Су-34 и Су-35 - основа обновленной авиации России?
Парк самолетов отечественных ВВС пополняется новым боевыми самолетами: фронтовым бомбардировщиком Су-34 и сверхманевренным фронтовым истребителем Су-35, по многим параметрам соответствующим истребителю пятого поколения, серийные поставки которого начнутся не ранее 2017 года. Оба самолета – многофункциональные машины. Су-34 не только может выполнять задачи дальнего бомбардировщика, но и вести воздушный бой. А истребитель Су-35 – наносить удары по наземным целям. Но видно не всем нравится такой расклад. Это можно объяснить противоречиями внутри нашего авиапрома.
В «Военно-промышленном курьере» № 37 от 25 сентября 2013 года опубликована статья «Авиационный разнобой», в которой справедливо поднимается далеко не новая тема – сокращение типов самолетов в парке ВВС.
В большой по объему публикации автор пытается доказать очевидное: разнотипный парк узкоспециализированных самолетов - это плохо, то есть дорого и неэффективно.
«Спасти ситуацию, считает автор, может только оптимизация расходов и частичный отказ от закупок запланированных в ГПВ-2020 боевых самолетов и модернизации парка уже имеющихся». И предлагает отказаться от бомбардировщиков Су-24 и Су-34 и возложить нанесение ударов по наземным целям на многофункциональный двухместный истребитель Су-30СМ, снабженный подвесными контейнерами с прицельной аппаратурой. Напомним, что Су-30СМ, это версия для российских ВВС, поставленного в Индию корпорацией «Иркут» многофункционального истребителя Су-30МКИ. Контакт на поставку 30 самолетов Су-30СМ для российских ВВС был заключен между Министерством обороны и ОАО «Корпорация «Иркут» еще при Сердюкове в марте 2012 года.
«Корпорация «Иркут», - пишет автор, - активно работающая на международном рынке, прекрасно понимает мировые тенденции. Закупаемый для ВВС России Су-30СМ легко может стать универсальной боевой платформой, тем более что сейчас на базе 929-го ГЛИЦа в Ахтубинске ведутся испытания подвесного прицельного контейнера разработки Уральского оптико-механического завода, которые должны завершиться в ближайшее время». После такого высказывания, понятно, чьи интересы представляет автор.
Ничтоже сумняшеся, он преподносит Су-34 и Су-35 как классический пример узкоспециализированных машин. «Несмотря на декларируемую возможность применения управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности, с воздушным противником Су-34 вряд ли справится. ОАК и руководство ВВС до сих пор не смогли внятно объяснить, зачем нужна бронированная титановая кабина, защищающая от огня стрелкового оружия и артиллерийских систем, на бомбардировщике, который работает на высоте более пяти тысяч метров и поражает цели высокоточным оружием, не входя в зону ПВО противника».
Непонятно, почему, по мнению автора, Су-34 вряд ли справится с воздушными целями? Совершенноерадиоэлектронное оборудования и ракеты «воздух-воздух», а также высокие летные и маневренные характеристики позволяют бомбардировщику Су-34 противостоять воздушному противнику. Поэтому он может рассматриваться и как многофункциональный самолет. А насчет бронированной титановой кабины, то Су-34 может совершать и низковысотные рейды, где немудрено попасть и под стрелково-артиллерийский огонь с земли. Кстати, Минобороны положительно оценило итоги боевого применения Су-34. Военные также отметили высокие эксплуатационные качества самолета. Конечно, в одночасье парк фронтовых бомбардировщиков не поменяешь. Поэтому придется поддерживать оставшиеся в строю Су-24 и его модификации. Но плановая замена Су-24 на Су-34 идет.
Автор пишет, что техническое обслуживание Су-34 и Су-35 сопряжено со значительными трудностями. Главным образом из-за дефицита специалистов, знакомых с новой техникой. «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в Воронеже должен каждый год выпускать несколько сотен офицеров-техников для обслуживания и эксплуатации самолетов новых типов».
Понятно, что перевод академий в Воронеж нанес определенный урон восполнению технических кадров. Но это не аргумент, чтобы отказываться от новых самолетов. Наоборот, новая техника – стимул для инженерно-технического роста и преподавателей и обучаемых. Оставаясь в пределах старых учебных программ, ВВС обрекут на отставание и учебные заведения и свой инженерно-технический состав. Так, что обновляться придется.
Что касается Су-35, то в отношении боевой эффективности этой машины автор более сдержан в своих негативных оценках. «Сверхманевренный Су-35, несмотря на заявления руководства ОАК, пока имеет ограниченные возможности по поражению наземных целей, однако радар «Ирбис» и комплект ракет «воздух-воздух» средней и большой дальности делает его грозным противником для самолетов и вертолетов».
Непонятно: «пока имеет ограниченные возможности по поражению наземных целей». Трудно сказать, что автор имел в виду автор под словом «пока». Может быть, то обстоятельство, что Су-30СМ – двухместный, а Су-35 – одноместный? И один из экипажа в Су-30СМ будет работать только по земле? А может, все режимы по земле не пока не испытаны?
Тем не менее, он предлагает, ограничить закупки Су-35, а вместо него дать зеленую улицу Су-30СМ. Но Су-30СМ – почти полный аналог Су-30МКИ. Хотя МКИ продается на внешнем рынке, его технический облик был сформирован в середине-конце 90-х годов. Для поддержания высокой конкурентоспособности России в сегменте тяжелых истребителей необходимо новое предложение. И это предложение - Су-35.
Су-35 –истребитель поколения «4++», где широко использованы технологии истребителя 5-го поколения. Самолет обладает рядом конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. Ему нет равных в своем классе по соотношению цены и качества. Отличительными особенностями Су-35являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.
Поскольку серийные поставки нашего Т-50 – самолета 5 поколения - возможны не ранее 2017 года, то начавшиеся поступление Су-35 в ВВС и обеспечит плавный переход к авиакомплексу нового поколения. Су-35 прикроет небо и на обороноспособности не скажется массовый выход из эксплуатации стоящих на вооружении самолетов предыдущего поколения.
Автора «авиационного разнобоя» все-таки упорно тянет в прошлое. На худой он конец предлагает возобновить работы по модернизации парка Су-27 в вариант «СМ3», но с установкой прицельных подвесных контейнеров. По этому поводу можно напомнить, что модернизация Су-27 имеет свои временные и технологические пределы. Ресурс модернизаций конечен. Нельзя топтаться на месте. Кто не идет вперед, тот отстает.
Поэтому стратегический курс ВВС и ОАК - перевооружение на новую авиатехнику.
В «Военно-промышленном курьере» № 37 от 25 сентября 2013 года опубликована статья «Авиационный разнобой», в которой справедливо поднимается далеко не новая тема – сокращение типов самолетов в парке ВВС.
В большой по объему публикации автор пытается доказать очевидное: разнотипный парк узкоспециализированных самолетов - это плохо, то есть дорого и неэффективно.
«Спасти ситуацию, считает автор, может только оптимизация расходов и частичный отказ от закупок запланированных в ГПВ-2020 боевых самолетов и модернизации парка уже имеющихся». И предлагает отказаться от бомбардировщиков Су-24 и Су-34 и возложить нанесение ударов по наземным целям на многофункциональный двухместный истребитель Су-30СМ, снабженный подвесными контейнерами с прицельной аппаратурой. Напомним, что Су-30СМ, это версия для российских ВВС, поставленного в Индию корпорацией «Иркут» многофункционального истребителя Су-30МКИ. Контакт на поставку 30 самолетов Су-30СМ для российских ВВС был заключен между Министерством обороны и ОАО «Корпорация «Иркут» еще при Сердюкове в марте 2012 года.
«Корпорация «Иркут», - пишет автор, - активно работающая на международном рынке, прекрасно понимает мировые тенденции. Закупаемый для ВВС России Су-30СМ легко может стать универсальной боевой платформой, тем более что сейчас на базе 929-го ГЛИЦа в Ахтубинске ведутся испытания подвесного прицельного контейнера разработки Уральского оптико-механического завода, которые должны завершиться в ближайшее время». После такого высказывания, понятно, чьи интересы представляет автор.
Ничтоже сумняшеся, он преподносит Су-34 и Су-35 как классический пример узкоспециализированных машин. «Несмотря на декларируемую возможность применения управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности, с воздушным противником Су-34 вряд ли справится. ОАК и руководство ВВС до сих пор не смогли внятно объяснить, зачем нужна бронированная титановая кабина, защищающая от огня стрелкового оружия и артиллерийских систем, на бомбардировщике, который работает на высоте более пяти тысяч метров и поражает цели высокоточным оружием, не входя в зону ПВО противника».
Непонятно, почему, по мнению автора, Су-34 вряд ли справится с воздушными целями? Совершенноерадиоэлектронное оборудования и ракеты «воздух-воздух», а также высокие летные и маневренные характеристики позволяют бомбардировщику Су-34 противостоять воздушному противнику. Поэтому он может рассматриваться и как многофункциональный самолет. А насчет бронированной титановой кабины, то Су-34 может совершать и низковысотные рейды, где немудрено попасть и под стрелково-артиллерийский огонь с земли. Кстати, Минобороны положительно оценило итоги боевого применения Су-34. Военные также отметили высокие эксплуатационные качества самолета. Конечно, в одночасье парк фронтовых бомбардировщиков не поменяешь. Поэтому придется поддерживать оставшиеся в строю Су-24 и его модификации. Но плановая замена Су-24 на Су-34 идет.
Автор пишет, что техническое обслуживание Су-34 и Су-35 сопряжено со значительными трудностями. Главным образом из-за дефицита специалистов, знакомых с новой техникой. «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в Воронеже должен каждый год выпускать несколько сотен офицеров-техников для обслуживания и эксплуатации самолетов новых типов».
Понятно, что перевод академий в Воронеж нанес определенный урон восполнению технических кадров. Но это не аргумент, чтобы отказываться от новых самолетов. Наоборот, новая техника – стимул для инженерно-технического роста и преподавателей и обучаемых. Оставаясь в пределах старых учебных программ, ВВС обрекут на отставание и учебные заведения и свой инженерно-технический состав. Так, что обновляться придется.
Что касается Су-35, то в отношении боевой эффективности этой машины автор более сдержан в своих негативных оценках. «Сверхманевренный Су-35, несмотря на заявления руководства ОАК, пока имеет ограниченные возможности по поражению наземных целей, однако радар «Ирбис» и комплект ракет «воздух-воздух» средней и большой дальности делает его грозным противником для самолетов и вертолетов».
Непонятно: «пока имеет ограниченные возможности по поражению наземных целей». Трудно сказать, что автор имел в виду автор под словом «пока». Может быть, то обстоятельство, что Су-30СМ – двухместный, а Су-35 – одноместный? И один из экипажа в Су-30СМ будет работать только по земле? А может, все режимы по земле не пока не испытаны?
Тем не менее, он предлагает, ограничить закупки Су-35, а вместо него дать зеленую улицу Су-30СМ. Но Су-30СМ – почти полный аналог Су-30МКИ. Хотя МКИ продается на внешнем рынке, его технический облик был сформирован в середине-конце 90-х годов. Для поддержания высокой конкурентоспособности России в сегменте тяжелых истребителей необходимо новое предложение. И это предложение - Су-35.
Су-35 –истребитель поколения «4++», где широко использованы технологии истребителя 5-го поколения. Самолет обладает рядом конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. Ему нет равных в своем классе по соотношению цены и качества. Отличительными особенностями Су-35являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.
Поскольку серийные поставки нашего Т-50 – самолета 5 поколения - возможны не ранее 2017 года, то начавшиеся поступление Су-35 в ВВС и обеспечит плавный переход к авиакомплексу нового поколения. Су-35 прикроет небо и на обороноспособности не скажется массовый выход из эксплуатации стоящих на вооружении самолетов предыдущего поколения.
Автора «авиационного разнобоя» все-таки упорно тянет в прошлое. На худой он конец предлагает возобновить работы по модернизации парка Су-27 в вариант «СМ3», но с установкой прицельных подвесных контейнеров. По этому поводу можно напомнить, что модернизация Су-27 имеет свои временные и технологические пределы. Ресурс модернизаций конечен. Нельзя топтаться на месте. Кто не идет вперед, тот отстает.
Поэтому стратегический курс ВВС и ОАК - перевооружение на новую авиатехнику.
Викентий Жарков
Читайте также:
Что обещали Киеву до удара "Орешником"? Три самых жёстких варианта действий
23.11.2024 13:23
Эта неделя разделила мир на до и после. После того, как ВСУ нанесли удар по России с наведением американскими специалистами, только ленивый не говорил об ответном ударе России. Все понимали, что ответ будет. Но никто и подумать не мог о применении "Орешника".
Выяснилось, какие разрушения «Орешник» нанес «Южмашу»
22.11.2024 22:58
На Украине продолжают изучать последствия «явления «Орешника»: территория завода «Южмаш» в Днепре до сих пор оцеплена сотрудниками СБУ. Туда никого не пускают кроме военных специалистов. Между тем от осведомленных источников уже поступают данные, что же именно разрушено.
Названы сроки начала Третьей мировой войны
22.11.2024 23:01
Политолог Владимир Корнилов не исключил, что в оставшийся период 2024 года может развернуться глобальный конфликт. По мнению аналитика, за последнее время риск начала Третьей мировой войны сильно возрос.
Разработка "Орешника" стала возможной благодаря США
"Не Россия, а именно США разрушили систему международной безопасности", - резюмировал Путин. Ранее разработка ракеты с такими характеристиками, как у "Орешника", была невозможна.
Многоступенчатая спецоперация подняла ракету из прошлого: Загадка секретного полигона
23.11.2024 12:53
Россия в ходе сложной многоступенчатой операции, включавшей пуск загадочной ракеты, разговор официального представителя МИД Марии Захаровой по телефону перед включённым микрофоном и, наконец, вечернее обращение президента, показала миру, что у нас есть новое гиперзвуковое оружие.