Регистрация

Индия наращивает морскую мощь

09.10.2013  11:56
2 580
0




Виктор Комардин, заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт»
Коллаж Андрея Седых (фото Михаила Ходаренка)



Рособоронэкспорт принял участие в NAMEXPО 2013 – первой международной военно-морской выставке и конференции, которая прошла в Индии, в порту города Кочина с 23 по 27 сентября 2013 года. Под эгидой единственного государственного спецэкспортера свою продукцию представили предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) – центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», «Судоэкспорт», а также Научно-производственное объединение «Марс» и компания «Аквамарин».

Главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» побеседовал в Кочине с заместителем генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Виктором Михайловичем Комардиным.

«ВПК»:
Виктор Михайлович, конкуренция на рынке вооружений и военной техники постоянно растет. Какие тенденции в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве приходится ожидать в ближайшее время? Будет ли снижение российской доли на индийском рынке вооружений при прогнозируемых 40 процентах или доля будет стабильной?

– Индийский потенциал в финансовой сфере и задачи, стоящие перед правительством Индии по закупкам вооружений, очень большие. А возможности нашего экспорта ограниченны. Чисто физически есть определенные пределы, учитывая большой объем работ по нашему гособоронзаказу, который, безусловно, в приоритете. И тут виновата не техника, ее качество и боевые возможности, а организационные вопросы. А у Индии очень большие потребности и самые разные пожелания. По факту наш экспорт в Индию постоянно растет, но рост импортных потребностей с ее стороны еще круче. Так и получается ниша, в которую идут другие страны. Плюс ко всему Индия всегда думает о диверсификации, о связях с другими государствами. Ведь в военно-техническом сотрудничестве на первом месте стоит политика. С кем ты торгуешь, с тем ты соответственно и не воюешь. Линия Индии в принципе миролюбивая. Поэтому она через ВТС пытается укрепить и расширить связи с разными странами. Но при этом наша доля в абсолютных цифрах не уменьшается и ключевые оборонные проекты реализуются именно с Россией. Но в относительных цифрах – а это уже игры со статистикой – она может смотреться меньше. Например, если 40 лет назад мы были единственными, но объем был небольшой, то сейчас объем гораздо больше, но появились и другие игроки, и наша доля уменьшилась.

«ВПК»: Я правильно понимаю, в цифрах объем экспорта растет, а на долю вообще внимания уделять не стоит?

– Конечно. Более того, очень важен еще такой фактор. На долю России приходится больше всего проектов по промышленному сотрудничеству. Мы практически создали индийский авиапром – пять крупнейших заводов из семи нами созданы. Не американцами, не французами. По сухопутной тематике тоже несколько заводов нами построено. Вот эта производственная и технологическая кооперация и есть главный залог стабильности в будущем.

«ВПК»: Какова судьба индийского авианосца «Викрант»? Оказываем ли мы помощь индийской стороне в строительстве данного авианосца? Если оказываем, то в каком объеме и на каких условиях?

– Объемы и условия – это не так важно. Дело в том, что все индийские проекты, а их сейчас 46, строятся на индийских верфях. Они все сооружаются по принципу участия разных судостроительных фирм по заявкам индийцев. Они сами решают, какую систему или агрегат у кого купить. Мы участвуем примерно в восьми-десяти проектах. Но частично даже больше – если брать отдельные агрегаты, системы. В том числе работаем и по «Викранту». Мы делаем там одно, второе, третье. Но весь корабль они сами делают. Если по-крупному, то за нами все, что касается авиагруппы и авиационного оборудования, включая аэрофинишеры.

«ВПК»: Несколько слов о «Викрамадитье». Такого проекта, как у нас с Индией, еще не было ни у одной страны мира. Когда все-таки ожидается передача, успеет ли он до конца года прибыть в Индию?

– Есть графики. Мы рассчитываем, это произойдет в I квартале 2014 года. 15 ноября мы сдаем его на Севмаше. Затем его приведут в порядок, после чего он уже своим ходом пойдет в Индию. Я думаю, что в январе прибудет. Плюс-минус.

«ВПК»: Скажите, пожалуйста, про приближающийся тендер на подводные лодки проекта Р-75. Как вы оцениваете шансы России на победу в этом тендере?

– Тендер еще не объявлен. Мы все находимся в стадии предварительного ознакомления с проектом. Индийские эксперты, которые занимаются этим проектом, объезжают страны – производители дизельных подводных лодок и изучают проекты с точки зрения мореходности, вооружения, шумности и так далее. Естественно, каждая страна уговаривает и доказывает, что их лодка лучше. Почему? Потому что на стадии информационного запроса RFI (Request for Information) можно как-то косвенно повлиять на выработку технических характеристик и требований, которые уже будут заложены во второй части, когда будут раздавать приглашения на тендер – RFP (Request for Proposal). Это очень важно, потому что в зависимости от того, какие характеристики будут заложены в этом RFP, сразу же будет видно, кто попадает лучше, а кто хуже. Поэтому мы сейчас находимся на стадии, когда рассказываем про наши возможности, про нашу воздухонезависимую установку, вооружение и объясняем, почему проект с нашим участием будет самым лучшим и выигрышным.

«ВПК»: А в чем наше преимущество перед другими участниками?

– Наше очевидное преимущество в более совершенных системах вооружения лодки. Здесь нам просто нет равных – и это абсолютно объективная оценка. В остальном – надо вникать в детали.

«ВПК»: Сейчас Индия выступает за создание совместных предприятий с иностранными партнерами по типу «БраМоса». На ваш взгляд, какие системы, компоненты могли бы производиться нашими странами как совместные предприятия в сфере ВМС? Какие самые перспективные проекты?

– Не совсем правильный вопрос. Таких систем десятки на одном корабле. Как это делается? Индия, у которой есть финансовые возможности, заинтересована в создании современного ВПК. Покупать готовое сейчас, как это было раньше, уже не совсем целесообразно. Поэтому летом этого года был выпущен очередной нормативный индийский документ в сфере закупок вооружений – Процедура оборонных закупок (DPP-2013, Defence Procurement Procedure). Что это такое? Министерство обороны рекомендует в обязательной форме вначале делать первичные закупки у местных индийских фирм. А вот индийские фирмы, если сами не могут производить требуемые образцы, должны уже сами искать себе иностранных партнеров для организации производства в Индии. В том случае, когда индийские фирмы сами или на субконтракте с иностранцами не смогут ничего предложить, только тогда Министерство обороны будет обращаться за границу. Поэтому уже сейчас все приличные судоверфи и производители оборудования – двигателей, радиолокационного оборудования, оружия – все побежали по главным производителям соответствующих агрегатов. Например, по дизельным лодкам – к нам, немцам, французам. Это один аспект. Следующий аспект – это офсет, до 40 процентов офсет. Что это означает? Что нужно передать технологии и организовать производство в Индии с местными фирмами по этим агрегатам. Более чем с 20 фирмами мы провели переговоры за первые дни работы салона, и все они в основном касались вопросов закупок индийского оборудования для российских платформ. Очень много фирм приходило для ознакомления, обмена информацией и презентациями.

«ВПК»: Можно немного поподробнее рассказать, о каких темах шла речь на переговорах с этими фирмами?

– Хотел бы внести небольшое уточнение. Все думают, что за проект отвечает какая-то там верфь. На самом деле и сложность проекта, и время для его реализации в основном зависят от производителей агрегатов, систем. Потому что верфь – это в первую очередь формирование корпуса корабля. Далее – начинка. Локация, оружие, монтаж разнообразного оборудования. Все это очень важные вещи. Когда идет ремонт лодки или корабля, ремонтируют не корпус, который построила судоверфь, а ремонтируют агрегаты и системы. Именно они выходят из строя. Поэтому за верфями стоят сотни фирм, и наша задача свести их с российскими субподрядчиками.

Относительно тематики переговоров с этими фирмами, то это гидравлические системы для подводных лодок, опреснительные установки, холодильные машины, насосы, вентиляция, дизель-генераторы, противопожарные системы, текущие вопросы по ремонту, аккумуляторные батареи. Кстати, у Индии очень неплохие свои аккумуляторные батареи. Помимо этого, проговаривали вопросы создания ремонтных мощностей в разных организационных вариантах.

«ВПК»: То есть обращаются с просьбой о совместном предприятии? Какая форма сотрудничества самая востребованная?

– Все зависит от сложности. Первое, самое простое – покупают у нас лицензию за деньги. Мы за деньги обучаем их специалистов в России и потом по контракту, когда они ремонтируют, мы сертифицируем за деньги их участки. Они за деньги покупают нестандартное оборудование. Для разных систем разное – все покупают. И дальше контракт на командирование наших специалистов в Индию. Чтобы помогать, если что-то не так складывается. Потом тестовое оборудование. Это самое простое с точки зрения организации.

Но как показывает практика, на первом этапе ремонт получается не очень качественный, а лодке или кораблю все равно, что первый, что второй ремонт. Надо, чтобы все было сделано. Поэтому вторая форма сотрудничества – это предложение о создании совместного предприятия. Почему? Потому, что когда есть доля российского производителя там и в руководстве, он сразу сделает так, как надо, как он знает. У него будет чувство ответственности за качество. Далее, когда там на постоянной основе присутствует значительное число российских специалистов, то это уже гарантия качества. По индийскому законодательству в сфере производства только до 26 процентов иностранного участия, а в сфере послепродажного обслуживания – до 49 процентов. Поэтому с точки зрения гарантии качества, лучше, когда мы создаем с индийцами совместное предприятие.

«ВПК»: Вопрос с возможным строительством фрегатов проекта 11356 остается открытым. Есть ли вероятность того, что следующая серия фрегатов будет построена силами индийской стороны?

– В судостроении первый корабль самый дорогой и с самыми большими недостатками, поскольку на этом этапе идет фактически штучный товар. А когда идет длинная серия – это дешевле, эффективнее и качественнее, тем более на «Янтаре» все производственные процессы полностью отработаны. В принципе индийская сторона может их попробовать сделать у себя. Но в этом случае надо покупать лицензию, обучать специалистов, закупать оборудование для производства. А это дополнительные расходы и плюс первый корабль, конечно, будет с некоторыми недоработками. И сделают его лет через 10–15. Если все взвесить, надо это индийскому флоту? К тому же мы можем по офсету поставить на фрегаты российской постройки индийские агрегаты и системы, что не скажется на сроке производства и будет полностью согласовываться с новой закупочной политикой.

«ВПК»: Что можно сказать об итогах выставки NAMEXPO 2013?

– Надо понимать, что это первая индийская морская выставка и она, естественно, небольшая. Но у них идея какая – у них есть самостоятельная выставка по авиации в Бангалоре (Aero India) и смешанная выставка в Дели (Defexpo) – море и сухопутье. Но учитывая значимость морской составляющей для ВПК Индии, они решили организовать морскую. Проблема в том, что объявили об этой выставке в конце мая, а это очень поздно. Тем не менее мы собрались и сделали, а другие – нет. Это говорит об отношении. Дело в том, что когда организаторы в какой-то стране хотят провести выставку, им же хочется, чтобы она была эффектной, чтобы она освещалась в прессе, показала возможности. А это все зависит от иностранного участия. Так вот никто не приехал на государственном уровне так, как мы. Вы же не видите здесь США, Израиль, ФРГ, Италию. Считаю, что это очень важно. А на нашем стенде написано – RUSSIA. И это не просто так, красным по белому. Рособоронэкспорт есть, Ростех есть. Все. Это о чем-то говорит? И вот тогда делаются выводы…



Читайте также:
Финальный аккорд: после паузы Россия наносит решающие удары по электростанциям Украины
03.02.2026 16:21
x-true.info
Энергетическое перемирие, о котором просил Трамп, продержалось меньше суток после заявленного срока. Россия нанесла массированные удары по ГЭС, ТЭЦ и подстанциям от Киева до Винницы. Искандеры, Цирконы, Герани и Торнадо-С бьют без пощады. Почему эта пауза стала гениальной ловушкой, и что ждёт Украину дальше — в нашем материале.
В Германии раскрыли отчаяние Зеленского на переговорах
02.02.2026 19:21
То, как киевский лидер ведёт себя за закрытыми дверями, вызвало недоумение даже у его союзников.
Новый «договорняк» на горизонте: почему Абрамовича вытащили из тени именно сейчас
02.02.2026 23:58
x-true.info
Роман Абрамович внезапно «обеднел» в СМИ, хотя яхты и миллиарды на детях целы. Зачем Ходорковский* и западные СМИ раздувают эту историю именно сейчас? Ответ прост: готовится новый раунд закулисных переговоров по Украине в Абу-Даби, и олигарх снова нужен как посредник. Разбираем, кто и зачем тянет Россию в «договорняк».
17 "Искандеров" в одну точку: "Похоже, бункер Зеленского". 8 часов ада. Сверхсекретный объект, ТЭЦ, АЭС – всё
03.02.2026 15:04
Более 30 "Искандеров", "Цирконы", "Калибры", Х-101 и Х-22, а вместе с ними под 1000 "Гераней" – на Украине начался девятый час ада. Под ударом логистика, мосты, склады, военное производство и склады, а также энергетика.
«Мы первыми сорвали перемирие»: откровение на украинском телевидении (Видео)
02.02.2026 23:31
freedom-news.ru
Украинцы нарушили режим прекращения огня, в результате чего Россия теперь проводит обстрелы