Зачем Путину потребовалось еще больше власти?

Пару дней назад Владимир Путин внес в Государственную Думу пакет поправок к Конституции РФ. Если излагать предложения президента кратко, то Верховный суд и Высший арбитражный суд объединяются в единую структуру. Объединенный Верховный суд будет состоять из 170 судей, причем отбирать их будет специальная комиссия. Это дает возможность для «перетряски» состава что Верховного, что уходящего в прошлое Высшего арбитражного судов. Но это еще не все. Существенных полномочий лишается генеральный прокурор. Ранее прокуратура была основана на принципе единоначалия. Это значило, что заместители генерального прокурора избирались Советом Федерации по его предложению, а прокуроры регионов назначались генпрокурором по согласованию с местными властями.
Теперь же власть генерального прокурора будет резко сокращена. Уже не он, а президент будет предлагать Совету Федерации кандидатов на должности заместителей генпрокурора. Что касается региональных прокуроров, то их будет назначать президент РФ. Иначе говоря, с единоначалием генерального прокурора будет покончено.
Казалось бы, что это существенно меняет? Ведь генеральный прокурор, как этого и требует традиция, скорее всего, согласовывал кандидатуры своих замов, да и региональных прокуроров в администрации президента. Однако его лидерство все же сохранялось: предлагать кандидатов должен был он сам, и вряд ли кто-то мог занять должность его зама без согласия «ока государева». Теперь же замов генпрокурору можно назначать через его голову. Это значит, что он уже не будет контролировать Генпрокуратуру, в которой образуется «коллективное руководство». То же самое можно сказать и про назначения прокуроров на местах.
Иначе говоря, даже формальная независимость прокуратуры от верховной власти рассеивается как дым. О чем это говорит?
Наивные и доверчивые люди утверждали, что Путин строит некое «корпоративное» государство, эдакую правую диктатуру, которая вся будет держаться на корпорациях. Следует только учесть, что слово «корпорация» означает в данном контексте не «очень большую компанию», концерн, как все привыкли думать, а нечто иное. Корпорация в этом смысле похожа на средневековый цех. То есть это самоуправляющаяся и автономная от власти организация, имеющая, тем не менее, некоторое отношение к осуществлению власти.
Например, покойная Академия наук от имени государства управляла большей частью российских научных исследований и ученых. При этом свое начальство она избирала сама: президент РАН избирался академиками и лишь в последние годы утверждался президентом РФ. Это высокая степень автономии.
Той же высокой степенью автономии обладали суды. Верховный суд и Высший арбитражный суд проводили свои пленумы, принимали решения, избирали часть руководства самостоятельно. Теперь эта автономия будет ограничена в связи с неизбежной «перетряской» состава Верховного суда. Ведь создается прецедент. Если можно принять закон, в соответствии с которым можно заставить «несменяемых» судей снова проходить процедуру утверждения на должность, – значит, это можно сделать и второй раз, и третий. Судьи ВС перестают быть пожизненными сверхфигурами. Они и раньше-то не особо активно пользовались своей автономией от власти, а сейчас и вовсе прекратят делать это под лозунгом «как бы чего не вышло».
То же самое касается и Генпрокуратуры. Она, конечно, не обладала внутренним самоуправлением. Точнее, «внутренним самоуправлением» обладал только генпрокурор. Согласно концепции Генпрокуратуры, он – полновластный хозяин в ведомстве, автономный от органов федеральной власти. Теперь ограничили и его.
То есть проводится политика, противоположная построению «корпоративного государства». Крупные корпорации, доставшиеся с советских времен, вроде РАН, Верховного суда и Генпрокуратуры, рушатся, лишаются и так хлипкой автономии и переподчиняются президентской власти.
В нашей стране президенту подчинены все ветви власти. Он назначает правительство, но не несет ответственности за его деятельность. Он контролирует судебную власть через назначение судей, прокуратуру – через назначение и возможность смещения генпрокурора. Государственную Думу он может распустить. Половина Совета Федерации назначается губернаторами, которые могут быть уволены президентом. Так контролируются и региональная исполнительная власть, и верхняя палата российского парламента. Вторая половина Совфеда формируется региональными законодательными собраниями, которые президент также имеет право распустить, «если что».
Иначе говоря, президентская власть у нас похожа на королевскую власть в Англии – тоже почти неограниченную. Британская королева возглавляет правительство, является частью парламента и контролирует судебную систему через Тайный совет. Разница в том, что королева не правит лично. Она – скорее председатель совета директоров, чем генеральный директор. Поэтому если правительство консерваторов потерпит поражение на выборах – оно уйдет в отставку, и его сменят лейбористы. А в наших условиях президент лично в ответе за все происходящее в стране. Правительство, даже крайне непопулярное, никогда не меняется в результате выборов. Это создает уязвимость в системе.
Британская королева имеет неограниченную власть, которая рассматривается теоретиками как резервные полномочия. Иначе говоря, если будет кризис, она вмешается. Не будет кризиса – демократия будет функционировать «на автопилоте». У нас же президентские сверхполномочия используются ежечасно. Страна насажена на знаменитую вертикаль власти и при этом не предусмотрена смена чиновников в результате всенародного волеизъявления.
Практика показывает, что в случае обрушения подобной системы власти вместе с ней в хаос впадает и государство в целом. Спасти его могли бы корпорации, но власть сознательно их разрушает. Она думает, что тем самым усиливает себя, но на деле подтачивает основания своего господства.
Павел Святенков
Читайте также:
Россия впервые запустила особую ракету по ВСУ? На Украине уже считают километры
19.12.2025 09:59
На Украине заявили о применении Россией новой версии оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер-М" с повышенной дальностью стрельбы.
Фронт на пороге перелома: Путин нанесёт ещё три финальных удара? 300 лодок у Днепра ждут команды на штурм Херсона
Одесса уже четвёртые сутки во тьме: без света более 62 тыс. абонентов, запчастей для подстанций почти не осталось. Эксперты предупреждают — ещё три массированных удара, и энергетика Украины рухнет к Новому году.Тем временем Россия готовит штурм Херсона: накоплено около 300 лодок для форсирования Днепра под командованием «самого хитрого генерала» Михаила Теплинского. Прорывы в Запорожье и
СБУ "уничтожила" МиГ-31 и ЗРК "Панцирь" в Крыму. Европа в панике от возможной конфискации 127 млрд долларов
СБУ хвастается «уничтожением» МиГ-31 и «Панциря» в Крыму — но фото целой техники вызвали только смех в сети. Москва готовит мощный экономический ответ Западу: Европа в панике от возможной конфискации 127 млрд долларов активов. На фронте ВС РФ реализуют стратегический замысел — синхронное давление по всем направлениям перегрузило оборону ВСУ.
Путин предостерегает Европу: "Подсвинки" в истерике от жёсткого сигнала Москвы
Владимир Путин на коллегии Минобороны назвал европейских лидеров "подсвинками" — точная метафора агрессивных и неуправляемых политиков ЕС, рвущихся поживиться на "развале" России. Запад взорвался: от обиды и истерики в СМИ до неверных переводов и призывов к эскалации. Москва даёт ультиматум — уймитесь, иначе последствия. Анализ причин, реакции и тенденций: почему Европа