Россия получила превосходящий F-35 истребитель
Российская армия получила первый серийный образец истребителя Су-57 – машины, которая, как считается, превосходит американские аналоги. Такие самолеты в связке с боевыми дронами должны стать основой воздушных войн будущего. Но достаточно ли нашим ВКС тех нескольких десятков самолетов, которые им передадут в ближайшие восемь лет?
Воздушно-космические силы (ВКС) России получили на вооружение первый серийный истребитель пятого поколения Су-57, сообщил в пятницу источник РИА Новости. Чуть позже стало известно, что переданная военным машина пройдет испытания в Государственном летно-испытательном центре в Ахтубинске. После них самолет будет направлен в строевую часть.
Таким образом, можно констатировать – впервые с момента распада Советского Союза отечественная боевая авиация получила в распоряжение принципиально новую машину. Разработка будущего «пятьдесят седьмого» в рамках проекта «Перспективный авиакомплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) началась в первой половине 2000-х.
В мае куратор оборонпрома, вице-премьер Юрий Борисов сообщал, что истребитель пятого поколения Су-57 в ходе государственных испытаний подтвердил практически все заложенные при проектировании требования. Собственно, акт приема-передачи первого серийного «пятьдесят седьмого» был подписан еще несколько недель назад, сообщил источник, знакомый с ситуацией. Ранее появились сообщения о том, что в 2021 году военное ведомство получит еще четыре Су-57.
В дальнейшем темпы передачи этих истребителей для нужд ВКС планируется довести до полутора десятков машин в год. «В результате подписанный в 2019 году контракт на 76 Су-57 до 2028 года однозначно будет выполнен в срок», – сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
Многофункциональный истребитель Су-57 (или в кодификации НАТО, Felon – в переводе с английского «Преступник») предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Самолет может развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, имеет радиопоглощающее покрытие по технологии «стелс», а также новейший комплекс бортового оборудования.
Одна из особенностей Су-57 – внутрифюзеляжное вооружение: ракеты и бомбы могут располагаться на восьми точках подвески внутри фюзеляжа, в дополнение к нескольким внешним точкам подвески под крыльями.
Самолет может быть оснащен боеприпасами класса «воздух – воздух» (включая новые управляемые ракеты малой дальности РВВ-МД), ракетами класса «воздух – поверхность» и авиабомбами. Добавим, что новый истребитель должен получить помощника с большими возможностями – в связке с Су-57 способен действовать тяжелый ударный беспилотник «Охотник». Ранее газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала об этом аппарате и о технологиях искусственного интеллекта, который он может использовать.
В справочнике World Air Forces 2021, выпущенным на днях британским профильным журналом Flight International, отмечалось, что Россия получила свой самый совершенный истребитель. И как отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин,
Две другие державы, как нетрудно догадаться – Соединенные Штаты с их F-22 Raptor и F-35 Lightning, и Китай c его «Чэнду J-20». По оценке, которую в прошлом году дали аналитики американского издания National Interest, по большинству тактико-технических характеристик Су-57 оказывается предпочтительнее, чем F-35.
То, что армия начала получать новейшие истребители, не может не обнадеживать, учитывая довольно долгую и сложную историю от чертежа до «железа». Будущий Су-57 начали разрабатывать в конструкторском бюро имени Сухого почти двадцать лет назад, как замену Су-27. Первый полет машина, которая тогда носила название ПАК ФА Т-50, совершила еще в 2010 году, мелкосерийную сборку опытных образцов начали три года спустя, а в 2017-м прошли полетные испытания истребителя с новым двигателем второго этапа.
Но, как отмечала газета ВЗГЛЯД, лучшему российскому истребителю пришлось в буквальном смысле бороться за выживание. Первый Су-57 должны были передать в войска еще в 2019-м. Однако ровно год назад произошло ЧП, которое серьезно подпортило репутацию этого истребителя. В этот день примерно в ста километрах от аэродрома Дзёмги в Хабаровском крае самолет рухнул на землю. Летчик катапультировался и не пострадал, удалось избежать и разрушений на земле – истребитель упал в тайгу. Но был нанесен серьезный удар по проекту (утверждалось, что рухнула именно та машина, которую планировали передать в ВКС).
По одной из версий, причиной прошлогодней аварии стали неполадки с «изделием 117» – двигателем первого этапа. Это же «изделие», запущенное в серию, стоит в том числе на самолете, который сейчас передан армии. Двигатель второго этапа, который по топливной эффективности и удельной тяге будет превосходить нынешний, находится в стадии доработки – работы планируется завершить к 2022 году.
Справедливости ради, Су-57 за десять лет с момента первого полета лишь трижды попадал в сводки авиапроисшествий: в 2011 году из-за возможного помпажа двигателя, в 2014-м – из-за локального возгорания над правым воздухозаборником, и уже упомянутый прошлогодний инцидент на Дальнем Востоке. Для сравнения: истребители F-35 за время разработки пережили как минимум семь аналогичных по масштабу инцидентов.
«Очень ценно, что не гнались за скорейшим принятием Су-57 на вооружение и тщательно доводили до ума долгие годы, – отметил Кашин. – У американцев серийный F-35 и первые серийные, выпущенные еще в старые времена, F-22 были непригодны к боевому использованию и остаются такими до сих пор. А у нас самолеты «обкатаны» в том числе и в условиях Сирии». Подобно тому, как Су-27 обеспечил нас на 40 лет вперед платформой для создания боевых машин различных типов, сейчас в лице Су-57 Россия получила такую же базовую платформу на десятилетия вперед, констатировал военный эксперт. По мнению Кашина, с одной стороны, новая машина будет обеспечивать наши задачи безопасности, а с другой – займет видное место в нашем оружейном экспорте.
«Немаловажно, что Су-57 способен применять вооружение как старых разработок, которые стояли еще в СССР, так и современных, перспективных, которые еще разрабатываются», – в свою очередь отметил заслуженный летчик России, генерал-майор Владимир Попов. При этом, отметил он, новый истребитель способен поражать и наземные, и воздушные, и морские цели. «Следовательно, его цена–качество будут обеспечивать нам более высокую боеготовность и боеспособность, чем ранее. Мы сможем одним самолетом заменить тяжелый Су-27 и легкий МиГ-29», – добавил Попов.
Впрочем, отметил Кашин, принятие на вооружение Су-57 не означает отказа от машин четвертого поколения, которые еще могут послужить в возможных конфликтах будущего. Так поступает и Китай, который параллельно с J-20 разрабатывает новые модификации предыдущих образцов и расширяет их производство, «и даже ВВС США, которые финансируются за счет «денег из воздуха», не зная ограничений».
«Истребители пятого поколения – верхний и самый сложный элемент боевой авиации.
Они должны сыграть важнейшую роль в борьбе за господство в воздухе и поражать наиболее защищенные объекты обороны противника.
В нашем случае – это самолет, который имеет совершенную РЛС с фазированной антенной решеткой, на котором реализована пониженная заметность во всех спектрах. У него также есть инновационная защита от приближающихся ракет и многое другое», – пояснил эксперт.
Как в свою очередь указал генерал-майор Попов, новый истребитель может работать и в качестве разведчика, и в качестве постановщика помех. «Это можно делать в комплексе с ударным тяжелым БПЛА С-70 «Охотник» или другими малоразмерными беспилотными самолетами, в том числе ударными и разведывательными. Самолет будет использоваться комплексно, в том числе и со средствами ПВО», – полагает заслуженный военный летчик России.
Кашин также полагает, что совместное применение таких истребителей с ударными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) – дело ближайшего будущего. «Более дешевые беспилотники отвлекают от себя часть истребителей противника. Кроме того, они способны нести дополнительную полезную нагрузку, расширяя таким образом возможности самолета в несколько раз, – пояснил военный эксперт. – При этом в мирное время БПЛА не расходуют так ресурс, как большие самолеты, им не нужно совершать такое количество испытательных полетов, что дает значительный прирост военно-воздушных сил».
Если действия в связке с беспилотниками – задача ближайшего будущего, то поставки серийных самолетов – дело решенное. Но, отметил Попов, почти 80 единиц, которыми обещают снабдить ВКС до 2028 года – это, безусловно, недостаточно. «Это стандартная схема, ведь это лишь первый заказ. Когда истребитель будет массово использоваться в войсках, будут обнаружены различные недостатки, и самолет будут модернизировать, – пояснил эксперт. – Еще таких заказов нужно оформлять минимум три–пять, чтобы покрыть возможность замены всех самолетов, стоящих сейчас на вооружении».
И следует ждать доработки двигателя второго этапа, добавил Попов. «Пока самолет работает на тех двигателях, которые у нас эксплуатируются на самолетах Су-30СМ, Су-32, Су-34. Это очень хороший двигатель, вполне адекватный для этого самолета. Но в загашнике у нас есть «изделие 30», на которое мы рассчитываем. Более мощный, более экономичный и более легкий, сделанный по технологиям уже XXI века», – отметил военный эксперт.
Воздушно-космические силы (ВКС) России получили на вооружение первый серийный истребитель пятого поколения Су-57, сообщил в пятницу источник РИА Новости. Чуть позже стало известно, что переданная военным машина пройдет испытания в Государственном летно-испытательном центре в Ахтубинске. После них самолет будет направлен в строевую часть.
Таким образом, можно констатировать – впервые с момента распада Советского Союза отечественная боевая авиация получила в распоряжение принципиально новую машину. Разработка будущего «пятьдесят седьмого» в рамках проекта «Перспективный авиакомплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) началась в первой половине 2000-х.
В мае куратор оборонпрома, вице-премьер Юрий Борисов сообщал, что истребитель пятого поколения Су-57 в ходе государственных испытаний подтвердил практически все заложенные при проектировании требования. Собственно, акт приема-передачи первого серийного «пятьдесят седьмого» был подписан еще несколько недель назад, сообщил источник, знакомый с ситуацией. Ранее появились сообщения о том, что в 2021 году военное ведомство получит еще четыре Су-57.
В дальнейшем темпы передачи этих истребителей для нужд ВКС планируется довести до полутора десятков машин в год. «В результате подписанный в 2019 году контракт на 76 Су-57 до 2028 года однозначно будет выполнен в срок», – сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
Многофункциональный истребитель Су-57 (или в кодификации НАТО, Felon – в переводе с английского «Преступник») предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Самолет может развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, имеет радиопоглощающее покрытие по технологии «стелс», а также новейший комплекс бортового оборудования.
Одна из особенностей Су-57 – внутрифюзеляжное вооружение: ракеты и бомбы могут располагаться на восьми точках подвески внутри фюзеляжа, в дополнение к нескольким внешним точкам подвески под крыльями.
Самолет может быть оснащен боеприпасами класса «воздух – воздух» (включая новые управляемые ракеты малой дальности РВВ-МД), ракетами класса «воздух – поверхность» и авиабомбами. Добавим, что новый истребитель должен получить помощника с большими возможностями – в связке с Су-57 способен действовать тяжелый ударный беспилотник «Охотник». Ранее газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала об этом аппарате и о технологиях искусственного интеллекта, который он может использовать.
В справочнике World Air Forces 2021, выпущенным на днях британским профильным журналом Flight International, отмечалось, что Россия получила свой самый совершенный истребитель. И как отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин,
«мы стали третьей страной в мире, принявшей на вооружение истребитель пятого поколения, сделанный собственной промышленностью».
Две другие державы, как нетрудно догадаться – Соединенные Штаты с их F-22 Raptor и F-35 Lightning, и Китай c его «Чэнду J-20». По оценке, которую в прошлом году дали аналитики американского издания National Interest, по большинству тактико-технических характеристик Су-57 оказывается предпочтительнее, чем F-35.
То, что армия начала получать новейшие истребители, не может не обнадеживать, учитывая довольно долгую и сложную историю от чертежа до «железа». Будущий Су-57 начали разрабатывать в конструкторском бюро имени Сухого почти двадцать лет назад, как замену Су-27. Первый полет машина, которая тогда носила название ПАК ФА Т-50, совершила еще в 2010 году, мелкосерийную сборку опытных образцов начали три года спустя, а в 2017-м прошли полетные испытания истребителя с новым двигателем второго этапа.
Но, как отмечала газета ВЗГЛЯД, лучшему российскому истребителю пришлось в буквальном смысле бороться за выживание. Первый Су-57 должны были передать в войска еще в 2019-м. Однако ровно год назад произошло ЧП, которое серьезно подпортило репутацию этого истребителя. В этот день примерно в ста километрах от аэродрома Дзёмги в Хабаровском крае самолет рухнул на землю. Летчик катапультировался и не пострадал, удалось избежать и разрушений на земле – истребитель упал в тайгу. Но был нанесен серьезный удар по проекту (утверждалось, что рухнула именно та машина, которую планировали передать в ВКС).
По одной из версий, причиной прошлогодней аварии стали неполадки с «изделием 117» – двигателем первого этапа. Это же «изделие», запущенное в серию, стоит в том числе на самолете, который сейчас передан армии. Двигатель второго этапа, который по топливной эффективности и удельной тяге будет превосходить нынешний, находится в стадии доработки – работы планируется завершить к 2022 году.
Справедливости ради, Су-57 за десять лет с момента первого полета лишь трижды попадал в сводки авиапроисшествий: в 2011 году из-за возможного помпажа двигателя, в 2014-м – из-за локального возгорания над правым воздухозаборником, и уже упомянутый прошлогодний инцидент на Дальнем Востоке. Для сравнения: истребители F-35 за время разработки пережили как минимум семь аналогичных по масштабу инцидентов.
«Очень ценно, что не гнались за скорейшим принятием Су-57 на вооружение и тщательно доводили до ума долгие годы, – отметил Кашин. – У американцев серийный F-35 и первые серийные, выпущенные еще в старые времена, F-22 были непригодны к боевому использованию и остаются такими до сих пор. А у нас самолеты «обкатаны» в том числе и в условиях Сирии». Подобно тому, как Су-27 обеспечил нас на 40 лет вперед платформой для создания боевых машин различных типов, сейчас в лице Су-57 Россия получила такую же базовую платформу на десятилетия вперед, констатировал военный эксперт. По мнению Кашина, с одной стороны, новая машина будет обеспечивать наши задачи безопасности, а с другой – займет видное место в нашем оружейном экспорте.
«Немаловажно, что Су-57 способен применять вооружение как старых разработок, которые стояли еще в СССР, так и современных, перспективных, которые еще разрабатываются», – в свою очередь отметил заслуженный летчик России, генерал-майор Владимир Попов. При этом, отметил он, новый истребитель способен поражать и наземные, и воздушные, и морские цели. «Следовательно, его цена–качество будут обеспечивать нам более высокую боеготовность и боеспособность, чем ранее. Мы сможем одним самолетом заменить тяжелый Су-27 и легкий МиГ-29», – добавил Попов.
Впрочем, отметил Кашин, принятие на вооружение Су-57 не означает отказа от машин четвертого поколения, которые еще могут послужить в возможных конфликтах будущего. Так поступает и Китай, который параллельно с J-20 разрабатывает новые модификации предыдущих образцов и расширяет их производство, «и даже ВВС США, которые финансируются за счет «денег из воздуха», не зная ограничений».
«Истребители пятого поколения – верхний и самый сложный элемент боевой авиации.
Они должны сыграть важнейшую роль в борьбе за господство в воздухе и поражать наиболее защищенные объекты обороны противника.
В нашем случае – это самолет, который имеет совершенную РЛС с фазированной антенной решеткой, на котором реализована пониженная заметность во всех спектрах. У него также есть инновационная защита от приближающихся ракет и многое другое», – пояснил эксперт.
Как в свою очередь указал генерал-майор Попов, новый истребитель может работать и в качестве разведчика, и в качестве постановщика помех. «Это можно делать в комплексе с ударным тяжелым БПЛА С-70 «Охотник» или другими малоразмерными беспилотными самолетами, в том числе ударными и разведывательными. Самолет будет использоваться комплексно, в том числе и со средствами ПВО», – полагает заслуженный военный летчик России.
Кашин также полагает, что совместное применение таких истребителей с ударными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) – дело ближайшего будущего. «Более дешевые беспилотники отвлекают от себя часть истребителей противника. Кроме того, они способны нести дополнительную полезную нагрузку, расширяя таким образом возможности самолета в несколько раз, – пояснил военный эксперт. – При этом в мирное время БПЛА не расходуют так ресурс, как большие самолеты, им не нужно совершать такое количество испытательных полетов, что дает значительный прирост военно-воздушных сил».
Если действия в связке с беспилотниками – задача ближайшего будущего, то поставки серийных самолетов – дело решенное. Но, отметил Попов, почти 80 единиц, которыми обещают снабдить ВКС до 2028 года – это, безусловно, недостаточно. «Это стандартная схема, ведь это лишь первый заказ. Когда истребитель будет массово использоваться в войсках, будут обнаружены различные недостатки, и самолет будут модернизировать, – пояснил эксперт. – Еще таких заказов нужно оформлять минимум три–пять, чтобы покрыть возможность замены всех самолетов, стоящих сейчас на вооружении».
И следует ждать доработки двигателя второго этапа, добавил Попов. «Пока самолет работает на тех двигателях, которые у нас эксплуатируются на самолетах Су-30СМ, Су-32, Су-34. Это очень хороший двигатель, вполне адекватный для этого самолета. Но в загашнике у нас есть «изделие 30», на которое мы рассчитываем. Более мощный, более экономичный и более легкий, сделанный по технологиям уже XXI века», – отметил военный эксперт.
Читайте также:
Минус самолёты, аэродромы, газ - F-16 не спасли: Таких ударов Киев ещё не видел
Россия нанесла массированный удар по энергетической системе Украины. После ударов миллионы остались без света. Основными целями ударов также стали предприятия военно-промышленного комплекса противника.
Прощай, Бескидский тоннель: Реальная цель для "Орешника" и большой привет Польше
Президент России Владимир Путин заявил, что Минобороны подыскивает цели для новой русской ракеты "Орешник". Военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко считает, что одной из первых таких мишеней может стать Бескидский тоннель. И тогда же будет передан большой привет Польше.
С новым контрнаступлением Киеву придется пробиваться через заросли "Орешника"
Возвращение Дональда Трампа в Белый дом и его намерения как можно быстрее остановить конфликт на Украине пугают киевскую хунту и ее пока еще правящих покровителей до умопомрачения. Ничем иным не объяснить самоубийственные разрешения на дальние удары западным оружием и внезапно заведенные Киевом разговоры об очередном "контрнаступе".
Украина накопила 200 ракет для "обезглавливающего" удара: Storm Shadow и ATACMS полетят в Крым и Казань?
Вероятность большой атаки ракетами по России – ближайшие два месяца. Daily Mail волнуется – это не спасет Британию. Байден запросил у Конгресса восемь млрд долларов для Украины.
Облака плазмы. Почему "Орешник" можно сравнивать с ядерным оружием
Насколько можно судить из тех материалов, которые уже опубличены, включая видеозаписи ударов "Орешником" по цели на Украине, он несёт шесть боевых блоков, каждый из которых самостоятельно поражает цель.