «изделие 117С». Он уже отработан на современных серийных истребителях Су-35С. По сравнению с нынешней силовой установкой Су-30СМ тяга у него увеличена на 16%, до 14 500 кгс. Ресурс авиамотора повысился сразу в два раза, до 4 тыс. часов, без увеличения массы и габаритов.

Оснащенный плазменной системой зажигания АЛ-41Ф-1С более экономичен, чем установленный сейчас на «тридцатку» АЛ-31ФП. С тем же количеством топлива истребитель сможет находиться в воздухе дольше.

Увеличенная мощность нужна не только для создания запаса тяги. Она необходима для питания электроэнергией более современной бортовой авионики. Благодаря этому появилась возможность установить на самолете мощный радар с увеличенной дальностью обнаружения воздушных и наземных целей и обеспечить питанием систему радиоэлектронной борьбы.

Работы по интеграции на боевую машину обновленного на 80% двигателя совместно вели компания «Сухой», авиастроительная корпорация «Иркут» и моторостроительное объединение ОДК-УМПО.

По данным разработчика, новый двигатель не только повысит возможности машины в бою. Унификация упростит и удешевит обслуживание всего многочисленного парка самолетов, продлит срок службы уже закупленных Россией и ее союзниками Су-30СМ.

Экспортная душа

Су-30СМ для российских вооруженных сил создавали на базе прекрасно отработанной экспортной версии Су-30МК, ставшей хитом на международном оружейном рынке на рубеже веков. Более 300 самолетов этого семейства были поставлены в Индию, Алжир и Малайзию. Использование такой платформы позволило быстро создать ее модификацию для нашей страны и быстро развернуть серийное производство.

В марте 2012 года Минобороны подписало первый контракт на поставку 30 истребителей Су-30СМ. Уже в ноябре 2013-го стартовая тройка поступила на вооружение.

Сейчас «Сухие» тридцатой серии в базовом варианте СМ — самый многочисленный тип современных истребителей на вооружении России. Около 130 машин находятся в составе ВКС и Военно-морского флота. Закуплены они и другими странами — членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Несколько десятков Су-30СМ приобретены Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном.

В исходном варианте самолет сохранил многие экспортные черты. В составе его бортового оборудования была инерционно-спутниковая навигационная система INS/GPS Totem французской компании Thales. Индикатор на лобовом стекле (ИЛС) поставляла та же фирма. В одном из ранних прототипов был использован ИЛС от израильской компании Elbit Systems.

Работы по импортозамещению на Су-30СМ стартовали в 2015 году. В начале прошлого года на Иркутском авиазаводе отчитались о приближении к стопроцентному переходу на российские аналоги комплектующих.

С первых дней операции в Сирии в 2015 году для истребительного прикрытия в страну командировали четверку Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка. С тех пор такие самолеты ВКС и ВМФ постоянно присутствовали в арабской республике. Они не только патрулировали в воздухе и сопровождали бомбардировщики, но и сами регулярно наносили удары по позициям боевиков как управляемым, так и обычным оружием.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Удар по Чернигову. Провокация Киева – куда били ракеты? Последние подробности, кадры
19.04.2024 11:51
freedom-news.ru
Русская армия нанесла «ювелирный» удар по расположению противника в Чернигове. Киевские власти вновь пытаются повторить свою провокацию, как это было совсем недавно в Харькове.
Киев пересёк последнюю черту: Россия может нанести ядерный удар по Украине
19.04.2024 03:47
x-true.info
Россия может ответить Украине ядерным ударом. Последняя атака ВСУ на русскую территорию может спровоцировать ядерный удар.
Ловушка Сырского для русских, бунт десанта: Нюансы взятия Часового Яра глазами экспертов
19.04.2024 03:59
x-true.info
Часов Яр - одна из самых горячих точек на фронтовых картах СВО. Бои за него идут жаркие. Но оборона украинцев уже трещит по швам, о чём косвенно говорит бунт украинских десантников из 67-й бригады, отказавшихся идти на передовую. В то же время экспертов настораживает недавнее заявление главкома ВСУ о сроках взятия Часового Яра. Аналитики уверены: это больше смахивает на хитрую ловушку Сырского
"Ответки" за Джанкой пришлось ждать недолго: ВСУ не могут сосчитать потери после удара ВКС по Чернигову
18.04.2024 23:43
x-true.info
Вскоре после атаки ВСУ на Джанкой был нанесён массированный ракетный удар по трём регионам Украины, в том числе по Чернигову. После обстрела власти города обратились к жителям со странной просьбой.
СВО на паузу не поставим. Лавров озвучил ультиматум на случай новых переговоров с Киевом
19.04.2024 16:16
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заранее озвучил ультиматум на случай новых мирных переговоров с Киевом. Он подчеркнул, что СВО на паузу мы не поставим: "Мы не будем на период переговоров каких-либо делать пауз в боевых действиях".